2.2
“Дорожная карта” по
общему экономическому
пространству.
На
Санкт-Петербургской Встрече на
высшем уровне в мае 2003 г.
ЕС и Россия согласились установить
'’Единое Экономическое Пространство'’
(CES), и согласованная в 2005 г.
дорожная карта установила краткосрочные
и среднесрочные цели сотрудничества
в этой области. Реализация
этой дорожной карты была продвинута
вперед через секторные диалоги
между ЕС и Россией, охватывающие
все экономические составляющие
CES. Две министерские встречи в
рамках Постоянного Совета по
Партнёрству ЕС-Россия были проведены
в течение 2009 г, в ноябре
по окружающей среде и по
Энергии в апреле. Кроме того,
много встреч высокого уровня
имели место между Комиссарами
Комиссии и их коллегами в
Российском Правительстве.
Общая
цель Общего Экономического Пространства
- создание открытого и интегрированного
рынка между ЕС и Россией.
Цель состоит в том, чтобы
создать условия, которые будут:
- Увеличивать
возможности экономических операторов;
- Продвигать
торговлю и инвестиции;
- На взаимной
основе содействовать созданию и деятельности
компаний;
- Укреплять
сотрудничество во многих секторах таких,
как энергетика, транспорт, информация
и технологии в области коммуникаций,
сельское хозяйство, космос, аэронавтика,
рыболовство, научные исследования, макроэкономическая
политика, финансовые услуги, право интеллектуальной
собственности, приобретения, инвестиции,
стандарты и окружающая среда;
- Укреплять
полное экономическое сотрудничество
и реформы;
- Увеличивать
конкурентоспособность ЕС
Это,
в свою очередь, направлено
на укрепление интеграции экономик
ЕС и России, основанной на
принципах недискриминации, прозрачности
и хорошем управлении, при помощи проводимого
до настоящего времени делового диалога.
На саммите ЕС-Россия в ноябре 2009 г. Президенты
Баррозо и Медведев согласились работать
вместе по Партнёрству для Модернизации.
Это должно дать новый стимул формированию
Общих Пространств.
В
процессе реализации действий
по Общему Экономическому Пространству
были совместно определены приоритеты
и приняты во внимание инициативы
в рамках региональных организаций
и, таких как Северное Измерение,
Совет Балтийских государств, Хельсинское
Соглашение, Черноморские Совместные
действия. Торговля и Экономическое
сотрудничество стали ключевым
элементом в создании среды,
предоставляющей благоприятные
возможности для Стратегического
Партнёрства ЕС-Россия через дальнейшую
интеграцию России в мировую
экономику, включая вступление
России в ВТО. Однако, в течение
2009г. условия двусторонней торговли
были значительно затронуты многими
протекционистскими мерами российского
Правительства (главным образом
в форме тарифных увеличений).
Создание Таможенного Союза с
Белоруссией и Казахстаном затормозило
процесс вступления России в ВТО. Новые
обстоятельства также воздействуют на
технические возможности для будущей
двусторонней Зоны Свободной Торговли
между ЕС и Россией, создание которой является
условием вступления России в ВТО.
Масштабы
Торговли и Экономического сотрудничества
между ЕС и Россией оставались
значительными. В области сотрудничества
по линии энергии, коммуникации
между ЕС и Россией были
поддержаны на всех уровнях,
и имеет место возрастающее
понимание обеих сторон в необходимости
соответствующей регулирующей среды
в многочисленных областях. Однако,
это не предотвратило нарушение газовых
поставок европейским потребителям в
начале 2009 г. Как ответ на это, улучшенный
механизм раннего предупреждения был
согласован в ноябре 2009 г. и в начале 2010
г. уже не было никакого нарушения.
2.3
“Дорожная карта”
по общему пространству
свободы, безопасности
и правосудия.
Также
на саммите была достигнута
договоренность об укреплении
сотрудничества с целью создания
в долгосрочной перспективе Общего
пространства свободы, безопасности
и правосудия. В Совместном заявлении
отмечается, что более тесное
сотрудничество в сфере юстиции
и внутренних дел, включая вопросы
управления границами и миграции,
будет служить задаче строительства
новой Европы без разделительных
линий и тем самым способствовать
поездкам между всеми европейцами.
В этом контексте было также
принято решение изучить условия
для безвизовых поездок в качестве
долгосрочной перспективы, своевременно
завершить переговоры по соглашению
о реадмиссии и способствовать лучшему
использованию имеющихся возможностей
для гибкости в рамках Шенгенского соглашения.
Сотрудничество
между Россией и ЕС в области
свободы, безопасности и правосудия
уже достаточно продвинулось
и стало ключевым элементом
развития стратегического партнерства
между обеими сторонами. Например,
достигнут прогресс вследствие установления
регулярных консультаций по правам человека,
включая права меньшинств и основные свободы.
Россия и ЕС проявляют значительный интерес
к укреплению сотрудничества в области
свободы, безопасности и правосудия в
целях противодействия общей угрозе со
стороны организованной преступности,
терроризма и иных видов незаконной деятельности,
носящих трансграничный характер. Сотрудничество
в этой области, осуществляемое на основе
общих ценностей, на которых строятся
отношения между Россией и ЕС, должно отражать
необходимый баланс между безопасностью,
с одной стороны, и правосудием и свободой,
с другой. Россия и ЕС изучат возможности
для развития сотрудничества в рамках
соответствующих международных форумов
в целях борьбы с незаконной деятельностью.
План совместных действий по борьбе с
организованной преступностью останется
основой нашего сотрудничества в борьбе
с организованной преступностью.
Были
выделены основные задачи и
действия, служащие созданию Общего
пространства свободы, безопасности
и правосудия.
- Содействие
облегчению передвижения людей и реадмиссии.
- Сотрудничество
по пограничным вопросам.
- Обеспечение
эффективной миграционной политики.
- Развитие
сотрудничества в сфере политики в области
предоставления убежищ.
2.4 "Дорожная
карта" по общему
пространству внешней
безопасности.
Кроме
того, Россия и ЕС разделили
ответственность за поддержание
международного порядка, основанного
на эффективной многосторонности.
В связи с этим они будут сотрудничать
с целью укрепления центральной роли Организации
Объединенных Наций, предоставляя ООН
поддержку для эффективного выполнения
ее функций и осуществления деятельности,
а также обеспечения роли и эффективности
соответствующих международных и региональных
организаций, в частности ОБСЕ и Совета
Европы, равно как и режимов и договоров,
которые вносят важный вклад в установление
более справедливого и безопасного мира.
Россия
и ЕС будут также укреплять
сотрудничество и диалог по
вопросам безопасности и кризисного
регулирования с целью реагирования
на современные глобальные и
региональные вызовы и основные
угрозы, особенно такие как терроризм,
распространение оружия массового уничтожения
и существующие и потенциальные региональные
и локальные конфликты. Они уделят особое
внимание обеспечению международной стабильности,
в том числе в регионах, прилегающих к
границам России и Европейского союза.
Для
достижения этих общих целей
Российская Федерация и Европейский
союз будут расширять сотрудничество
в следующих приоритетных областях:
- Усиленный
диалог и сотрудничество на международной
арене;
- Борьба с
терроризмом;
- Нераспространение
оружия массового уничтожения и средств
его доставки, усиление режимов экспортного
контроля и разоружение;
- Сотрудничество
в кризисном регулировании;
- Сотрудничество
в области гражданской защиты.
2.5
“Дорожная карта”
по общему пространству
науки и образования,
включая культурные
аспекты.
Заключительной
стала договоренность об укреплении
сотрудничества в целях создания
пространства науки и образования,
включая культурные аспекты. Это
должно способствовать развитию
контактов между людьми, продвижению
общих ценностей и внести вклад
в повышение конкурентоспособности
экономик России и ЕС.
Были
поставлены такие цели как:
- Использование
богатое интеллектуальное наследство
и накопленные знания России и ЕС в целях
содействия экономическому росту с участием
гражданского общества в России и ЕС и
повышению уровня конкурентоспособности
экономик России и Евросоюза.
- Активизация
связи и обмена в сфере образования и культуры,
среди молодежи, а также способствование
выявлению и применению наилучшей практики
в этих областях.
- Расширение
сотрудничества России и ЕС во взаимно
согласованных приоритетных областях
и создание благоприятных условий, отвечающих
интересам обеих сторон, в целях:
- Построение
в России и Евросоюзе общества, основанного
на знаниях;
- Обеспечение
высоких темпов роста конкурентоспособности
и экономического развития путем модернизации
национальных экономик и использования
передовых достижений науки;
- Укрепление
и оптимизация связей между научными исследованиями
и инновациями;
- Поддержка
малого и среднего предпринимательства
в области научных исследований и инноваций.
Глава 3.
Место особых связей
России с Италией в системе
отношений РФ-ЕС.
§ 1.
Экономическое, промышленное
и инновационное
сотрудничество РФ и
Италии.
Российско-итальянские отношения
строятся на основе Договора
о дружбе и сотрудничестве
между двумя странами от 14 октября
1994 г. и «Плана действий в
отношениях между Российской
Федерацией и Итальянской Республикой»,
подписанного 10 февраля 1998 года. В феврале
2009 г. исполнилось 85 лет с момента восстановления
дипломатических отношений между двумя
странами.
На сегодняшний
день Италия является одним из наиболее
важных партнеров Российской Федерации
в Европе, с которым налажено и
развивается интенсивное взаимодействие
практически на всех направлениях.
В основе
успешного развития двусторонних отношений
лежит прочный экономический
фундамент. Основные вопросы двустороннего
торгово-экономического сотрудничества
рассматривает Российско-Итальянский
совет по экономическому, промышленному
и валютно-финансовому сотрудничеству,
который провел, начиная с 1999 г., девять
заседаний.
Современная Россия является
крупнейшим экспортером природных
энергоносителей, прежде всего,
в Европу. По словам бывшего
премьер-министра Италии Романо
Проди, «с Россией у Италии, как и у всей
Европы, складываются самые тесные и дружественные
отношения, ведь европейский энергетический
сектор очень сильно зависит от российских
источников». По оценкам Проди, Италия
стала за последние годы не менее зависимой
от российской энергетики, чем все остальные
европейские страны.
Принципиально важно, что к
сырьевым областям взаимодействия
в последние годы активно добавляются
высокотехнологические отрасли.
Это космонавтика, авиация, автомобилестроение,
судостроение, связь, нанотехнология
и другие. И здесь страны последовательно
продвигаются от простых торговых форм
к реальной кооперации, объединению научных
и производственных потенциалов.
В последние
годы приоритетными направлениями
двустороннего экономического сотрудничества
стали область высоких технологий
и космическая индустрия. Дополнительный
импульс сотрудничеству в этой сфере
придало Соглашение о сотрудничестве
в исследовании и использовании
космического пространства в мирных целях
от 28 ноября 2000 г., вступившее в силу 24 августа
2004 г. В апреле 2005 г. итальянский космонавт
Р.Виттори совершил космический полет
на МКС на российском транспортном корабле
“Союз”. В марте 2006 г. состоялась встреча
Президента России В.В.Путина с президентом
концерна “Финмеканика” П.Ф.Гуаргуальини,
результатом которой стала интенсификация
двустороннего сотрудничества в сфере
высоких технологий.
Активно продвигается сотрудничество
по созданию в России промышленных
округов с использованием итальянского
опыта по инициативе, выдвинутой
С.Берлускони в 2002 г. В настоящее время
в эту работу вовлечены 17 российских регионов.
В ноябре 2005 г. первый промышленный округ
в Липецке получил статус особой экономической
зоны.
Важное место в двусторонних
отношениях занимают межрегиональные
связи. Подписано и реализуется
более 40 соглашений между регионами
Италии и субъектами Российской
Федерации.
Россия
и Италия активно взаимодействуют
в военно-политической и военно-технической
областях на основе межправительственного
Соглашения о сотрудничестве по военно-техническим
вопросам и в области оборонной
промышленности от 14 ноября 1996 г. В сентябре
2004 г. в Средиземном море состоялись
совместные учения российских и итальянских
ВМС. В ходе визита в Италию 3–5 марта 2005
г. министра обороны Российской Федерации
С.Б.Иванова достигнута договоренность
о проведении на регулярной основе совместных
военно-морских учений, которая была подтверждена
в контактах с министром обороны Италии
в период проведения 9–10 февраля 2006 г.
на Сицилии Совета Россия–НАТО.