Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 14:00, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных особенностей монархических систем в наиболее развитых в XVII-XVIII веках странах Западной Европы - Франции и Англии.
Задачи были поставлены следующие:
- проанализировать государственное устройство английской и французской монархий XVII-XVIII путем выявления основных властных структур государственного и местного масштаба означенных стран.
В XVI веке появляются должности государственных секретарей. В ведении каждого из них была определенная сфера деятельности – иностранные, военные, морские дела и колонии, внутренние дела. Со временем круг обязанностей госсекретарей расширялся, вместе с этим росло число чиновников, появились должности заместителей госсекретарей, были созданы бюро со строгой дифференциацией функций.
Очень большое влияние в делах государственного управления играл суперинтендант финансов, а затем – Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение во времена Кольбера, министра финансов Людовика XIV. В ведении Кольбера находилось составление бюджета страны, непосредственное руководство экономикой Франции, а также контроль за деятельностью государственной администрации и организация работы по составлению королевских законов. Со временем вокруг Генерального контролера образовался немалый бюрократический аппарат, состоявший из различных служб и бюро.
В государственном аппарате Франции большую роль играла система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Вообще, Королевский, или Государственный совет, существовавший при короле, не только менялся в своем составе по роду рассматриваемых дел, но также получал различные наименования. Людовиком XIV был создан Большой совет, в его состав входили герцоги, пэры, министры, государственные советники. В ведении Большого совета находились следующие вопросы: отношения с церковью, обсуждение административных актов, решение важнейших судебных дел – словом, внутренние вопросы. К тому же, по велению короля в Большой совет отзывались некоторые дела, которые первоначально рассматривались в парламенте. В середине XVI века королевские эвокации, т.е. перенесение дел из парламента в Большой совет по особому приказу короля, становятся особенно частыми. Королевская власть сознательно расширяла компетенции Большого совета в ущерб парламенту и Счетной палате, которой принадлежало право разбора судебных дел по взиманию прямых и косвенных налогов. Таким образом король пытался ослабить силу старых постоянных учреждений, без которых не мог обойтись, и превратить их в послушных исполнителей своей доброй воли [14]
Для обсуждения
Генеральные штаты. Главным сословно-представительным органом в описываемый момент являлись Генеральные штаты, которые в противостоянии с короной оказались проигравшей стороной и к XVI веку практически перестали функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз и больше не собирались вплоть до 1789 года. Генеральные штаты активно действовали с времени первого созыва в 1302 году Филиппом Красивым до 1614 года, но никогда не оказывали такого важного влияния на короля и жизнь страны, какое, например, имелось у английского парламента. Вопросы, выносимые на обсуждение, определялись самим королем. Король запрашивал мнение штатов по некоторым законопроектам, однако утверждал их самолично, не опираясь на мнение их представителей. Чаще всего причиной созыва штатов была короны в деньгах, тогда он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который потом мог собираться в течение только одного года. В законодательном отношении Генеральные штаты не оказывали на королевскую власть практически никакого влияния, жалобами и пожеланиями штатов правительство пользовалось только лишь как материалом при составлении по собственному усмотрению королевских ордонансов [10;250]
Парижский парламент. Парламентами во Франции назывались высшие судебные палаты, самой главной из них считалась столичная, или Парижский парламент. Он возник из «королевской курии» феодальной эпохи, т.е. из съезда ко двору короля его вассалов для важных совещаний и вершения судов. При короле Людовике IX из королевской курии возник чисто судебный орган, получивший впоследствии название парламента. Постоянным учреждением, а не просто собранием, созывавшимся по мере надобности, Парижский парламент стал в начале XIV века. Его деятельность и функции постепенно усложнялись, соответственно, менялась структура самого учреждения. Вскоре парламент разделился на три палаты – «большую палату», рассматривавшую апелляции от низших судов; рекетную палату, судившую в отдельных случаях в качестве первой инстанции, и, наконец, «анкетную» палату, которая готовила дела для «большой».
Чисто судебный характер учреждения требовал постоянного присутствия в нем юристов. Вскоре установилась связь между парламентскими легистами и теми чиновниками, которые на королевской службе занимали административные должности превотов, бальивов, сенешалов, благодаря чему парламент сделался апелляционной инстанцией для всех местных судов. Таким образом, Парижский парламент сыграл очень большую роль в централизации власти во Франции. По образцу Парижского парламента в XV веке были созданы провинциальные учреждения – тулузский, гренобльский, бордоский и другие парламенты.
Учреждение судебное по существу, Парижский парламент играл определенную роль в административном управлении. Парламент являлся проводником королевских указов (ордонансов), здесь же они регистрировались. Члены парламента имели право делать королю представление, указывавшее на то, что тот или иной королевский ордонанс противоречит другим законам и даже отказывать в регистрации. Таким образом, Парижский парламент являлся единственной оппозицией абсолютной власти французской короны в XVII веке. Костяк парламента составляла феодальная знать. В середине XV века члены парламента уже были несменяемы, а к концу XVI века – фактически наследственными владельцами своих должностей, которые, в свою очередь, покупаются за весьма солидные суммы. Французский парламент, таким образом, становится сплоченной корпорацией привилегированных фамилий, буржуазных по своему происхождению, но получивших от короля дворянское достоинство. Политическая роль парламента была закреплена традицией и выражалась, в основном, в праве регистрировать королевские указы и законодательные проекты или отказывать монарху в этом, а также в праве на ремонстрацию.
Однако такое положение
Королевская власть и местное самоуправление. Королевская власть очень рано, еще при короле Филиппе Красивом, стала активно вмешиваться в дела провинциального самоуправления, пользуясь раздорами партий при выборе лиц во властные структуры и дурным ведением дел, особенно денежных, городскими властями. Королевская власть постепенно налагала руку на местное самоуправление, присваивая право назначения муниципальных должностных лиц и установив над городами опеку центральной администрации. При Людовике XIV вмешательство в дела местных властей было возведено в систему. Королем было создано несколько эдиктов, согласно которым корона брала под свой контроль ведение муниципальных дел. Одним из главных причин подобного вмешательства стала большая денежная задолженность городов государству. Министр финансов Людовика XIV Кольбер был крайне озабочен ликвидацией старых долгов провинций. Лучшим средством для достижения цели было установление правительственной опеки над городами в лице интендантов. Далее, в конце XVII века Людовик XIV издал эдикт, согласно которому должность городского мэра или консула переставала быть выборной, «главного городского начальника» назначал теперь сам король. При новом порядке муниципальные должности сделались продажными, т.е., тот, кто желал получить должность городского главы, должен был просто заплатить необходимую сумму [12;380]
Отношение королевской власти к местным сословно-представительным учреждениям, именуемым провинциальными парламентами, было довольно неблагоприятным. Эти учреждения возникли и начали развиваться одновременно с Генеральными штатами. Главной привилегией провинциальных штатов было вотирование «добровольного дара» короне. В середине XVII века количество провинциальных штатов сильно сократилось, этому содействовал Ришелье во время своего правления. Кардиналу удалось уничтожить штаты в провинциях – в Дофине, Нормандии, Провансе, Лангедоке, других.
Король Людовик XIV окончательно нанес удар муниципальной свободе в области самостоятельного заведования местными делами, а также в деле выбора должностных лиц. Монарх не ставил своей целью уничтожение штатов, но при этом пытался всячески урезать их права и привилегии. Ближайшие советники предлагали королю уничтожить местные штаты, так как они являлись стеснительными для королевских чиновников, но Людовик считал, что и без формальной отмены этих органов можно свести все их значение на нет. К XVIII веку штаты в ряде провинций прекратили свое существование, а те, что остались и действовали, играли лишь формальную роль.
Судебная система. Судебную систему Франции описываемого периода возглавлял сам король. В судопроизводстве того времени существовали: - королевские суды; - сеньориальные суды; - городские суды; - церковные суды и др. Вообще, система судопроизводства была крайне громоздкой и запутанной. В абсолютистской Франции существовало несколько судебных систем. Действовал суд королевский, сеньориальный, городской, церковный. При этом четких разграничений функций у судов не было, что порождало неизбежную волокиту в рассмотрении и ведении дел.
В этот период времени наблюдается усиление роли королевских судов. Королевская юстиция получила право принимать в производство любые дела из некоролевского суда на любой стадии рассмотрения. Королевский суд состоял из трех инстанций – судов превотальных, бельяжных, парламентских. На рассмотрении особо важных дел присутствовал сам король. Наряду с общими судами функционировали суды специальные. Практически каждое государственное ведомство имело свой суд – военный, морской, таможенный и другие.
Армия и полиция. В абсолютистской Франции окончательно сформировалась централизованная постоянная армия и регулярный королевский флот. При «короле-солнце» Людовике XIV была проведена важная военная реформа. Суть ее заключалась в следующем: иностранцы больше не вербовались в армию, солдаты набирались из местного населения, а матросов – из прибрежных провинций. Солдаты вербовались из низших слоев третьего сословия, деклассированных элементов, «лишних людей», которых в ту пору развелось очень много. Служба в армии была очень тяжела, государственные вербовщики зачастую прибегали к хитрости и обманам. В армии процветала палочная дисциплина, солдат воспитывали в духе бесприкословного подчинения офицерам.
При абсолютизме
была создана разветвленная
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать ряд выводов.
Абсолютная монархия в Британии просуществовала очень недолго, и ее логическим завершением явилась Английская буржуазная революция. Вообще, английская абсолютная монархия имела ряд особенностей, отличавших ее от других западноевропейских монархий. Во-первых, был слабо развит бюрократический аппарат. Местное самоуправление играло важную роль и не подвергалось тотальному контролю со стороны правительственного аппарата и его чиновников. Вообще, самостоятельность во всем – в предпринимательской деятельности, в развитии промышленности и т.д. очень поощрялась, государство не делало попыток контролировать все и вся. Во-вторых, парламент и иные сословно-представительные органы управления продолжали играть очень важную роль в политической, экономической, социальной жизни страны. Наконец, в абсолютистской Англии не было постоянной армии. Главное внимание монаршии особы обращали на создание сильного флота, а английская армия того времени представляла собой ополчение, собираемого и экипируемого за счет свободных подданных короля в соответствии с их имущественным достатком. Все вышеперечисленные особенности дают право называть английскую абсолютную монархию незавершенной.
В свою очередь, французскую абсолютную монархию с полным правом можно назвать классической, т.к. она прошла все этапы развития и сочетала в себе все особенности, присущие абсолютизму. Наибольшего уровня развития французский абсолютизм достиг при «короле-солнце» Людовике XIV. Как уже говорилось, абсолютной монархии были присущи все характерные черты, а именно:
Информация о работе Государственное устройство Франции и Англии в XVII-XVIII веках