Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:07, курсовая работа
Цель работы – определить приоритетные направления развития Шанхайской Организации Сотрудничества.
Задачи работы:
Изучить предпосылки и историю создания Шанхайской Организации Сотрудничества;
Рассмотреть основные направления деятельности и модели взаимодействия с другими международными правительственными организациями;
Изучить отношение западного сообщества к деятельности Шанхайской Организации Сотрудничества
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА: ОТ СТАНОВЛЕНИЯ К ВСЕСТОРОННЕМУ РАЗВИТИЮ 8
1.1 История создания организации 9
1.2 Основные направления деятельности 17
1.3 Сотрудничество ШОС с международными межправительственными организациями 29
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА В XXI ВЕКЕ 35
2.1 Шанхайская Организация Сотрудничества и западное сообщество 36
2.2 Специфика участников на современном этапе: разногласия и сотрудничество 42
2.3 Приоритетные направления развития и перспективы Шанхайской Организации Сотрудничества 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Устремления по развитию экономической составляющей закреплены в Межправительственном Меморандуме об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества от 2001 года. В 2003 году утверждена Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества шести стран. Данная программа ориентирована на период до 2020 года. В текущем 2010 году ставится задача сформировать в рамках ШОС стабильные, предсказуемые, транспарентные правила и процедуры, касающиеся торговли и инвестиций, разработать совместные проекты и программы, а также создать систему поддержки приоритетных направлений в целях развития торгово-экономического сотрудничества. План мероприятий по выполнению программы был принят на заседании Совета глав правительств в Бишкеке в сентябре 2004 года, когда был запущен механизм регулярных встреч министров стран-участниц, ответственных за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность, а в октябре 2005 года в Москве - механизм реализации плана. Были сформированы экспертные группы по четырем направлениям: электронной торговли, таможенному делу, товарной унификации стандартов и по содействию инвестициям16.
Документ Меморандума допускает привлечение сторонних структур к работе, то есть проекты могут осуществляться как государственными структурами, так и хозяйствующими субъектами по определенным договорам и контрактам.
Ключевыми механизмами в сфере экономического сотрудничества на современном этапе являются Деловой Совет ШОС, Межбанковское объединение ШОС и ряд других институтов.
Деловой Совет ШОС был учрежден 14 июля 2006 года в целях содействия расширению экономического сотрудничества в рамках ШОС, налаживания прямых связей и диалога между деловыми и финансовыми кругами государств-членов ШОС в торгово-экономической и финансово-инвестиционной, научно-технической, энергетической, транспортной, коммуникационной, сельскохозяйственной и других областях. По словам Г. Логвинова, именно Деловой совет, объединяющий представителей крупнейших коммерческих структур государств-членов, имеет непосредственные выходы на реальные секторы экономики стран. Такая схема успешно работает в организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества АТЭС17.
Межбанковское объединение ШОС в качестве основного механизма финансирования будущих проектов было учреждено 25 октября 2005 года. На Шанхайском саммите в 2006 году были подписаны первые соглашения о выделении кредита совместных инвестиционных проектов на общую сумму 742 млн. долларов США18.
Форум ШОС был учрежден 22-23 мая 2006 года в Москве с целью создания наиболее оптимальных вариантов взаимовыгодного экономического сотрудничества на экспертном уровне с привлечением ведущих специалистов государств-членов ШОС.
Кроме того, вопросы экономического взаимодействия в рамках ШОС обсуждаются на Совете глав государств-членов ШОС, Совете глав правительств, Совете национальных координаторов, в рамках работы Специальных рабочих групп.
На сегодняшний день реализуется ряд проектов.
Проект «Организация трансграничного взаимодействия с использованием электронной цифровой подписи государств-членов ШОС» был разработан с целью перехода на более высокий уровень развития торгово-экономического сотрудничества. Экспертами начато обсуждение инициированного Китаем проекта «Высокоскоростная информационная магистраль ШОС», который предполагает соединение в региональную магистральную сеть оптико-волоконных линий государств-членов ШОС, что позволит дать в ближайшие годы импульс модернизации информационной инфраструктуры региона. Проект имеет большие стратегические последствия для развития всесторонних связей в рамках ШОС.
В области развития транспорта
осуществляется строительство автомобильных
дорог Волгоград-Астрахань-Атырау-
С российским участием реализуется ряд технических проектов по сооружению четырех теплоэлектростанций (крупнейшая Тяньваньская ТЭС) на территории Китая, реконструкция металлургического комбината.
Сотрудничество в области инвестиций в рамках ШОС осуществляется в виде двухсторонних соглашений. Например, в Узбекистане ведут работу 1273 предприятий с участием инвесторов ШОС, из них 246 предприятий со 100% иностранным капиталом. При МВЭСИТ Республики Узбекистан аккредитованы представительства 214 фирм и компаний государств-членов ШОС, на территории государств-членов ШОС созданы 519 предприятий при участии резидентов Узбекистана19.
Роль экономического сотрудничества в рамках ШОС во время мирового финансово-экономического кризиса ограничилась принятием Совместной инициативы по активизации многостороннего экономического сотрудничества по преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечению дальнейшего развития экономик государств-членов ШОС, принятая Советом глав правительств государств-членов ШОС.
Можно заключить следующее: перспективными направлениями экономического взаимодействия являются транспорт, энергетика и природопользование. Институализация и окончательное оформление всех механизмов и возможных вариантов сотрудничества в экономической сфере на данный момент окончательно не завершено.
Культурно-гуманитарное сотрудничество
В Хартии зафиксировано, что сотрудничество в гуманитарной области является одной из приоритетных задач организации. Наиболее востребованными направлениями в культурно-гуманитарной сфере деятельности являются наука, образование, культура, спорт, коммуникации20. Страны-участницы имеют огромный потенциал для взаимодействия: как духовно-исторический, так и географический, ресурсный. Исходя из этого, ШОС обладает уникальными условиями для содействия обмену и сотрудничеству по направлению развития связей между нациями региона. Налажен механизм практического взаимодействия: существует множество проектов, фестивалей, выставок, ежегодных встреч и конференций. Представляется интересным выделить наиболее примечательные проекты ШОС в сфере культурно-гуманитарного сотрудничества.
Одним из важных направлений гуманитарного сотрудничества стран-членов ШОС является кооперация в деле предупреждения чрезвычайных ситуаций, что особенно необходимо в таком географически сложном и экологически неблагополучном регионе, как Центральная Азия. Начало взаимодействию было положено в конце 2001 года, а в 2002 году по итогам встречи глав чрезвычайных ведомств стран-участниц ШОС состоялось подписание протокола, предусматривающего развитие кооперации в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Было решено регулярно проводить экспертные встречи и обмен опытом. 26 февраля 2010 года Государственная Дума РФ ратифицировала соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества о взаимодействии при оказании помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций, которое было подписано еще 26 октября 2005 года в Москве. Заместитель министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.Пучков подчеркнул, что соглашение направлено на создание условий эффективного взаимодействия государств-членов ШОС при проведении международных гуманитарных и аварийно-спасательных операций в ходе ликвидации чрезвычайных происшествий на территориях государств, являющихся сторонами соглашения. На участников не налагается жестких дополнительных обязательств. Решение об оказании Российской Федерацией помощи другим государствам-членам ШОС или о получении от них помощи в каждом конкретном случае принимается в установленном порядке Правительством РФ21.
Другое очевидное достижение сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере – Университет ШОС. Идею создания Университета ШОС высказал еще В.В. Путин в 2007 году. Были озвучены различные мнения о форме реализации этого проекта: от создания «виртуального Университета» в режиме он-лайн до классического университета с широким спектром дисциплин, преподаваемым на трех языках, что открыло бы новые перспективы для укрепления международного сотрудничества. Было не совсем понятно, какую задачу должен решать университет: подготовка кадров для государственных нужд, повышение квалификации или подготовка молодых специалистов? Сегодня выстроена сетевая структура, которая покрывает различные направления подготовки специалистов для ШОС.
В 2010 году представители пяти стран (Китая,
России, Казахстана, Таджикистана и Кыргызстана)
заявили о готовности принять в Университет
ШОС первых студентов-магистров в сентябре
2010 года22. Заседание экспертной рабочей группы
было проведено в марте 2010 года. Было принято
решение, согласно которому в 2010-2012 годах
планируется
Известный российский востоковед, доктор исторических наук, профессор А. Маслов пояснил, что сетевой принцип Университета отрицает наличие единого центра. Следовательно, противоречия между ВУЗами относительно общего видения механизмов сотрудничества сведены к минимуму. Студенты будут учиться в разных университетах на протяжении всего срока получения образования. Каждая страна выдвигает от себя несколько головных вузов, которые представляют лучшие научные школы. За свой университетский срок треть обучения студенты пройдут в одной из стран-членов ШОС. Это даст им возможность глубже узнать культуру других этносов, проникнуться идеями евразийского сотрудничества. Начав обучаться у себя, россиянин может затем продолжить учебу по той же специальности в Китае или в Казахстане. Используется система включенного обучения. К примеру, студент проходит обучение в МГУ до 3 курса, затем едет в Китай, после возвращается на 5 курс в свой университет. В результате он получит два диплома: один – того вуза, куда поступил, другой – Университета ШОС. Вторым очень важным моментом, по словам специалиста, является колоссальный охват по специальностям, так как в проекте участвуют крупнейшие вузы стран ШОС, имеющие научные школы, наработки, кадры, методички, учебники, компьютерные сети. Третье преимущество – разные языки преподавания23.
За девять лет деятельности в рамках ШОС страны-участницы организовали практическое и результативное сотрудничество в области культуры, образования, спорта, молодежной политики, при возникновении чрезвычайных ситуаций и т.д., что служит формированию общественной основы для укрепления взаимодействия в других сферах.
От изучения основных направлений деятельности перейдем к рассмотрению взаимодействия ШОС с международными структурами.
Деятельность Шанхайской Организации Сотрудничества в Центрально-Азиатском регионе пересекается с деятельностью многих международных структур по своим основным направлениям. Открытость союза в направлении развития сотрудничества с прочими международными структурами была провозглашена официально в Хартии ШОС.
Организация, как крупная межправительственная структура, нацелена на развитие партнерских отношений с ведущими международными акторами в регионе. Рассмотрим основных ключевых контрагентов ШОС, с которыми Секретариат наладил конструктивное сотрудничество на основе рекомендаций руководящих органов союза.
Одним из ключевых партнеров ШОС в регионе является ООН. В официальных заявлениях со стороны государств-членов Шанхайской Организации Сотрудничества отмечается особая роль Организации объединенных наций в поддержании международной безопасности.
С 2004 года ШОС имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее и тесно сотрудничает с Экономической и социальной комиссией ООН для Азии и Тихого океана. Кроме того, поддерживаются информационные контакты с Секретариатом ООН, осуществляется регулярная связь с учреждениями системы ООН, представленными в Пекине.
За время существования ШОС было проведено ряд встреч, которые задали вектор дальнейшего сотрудничества двух международных организаций. На уровне высшего руководства в 2007 году заместитель Генерального секретаря ООН Л. Пэскоу принимал участие в саммите ШОС в Бишкеке. В декабре того же года состоялся ответный визит Генерального секретаря ШОС на церемонии открытия в Ашхабаде Регионального Центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии.
В августе 2008 года представитель Генерального секретаря ООН М.Енча принял участие в саммите ШОС в Душанбе. Далее был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатами ШОС и ЭСКАТО, что подтвердило дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество, проведение консультаций в целях развития двусторонних связей.
В 2009 году на очередной сессии ООН в повестку был включен вопрос «О взаимодействии ООН с Шанхайской Организацией Сотрудничества». В конце того же года был представлен проект резолюции Генеральной Ассамблеи. Принятая резолюция предлагает главе ООН проводить регулярные встречи с генеральным секретарем ШОС. Таким образом, все структурные подразделения ООН могут сотрудничать с ШОС в интересах совместного осуществления программ, проведении консультаций с Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций24.