Теоретические основы организации экскурсионной деятельности для разных слоев населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы для разных слоев населения.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность экскурсии
2. Изучить технологию подготовки экскурсии

Файлы: 1 файл

экс.docx

— 48.61 Кб (Скачать файл)

2. дать кратковременный  отдых экскурсантам. Она не несет  какой-либо смысловой нагрузки. Это  особенно важно для тех, кто  еще не привык к такой активной  форме культурно-просветительной  работы, как экскурсия.

Пауза в загородных экскурсиях совмещается с отдыхом, который  в соответствии с существующим порядком предоставляется экскурсоводу: 15 минут  по истечении каждого часа работы. Этот отдых может быть суммирован и использован экскурсоводом  в конце экскурсии. В экскурсиях также могут быть паузы - свободное  время, используемое для приобретения сувениров, печатной продукции, утоления жажды, а также для санитарных остановок в продолжительных  экскурсиях.

Техника использования «портфеля  экскурсовода». Содержание портфеля экскурсовода, его значение и роль в использовании  методических приемов показа имеет  отношение к методике подготовки и проведения экскурсии. Каждый экспонат - фотография, рисунок, репродукция  картины, портрета, чертежа, копия документа - имеет свой порядковый номер. Это  определяет последовательность демонстрации данного экспоната экскурсантам. Экспонат может быть показан экскурсоводом с его рабочего места, передан в руки экскурсантов по рядам для более подробного ознакомления.

Иногда в соответствии с методической разработкой экскурсовод  организует проигрывание магнитофонных  и видеозаписей. Важно заранее  проверить исправность аппаратуры, наличие необходимых записей, обеспечить слышимость для всех участников экскурсии. Экскурсовод должен уметь пользоваться этой аппаратурой.

Во время проведения экскурсий  используются элементы ритуала. Экскурсанты  в местах захоронений и мемориалов чтят память погибших минутой молчания, присутствуют при смене почетного  караула, участвуют в шествиях и  митингах. Экскурсоводу необходимо знать  порядок возложения цветов, прохождения  экскурсантов в местах расположения братских могил и обелисков, участия  в почетном карауле, в минуте молчания, правила поведения у Вечного  огня и на местах захоронения героев гражданской, Великой Отечественной  войны. Перед началом экскурсии  экскурсовод обо всем сообщает, подчеркивая  значение соблюдения ритуала при  посещении исторических мест.

экскурсия проведение показ  достопримечательность

Заключение

Реформирование общественно-политического  строя и социально-экономические  преобразования в нашей стране, появление  платежеспособной части населения  обусловили возникновение спроса на экскурсионные услуги. Экскурсионную  деятельность характеризуют два  основных вида ее социальных функций, определяющих особенности ее влияния  на общественную жизнь. С одной стороны, с помощью экскурсий можно  сравнительно быстро оздоровить рыночную экономику, как в целом, в крупных  регионах, так и в отдельных  городах. С другой стороны, велико воспитательное значение экскурсии, основанное на использовании  ценностей культуры, педагогических и духовных традиций отечественной  культуры.

Возможности использования  богатства нравственного, эстетического  содержания экскурсионных программ, служение экскурсионного дела духовности, красоте образа жизни имеет большую  популярность и оказывает положительное  влияние на сферы общества.

В целом обновленный формат экскурсионной деятельности позволяет  открыть рабочие места, обеспечить - занятость населения, способствовать подъему образовательного и культурного  уровня населения, изменить к лучшему  быт горожан и увеличить их интерес к собственному городу, придать  своим домам, улицам, паркам красивый, привлекательный облик.

Экскурсионный туризм, который  в недалеком прошлом был ведущей  отраслью туристско-экскурсионного обслуживания в России и характеризовался стабильными  темпами развития, в настоящее  время, как и вся туристическая  сфера, переживает глубокий кризис.

Для него стали характерны следующие особенности, которые  раньше не наблюдались:

- ярко, выраженная сезонность, обусловленная тем, что основным потребителем экскурсионных услуг как внутри страны, так и за ее пределами стали школьники;

- резкое сокращение тематики экскурсий;

- дефицит квалифицированных экскурсоводов и гидов-переводчиков, способных обеспечить высокое качество экскурсии;

- растет число «подпольных» экскурсоводов.

Еще одна серьезная проблема в развитии Российского экскурсионного туризма - несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг. Спрос на экскурсионно-туристическое обслуживание формирует всю совокупность вещественных (предметов потребления) и невещественных (в форме услуг) потребительских  стоимостей, способных удовлетворить  запросу экскурсантов и туристов, и классифицируются как категория  потребительского спроса.

Реализация развития экскурсионного бизнеса возможна при выполнении ряда условий, важнейшие, из которых:

- перспективное планирование развития и размещения материально-технической базы как целостного комплекса туристско-экскурсионного обслуживания;

- создание единой методики статистического учета всего контингента туристов и экскурсантов;

- ориентация финансово-хозяйственной деятельности туристско-экскурсионных организаций на повышение экономической эффективности функционирования материально-технической базы посредством дифференцированных нормативов фондоемкости, фондозатрат, фондоотдачи.

- кооперирование инвестиционных потенциалов организаций, ведомств и частных лиц, заинтересованных в развитии материально - технической базы туризма.

В то же время, именно в сфере  экскурсионного туризма возможно в  кратчайшее время создать качественный внутренний продукт, с заданным свойствами и удовлетворяющий спросам самых  различных категорий потребителей. Одно из основных условий для создания этого продукта - культурно исторический потенциал. Второе условие, которое  обеспечит создание экскурсионного продукта, - наличие кадров, способных  решить эту задачу, подготовка которых  ведется в РМАТ и других высших учебных заведениях страны. Однако только наличие этих важных условий  не может обеспечить развитие экскурсионного туризма. Для успешного его развития необходимы также эффективная реклама, организационная и финансовая помощь государства.

Список литературы

1. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 272 с.

2. Емельянов Б.В. Организация работы курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов. - М.: Турист, 1989. - 118 с.

3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: Советский спорт, 2000. - 224 с.

4. Кулаев К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы. - М.: Турист, 2004.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Теоретические основы организации экскурсионной деятельности для разных слоев населения