Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:07, курсовая работа
Цель работы – определить приоритетные направления развития Шанхайской Организации Сотрудничества.
Задачи работы:
Изучить предпосылки и историю создания Шанхайской Организации Сотрудничества;
Рассмотреть основные направления деятельности и модели взаимодействия с другими международными правительственными организациями;
Изучить отношение западного сообщества к деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ К ВСЕСТОРОННЕМУ РАЗВИТИЮ 8
1.1 История создания организации 9
1.2 Основные направления деятельности 17
1.3 Сотрудничество ШОС с международными межправительственными организациями 29
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В XXI ВЕКЕ 35
2.1 Шанхайская Организация Сотрудничества и западное сообщество 36
2.2 Специфика участников на современном этапе: разногласия и сотрудничество 42
2.3 Приоритетные направления развития и перспективы Шанхайской Организации Сотрудничества 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Существует мнение, что известный проект «Большой Центральной Азии», представленный Институтом по изучению Центральной Азии и Кавказа Университета им Дж. Гопкинса в Вашингтоне, в своей основе имеет тенденцию связать в единое пространство в геополитическом плане Центральную Азию и Афганистан, а затем объединить Большую Центральную Азию с «Большим Ближним Востоком». Западное сообщество в таком случае приобретает функции контроля, сокращая влияние России и Китая. Подобные прогнозы не способствуют налаживанию сотрудничества в Центральной Азии.
Несмотря на противоречия и конкуренцию за глобальное управление в регионе, сотрудничество ШОС и НАТО также представляется реальным38. Взаимодействие ШОС, ЕС и НАТО выглядит возможным при наличии угрозы общей безопасности, которая стоит как перед Востоком, так и перед Западом. Несмотря на то, что НАТО продолжает фокусироваться на внешних и глобальных угрозах безопасности, в то время как ШОС сконцентрирована исключительно на безопасности территорий государств-членов. События 11 сентября 2001 года и прочие террористические атаки последних лет показали, что с угрозами современности надо бороться в общемировом масштабе. Обе структуры - и НАТО, и ШОС - объединяет решение одной задачи: вопрос безопасности и борьба с терроризмом. Действительно, политика «закрытых дверей» не приведет к удовлетворению интересов сторон.
Продолжает формироваться комплекс угроз: кризис отношений, международный терроризм на фоне борьбы за ресурсы в регионах, в том числе и в Центральной Азии. Западное сообщество вынуждено менять основные стратегии на фоне таких радикальных изменений. Универсальные и региональные международные организации сегодня формируют новые геополитические стратегии и схемы сотрудничества в построении новой системы безопасности.
Под давлением новых мировых и региональных угроз западное сообщество и международные структуры ЦАР объективно имеют основания взять курс на дальнейшую интеграцию, ослабив политику двустороннего сотрудничества, которая на данный момент представляется более эффективной для достижения лишь определенных национальных интересов. ШОС является достаточно молодой структурой, следовательно, есть много противоречий внутри самой организации, недостает опыта, которым обладают НАТО, ЕС.
В заключение хотелось бы привести цитату Т.Г. Качалова: «Остаётся надеяться, что ШОС сможет стать структурой, объединяющей интересы ведущих мировых игроков и стран региона, которые из объектов мировой политики стремятся к превращению в равноправных участников. Риски - это во многом следствие того, что вместо объединения усилий мы чаще всего наблюдаем реализацию стратегий «по индивидуальным чертежам», и, к сожалению, эти чертежи далеко не всегда совпадают»39.
Тем не менее, существуют общие проблемы, которые требуют совместной кооперации для достижения результатов в тех областях, где двустороннее сотрудничество или политика «навязывания» субъективной позиции не принесла эффективных результатов.
Во втором блоке стран отметим Казахстан, Киргизию и Таджикистан, которые после распада СССР обрели статус новых политических игроков в ЦАР.
Следует подчеркнуть, что республики позитивно воспринимают участие западных международных организаций в обеспечении региональной безопасности. Параллельно Казахстан, Киргизию и Таджикистан являются членами таких региональных международных организаций, как СНГ и ОДКБ. Молодые республики определяют свое место в мировом пространстве, что характеризуют подобную геополитическую многовекторность. Тем не менее, неустойчивость проводимой политики, например размещение военно-воздушной базы США в Киргизии, не способствует закреплению доверия между странами участницами. В 2009 году Соединенные Штаты и Киргизия пришли к согласию о сохранении базы американцев в Манасе, что означало поражение для России, которая ранее решила с Президентом Республики вопрос о выводе войск США из страны в обмен на финансовую помощь в размере 2 миллиардов долларов44.
Тем не менее, с учетом близости молодых азиатских республик к очагам международного терроризма, опасности перерастания экстремизма в угрозу общенационального масштаба важен дополнительный механизм обеспечения безопасности территорий. В ШОС при заявленном равноправии стран-членов Казахстану, Киргизии и Таджикистану тактически легче оказывать влияние на процесс принятия решений, «лавировать» между интересами Москвы и Пекина45. Причем по направлению работы с Россией азиатские эксперты придерживаются мнения, что с Москвой нежелательно подписывать долгосрочные договоры, так как постоянное изменение национальных интересов и проводимая внешняя политика блокируют практическую реализацию подписанных документов. Намного выгоднее сотрудничать с Китаем. В итоге пока Россия находится в состоянии выработки приоритетных стратегий, другие страны идут на конкретные шаги, отвечая современным вызовам. Например, в 2007 году Китай подкрепил Генеральное соглашение о реализации проекта газопровода в Туркменистане поставками военного оборудования для туркменской армии. Китайская компания в итоге получила лицензию на разведку и добычу углеводородов на суше в Туркменистане. Далее КНР предоставила Ашхабаду кредит в размере 3 млрд. долларов на льготных условиях на разработку месторождений в Южном Иолотане46. В итоге многолетняя политика по закреплению позиций России в Туркменистане не получает сегодня желаемого результата.
Хотелось бы отдельно выделить Республику Узбекистан. Государство, которое не участвовало в «Шанхайской пятерке», занимает теперь особое положение и особые позиции в ШОС.
Уровень внутренней стабильности Узбекистана по причине исламского экстремизма – низкий: на территории действует террористическая организация «Исламское движение Узбекистана», уже предпринимавшая попытку поставить под свой контроль часть территории республики. При такой внутренней напряженной политической ситуации выход в 1999 году Узбекистана из ОДКБ явился беспрецедентным случаем. В ШОС Узбекистан также участвует в ограниченном круге мероприятий. Так, Узбекистан не прислал на конференцию по Афганистану своих представителей, не было специалистов от страны и на учредительной конференции Молодежного совета ШОС в Екатеринбурге в мае 2009 года. Страна не присоединилась к проекту Университета ШОС. По вопросам развития Энергетического клуба Узбекистан проводит политику нейтралитета, несмотря на то, что идея изначально выдвигалась одним из научных центров страны.
Представители Ташкента редко предоставляют комментарии по сложившейся ситуации. Посол Узбекистана в России И.Нематов объясняет стратегию своей страны с позиции того, что государство небогатое и не может тратить деньги на встречи и мероприятия, которые не имеют практической значимости. По мнению В.А. Лукина данную позицию можно расценивать как глубоко эгоистическую, но, с другой стороны, она имеет право на существование. При отсутствии практического многостороннего взаимодействия в сфере экономики ШОС имеет все шансы превратиться в дискуссионный клуб лидеров стран. Так что позиция Ташкента в этом плане может быть «сигналом разлада». В целом, можно констатировать, что Узбекистан успел несколько раз поменять свою геополитическую ориентацию47. Возможно, проблемы построения конструктивного диалога связаны с объективными причинами малого опыта проведения переговоров с соседними странами. Например, Китай и СССР (а позже и Россия) решали пограничные вопросы на протяжении длительного периода. Таким образом, источником превалирующего значения национальных интересов над решением региональных задач может служить недостаточная зрелость государства.