Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 07:26, курсовая работа
Целью данной работы является исследование роли МВФ и его влияния на экономику Российской Федерации, а так же рассмотрение проблем и перспектив развития отношений России и МВФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выполнить анализ становления и развития МВФ, как международной наднациональной организации
более точно определить роль, функции и место фонда в меняющейся валютно-финансовой системе
Введение…………………………….......................................................................3
1 История становления и развития Международного Валютного Фонда.
Взаимоотношение России с МВФ……………………………………………6
Официальные цели и структура органов управления МВФ……………6
Капитал и заемные ресурсы………………………………………............12
1.3Обоснование необходимости взаимоотношений России и МВФ………17
1.4 Кредитные механизмы…………………………………………………….18
2 Анализ деятельности МВФ в России………………………………………...20
2.1 Обязанности России как члена МВФ……………………………………20
2.1.1 Введение конвертируемости валюты …………………………………23
2.1.2 Движение капиталов и кредитов ………………………………………24
2.2 Предоставление финансовой помощи для стабилизации экономической
ситуации в стране ………………………………………………………...25
2.3 Введение механизма валютного коридора в России …………………...29
3 Заключительное заявление миссии МВФ в России в рамках консультаций
2012 года………………………………………………………………………..31
3.1 Проблемы развития российской экономики……………………………..31
3.2 Перспективы развития российской экономики………………………….34
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...47
Согласно действующему с 1978 г. уставу Совет управляющих может учредить новый постоянный орган управления – Совет на уровне министров стран–членов для наблюдения за регулированием и адаптацией мировой валютной системы. Однако фактически он пока не создан, и его роль играет учрежденный в 1974 г. Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютой системы – Временный комитет, состоящий из 24 управляющих МВФ, в том числе и от России.
Он собирается на свои заседания дважды в год. Однако в отличие от предлагаемого Совета Временный комитет не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: осуществляет руководство Исполнительным советом; занимается выработкой стратегических решений, относящихся к функционированию международной валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи соглашения МВФ. Подобный статус имеет также Объединенный министерский комитет Советов управляющих Международного банка реконструкции и развития и МВФ по передаче реальных ресурсов развивающимся странам – Комитет развития. Он консультирует Советы управляющих МВФ и МБРР по проблемам экономического развития.
Уроки финансового
кризиса 1997-1998 гг., выявившего потребность
в более оперативном и
Совет управляющих делегировал многие свои полномочия Исполнительскому совету, т.е. директору, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающий широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в частности, предоставление кредитов странам–членам и осуществление надзора за их политикой в отношении валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в штаб квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в неделю. С 1992 г. число исполнительных директоров доведено до 24. 5 из них назначены, согласно уставу, США, Германией, Японией, Великобританией и Францией, т.е. пятью странами, у которых наибольшие квоты в капитале МВФ; 3 формально избраны, но представляют каждый одну страну Саудовскую Аравию, Россию и Китай; 16 – избраны от остальных стран–членов, разделенных на соответствующее количество групп, формирующихся с учетом принципа географического представительства либо на основе общих интересов. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года. Директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются в совокупности, избравшие его управляющие. Однако в большинстве случаев в Исполнительском совете принимаются не путем формального голосования, а посредством предварительного достижения консенсуса его членов.
Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора – распорядителя, который возглавляет штат сотрудников Фонда и ведает текущими делами; он выступает в качестве председателя Исполнительского совета. [34, c. 64]
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Это означает, что его капитал складывается из взносов государств – членов, производимых ими по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота – ключевое звено во взаимоотношениях страны - члена с Фондом. Она определяет: 1) сумму подписки на капитал МВФ; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) сумму получаемых страной – членом СДР при их очередном распределении; 4) количество голосов, которыми страна располагает в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. При этом принимаются в расчет следующие показатели: валовый внутренний продукт; объем операций по текущим статьям платежного баланса; изменчивость величины текущих внешних поступлений; официальные золотовалютные резервы. Поэтому квоты распределяются неравномерно. Первоначально взносы уплачивались частично золотом (25 %) и частично национальной валютой. Затем, с апреля 1978 г. до 25% квоты стала засчитываться в SDR (Special Drawing Rights) или в установленных МВФ валютах стран-участниц.
Пересмотр квот производится не реже одного раза в пять лет. С 1947-го по 1995 г. квоты пересматривались 10 раз. В результате повышения размеров квот и увеличения числа стран – членов капитал МВФ возрос с 7,7 млрд. в 1947 г. до 145,6 млрд. СДР после девятого общего пересмотра квот в конце 1992 г., т.е. в 19 раз. [22, с.38]
В начальный период деятельности Фонд объединял 49 стран, в настоящее время число его участников почти учетверилось, а капитал возрос в 16 раз. Две трети капитала принадлежит ограниченному контингенту развитых государств, остальная часть – многочисленным развивающимся странам. В соответствии с долей капитала устанавливается количество голосов каждой страны в руководящих органах Фонда. Величина квоты зависит от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономики и международной торговле (Табл. 1).
Таблица 1.
Страны |
Размер квот (в млн. СДР) |
Процент от общего количества |
Все страны Промышленно развитые |
145 318,8 88 425,2 |
100,0 60,9 |
США Япония Германия Франция Великобритания Саудовская Аравия Италия Канада Россия Китай |
26 526,8 8 241,5 8 241,5 7 414,6 7 414,6 5 130,6 4 590,7 4 320,3 4 313,1 3 385,2 |
18,3 5,7 5,7 5,1 5,1 3,5 3,2 3,0 3,0 2,3 |
В связи с изменением удельного веса и значения отдельных стран–членов МВФ в мировой экономике увеличение квот Японии и некоторых других стран, а также стран – экспортеров нефти, в первую очередь Саудовской Аравии, опережало возрастание квот остальных государств. Отсюда – повышение долей квот этих государств в капитале Фонда. Однако в общем, итоге увеличение ресурсов МВФ существенно отставало от роста совокупного мирового ВВП и в еще большей мере от динамики объема международных платежей по текущим операциям. Следует учесть и то, что реально для предоставления кредитов странам-членам задействуется не весь капитал МВФ, а только сравнительно ограниченный круг валют, включаемых руководством Фонда в квартальный операционный бюджет. Это - валюты государств-членов, состояние платежных балансов и международных резервов которых признается Фондом достаточно прочным. Список используемых для кредитных сделок валют постоянно пересматривается по мере изменения ситуации в странах - эмитентах этих валют, однако основу ресурсов операционного бюджета составляют средства в валютах, которые МВФ относит к числу гак называемых "свободно используемых валют" (в настоящее время - доллар США, японская пена, немецкая марка, английский фунт стерлингов и французский франк). [18, с. 72]
30 января 1998 г. Совет управляющих МВФ в завершение процесса одиннадцатого общего пересмотра квот стран-членов принял решение об увеличении общей суммы квот на 45%. 22 января 1999 г. это решение вступило в силу, в результате чего капитал Фонда возрос до 212,0 млрд. СДР (297 млрд. дол.). Увеличение квот не было равнопро-порциональным. Общая величина прироста суммы квот распределилась следующим образом: 75% - пропорционально прежним квотам стран-членов; 15% -пропорционально долям стран в сумме рассчитанных по действующим формулам квот (на основе данных за 1994 г.); оставшиеся 10% - среди стран, чьи квоты пришли в несоответствие с их позициями в мировой экономике (определяемое как превышение долей рассчитанных квот над долями фактических квот), из которых 1% совокупного увеличения - среди пяти стран, чьи квоты оказались в наибольшем несоответствии с их относительными экономическими позициями.
После нового увеличения капитала МВФ на долю 25 промышленно развитых государств приходится 62,8% общей суммы квот, в том числе: США- 17,5%, Японии- 6,3%, Германии - 6,1%, Великобритании- 5,1%, Франции - 5,1%, Италии -3,3% и Канады - 3,0%, 15 стран - участниц ЕС -30,3%. Суммарная доля государств, относимых ранее к числу социалистических (страны, входившие в СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Монголия, Польша, Румыния, республики бывшего СССР, Словакия, Чехия, а также Албания, Китай и республики бывшей Югославии) составляет 10,0% и всех остальных 127 стран - членов Фонда - 27,2%. Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. дол.) занимает девятое место вслед за Канадой. На нее приходится 2,8% общей суммы квот стран - членов Фонда. Сумма квот всех стран СНГ и Балтии - 4,46%, что составляет 9,5 млрд. СДР, или 13,3 млрд. долларов.
В дополнение к собственному капиталу МВФ имеет возможность привлекать заемные средства. В соответствии с этим страны, входящие в "группу десяти", или их центральные банки (Бельгия, Великобритания, Италия, Канада, Немецкий федеральный банк, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Франция, Шведский государственный банк, Япония) заключили с Фондом Генеральные соглашения о займах, ГСЗ, вступившие в силу с 24 октября 1962 I. В 1964 г. к ним присоединился в качестве ассоциированного члена Швейцарский национальный банк (с апреля 1984 г. участвует в полном объеме). [4, с. 31]
ГСЗ предусматривали открытие странами-участницами или их центральными банками кредитных линий Фонду на постоянно возобновляемой основе на сумму до 6,5 млрд. СДР (8,8 млрд. дол). Средства предоставляются в тех случаях, когда нужно "предотвратить или устранить расстройство международной валютной системы". МВФ, в свою очередь, может предоставлять соответствующие средства взаймы на 3 - 5 лет любым странам-участницам ГСЗ. Эти средства могут использоваться для оказания финансовой помощи и странам, не являющимся участницами ГСЗ, однако в данном случае требуется наличие ряда более строгих критериев. МВФ платит по займам, полученным им в рамках этих соглашений, процента в соответствии с рыночными ставками и обязуется погашать кредиты в течение пяти лет.
ГСЗ первоначально были заключены на четыре года, а затем стали продлеваться каждые пять лет. В ходе очередного их пересмотра в декабре 1983 г. участники ГСЗ договорились увеличить лимиты кредита до 17 млрд. СДР (около 24 млрд. дол.). С этими соглашениями связана также достигнутая в 1983 г. договоренность с Саудовской Аравией о кредитной линии на аналогичных условиях на сумму 1,5 млрд. СДР (2,1 млрд. дол.). [6, с.95 ]
24 ноября 1997 г. МВФ продлил ГСЗ на новый пятилетний период - с 26 декабря 1998 г. по 25 декабря 2003 г. В июле 1998 г. страны - участницы ГСЗ согласились предоставить Фонду кредит в рамках этого механизма на сумму 6,3 млрд. СДР (около 8,3 млрд. дол.) для оказания финансовой помощи России. Это было первое использование средств ГСЗ за последние 20 лет и первый случаи, когда такие средства получила страна, не являющаяся участницей ГСЗ.
В связи с резко возросшей потребностью в ресурсах для противодействия возможным финансовым кризисам "группа семи" промышленно развитых государств предложила в июне 1995 г. осуществить меры, которые позволили бы удвоить кредитный потенциал в рамках ГСЗ. В итоге последовавших за этим переговоров и обсуждений Исполнительный совет МВФ 27 января 1997 г. одобрил Новые соглашения о займах, НСЗ, участниками которых стали 25 государств или центральных банков. 17 ноября 1998 г. они вступили в силу. В соответствии с этими соглашениями Фонд может получать от этих государств при необходимости средства в размере до 34 млрд. СДР (около 47 млрд. дол.). Новые соглашения не заменяют собой ГСЗ. Однако максимальная величина средств, доступных Фонду в рамках обоих этих механизмов, не должна превышать в общей сложности 34 млрд. СДР. При возникновении необходимости обеспечения МВФ дополнительными ресурсами НСЗ призваны выступать в роли первого по очередности и главного по объему источника такого рода ресурсов.
Потребность в увеличении кредитных операций побудила МВФ в 80-е годы обратиться с целью укрепления его финансовой базы к источникам заемных средств, привлекаемых не только в рамках многостороннего механизма, но и на двусторонней основе. Фонд получал займы у казначейств или центральных банков Бельгии, Саудовской Аравии, Швейцарии, Японии и некоторых других стран, а также у Банка международных расчетов (Базель). К заимствованиям у частных банков МВФ пока не прибегал, хотя устав предоставляет ему такую возможность. [22, с. 27]
1.3 Обоснование необходимости взаимоотношений России и МВФ
Для объяснения обусловленности
и необходимости вступления России
в МВФ в 1992 году следует учесть
экономическую ситуацию, сложившуюся
в СССР до 1991 года. Именно события
конца 80-х начала 90-х годов обусловили
необходимость вступления России в МВФ,
а также обозначили задачи, которые руководство
страны пыталось решить данным шагом.
В период
с 1991 года по 1992 год Россия столкнулась
с недоверием со стороны иностранного
капитала, что усугубляло кризисную ситуацию,
вызванную сменой курса. Стране были необходимы
финансовые средства для реализации экономических
преобразований эффективного встраивания
в систему международных валютно-финансовых,
производственных и торговых отношений.
В этой связи сотрудничество с МВФ открывало
для России возможность установления
новых экономических связей с развитыми
странами, а также снижения чрезвычайной
нагрузки внешнего долга на бюджет страны.
В свою очередь МВФ проявлял готовность
оказать России финансовую помощь и организационную
поддержку.
Таким образом, основной целью вступления России в МВФ являлся переход от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование национальной экономики в мировое хозяйство.
Международный валютный фонд, образованный в 1946 году, был результатом Бреттон-Вудской конференции. Советский Союз также принимал активное участие в создании МВФ, квота СССР составляла 1 200 млн. дол. при начальном уставном капитале в 8,8 млрд. дол. и являлась третьей после американской и английской, так как рассчитывалась по особой формуле, которая не учитывала ни объема внешней торговли, ни национального дохода, ни золотовалютных запасов. Однако в конечном итоге учредительные документы Фонда не были подписаны нашей страной. Это произошло, прежде всего, из-за нежелания СССР соблюдать провозглашенный МВФ принцип раскрытия внутристрановой экономической информации, а также по целому ряду других, скорее всего политических причин.
Российская Федерация
вступила в Международный валютный
фонд в июне 1992 г., и нашу страну представляет
отдельный исполнительный директор
в Исполнительном совете, что говорит
о признании МВФ статуса Российской Федерации
как правопреемницы бывшего СССР.
В настоящее
время МВФ является официальным кредитором
РФ. Заемщиком выступает Правительство
РФ или Центральный банк России. По официальной
линии предоставляются также кредиты
региональным администрациям, предприятиям
и организациям под гарантии государственных
органов и без гарантий (т.е. несуверенные
займы).