Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 19:53, дипломная работа
Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы, но лишь недавно он возник как специфическая форма деятельности людей.
Туризм, явление с одной стороны достаточно молодое, с другой оно имеет глубокие исторические корни, ведь путешествия известны с древних времен.
Введение…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОТРАСЛЬ ТУРИЗМА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ................
1.1 Экономическая сущность отрасли туризма и ее роль в экономике …….
1.2. Классификация видов туризма и факторов, влияющих
на развитие туризма……………………………………………........................
1.3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма…..........................
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ФОРСАЖ ПЛЮС»…………………………………………………………………………
ГЛАВА 3. ВВЕДЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ТУРФИРМЕ ООО «ФОРСАЖ
ПЛЮС» …………………………………………………………………………
3.1.Введение инноваций в турфирме ООО «Форсаж плюс» за 2010 год……
3.2.Применение информационных технологий в туризме……………………
Заключение ………………………………………………………………………
Список и литературы……………………………………………..
Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее [15].
Туристский импорт - это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны.
Туристский экспорт - это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну.
Под туристскими впечатлениями понимается комплекс положительных эмоций и душевного состояния туриста, возникающий или достигнутый им в результате потребления туристского продукта. Турист, как правило, планирует получить от купленной туристской путевки положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений и т.п. Туристские впечатления складываются от экскурсий, посещений красивых природных ландшафтов, аттракционов, ресторанов, проживания в отеле и др.
При экспорте услуг туризма производится прежде всего "вывоз" впечатлений. Иностранные туристы путешествуют, то есть прибывают в определенное место назначения с целью "купить" впечатления. Когда они покидают место туристского назначения, они не могут взять с собой то ценное, соизмеримое с понесенными ими денежными затратами, но они берут с собой впечатления как результат удовлетворения своей любознательности.
Когда платежи за реализацию услуг туризма, то есть денежные потоки, идут в Российскую Федерацию, это означает экспорт туризма. Иностранный турист, приезжая в нашу страну, тратит свои деньги на удовлетворение своих туристских потребностей, которые ему предоставляет российская сторона, следовательно, Российская Федерация экспортирует опыт путешествий и деньги туриста остаются на ее территории. Одновременно это означает туристский импорт той страны, из которой турист вывозит деньги.
Это главная особенность туристского экспорта. В этом состоит отличительная особенность от экспорта товаров, так как при экспорте товаров денежный поток и поток товаров движутся в противоположных направлениях Российское налоговое право до настоящего времени не признает приравненными к экспортным услугам услуги, оказываемые российскими туристскими фирмами иностранным туристам на территории Российской Федерации. Такая позиция противоречит мировой практике по отнесению услуг к экспортным услугам. Поэтому встает вопрос о присоединении РФ к Генеральному соглашению о торговле услугами (ГАТС). Тогда определение экспортной услуги будет исходить из трактовки норм международного права, так как эти нормы имеют приоритет над национальными нормами.
В статье ГАТС содержится понятие "торговля услугами", где говорится, что торговля посредством предоставления на территории одной страны потребителю услуги другой страны (применительно к туризму - услуги приезжающим в страну иностранным туристам) признается внешнеторговой (экспортной), так как в этом случае имеет место потребление услуг гражданами страны - получателя услуги на территории страны - поставщика услуги.
Вся деятельность туристского хозяйствующего субъекта связана с предоставлением туристам различных услуг. Туристы выступают потребителями услуг, производимых хозяйствующими субъектами.
Туристские хозяйствующие субъекты выполняют три функции:
производство туристского продукта (производство товаров туристского назначения и оказание услуг туризма);
реализацию туристского продукта;
организацию потребления туров и отдельных услуг туризма.
В процессе реализации и организации потребления туристского продукта происходит обслуживание туристов, так как деятельность по продаже и организации потребления - это процесс обслуживания. Наличие этих трех функций позволяет объединить все туристские хозяйствующие субъекты в единую отрасль "туризм"[16].
До настоящего времени в действующей классификации отраслей народного хозяйства отрасль туризма не имеет четкого производственного и социально-экономического статуса. Это является результатом несоответствия в современный период отраслевого принципа построения классификационной схемы общественного производства условиям функционирования рыночной экономики.
Осуществление научно-технической революции ведет к тому, что старое понятие "отрасль" как таковое постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов.
При растущей диверсификации общественного производства критерием отрасли становится ее функциональная роль в удовлетворении общественных потребностей, где в составе отраслей социальной сферы, удовлетворяющих потребности населения в средствах потребления (товары и услуги, вместе взятые), выделяется комплекс отраслей социально-бытовой инфраструктуры, куда входит и туризм. Критериями отрасли уже становится не предметность продукта, а его назначение. Поэтому туризм, где производятся как предметы потребления (пища, сувениры и т.д.), так и услуги (размещение в гостинице, обслуживание и т.п.), имеет в этом смысле единый функциональный критерий.
Место туризма в составе отраслей народнохозяйственного комплекса нужно оценивать со следующих позиций.
Туризм - это диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры.
Особенность туризма как диверсифицированного, межотраслевого комплекса социально-бытовой инфраструктуры определяет двойственность назначения туризма в экономике страны.
Туризм создает новую материальную ценность и реализует ее в форме услуг, а также выполняет и реализует нематериальные услуги по обслуживанию туристов, поэтому имеет производственные и непроизводственные функции.
Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли туризма, является производственно-обслуживающим процессом.
Туризм, как диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, представляет собой туристскую индустрию. Туристская индустрия - это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.
По оценкам Всемирной туристической организацией (ВТО) в конце 2000г. туризм занял первое место среди отраслей мирового народного комплекса по объему экспорта товаров и услуг. Так, в сфере международного туристического обмена ежегодный денежный оборот составляет около 2,2 трлн. долларов [2].
Изготовляя 11% глобального (общемирового) национального продукта, привлекая 7% мировых инвестиций, туризм на данный момент - мощнейшая сфера мировой экономики. На долю туризма приходится 11% потребительских расходов, 5% налоговых поступлений. Еще в 1996 г. по валютным поступлениям, которые увеличиваются на 9% ежегодно, туризм опередил экспорт нефтепродуктов, автомобилестроение, телекоммуникационного оборудования, все другие виды услуг.
Сфера гостеприимности туристических комплексов - мощнейшая в мире. В ней занято около 200 млн. чел. (или 8% имеющихся рабочих мест), полвина из которых работает в гостиничном хозяйстве. Не в одной отросли индустрии нет такого количества работающих, которые вступают в контакт с потребителями ее продукции. В 2009 г. количество мировых туристических посещений, другими словами, туристов, насчитывало около 700 млн. чел., что больше на 7,4% по сравнению 2008 г.
Можно со всей ответственностью утверждать, что туризм и путешествия стали к числу первоочередных потребностей человека. Часть затрат населения на туризм в Великой Британии составил 19% семейного бюджета, в ФРН-16%, в Японии-14%, в Франции и США-12%. Средняя американская семья тратит на туризм 3900$ ежегодно. Украина имеет веские объективные предпосылки, что бы войти в число развитых в туристическом отношении стран мира. Имея выгодное геополитическое положение, оно с давних времен была перекресткам транспортных и людских потоков с Севера на Юг и с Запада на Восток. Государство владеет значительным туристическо-рекреационным потенциалом: благоприятными климатическими условиями, преобладая равнинным ландшафтом, богатством флоры и фауны, развитой системой транспортных сообщений, культурно-историческими памятниками, широкой индустрией путешествий и туризма. В условиях развития Украинского государства туризм становится эффективным способом формирования рыночного механизма управления, поступления значительных средств в государственный бюджет, одной из форм рационального использования свободного времени, проведения досуга, изучения истории родного края, привлечение широких масс населения для изучения историко-культурного наследия.
Принимая во внимание место и роль туризма в жизни общества, государство провозглашает его одним из приоритетных направлений развития национальной культуры и экономики [18].
Следует напомнить, что стоимость создания одного рабочего места в сфере туризма в 20 раз меньше, чем в промышленности. Туризм не только прямо или косвенно охватывает большинство отраслей экономики, в том числе промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, страхование, связь, торговлю, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, сферу бытовых услуг, культуру, творчество, спорт и др, а и стимулирует их развитие. Поэтому, от функционирования туризма непосредственно зависит жизнедеятельность свыше 40 отраслей экономики и около 10-15% населения [29].
Международный туризм является одной из наиболее динамично-развивающихся сфер внешнеэкономической деятельности и занимает важное место в современной мировой экономике, причем его роль постоянно возрастает.
По данным Всемирной туристской организации, годовой доход от международного туризма в 2009 г. составил 474,2 млрд. долл. при 702,6 млн. совершенных международных путешествий [29].
Кроме того, среди различных видов услуг туризм занимает одно из ведущих мест, уже сегодня представляя собой одну из крупнейших отраслей, которая дает свыше 12% от мирового экспорта товаров и услуг, что составляет 1,289,8 млрд. долларов [31]. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.
Международный
туризм оказывает значительное влияние
на мировой ВВП. Так, согласно оценкам
Всемирного совета по туризму и путешествиям
(WTTC), в 2011 году доля туризма составит
10,4% мирового ВВП, а в последующие 10 лет,
согласно прогнозам, доля туризма возрастет
до 10,9%.
Туризм числится в первых пяти позициях
общего экспорта 80% стран мира, особенно
Европы, Среднего Востока и США.
Туризм - это феномен. Термин «туризм» нельзя было найти ни в одном языке мира до середины XIX века. Слово «tour» чаще всего ассоциировалось с поездкой, затем с фактом временного отсутствия человека в своем доме по делу или во имя приятного времяпрепровождения, то есть постепенно вырабатывалась современная интерпретация слова «tourism».
Словарь Вебстера поясняет слово «турист» как «кто-либо совершающий путешествие для удовольствия или из интереса» [32], другой словарь XIX века содержит более интересные значения: «люди, которые путешествуют для удовольствия, из любопытства и оттого, что им нечего делать» и даже «для удовольствия хвастаться этим потом».
Одно из первоначальных и наиболее точных определений туризма дано профессорами Бернского университета Гунзикером и Крапфом, которое позже было принято Международной ассоциацией научных экспертов туризма. Первоначально эти ученые были того мнения, что туризм можно определить как ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествий людей, до тех пор, пока это приводит к постоянному пребыванию вне места постоянного проживания и не связано с получением какой-либо выгоды (прибыли). Это определение не касается экскурсий, деловых путешествий, связанных с получением прибыли, даже когда прибыль не получена в стране пребывания. Необходимо заметить, что трудно установить различия между деловыми путешествиями и теми, которые предпринимаются с целью развлечения, так как большинство путешествий являются комбинацией этих двух видов путешествий.
Со временем базовая концепция туризма расширилась и стала включать различные виды деловых путешествий, которые не приводят к постоянному пребыванию в стране и не подразумевают получение прибыли.
Для того чтобы выявить особенности современного этапа развития туризма, необходимо рассмотреть историю его возникновения.
Современный туризм - явление, с одной стороны, молодое, так как массовым он стал всего лишь после Второй мировой войны, с другой стороны, туризм имеет глубокие исторические корни, ибо путешествия известны человечеству с древнейших времен.