Геостратегии Шанхайской Организации Сотрудничества как регионального актора мировой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – определить приоритетные направления развития Шанхайской Организации Сотрудничества.
Задачи работы:
Изучить предпосылки и историю создания Шанхайской Организации Сотрудничества;
Рассмотреть основные направления деятельности и модели взаимодействия с другими международными правительственными организациями;
Изучить отношение западного сообщества к деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ К ВСЕСТОРОННЕМУ РАЗВИТИЮ 8
1.1 История создания организации 9
1.2 Основные направления деятельности 17
1.3 Сотрудничество ШОС с международными межправительственными организациями 29
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В XXI ВЕКЕ 35
2.1 Шанхайская Организация Сотрудничества и западное сообщество 36
2.2 Специфика участников на современном этапе: разногласия и сотрудничество 42
2.3 Приоритетные направления развития и перспективы Шанхайской Организации Сотрудничества 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70

Файлы: 1 файл

Геостратегия ШОС.doc

— 450.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Тема: Геостратегии Шанхайской Организации Сотрудничества как регионального актора мировой политики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная геополитическая картина мира формируется в результате взаимодействия многих акторов. Наиболее весомые среди них –межправительственные организации, которые не только регулируют межгосударственные отношения, но и способствуют принятию решений по глобальным вопросам современности. С середины XX века прослеживается тенденция интенсификации регионального сотрудничества во всем мире, о чем свидетельствует факт создания ряда международных организаций по территориальному принципу (Африканский союз, Организация Договора о коллективной безопасности, Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии, Лига арабских государств, Карибское сообщество и т.д.).

Регион Центральной Азии в современных условиях обладает интеграционным потенциалом для всего евразийского пространства в сфере экономических, политических, социальных и культурных отношений. В регионе действует ряд международных правительственных организаций, среди которых можно выделить как региональные (Ассоциация Стран Юго-Восточной Азии, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Организация Договора о коллективной безопасности),так и универсальные (Организация Североатлантического Договора, Организация Объединённых Наций).

Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС) является региональной международной структурой, основанной в 2001 году лидерами Китайской Народной Республики, Российской Федерации, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За несколько лет существования ШОС продемонстрировала возможность использования особых подходов в решении региональных проблем, создав прецедент равных возможностей для сотрудничества всех заинтересованных акторов на уровне межгосударственного многостороннего диалога.

 Актуальность исследования подтверждается тем, что в настоящее время тема региональной интеграции обсуждается в академических и политических кругах. Политика в регионе отражает характер отношений между государствами и связана с решением территориальных и ресурсных вопросов, поэтому особенно важно рассмотрение современных тенденций регионального развития сквозь призму геополитических интересов.

Шанхайская Организация Сотрудничества представляет собой достаточно влиятельную структуру, которая в будущем может закрепиться в Центральной Азии в качестве одного из ведущих акторов на международной арене. Сегодня организация признана одним из образующих элементов системы с наличием нескольких центров влияния, которая заменяет биполярную модель. В условиях, когда Россия формирует  геополитические стратегии на Востоке на фоне становления новой политической картины мира, изучение возникновения, развития и формирование приоритетов деятельности ШОС является актуальной темой при анализе дальнейших моделей поведения Российской Федерации в регионе и глобальном геополитическом пространстве.                                                                                                                                        

С учетом вышеизложенного, можно заключить, что данная дипломная работа посвящена изучению противоречий и проблем, стоящих перед ШОС, возможностям последней отражать современные угрозы, выстраивать геостратегии и идти по пути дальнейшего развития.

Научная значимость исследования заключается в систематизации и обобщении материалов по тематике ШОС, которые содержатся в многочисленных статьях, аналитических записках, сборниках выступлений на форумах и конференциях зарубежных и российских экспертов и политиков.

Практическая значимость работы состоит в возможности использования систематизированного материала исследования в целях обучения, подготовки докладов студентами факультетов, специализирующихся на вопросах мировой политики. Материал может быть полезен также при составлении текста выступлений в рамках конференций, форумов, при проведении лекционных мероприятий.

Степень разработанности темы отражает фактическую потребность в научно-практических исследованиях. Опубликован ряд сборников по материалам выступлений ведущих экспертов на форумах, конференциях, при проведении круглых столов по теме ШОС. Существует ряд изданий, посвященных взаимооотношениям мужду странами региона. Центры, которым поручено наблюдать за деятельностью и развитием организации (в России Центр исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО(У) МИД), ежегодно публикуют аналитические доклады и записки по актуальным аспектам работы ШОС. Сайты, посвященные данной межправительственной организации, а также мировой политике содержат множество статей и интервью экспертов, аналитиков, политиков. Тем не менее, стоит отметить, что монографий и учебных пособий недостаточно.

Проблема исследования заключается в определении приоритетных путей дальнейшего развития Шанхайской Организации Сотрудничества в Центральной Азии с учетом достижений союза и актуальных внутренних противоречий.

Цель работы – определить приоритетные направления развития  Шанхайской Организации Сотрудничества.

Задачи работы:

  1. Изучить предпосылки и историю создания Шанхайской Организации Сотрудничества;
  2. Рассмотреть основные направления деятельности и модели взаимодействия с другими международными правительственными организациями;
  3. Изучить отношение западного сообщества к деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества;
  4. Выделить актуальные проблемы и противоречия между участниками организации;
  5. На основе выявленных фактов и тенденций (эффективность сотрудничества и противоречия в рамках основных направлений деятельности, специфика и ожидания участников) определить приоритетные направления будущего развития Шанхайской Организации Сотрудничества.

Объектом исследования является Шанхайская Организация Сотрудничества.

Предметом исследования являются геополитические стратегии Шанхайской Организации Сотрудничества в Центральной Азии.

Методы, используемые при написании работы: сравнительно-исторический и эвристический, сравнительный анализ и обобщение.

Обзор источников информации. В работе использовались такие официальные документы, как Хартия ШОС, Декларация о создании ШОС, Соглашение между РФ, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и КНР о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, Соглашения между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области и районе границы, Совместное Заявление участников Алма-Атинской встречи – Республики Казахстан, КНР, Кыргызской Республики, РФ и Республики Таджикистан, Душанбинская Декларация глав государств Республики Казахстан, КНР, Кыргызской Республики, РФ и Республики Таджикистан, Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре, уставы ведущих международных организаций и ряд других международных договоров.                                                                            

Источниками дипломной работы также являются монографии, политологические исследования, аналитические доклады и записки Центров по изучению ШОС, статьи ведущих российских и зарубежных экспертов по данной тематике, опубликованные в периодической печати и сети Интернет, материалы конференций и заседаний, аудиоматериалы мероприятий, проводимых Центром исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО(У) МИД.    

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ К ВСЕСТОРОННЕМУ РАЗВИТИЮ

 

За девять лет существования Шанхайская Организация Сотрудничества закрепилась в Центрально-Азиатском регионе в качестве межправительственной структуры, которая выстраивает свою деятельность в форме равноправного сотрудничества участников. ШОС прошла несколько этапов в своем развитии: от становления и создания правовой базы для налаживания партнерства до развития конкретных направлений сотрудничества.

1.1 История создания организации

Шанхайская Организация Сотрудничества сегодня охватывает значительную территорию Азиатского континента. Многосторонняя региональная структура имеет значительный потенциал: площадь государств-членов (Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан) примерно 30 млн. 189 тыс. кв. км или 3/5 площади Евразии, население составляет 1 млрд. 455 млн. человек. Кроме того, страны обладают мощными экономическими ресурсами1. В число государств-наблюдателей при ШОС входит такая крупная держава, как Индия, а также Пакистан и Иран. Статусом партнеров по диалогу обладают Республики Шри-Ланка и Беларусь.

На протяжении последних десятилетий геополитическая и геоэкономическая ситуация  региона Центральной Азии, его место и роль в международном сообществе привлекает внимание политиков, экспертов и аналитиков. С фактическим окончанием «холодной войны» в геополитической картине мира произошли резкие изменения. Наметились тенденции формирования новых региональных центров власти, которые имели все шансы образовать многополярный мир, выстроив новую форму миропорядка по вектору создания новых путей развития с ограничением гегемонистских наклонностей некоторых стран. Такой вопрос возник перед всеми странами Центрально-Азиатского региона (ЦАР), а также крупными вне региональными факторами.

Итак, геополитическая обстановка в мире привела к формированию совершенно новой ситуации в Центрально-Азиатском регионе. Периферийная зона стала претендовать на ключевую позицию на евразийском пространстве.  

Возрастающее значение ЦАР обусловлено рядом факторов: 

  1. Значение географического расположения ЦАР в центре Евразийского континента с точки зрения безопасности и стабильности всего материка;
  2. Влияние развития ситуации в каждом из государств ЦАР на перспективу баланса сил на обширном евразийском пространстве;
  3. Сосредоточение в регионе природных ресурсов мирового значения и повышенная заинтересованность в их освоении со стороны многих стран мира;
  4. Расположение на стыке евроазиатских транспортных коридоров и наличие широкой транспортно-коммуникационной сети. Через Иран страны ЦАР имеют выход к Персидскому заливу, через Афганистан и Пакистан — к Индийскому океану, через Китай — в азиатско-тихоокеанский регион2.

Таким образом,  ведущие державы (США, Япония, Китай, Россия и проч.) стремятся установить контроль над регионом и влиять на развитие ситуации для продвижения и реализации своих геополитических интересов. Подобные приоритеты имеют и другие региональные государства, обладающие разными ресурсами и возможностями (Казахстан, Монголия и проч.). Среди мировых и региональных держав, оказывающих существенное воздействие на формирование геополитической ситуации в ЦАР, выделяют Российскую Федерацию, Соединенные Штаты Америки, Китайскую Народную Республику, Японию и государства Европейского Союза.

Очевидно, что вместе с внутренними политическими и экономическими проблемами государства Центральной Азии объединяет общность их видения и понимания современных угроз (международный терроризм, религиозный экстремизм, сепаратизм, наркотрафик). 

Основой создания Шанхайской Организации Сотрудничества послужило стремление государств на обновленной коллективной основе противостоять угрозам безопасности на фоне потребности создания регионального центра, который мог бы гарантировать военно-политическую безопасность в регионе. Политические тенденции формировали условия создания структуры, способной стать значимым элементом в области безопасности ЦАР с его перспективной ролью в геополитике  и геоэкономике Евразии в будущем.

Институциональному закреплению Шанхайской Организации Сотрудничества в качестве межправительственной региональной организации предшествовала совместная деятельность стран так называемой «Шанхайской пятерки» на фоне решения пограничных вопросов КНР с Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, а также активного  развития двусторонних отношений четырех стран. 

Первая встреча лидеров КНР, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана произошла 26 апреля 1996 года в Шанхае. По итогам переговоров было подписано Соглашение об укреплении мер военного доверия, согласно которому вооруженные силы сторон в приграничной зоне не должны осуществлять нападения друг на друга, проводить военные учения, направленные против другой стороны, где другая сторона выполняла бы функции потенциального противника. Взаимному ограничению подлежали также масштаб, рамки и число учений. Стороны обязались информировать друг друга о важных военных мероприятиях, которые они проводят в пределах стокилометровой зоны, прилегающей к совместной границе, приглашать наблюдателей от противной стороны на свои учения, предупреждать об опасных военных действиях, укреплять дружественные контакты между военнослужащими армий, дислоцированных в приграничной зоне, и пограничниками3. Тогда же наряду с подписанием Соглашения об укреплении мер военного доверия было принято решение о проведении ежегодных встреч «Шанхайской пятерки», что фактически свидетельствовало о создании механизма постоянных встреч нового международного режима.

Еще одна встреча в рамках Форума (официального мероприятия с участием экспертов и представителей государств-членов «Шанхайской пятерки») прошла 24-25 апреля 1997 года. Представители стран-участниц подписали Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Таджикистан, Киргизской Республикой, и Китайской Народной Республикой4. Е.Идрисов, Министр иностранных дел Республики Казахстан, тогда заявил: «Эти два документа заложили механизм взаимного доверия в военной области и приграничных районах, способствовали установлению партнёрских отношений государств-участников, базирующихся на открытости, непринадлежности к блокам, ненаправленности против третьих стран»5.

Информация о работе Геостратегии Шанхайской Организации Сотрудничества как регионального актора мировой политики