Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:24, курсовая работа
Цель исследования - определить сущность основных этапов разработки экскурсионной программы для разных слоев населения.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность экскурсии
2. Изучить технологию подготовки экскурсии
Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.
Общими требованиями к названию экскурсии считаются следующие: индивидуальность, точность, образность, легкость запоминания и воспроизводства, благозвучие, отсутствие отрицательных ассоциаций, содержательный смысл.
3 этап: Отбор и изучение экскурсионных объектов
Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В качестве объектов могут быть:
- Памятные места, связанные
с историческими событиями в
жизни нашего народа, развитием
общества и государства (
- Здания и сооружения,
мемориальные памятники,
- Природные объекты - леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения.
- Экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок.
- Памятники археологии -
городища, древние стоянки, поселения,
курганы с захоронениями,
- Памятники искусства - произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство.
Экскурсионные объекты классифицируются:
По содержанию - одноплановые (произведения живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города)
По функциональному назначению - основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе
По степени сохранности - полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные .
Перед экскурсионными работниками при создании экскурсии стоит задача - отобрать из множества объектов самые интересные и по внешнему виду, и по той информации, которую они с собой несут. Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы.
Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:
- Познавательная ценность
- связь объекта с конкретным
историческим событием, с определенной
эпохой, жизнью и творчеством
известного деятеля науки и
культуры, художественные достоинства
памятника, возможность их
- Известность объекта,
его популярность среди
- Необычность объекта.
Имеется в виду особенность,
неповторимость памятника
- Выразительность объекта,
то есть внешняя
- Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовительности к показу.
Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения. Временное ограничение показа объекта - это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.
Экскурсия не должна быть перегружена
большим количеством посещаемых
объектов, так как это увеличивает
ее длительность и вызывает утомляемость
экскурсантов, а внимание и интерес
при этом ослабевают. Оптимальная
продолжительность городской
В карточку объектов вносятся следующие данные:
1. наименование объекта
(первоначальное и современное)
2. историческое событие, с которым связан памятник, дата события
3. местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие)
4. описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи)
5. источник сведений о
памятнике (литература, где описывается
памятник и события, связанные
с ним, архивные данные, устные
предания, основные печатные работы
и места хранения
6. сохранность памятника
(состояние памятника и
7. охрана памятника
8. в каких экскурсиях памятник используется
9. дата составления карточки,
фамилия и должность
В карточке прикрепляется
фотография объекта, воспроизводящая
его нынешний и прежние виды. В
карточке на архитектурные, природные,
археологические объекты могут
быть включены и другие сведения. Например,
в карточку на памятник архитектуры
включаются сведения о наличии скульптуры,
стенописи в декоративном убранстве
памятника. Наличие карточек на все
экскурсионные объекты, расположенные
на территории данного края, ускоряет
разработку новых экскурсионных
тем, позволяет разнообразить
4 этап: Составление маршрута экскурсии
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.
Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов:
- Хронологический. Примером хронологического маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей.
- Тематический. По тематическому принципу построения экскурсии можно отметить экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города.
- Тематико-хронологический. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:
- показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута
- наличие доступности объекта
- переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе
- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.
Рекомендуется к моменту
проведения экскурсии иметь несколько
вариантов движения группы. Необходимость
изменения маршрута в ряде случаев
вызывается транспортными пробками,
ремонтными работами на городских магистралях.
Все это должно быть учтено при
создании различных вариантов маршрута.
Разработка автобусного маршрута завершается
согласованием и утверждением паспорта
и схемы маршрута, расчета километража
и времени использования
Объезд (обход) маршрута
Объезд маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда маршрута ставятся задачи:
- ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут
- уточнить место, где
расположен объект, а также место
предполагаемой остановки
- освоить подъезд на
автобусе к объектам или
- провести хронометраж
времени, необходимого для
- проверить целесообразность
использования намеченных
- выбрать лучшие точки
для показа объектов и
- выбрать методику ознакомления с объектом
5 этап: Подготовка контрольного текста экскурсии
Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.
Требования к тексту: краткость,
четкость формулировок, необходимое
количество фактического материала, наличие
информации по теме, полное раскрытие
темы, литературный язык. Текст экскурсии
составляется творческой группой при
разработке новой темы и выполняет
контрольные функции. Это означает,
что каждый экскурсовод должен строить
свой рассказ с учетом требований
данного текста. Контрольный текст
в большинстве случаев содержит
хронологическое изложение
3. Методика проведения экскурсии
Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа. Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Все методические приемы могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:
- приемы непосредственного ведения экскурсии: показ и рассказ
- приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.
Показ в экскурсии
Показ - процесс реализации
принципа наглядности, наглядный способ
ознакомления с экскурсионными объектом
или несколькими объектами
Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа.
- Показ в экскурсии
является суммой трех
- Самостоятельного наблюдения
экскурсантами
- Ознакомления экскурсантов
с экспонатами «портфеля
- Показа под руководством экскурсовода других приемов
- Задача показа на экскурсии состоят в следующем:
- Показать экскурсионные
объекты, которые находятся
- Показать объекты, которых уже нет (сохранились только фотографии или рисунки)
- Показать историческое событие, которое происходило на данном месте
- Показать действия
- Показать объект таким,
каким он был в период
Условия необходимые для показа объекта:
- Правильно выбранные точки показа
- Время, более выгодное для показа
- Возможность отвлечь
внимание экскурсантов от
- Умения и навыки экскурсовода
Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта
1. экскурсовод определяет, что за предмет показывается экскурсантам |
Определение |
|
2. экскурсовод объясняет, что собой представляет объект |
Характеристика |
|
3. экскурсовод говорит о назначении объекта |
Цель создания |
|
4. экскурсовод рассматривает отдельные части объекта |
Экскурсионный анализ, сравнение |
|
5. Экскурсовод называет автора памятника, архитектора здания |
Справка |
|
6. Экскурсовод рассказывает
о событии, связанном с |
Оценка исторического события |
|