История становления и развития Международного Валютного Фонда. Взаимоотношение России с МВФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование роли МВФ и его влияния на экономику Российской Федерации, а так же рассмотрение проблем и перспектив развития отношений России и МВФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выполнить анализ становления и развития МВФ, как международной наднациональной организации
более точно определить роль, функции и место фонда в меняющейся валютно-финансовой системе

Содержание работы

Введение…………………………….......................................................................3

1 История становления и развития Международного Валютного Фонда.
Взаимоотношение России с МВФ……………………………………………6

Официальные цели и структура органов управления МВФ……………6
Капитал и заемные ресурсы………………………………………............12

1.3Обоснование необходимости взаимоотношений России и МВФ………17
1.4 Кредитные механизмы…………………………………………………….18

2 Анализ деятельности МВФ в России………………………………………...20
2.1 Обязанности России как члена МВФ……………………………………20
2.1.1 Введение конвертируемости валюты …………………………………23
2.1.2 Движение капиталов и кредитов ………………………………………24
2.2 Предоставление финансовой помощи для стабилизации экономической
ситуации в стране ………………………………………………………...25
2.3 Введение механизма валютного коридора в России …………………...29
3 Заключительное заявление миссии МВФ в России в рамках консультаций
2012 года………………………………………………………………………..31
3.1 Проблемы развития российской экономики……………………………..31
3.2 Перспективы развития российской экономики………………………….34
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (новая курсовая).docx

— 105.60 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………….......................................................................3    

 

1 История становления и развития Международного Валютного Фонда.

   Взаимоотношение  России с МВФ……………………………………………6

 
    1.  Официальные цели и структура органов управления МВФ……………6
    2. Капитал и заемные ресурсы………………………………………............12
 

   1.3Обоснование необходимости взаимоотношений России и МВФ………17

   1.4 Кредитные механизмы…………………………………………………….18

 

2 Анализ деятельности МВФ в России………………………………………...20

    2.1 Обязанности России как члена МВФ……………………………………20

    2.1.1 Введение конвертируемости валюты …………………………………23

    2.1.2 Движение капиталов и кредитов ………………………………………24

    2.2 Предоставление финансовой помощи для стабилизации экономической

         ситуации в стране ………………………………………………………...25

    2.3 Введение механизма валютного коридора в России …………………...29

3 Заключительное заявление миссии МВФ в России в рамках консультаций

   2012 года………………………………………………………………………..31

  3.1 Проблемы развития российской экономики……………………………..31

  3.2 Перспективы развития российской экономики………………………….34

Заключение………………………………………………………………………

Список использованных источников…………………………………………...47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Введение

Международный Валютный Фонд — межправительственная организация, предназначенная для регулирования  валютно-кредитных отношений между  государствами–членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом  платежного баланса, путем предоставления кратко–  и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд —  специализированное учреждение ООН  — практически служит институциональной  основой мировой валютной системы. МВФ был учрежден на международной  валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью–Гемпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое является его Уставом и вступило в силу 27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года. [3, с. 36]

В связи с эволюцией  мировой валютной системы Устав  МВФ трижды пересматривался:

В 1969 году с введением  системы СДР:

  • в 1976 году с созданием Ямайской валютной системы;
  • в ноябре 1992 года с включением санкции — приостановки права участвовать в голосовании — по отношению к странам, не погасившим свои долги Фонду.

Основными функциями  МВФ являются:

  • содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества;
  • поддержание устойчивости валютных паритетов и устранение валютных ограничений;
  • предоставление кредитных ресурсов любым странам-участницам для выравнивания платежных балансов.

Страны-участницы  обязаны регулярно информировать  МВФ о своих золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса и т.д.

Россия является полноправным членом практически всех международных  и межгосударственных финансовых институтов, пользуется их займами и вносит свои вклады. Эти финансовые институты  играют важную роль в развитии экономики  России. Участие России в международных  валютно-финансовых и кредитных  институтах открывает перед ней  более широкие возможности привлечения  финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики.

Весьма важно и то, что, являясь членом МВФ, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.

 




Целью данной работы является исследование роли МВФ и его влияния на экономику Российской Федерации, а так же рассмотрение проблем и перспектив развития отношений России и МВФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

  • выполнить анализ становления и развития МВФ, как международной наднациональной организации
  • более точно определить роль, функции и место фонда в меняющейся валютно-финансовой системе
  • рассмотреть вопросы, касающиеся организационно-финансовой структуры МВФ, а также принципов его финансовой и консультационной деятельности
  • изучить причины вступления России в МВФ, экономические и политические аспекты принятия России. Это помогает нам отметить связь расширения географии регулирующего воздействия Фонда с проблемой его самовыживания.

Предметом исследования являются взаимоотношения Российской Федерации (РФ) и МВФ и их результаты.

Объектом исследования является деятельность Международного валютного фонда в Российской Федерации. Это позволяет показать его роль в экономике нашей страны. [5, с. 58]

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных авторов, классических и современных ученых по проблемам международных валютно-финансовых отношений, определяющие место, роль и функции МВФ в современной валютно-финансовой системе. В работе использованы оригинальные документы, регламентирующие финансовую и консультационную деятельность МВФ.

Среди отечественных авторов  можно выделить: Аникина А.В., Богданова О.С., Казакевича В.П., Красавину Л.Н., Ларионова К.А., Портного М.А., Федякиной Л.Н., Шенаева В.Н.; среди иностранных: Бэрд Г., Гилберт М., Фишер С, Эбке В.

 При разработке темы были использованы работы российских экономистов, посвященных МВФ: Горбунова С.В., Евстегнеева В.Р., Чижова К.Я.; зарубежных экономистов: Геллера П, Кана М., Найта М., Сакса Дж, Фитцджеральда Е.

В работе использованы обзоры, доклады и прогнозы Министерства экономики РФ, Министерства финансов РФ, аналитические материалы российских независимых экономистов. Использовались материалы российской и зарубежной прессы. При решении поставленных задач использованы такие методы исследования, как системный и ситуационных анализ, метод логического мышления, методы прогнозирования и моделирования.

 

 

 

 

 

         1 История становления и развития Международного валютного фонда.

         Взаимоотношение России с МВФ

    1. Официальные цели и структура органов управления МВФ

МВФ – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений государств-членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ был учрежден на международной  валютно-финансовой конференции ООН (1 – 22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г.

СССР принял участие в Бреттонвудской конференции, однако, в связи с  «холодной войной» между Востоком и Западом не ратифицировал Статьи Соглашения о МВФ. В результате реформ, имевших целью переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х гг. бывшие социалистические страны, а также государства, входившие ранее в состав СССР, вступили в Фонд (за исключением Народно-Демократической Республики и Республики Куба). Россия стала членом МВФ с 1 июня 1992 г., остальные страны СНГ и Балтии – в период с апреля по сентябрь 1992 г. (Таджикистан – в апреле 1993 г.).

Постоянное местопребывание руководящих  органов – Вашингтон (США). Помимо того, имеются отделения в Париже (Франция), Женеве (Швейцария), Токио (Япония) и при ООН в Нью-Йорке.

В соответствии со статьей І «Цели» статей соглашения МВФ, приведу перечень официальных целей деятельности Международного Валютного Фонда:

  1. Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно - финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно - финансовыми проблемами.
  2. Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех государств - членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.
  3. Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим среди государств - членов и избегать использования девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.
  4. Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами - членами, а также в устренении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

5)  За счет временного предоставления  общих ресурсов Фонда государствам - членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

6)  В соответствии с вышеизложенным - сокращать продолжительность нарушений  равновесия внешних платежных  балансов государств - членов, а также  уменьшать масштабы этих нарушений. [24, с. 92]

     В соответствии со статьей ІX Устава Фонд имеет полный статус юридического лица. Архивы Фонда неприкосновенны. Кроме того, Фонд имеет судебный и налоговый иммунитет. Судебный иммунитет предполагает то, что Фонд, его имущество и активы пользуются иммунитетом от всех форм судебного преследования (не могут быть подвергнуты обыску, ревизии, конфискации). Налоговый иммунитет, в свою очередь, означает, что Фонд, его активы, имущество, доходы, а также операции и сделки освобождены от любого налогообложения и от всех таможенных сборов. Никакие налоги не взимаются с заработной платы должностных лиц и служащих Фонда.

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из вносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. СДР представляет собой расчетную (виртуальную) валюту МВФ, именуемую как специальные права заимствований (Special Drawing Rights), которая в действительности не имеет материального воплощения и реального эквивалента, а применяется как резервный актив в дополнение к золотовалютным позициям стран-членов МВФ. Курс СДР как расчетной валюты МВФ в настоящее время определяется в 4-х валютах : долларах США, евро, английских фунтах стерлингов и в японских иенах, раньше (до 1999 г.) исчислялся в 5-ти, а еще раньше – в 16-ти валютах.

Основные функции МВФ:

  1. содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  2. расширение мировой торговли
  3. кредитование
  4. стабилизация денежных обменных курсов
  5. консультирование стран-дебиторов (должников)
  6. разработка стандартов международной финансовой статистики
  7. сбор и публикация международной финансовой статистики.

Управление и организационная  структура. МВФ подотчетен правительствам государств-членов. На верхнем уровне его организационной структуры находится Совет управляющих, в котором каждое из государств-членов МВФ представлено одним управляющим и одним заместителем управляющего. Совет управляющих собирается один раз в год на Ежегодных совещаниях МВФ и Всемирного банка. Двадцать четыре управляющих входят в состав Международного валютно-финансового комитета (МВФК) и обычно встречаются дважды в год. 

Исполнительный совет  в составе 24 членов, который представляет все государства-члены, наблюдает  за повседневной работой МВФ в  штаб-квартире в Вашингтоне, округ  Колумбия; руководство этой работой  осуществляет МВФК, и она поддерживается персоналом МВФ. [16, c. 199]

В рамках пакета реформ, утвержденного  управляющими в декабре 2010 года, в  Статьи соглашения будет внесена  поправка, с тем чтобы содействовать переходу к более представительному, полностью выборному Исполнительному совету. Директор-распорядитель МВФ является главой персонала МВФ и Председателем Исполнительного совета; ему содействуют четыре заместителя Директора-распорядителя.

       Высший  руководящий орган МВФ – Совет  управляющих, в котором каждая страна – член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведении Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда, таких, как внесение изменений в Статьи соглашения, прием и исключение стран – членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить свои заседания, а также голосовать по почте в любое время.

       В  МВФ действует принцип «взвешенного»  количества голосов, который предполагает, что возможность стран–членов  оказать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в капитале МВФ. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов, независимо от величины его взноса в капитал, и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее крупным государствам.

          Самым большим количеством голосов в МВФ обладает: США-17,78%; Германия – 5,53%; Япония – 5,53%; Великобритания – 4,98%; Франция – 4,98%; Саудовская Аравия – 3,45%; Италия – 3,09%; Россия – 2,90%. Доля 15 стран – участниц ЕС – 28,8% промышленно развитых государств имеют в совокупности 63,4% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих свыше 84% количества членов Фонда, приходится лишь 36,6% голосов.

          Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по наиболее важным вопросам, имеющий оперативный либо стратегический характер, - «специальным большинством». В интересах ведущих стран Запада в нынешнем уставе выделены 53 подобных вопроса. Несмотря на некоторые сокращение в 70-е и 80-е годы удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85%). Все это означает, что США  вместе с ведущими западными государствами практически располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Что касается развивающихся стран, то при наличии скоординированных действий теоретически они также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь необходимо согласованности столь большому числу разнородных стран чрезвычайно сложно.[15. c. 67]

Информация о работе История становления и развития Международного Валютного Фонда. Взаимоотношение России с МВФ