Усовершенствование системы управления в сфере туризма через внедрение инновационных технологий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 19:53, дипломная работа

Описание работы

Туризм – явление, известное каждому. Во все времена нашу планету пересекали многочисленные путешественники и первопроходцы, но лишь недавно он возник как специфическая форма деятельности людей.
Туризм, явление с одной стороны достаточно молодое, с другой оно имеет глубокие исторические корни, ведь путешествия известны с древних времен.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ОТРАСЛЬ ТУРИЗМА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ ................
1.1 Экономическая сущность отрасли туризма и ее роль в экономике …….
1.2. Классификация видов туризма и факторов, влияющих
на развитие туризма……………………………………………........................
1.3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма…..........................
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ФОРСАЖ ПЛЮС»…………………………………………………………………………
ГЛАВА 3. ВВЕДЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В ТУРФИРМЕ ООО «ФОРСАЖ
ПЛЮС» …………………………………………………………………………
3.1.Введение инноваций в турфирме ООО «Форсаж плюс» за 2010 год……
3.2.Применение информационных технологий в туризме……………………
Заключение ………………………………………………………………………
Список и литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

Diplom.doc

— 4.11 Мб (Скачать файл)

     Конкретную роль поддержки и развития туризма  на государственном и  международном уровнях играет государство. Опыт разных стран показывает, что успех развития туризма напрямую зависит от того,  как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько она пользуется государственной поддержкой. Разработанные в ряде стран государственные программы стимулирования въездного туризма  предусматривают льготы в налогообложении, упрощении погранично- таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций в туризм, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров.

     Примером такой страны может служить Турция, дающая льготы местным и иностранным инвесторам, туроператорам. Благодаря финансовой поддержке государства и местных властей туристская отрасль Турции находится на подъеме. Если в 2000 г. количество туристов составило 6,7 млн чел., то в 2005 г. этот показатель достиг 9,2 млн, а доход за год составил 8 млрд долл. США, а в 2009  уже составлял 12 млн человек.

     В России же отсутствие необходимой налоговой поддержки туризма со стороны как федеральных, так и местных властей. Становление рыночных отношений в России, открытие рынка для зарубежных фирм- все это привело к кардинальному изменению соотношений экспортно- импортных операций в системе международного туризма. Россия превратилась  в страну преимущественно выездного туризма . В то же время  число иностранных туристов, посещающих ежегодно Россию, постепенно увеличивается [27].

     Сокращение объемов внутреннего туризма и переориентация на выездной туризм уменьшает доходы как российских производителей туруслуг, так и местного и государственного бюджетов.

     В целях развития выгодного для государственного бюджета въездного туризма требуется правовая поддержка, проведение мероприятий по созданию положительного имиджа страны и продвижению России как привлекательного для иностранных туристов туристского региона. Доходы России от этой отрасли экономики и число прибытий иностранных туристов за 2009 г. значительно меньше, чем у большинства стран Западной Европы ( во Франции доход от въездного туризма составил 29млрд 700млн, в Испании - 29млрд 585млн, в Германии -16млрд 840млн, в Австрии - 12млрд 164млн, в Польше - 8млрд 400млн, в России же- 7млрд 107млн. долл.США) [27].

     Туризм для мирового сообщества уже давно является одной из наиболее доходной и интенсивно развивающихся отраслей, приносящей около 10% валового дохода. О высоких темпах роста доходности туризма свидетельствуют следующие данные: если в 1950 г. поступления от мирового туризма составляли 2,1 млрд долл.США, то в 2009 г.- уже 520,7 млрд долл.США.

     Интенсивный и стабильный рост международных туристских прибытий , представленный на рис.1.1, свидетельствует о том, что с тех пор, как туризм начал развиваться, он стал доступен широким массам.

     Диаграмма прибытий туристов и доход от туризма в 2009 г. представлены на рис.1.1.

    

Рис. 1.1. Число прибытий, или человек 

                                

     По данным ВТО, за 2009 г. ведущими странами, получившими наибольшее количество доходов от туризма, стали:

      США                                - 74,2   млрд долл.

      Италия                             - 30,4   млрд долл.

      Франция                          - 29,7   млрд долл.

      Испания                           - 29,6   млрд долл.

      Великобритания              - 21,3  млрд долл.

      Германия                         - 16,8   млрд долл.

      Китай                               - 12,5   млрд долл.

      Австрия                           - 12,2   млрд долл.

      Канада                             - 9,1     млрд долл.

     Австралия                       - 8,6     млрд долл. 

     Россия пока еще занимает скромные позиции в международном туристском обмене, хотя вторая половина 90-х годов была отмечена нарастанием положительных тенденций. Они относятся как к въездному, так и выездному туризму.

     Начиная с 1993 г. Госкомстат РФ ведет учет и публикует данные о прибытиях иностранных граждан в РФ. В среднем они возрастают на 41% в год [17].

     Осознание человеком, что он является гражданином не только своей страны, но и мира, ведет к расширению рынка туристских поездок, особенно целевых. На конференции  ВТО в Лиссабоне по результатам исследования   «Tourism: 2020  Vision” провозглашены пять перспективных туристских направлений XXI в.

     1.Приключенческий туризм. В мире остается все меньше не исследованных туристами регионов. Настоящих романтиков манят самые дальние точки Земли, горные вершины и морские глубины. Новые туристские потребности вызывают необходимость разработки соответствующего им туристского продукта.

    2.Круизы. Этот сектор туризма развивается невероятно быстрыми темпами В 2000 г. на круизных судах путешествовало около 7 млн. человек, в 2005 г. число туристов составило 9 млн. человек, а в 2009 уже 13 млн. человек.

     3. Экотуризм. Главная цель экотуризма - сохранение окружающей среды. Можно организовывать как тематические ознакомительные туры для любителей экотуризма, так и туры для отдыхающих на курортах, с посещением национальных заповедников. Часть доходов от экотуризма направляется на финансирование проектов по охране природы.

     4. Культурно -познавательный туризм. Наибольшие потоки туристов, путешествующих с познавательными целями, наблюдаются в Европу, Азию и на Ближний Восток.

     В связи с повышением интереса к познавательному туризму возрастает значение охраны памятников культуры и управлению туристскими потоками.

     5. Тематический туризм. Этот вид туризма предусматривает повышенный интерес к конкретному явлению, например к климату местности.  Популярность тематических парков как мест отдыха (в мире строится несколько таких парков) будет возрастать с каждым годом.

     По прогнозу ВТО в XXI веке ожидается туристский бум: число путешествующих в мире к 2020 г. приблизится к 1,6 млрд ( в 2000 г путешествовало 612 млн человек).

     Крупнейшее британское туристское издательство «Travel &  Tourism Intelligence» (ТТI) опубликовало  исследования, содержащие долгосрочные, вплоть до 2010 г., прогнозы развития международного туризма. Был проведен анализ данных  30 крупнейших  выездных рынков, представляющих 90 % объема мирового туризма, и сделан прогноз относительно числа поездок туристов за границу, количества ночевок и денежных средств на зарубежные поездки. Согласно прогнозу темпы роста международного туризма  будут снижаться .

     Международная практика показывает, что туризм является одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики, оказывает стимулирующее воздействие на развитие сопряженных с ним отраслей, таких как транспорт, строительство, связь, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления.

     Одной из современных тенденций развития российского туризма является перенесение основной зоны туристского освоения в центральные регионы России, к которым относится и Уральская рекреационная зона.

     Свердловская область - важнейший промышленный регион России - обладает относительно благоприятными рекреационно-туристскими ресурсами.

     Выгодное географическое положение на границе Европы и Азии, относительная политическая стабильность, разнообразие исторического наследия, высокий  интеллектуальный и культурный потенциал определяют благоприятные долгосрочные перспективы развития рекреационно-туристского комплекса Свердловской области.

     Однако, несмотря на значительный рекреационно-туристский потенциал, следует констатировать, что состояние материальной базы туризма в Свердловской области, главным образом, средств размещения, не обеспечивает в достаточной степени удовлетворения потребностей населения региона в туристско-рекреационных услугах, а также возможности приема иностранных гостей на уровне современных международных стандартов обслуживания. Существующая материальная база сферы отдыха и туризма в настоящее время характеризуется высокой степенью физического и морального износа. До 60% основных фондов местных гостиничных и специализированных средств размещения  нуждаются в модернизации.

     По данным официальной статистики, объем обслуживания  в организованном рекреационно-туристском обслуживании Свердловской области за последнее десятилетие сократился на треть от уровня 1991 г. и составляет ежегодно, по итогам за 2009 г., включая гостиничное обслуживание и отдых детей в загородных оздоровительных лагерях 900,4 тыс.чел. В структуре рынка явно преобладает внутренний туризм - 92,7%, въездной международный туризм составляет 2,9% совокупного объема обслуживания, выездной международный туризм - 4,4%.  Таким образом, в организованном отдыхе и туризме, с учетом детского загородного летнего оздоровительного отдыха, в настоящее время участвует чуть более 10% населения Свердловской области (для сравнения, в середине 80-х - 20%, в 1991г. - 15%), около четверти обслуженных (23%)  - дети до 14 лет.

     Объем реализации услуг населению санаторно-оздоровительными, гостиничными и туристскими организациями Свердловской области в 2005г. составил 1919,5 млн. руб.

     Рост объемов реализации услуг сферы отдыха и туризма наряду с повышением их значимости  на потребительском рынке ведет к тому, что  предприятия туристской отрасли играют все более заметную роль во внешнеэкономической деятельности региона. Тем не менее, роль туризма, как самой доходной экспортной статьи на мировом рынке, успешно соперничающей с экспортом нефти и автомобилей, на региональном рынке пока явно недооценивается. Доля туристских услуг в общей структуре внешней торговли Свердловской области составила в 2005г. 0,2% (1,8 млн. долл. США - экспорт, 5,6 млн.долл. США - импорт), в структуре экспортно-импортных операций в сфере услуг, соответственно, 9,4%, из них в экспорте услуг - 4,2%, в импорте услуг - 15,8%. Сальдо туристского платежного баланса во внешнеэкономической деятельности Свердловской области на протяжении оцениваемого статистикой периода 2000-2009 гг. остается отрицательным, с минимальным значением в 2000 г.- 1,6 млн. долл. США.

     Среди стран, куда наиболее часто выезжают туристы-уральцы,  лидером остается Турция. В пятерку  посещаемых уральцами европейских стран входят туристских регионов - Испания, Франция, Германия, Болгария, Чехия. Достаточно тесные туристские связи складываются между Свердловской областью и странами Ближнего Востока, в частности, с Египтом и  ОАЭ, из стран Тихоокеанского региона - с Таиландом.

     Численность прибывающих в Свердловскую область иностранных граждан, благодаря либерализации внешнеэкономических связей и растущему интересу международных деловых кругов к Уральскому региону, увеличилась за 2000-2009г. почти в 10 раз и составила, по данным АВИР, в 2009 г. 58,4 тыс.чел., из которых с чисто туристскими целями прибыли порядка 2 тыс.чел. или 3,4% от общего потока иностранцев, посетивших Свердловскую область.

     Таким образом, наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет Свердловской области завоевывать серьезные позиции на туристском рынке в случае государственной поддержки развития отрасли на региональном уровне. Формы такой поддержки варьируются от прямых инвестиций, направляемых на формирование туристской инфраструктуры, расходов на подготовку кадров, научное и рекламно-информационное обеспечение продвижения областного туристского продукта на российском и международном рынке до создания льготного налогового режима в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые занимаются производством и реализацией туристского продукта по приоритетным видам туризма - въездному и внутреннему.

     Наиболее слабым звеном в системе государственного регулирования в сфере туризма и отдыха Свердловской области в настоящее время является отсутствие системы продвижения регионального туристского продукта, что не способствует росту устойчивого туристского потока, направленного в Свердловскую область.

      Также ощущается дефицит квалифицированных специалистов в отрасли, особенно в части обслуживания прибывающих в Свердловскую область туристов.

     К специфическим проблемам реализации рекреационно-туристского потенциала  Свердловской области относятся: столкновение интересов урбанизации и рекреации при расширении зон промышленной и гражданской застройки; отсутствие действенной системы регулирования   рекреационных нагрузок на природные комплексы уже существующих зон отдыха; инфраструктурная необустроенность транспортных коммуникаций, недостаточная профессиональная подготовка кадров  туристского профиля.

     Существующая инфраструктурная база не отвечает потребностям современного туризма, отсутствуют благоприятные условия для инвестиций в строительство и реконструкцию гостиниц и специализированных средств размещения (санаторно-оздоровительных организаций) и благоустройство дорог и объектов туристского показа.

Информация о работе Усовершенствование системы управления в сфере туризма через внедрение инновационных технологий