История становления и развития Международного Валютного Фонда. Взаимоотношение России с МВФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование роли МВФ и его влияния на экономику Российской Федерации, а так же рассмотрение проблем и перспектив развития отношений России и МВФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выполнить анализ становления и развития МВФ, как международной наднациональной организации
более точно определить роль, функции и место фонда в меняющейся валютно-финансовой системе

Содержание работы

Введение…………………………….......................................................................3

1 История становления и развития Международного Валютного Фонда.
Взаимоотношение России с МВФ……………………………………………6

Официальные цели и структура органов управления МВФ……………6
Капитал и заемные ресурсы………………………………………............12

1.3Обоснование необходимости взаимоотношений России и МВФ………17
1.4 Кредитные механизмы…………………………………………………….18

2 Анализ деятельности МВФ в России………………………………………...20
2.1 Обязанности России как члена МВФ……………………………………20
2.1.1 Введение конвертируемости валюты …………………………………23
2.1.2 Движение капиталов и кредитов ………………………………………24
2.2 Предоставление финансовой помощи для стабилизации экономической
ситуации в стране ………………………………………………………...25
2.3 Введение механизма валютного коридора в России …………………...29
3 Заключительное заявление миссии МВФ в России в рамках консультаций
2012 года………………………………………………………………………..31
3.1 Проблемы развития российской экономики……………………………..31
3.2 Перспективы развития российской экономики………………………….34
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (новая курсовая).docx

— 105.60 Кб (Скачать файл)

Согласно  действующему с 1978 г. уставу Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления – Совет на уровне министров стран–членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Однако фактически он пока не создан, и его роль играет учрежденный в 1974 г. Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютой системы – Временный комитет, состоящий из 24 управляющих МВФ, в том числе и от России.

Он собирается на свои заседания дважды в год. Однако в отличие от предлагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: осуществляет руководство Исполнительным советом; занимается выработкой стратегических решений, относящихся к функционированию международной валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи соглашения МВФ. Подобный статус имеет также Объединенный министерский комитет Советов управляющих Международного банка реконструкции и развития и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам – Комитет развития. Он консультирует Советы управляющих МВФ и МБРР по проблемам экономического развития.

Уроки финансового  кризиса 1997-1998 гг., выявившего потребность  в более оперативном и целенаправленном реагировании на постоянные изменения состояния мировых валютно-финансовых отношений, в условии эффективности механизма и принятия коллективных решений, пробуждают МВФ, в частности, к осуществлению мер по повышению статуса и роли Временного комитета, вплоть до преобразования его в предусмотренный уставом Совет на министерском уровне, который, в отличие от Временного комитета, обладал бы директивными полномочиями.

Совет управляющих делегировал  многие свои полномочия Исполнительскому совету, т.е. директору, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающий широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности, предоставление кредитов странам–членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24. 5 из них назначены, согласно уставу, США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, т.е. пятью странами, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 формально избраны, но представляют каждый одну страну Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 – избраны от остальных стран–членов, разделенных на соответствующее количество групп, формирующихся с учетом принципа географического представительства либо на основе общих интересов. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности, избравшие его управляющие. Однако в большинстве случаев в Исполнительском совете принимаются не путем формального голосования, а посредством предварительного достижения консенсуса его членов.

         Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора – распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда и ведает текущими делами; он выступает в качестве председателя Исполнительского совета. [34, c. 64]

 

    1. Капитал и заемные ресурсы

 

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Это означает, что его  капитал складывается из взносов  государств – членов, производимых ими по подписке. Каждая страна имеет  квоту, выраженную в СДР. Квота –  ключевое звено во взаимоотношениях страны - члена с Фондом. Она определяет: 1) сумму подписки на капитал МВФ; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) сумму получаемых страной – членом СДР при их очередном распределении; 4) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. При этом принимаются в расчет следующие показатели: валовый внутренний продукт; объем операций по текущим статьям платежного баланса; изменчивость величины текущих внешних поступлений; официальные золотовалютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (25 %) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г. до 25% квоты стала засчитываться в SDR (Special Drawing Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц.

         Пересмотр квот производится не реже одного раза в пять лет. С 1947-го по 1995 г. квоты пересматривались 10 раз. В результате повышения размеров квот и увеличения числа стран – членов капитал МВФ возрос с 7,7 млрд. в 1947 г. до 145,6 млрд. СДР после девятого общего пересмотра квот в конце 1992 г., т.е. в 19 раз. [22, с.38]

В начальный период деятельности Фонд объединял 49 стран, в настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос в 16 раз. Две трети капитала принадлежит ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть – многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах Фонда. Величина квоты зависит от уровня экономического развития страны  и ее роли в мировой экономики и международной торговле (Табл. 1).

Таблица 1.

Страны

Размер квот

(в млн. СДР)

Процент от общего количества

Все страны

Промышленно развитые

145 318,8

88 425,2

100,0

60,9

США

Япония

Германия

Франция

Великобритания

Саудовская Аравия

Италия

Канада

Россия

Китай

26 526,8

8 241,5

8 241,5

7 414,6

7 414,6

5 130,6

4 590,7

4 320,3

4 313,1

3 385,2

18,3

5,7

5,7

5,1

5,1

3,5

3,2

3,0

3,0

2,3


 

         В связи с изменением удельного веса и значения отдельных стран–членов МВФ в мировой экономике увеличение квот Японии и некоторых других стран, а также стран – экспортеров нефти, в первую очередь Саудовской Аравии, опережало возрастание квот остальных государств. Отсюда – повышение долей квот этих государств в капитале Фонда. Однако в общем, итоге увеличение ресурсов МВФ существенно отставало от роста совокупного мирового ВВП и в еще большей мере от динамики объема международных платежей по текущим операциям. Следует учесть и то, что реально для предоставления кредитов странам-членам задействуется не весь капитал МВФ, а только сравнительно ограниченный круг валют, включаемых руководством Фонда в квартальный операционный бюджет. Это - валюты государств-членов, состояние платежных балансов и международных резервов которых признается Фондом достаточно прочным. Список используемых для кредитных сделок валют постоянно пересматривается по мере изменения ситуации в странах - эмитентах этих валют, однако основу ресурсов операционного бюджета составляют средства в валютах, которые МВФ относит к числу гак называемых "свободно используемых валют" (в настоящее время - доллар США, японская пена, немецкая марка, английский фунт стерлингов и французский франк). [18, с. 72]

30 января 1998 г. Совет управляющих МВФ в завершение процесса одиннадцатого общего пересмотра квот стран-членов принял решение об увеличении общей суммы квот на 45%. 22 января 1999 г. это решение вступило в силу, в результате чего капитал Фонда возрос до 212,0 млрд. СДР (297 млрд. дол.). Увеличение квот не было равнопро-порциональным. Общая величина прироста суммы квот распределилась следующим образом: 75% - пропорционально прежним квотам стран-членов; 15% -пропорционально долям стран в сумме рассчитанных по действующим формулам квот (на основе данных за 1994 г.); оставшиеся 10% - среди стран, чьи квоты пришли в несоответствие с их позициями в мировой экономике (определяемое как превышение долей рассчитанных квот над долями фактических квот), из которых 1% совокупного увеличения - среди пяти стран, чьи квоты оказались в наибольшем несоответствии с их относительными экономическими позициями.

После нового увеличения капитала МВФ на долю 25 промышленно развитых государств приходится 62,8% общей суммы  квот, в том числе: США- 17,5%, Японии- 6,3%, Германии - 6,1%, Великобритании- 5,1%, Франции - 5,1%, Италии -3,3% и Канады - 3,0%, 15 стран - участниц ЕС -30,3%. Суммарная доля государств, относимых ранее к числу социалистических (страны, входившие в СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Монголия, Польша, Румыния, республики бывшего СССР, Словакия, Чехия, а также Албания, Китай и республики бывшей Югославии) составляет 10,0% и всех остальных 127 стран - членов Фонда - 27,2%. Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. дол.) занимает девятое место вслед за Канадой. На нее приходится 2,8% общей суммы квот стран - членов Фонда. Сумма квот всех стран СНГ и Балтии - 4,46%, что составляет 9,5 млрд. СДР, или 13,3 млрд. долларов.

          В дополнение к собственному капиталу МВФ имеет возможность привлекать заемные средства. В соответствии с этим страны, входящие в "группу десяти", или их центральные банки (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Немецкий федеральный банк, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Франция, Шведский государственный банк, Япония) заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ, вступившие в силу с 24 октября 1962 I. В 1964 г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в полном объеме). [4, с. 31]

ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами или их центральными банками кредитных линий Фонду на постоянно возобновляемой основе на сумму до 6,5 млрд. СДР (8,8 млрд. дол). Средства предоставляются в тех случаях, когда нужно "предотвратить или устранить расстройство международной валютной системы". МВФ, в свою очередь, может предоставлять соответствующие средства взаймы на 3 - 5 лет любым странам-участницам ГСЗ. Эти средства могут использоваться для оказания финансовой помощи и странам, не являющимся участницами ГСЗ, однако в данном случае требуется наличие ряда более строгих критериев. МВФ платит по займам, полученным им в рамках этих соглашений, процента в соответствии с рыночными ставками и обязуется погашать кредиты в течение пяти лет.

ГСЗ первоначально были заключены  на четыре года, а затем стали  продлеваться каждые пять лет. В ходе очередного их пересмотра в декабре 1983 г. участники ГСЗ договорились увеличить лимиты кредита до 17 млрд. СДР (около 24 млрд. дол.). С этими соглашениями связана также достигнутая в 1983 г. договоренность с Саудовской Аравией о кредитной линии на аналогичных условиях на сумму 1,5 млрд. СДР (2,1 млрд. дол.). [6, с.95 ]

24 ноября 1997 г. МВФ продлил ГСЗ на новый пятилетний период - с 26 декабря 1998 г. по 25 декабря 2003 г. В июле 1998 г. страны - участницы ГСЗ согласились предоставить Фонду кредит в рамках этого механизма на сумму 6,3 млрд. СДР (около 8,3 млрд. дол.) для оказания финансовой помощи России. Это было первое использование средств ГСЗ за последние 20 лет и первый случаи, когда такие средства получила страна, не являющаяся участницей ГСЗ.

В связи с резко возросшей  потребностью в ресурсах для противодействия возможным финансовым кризисам "группа семи" промышленно развитых государств предложила в июне 1995 г. осуществить меры, которые позволили бы удвоить кредитный потенциал в рамках ГСЗ. В итоге последовавших за этим переговоров и обсуждений Исполнительный совет МВФ 27 января 1997 г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ, участниками которых стали 25 государств или центральных банков. 17 ноября 1998 г. они вступили в силу. В соответствии с этими соглашениями Фонд может получать от этих государств при необходимости средства в размере до 34 млрд. СДР (около 47 млрд. дол.). Новые соглашения не заменяют собой ГСЗ. Однако максимальная величина средств, доступных Фонду в рамках обоих этих механизмов, не должна превышать в общей сложности 34 млрд. СДР. При возникновении необходимости обеспечения МВФ дополнительными ресурсами НСЗ призваны выступать в роли первого по очередности и главного по объему источника такого рода ресурсов.

 Потребность в увеличении  кредитных операций побудила МВФ в 80-е годы обратиться с целью укрепления его финансовой базы к источникам заемных средств, привлекаемых не только в рамках многостороннего механизма, но и на двусторонней основе. Фонд получал займы у казначейств или центральных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и некоторых других стран, а также у Банка международных расчетов (Базель). К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав предоставляет ему такую возможность. [22, с. 27]

  

  1.3 Обоснование необходимости взаимоотношений России и МВФ

 

Для объяснения обусловленности  и необходимости вступления России в МВФ в 1992 году следует учесть экономическую ситуацию, сложившуюся  в СССР до 1991 года. Именно события  конца 80-х начала 90-х годов обусловили необходимость вступления России в МВФ, а также обозначили задачи, которые руководство страны пыталось решить данным шагом.  
           В период с 1991 года по 1992 год Россия столкнулась с недоверием со стороны иностранного капитала, что усугубляло кризисную ситуацию, вызванную сменой курса. Стране были необходимы финансовые средства для реализации экономических преобразований эффективного встраивания в систему международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений. В этой связи сотрудничество с МВФ открывало для России возможность установления новых экономических связей с развитыми странами, а также снижения чрезвычайной нагрузки внешнего долга на бюджет страны. В свою очередь МВФ проявлял готовность оказать России финансовую помощь и организационную поддержку.

Таким образом, основной целью  вступления России в МВФ являлся  переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальной экономики в мировое хозяйство.

Международный валютный фонд, образованный в 1946 году, был результатом Бреттон-Вудской конференции. Советский Союз также принимал активное участие в создании МВФ, квота СССР составляла 1 200 млн. дол. при начальном уставном капитале в 8,8 млрд. дол. и являлась третьей после американской и английской, так как рассчитывалась по особой формуле, которая не учитывала ни объема внешней торговли, ни национального дохода, ни золотовалютных запасов. Однако в конечном итоге учредительные документы Фонда не были подписаны нашей страной. Это произошло, прежде всего, из-за нежелания СССР соблюдать провозглашенный МВФ принцип раскрытия внутристрановой экономической информации, а также по целому ряду других, скорее всего политических причин.

Российская Федерация  вступила в Международный валютный фонд в июне 1992 г., и нашу страну представляет отдельный исполнительный директор в Исполнительном совете, что говорит о признании МВФ статуса Российской Федерации как правопреемницы бывшего СССР.  
          В настоящее время МВФ является официальным кредитором РФ. Заемщиком выступает Правительство РФ или Центральный банк России. По официальной линии предоставляются также кредиты региональным администрациям, предприятиям и организациям под гарантии государственных органов и без гарантий (т.е. несуверенные займы).

Информация о работе История становления и развития Международного Валютного Фонда. Взаимоотношение России с МВФ