Теоретические основы организации экскурсионной деятельности для разных слоев населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы для разных слоев населения.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность экскурсии
2. Изучить технологию подготовки экскурсии

Файлы: 1 файл

экс.docx

— 48.61 Кб (Скачать файл)

«Теоретические  основы организации экскурсионной  деятельности для разных слоев населения»

Москва, 2008

Введение

Выбирая тему курсовой работы, я решила остановиться на таком актуальном вопросе в наше время, как теоретические  основы организация экскурсионной  деятельности для разных слоев населения.

Чем обусловлена актуальность этой темы:

Современный этап развития нашей страны отличается динамизмом и качественными изменениями  во всех сферах общественной жизни. Процесс  обновления затронул все без исключения политические, экономические и социальные институты, в том числе и сферу  экскурсионного туризма.

Экскурсионный туризм, который  в недалеком прошлом был ведущей  отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными  темпами развития, в настоящее  время, как и вся туристическая  сфера, переживает глубокий кризис.

Для него стали характерны следующие особенности, которые  раньше не наблюдались:

ярко, выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг  как внутри страны, так и за ее пределами стали школьники;

отсутствие экскурсионных  программ для разных слоев населения;

резкое сокращение тематики экскурсий;

дефицит квалифицированных  экскурсоводов и гидов-переводчиков, способных обеспечить высокое качество экскурсии;

растет число «подпольных» экскурсоводов.

Еще одна серьезная проблема в организации экскурсионного туризма - несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг.

Спрос на экскурсионно-туристическое  обслуживание формирует всю совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуг) потребительских стоимостей, способных  удовлетворить запросу экскурсантов и туристов, и классифицируются как  категория потребительского спроса. Сегодня туристу мало купить просто тур и получить оплаченное обслуживание. Ему необходимо иметь возможность  пользоваться дополнительными услугами, в том числе и услугами экскурсовода. Кроме того, проблема межсезонья, как  в крупных туристических центрах  и курортах, так и в малых, решается сегодня также при помощи огромного  разнообразия местных программ. В  которые включены экскурсионные  маршруты. Поэтому в настоящее  время актуальность экскурсионного дела как сферы услуг не вызывает сомнения, играя ключевую роль в  развитии рыночной экономики, она также  является и ее важным элементом.

Для решения поставленных задач была проанализирована научная  литература классиков российского  экскурсоведения:

- Кулаева К.В. «Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы»;

- Емельянова Б.В. «Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов»;

- Долженко Г.П. «Экскурсионное дело»;

- Емельянова Б.В. «Экскурсоведение».

Цель исследования - определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы для  разных слоев населения.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие и  сущность экскурсии

2. Изучить технологию  подготовки экскурсии

3. Исследовать методику  и технику проведения экскурсии.

Объектом исследования данной работы является технология подготовки к экскурсии и особенности  ее проведения.

Предметом исследования - организация  экскурсионной деятельности для  разных слоев населения.

Необходимо констатировать тот факт, что одной из важных составляющих «туристического продукта»  является экскурсионная программа. От того, насколько грамотно она  составлена и на каком уровне проводятся экскурсии, зависит впечатление  от того места, в котором мы побывали.

1. Понятие и  сущность экскурсии

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский  язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Экскурсия - методически  продуманный показ достопримечательных  мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся  перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Рассмотрим несколько  формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных  изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия - есть - прогулка, ставящая своей задачей  изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М.П. Анциферов, 1923 г.) Характеризуя место экскурсионной деятельности во внешкольной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия - это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т.д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).

Приведем также одно из последних по времени опубликования  определений: «Экскурсия - особая форма  учебной и внеучебной работы, в  которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода и  руководимых им школьников-экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории  и культуры, памятные места, природа  и др.) или в специально созданных  хранилищах коллекций (музей, выставка)».

Рассмотрим толкования термина  «экскурсия», данные в различных  словарях и энциклопедиях. Самое  раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав». В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».

Подробное пояснение термину  «экскурсия» дает Большая советская  энциклопедия (1933 г., т. 63, с. 316): «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…».

В Толковом словаре русского языка (под руководством Л.Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».

В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия - коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».

В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный  на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских  институтов и т.д.

При рассмотрении понятия  «сущность экскурсии» необходимо иметь  в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.). Впервые о закономерности экскурсий  было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г.

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых  раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.

Увидеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии  всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в  условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.

Умение видеть, как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в  экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного  характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках - задача, всегда требующая  больших знаний и навыков.

Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении  дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии.

Одна из задач экскурсии - выработать у экскурсантов отношение  к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к  материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Дать оценку - значит составить  представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества. Оценка экскурсии - это выводы экскурсанта, к которым  его подводит экскурсовод.

Отношение к экскурсии  нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие каких-либо действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился  писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.

В этом процессе большую  роль играют материал экскурсии, подача его экскурсоводом, «угол зрения»  на событие и оценка его экскурсоводом, а также убежденность экскурсовода в своей правоте. Главное в  этом процессе - проблема понимания. Большинство  экскурсантов воспринимают точку зрения экскурсовода, которая становится основой  понимания материала и выработки  отношения к предмету показа и  рассказа.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия - сумма знаний, в специфической  форме сообщаемых группе людей, и  определенная система действий по их передаче.

2. Технология подготовки  экскурсии

Создание экскурсии - сложный  процесс, требующий от организаторов  экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии - это  всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми  запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.

В основу подготовки любой  экскурсии должны быть положены главные  принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь  обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, так  же следует учитывать на какую  целевую аудиторию рассчитана экскурсия.

Для разработки новой экскурсионной  темы создается творческая группа экскурсоводов  в составе обычно 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем.

Наиболее целесообразно  обязанности в процессе подготовки экскурсии распределить в соответствии с определенными подтемами. Каждый член творческой группы должен подготовить  свой материал, который далее объединяется и редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать  интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов.

Выделяют несколько этапов создания экскурсии:

1 этап: Определение цели  и задач экскурсии

Работа над любой новой  экскурсией начинается с четкого  определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно  вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории  и культуры и другие объекты.

Целями экскурсии могут  быть:

- воспитание патриотизма

- интернациональное воспитание

- трудовое воспитание

- эстетическое воспитание

- экологическое воспитание

- показ достижений города в экономике страны

- показ исторической роли города

- знакомство с творчеством выдающегося архитектора

- знакомство с особенностями природы края

- воспитание любви и уважения к родине,

- расширение кругозора

- получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.

Задачи экскурсии более  локальны, конкретнее, чем цель.

Задачи экскурсии - достичь  целей путем раскрытия ее темы.

Цели и задачи определяют окончательный отбор экскурсионных  объектов, маршрут экскурсии, содержание экскурсионного рассказа, подбор наглядных  пособий из «портфеля экскурсовода», эмоциональный настрой экскурсии  и отдельных ее частей.

2 этап: Выбор темы экскурсии

Каждая экскурсия имеет  свою определенную тему. Это то, что  положено в ее основу, на чем строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных  объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые  имеют обширную информацию и могут  включаться в несколько различных  экскурсий.

Темами экскурсий могут  быть архитектура старого города, творчество литераторов, живших в данном городе, история одной из значительных улиц города, показанная через архитектурные  памятники, лекарственные растения степи, экологическое состояние  зеленого ожерелья города, экономическое  его развитие и многое другое.

Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного  создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему.

Информация о работе Теоретические основы организации экскурсионной деятельности для разных слоев населения