Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 14:00, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных особенностей монархических систем в наиболее развитых в XVII-XVIII веках странах Западной Европы - Франции и Англии.
Задачи были поставлены следующие:
- проанализировать государственное устройство английской и французской монархий XVII-XVIII путем выявления основных властных структур государственного и местного масштаба означенных стран.
Однако самой разрушительной
и опустошительной для Франции
оказалась война за испанское
наследство. Она длилась в период
с 1701 по 1713 года. Суть ее заключалась
в следующем: как и прежде, французская
королевская власть
2.1.3 Внутренняя политика
В целом достаточно будет сказать несколько слов о внутренней политике, которую осуществлял Людовик XIV во время своего правления. Основные моменты этого вопроса уже неоднократно рассматривались в настоящей работе.
Как уже говорилось ранее, в описываемый период времени кардинально изменились взгляды на природу королевской власти. Власть монарха верховна и подкреплена «Божьей милостью», его решения не подлежат обсуждению. В абсолютистской Франции периода правления Людовика XIV не существовало консенсуса, основывающегося на уважении прав и привилегий социальных групп, поскольку в политике доминировал принцип государственного благоразумия, оправдывающий использование «исключительных полномочий» для вмешательства как в имущество подданных, так и в политические привилегии и свободы независимых политических органов и сил. Все это, естественно, отразилось на политической организации Франции. Отсюда – крайняя степень централизации власти.
Централизованное управление монарх осуществлял с помощью ряда государственных советов – Совета министров, финансов, почтового, духовного, торгового и ряда других. В период правления Людовика чрезвычайно разросся бюрократический аппарат, все дела страны были в ведении королевских чиновников. Монарх изо всех сил стремился к подавлению любого рода самостоятельности. Пример тому – практически полное уничтожение аппарата местного самоуправления. Сословно-представительные органы, такие как Генеральные штаты и парламенты либо потеряли свое былое значение, либо вообще перестали существовать. Это произошло потому, что подобные учреждения противоречили принципам абсолютной власти короля.
Специфичным явлением французской государственной жизни при Людовике являлась продажа государственных должностей, как постоянных, так и временных. Необходимо отметить тот факт, что именно в описываемый период времени чиновничьи должности занимали, как правило, люди незнатного происхождения. Король предпочитал нанимать на государственную службу недворян, т.к., по его разумению, выходцы из третьего сословия, «осчастливленные» высокими должностями, сделают для своего благодетеля-монарха все возможное и будут ему преданны, как никто другой. Вообще, в правление Людовика XIV французское дворянство было очень ослаблено. Ослабление позиций дворянства было целенаправленным, король намеренно подминал под себя этот вечно недовольный, постоянно бунтующий класс.
2.2 Карл I Стюарт
Карл I 1600-1649) – английский король с 1625 года из династии Стюартов. Карла можно назвать последним абсолютным монархом Англии, его низложение и казнь поставили точку в развитии английского абсолютизма.
2.2.1 Биография. Начало правления
Карл был третьим ребенком короля Якова VI Шотландского (позднее Якова I Английского) и Анны Датской. Он родился 19 ноября 1600 г. Все детство Карл находился в тени своего очаровательного брата Генри, принца Уэльского. Именно с Генри англичане связывали большие надежды на будущее своей страны. Однако, надеждам этим не суждено было сбыться, т.к. Генри умер в 1612 году.
Естественно, после смерти старшего брата, Карл оказался в центре внимания. Будущий король представлял собой следующее: неловкий, слегка заикающийся подросток, подверженный внезапным приступам гнева. Все это, естественно, не добавляло ему популярности.
По воспоминаниям современников
Несмотря на личные достоинства, которыми обладал будущий король, историки единодушны в своем мнении о том, что Карл был совершенно непригоден для монархической власти. Виной тому и его несчастливое детство, и то, что он был младшим ребенком, которого не готовили к управлению страной. Характер Карла представлял собой «искусственное соединение противоположных элементов» (Хорошев А.В. Карл I Стюарт и парламент). Это выражалось в мании короля авторитарно вмешиваться во все детали и мелочи государственной политики при том, что он был совершенно некомпетентен во многих вопросах управления страной.
После смерти отца
в 1625 году Карл возглавил
Брак Карла I с французской принцессой явно указывал на антииспанское направление английской политики, которой сочувствовал народ и которой придерживался король. Он созвал свой первый парламент (июнь), но был разочарован, встретив сопротивление со стороны его членов, которые, желая воспользоваться случаем для облегчения многочисленных тягостей, возложенных на население при прошлом царствовании, требовали строгого применения законов против папистов.
Уступки, сделанные
в религиозном отношении
Возможно, королю
вредило то, что он удержал
при себе в качестве своего
главного советника любимца
2.2.2 Неограниченное правление
Карл решился править без парламента, по примеру многих своих предшественников. Распустив парламент и начав править единолично, король не действовал скрытно, он сразу же объявил о своих намерениях. «Наши частые встречи с народом доказали, - говорил он, - нашу любовь к парламентским институтам, однако последнее злоупотребление заставило нас против нашей воли сойти с этого пути». Далее король напомнил о своем праве созывать и распускать парламент, провозгласил, что соберет его снова, когда наш народ яснее осознает интересы и действия короны», а виновные в неповиновении властям «понесут заслуженное наказание». Десять лет после роспуска парламента 1629 г. были самыми счастливыми в жизни Карла, но в политическом отношении они не были спокойными, поскольку буря уже назревала.
Решение о единоличном
правлении тот час же отразилос
Карл более уже не занимал в этом вопросе влиятельного положения отчасти из зависти к возрастающей силе Франции, особенно на море, а отчасти потому, что у него все более назревал план преобразования Английского государства на основе королевских прерогатив - другими словами, он хотел добиться неограниченной монархической власти, подобно существовавшей в некоторых континентальных государствах.
. Внутреннее положение страны тоже трудно назвать мирным: корона не могла обойти факт того, что она была безденежна, поэтому король и его правительство шли на самые разнообразные ухищрения, чтобы выжать из страны денег без санкции парламента. В ход пошли не только торговля монополиями, изобретенная во времена Елизаветы I и иные формы пагубного вмешательства в торговые дела страны: казначейство «вспомнило» о средневековых законах, и заставило всякого, кто имел земли стоимостью более 40 фунтов, «платить за рыцарство», а помимо того, возобновило и «лесные штрафы», которые уже не использовались с XIV в. Фермеры и лендлорды, проживающие в лесах Рокингема, Уолтхема и Дина, вынуждены платить большие штрафы, за те владения, которые они давно считали своими. Кроме того, особые пререкания вызывают «корабельный сбор» - налог, прежде взимаемый только при необходимости защитить страну и на регулярной основе взимаемый только с портов. Причина взимания налога была вполне уважительной – Карл хотел восстановить флот, но к тому моменту он подорвал доверие общественности к себе. Дело Джона Хемпдена, отказавшегося платить «корабельный сбор», которое было рассмотрено в казначейском суде, вызвало большой интерес у публики, которая вопреки мнению короля была куда просвещеннее в юридических тонкостях. Тем самым Англия высказывалась за пассивную позицию в ходе Тридцатилетней войны, что было не в ее интересах, но враждебность к королю заслоняла это нежелательное последствие такой политики [16;270].
Нельзя было упрекнуть короля Карла в том, что он тратит средства из государственной казны безрассудно. Содержание его двора не превышало того, что требовалось для поддержания достоинства страны, личная его жизнь была безупречна. Более того, он принимал все меры по поддержанию торговли и колонизации, толково и с любовью поощрял живопись, архитектуру, литературу и театр. Его никак нельзя было назвать легкомысленным и, если он и добивался усиления королевских прерогатив, то делал это с целью улучшения государственного устройства. Но, несмотря на столь благие намерения, ему откровенно мешали его личные недостатки. Отсутствие такта, упрямство, присущее всем Стюартам, и не допускавшее их поступиться чем бы то ни было, в случае же неизбежности согласиться на что-либо противное его убеждениям, он делал это не иначе, как с затаенной мыслью снова все изменить при более благоприятных обстоятельствах. Можно сказать, что королю недоставало рассудительности для правильного, применения своего ума к действию [17]
Из всего вышесказанного
можно сделать некоторые
Людовик XIV и Карл I были, без сомнения, яркими представителями абсолютной монархической системы. Собственно, на этом все сходство монархов в период их правления и заканчивается.
Ни Людовика, ни
Карла нельзя назвать
Как уже говорилось ранее, Людовик XIV обладал довольно заурядными умственными способностями и не получил в свое время достаточного образования. Однако, ему нельзя отказать в наличии управленческих способностей и государственного ума. Как талантливый «начальник», он умело подбирал для себя кадры. Стоит вспомнить Кольбера, который долгое время держал на плаву Францию, строго соблюдал государственные интересы.
Людовик XIV обладал многими положительными чертами характера, но, при этом, был чрезвычайно эгоистичен, самодоволен, имел огромную склонность к роскоши. Этой чертой характера определялось все государственное правление, внешняя и внутренняя политика.
Пытаясь сконценрировать власть в своих руках, Людовик вникал абсолютно во все дела государства, будь это вопрос о государственном бюджете или управление на местах, т.е. был «сам себе первым министром». Возможно, это являлось следствием авторитарного воспитания Мазарини. Но, как было сказано выше, Людовик умело выбирал себе помощников – умных, бережливых, ратующих за государственное дело. Король намеренно не привлекал к управлению людей дворянского происхождения, потому что французское дворянство вкупе обладало рядом не очень приятных классовых черт, например, высокомерием, чванностью, презрением ко всякого рода труду и т.д. При этом Людовик абсолютно не стеснялся в денежных тратах на придворную жизнь, окружал себя чрезвычайной роскошью, не задумываясь, откуда берутся средства на королевские прихоти.
Информация о работе Государственное устройство Франции и Англии в XVII-XVIII веках