История становления и развития Международного Валютного Фонда. Взаимоотношение России с МВФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 07:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование роли МВФ и его влияния на экономику Российской Федерации, а так же рассмотрение проблем и перспектив развития отношений России и МВФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выполнить анализ становления и развития МВФ, как международной наднациональной организации
более точно определить роль, функции и место фонда в меняющейся валютно-финансовой системе

Содержание работы

Введение…………………………….......................................................................3

1 История становления и развития Международного Валютного Фонда.
Взаимоотношение России с МВФ……………………………………………6

Официальные цели и структура органов управления МВФ……………6
Капитал и заемные ресурсы………………………………………............12

1.3Обоснование необходимости взаимоотношений России и МВФ………17
1.4 Кредитные механизмы…………………………………………………….18

2 Анализ деятельности МВФ в России………………………………………...20
2.1 Обязанности России как члена МВФ……………………………………20
2.1.1 Введение конвертируемости валюты …………………………………23
2.1.2 Движение капиталов и кредитов ………………………………………24
2.2 Предоставление финансовой помощи для стабилизации экономической
ситуации в стране ………………………………………………………...25
2.3 Введение механизма валютного коридора в России …………………...29
3 Заключительное заявление миссии МВФ в России в рамках консультаций
2012 года………………………………………………………………………..31
3.1 Проблемы развития российской экономики……………………………..31
3.2 Перспективы развития российской экономики………………………….34
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...47

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (новая курсовая).docx

— 105.60 Кб (Скачать файл)

После дефолта Россия не получала финансовой помощи от МВФ. В 2005 г. Правительство досрочно погасило долг перед МВФ, заплатив $3,3 млрд.

Кредиты МВФ России и их условия

Дата

Виды

Сумма, млрд. $

Период

использования

Сроки погашения

Условия договоренностей

(Обязательства России)

5 августа 1992 г.

Первый транш резервного кредита («стэнд-бай»)

1,0

5 месяцев

5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев

Удержание дефицита государственного бюджета в определенных рамках (до 5% ВВП). Контроль за приростом денежной массы. Темпы инфляции – менее 10% в месяц.

6 июля

1993 г.

Первый транш кредита  в рамках механизма финансирования системных преобразований

1,5

Единовременно, в полном объеме

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет.

Сокращение дефицита государственного бюджета наполовину – до 10% ВВП. Контроль за приростом денежной массы, однако в существенно смягченном, по сравнению с предыдущем кредитом, варианте. Ежемесячные темпы инфляции – не выше – 7-9%

25 апреля

1994 г.

Второй транш в рамках механизма финансирования системных  преобразований

1,5

Единовременно, в полном объеме

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет.

Параметры макроэкономической и финансовой стабилизации в основном аналогичны тем, которые являлись условиями предыдущего кредита. Либерализация внешнеэкономической деятельности, включая ликвидацию нетарифных мер регулирования экспорта

11 апреля 1995 г.

Резервный кредит

(«стэнд-бай»)

6,8

12 месяцев

5 лет с отсрочкой погашения в течение 3 лет и 3 месяцев по каждому отдельному траншу

Параметры макроэкономической политики существенно детализированы и ужесточены: сокращение почти вдвое (с 11% ВВП в 1994 г. до 6%) дефицита государственного бюджета- уменьшение объема чистого кредита органов денежно-кредитного регулирования «расширенному правительству» с 8% ВВП в 1994 г. до 3% в 1995 г.- снижение инфляции до среднемесячного уровня в 1% во второй половине 1995 г. Прекращение финансирования бюджетного дефицита за счет прямых кредитов Центрального банка.

В области внешнеэкономической деятельности взяты обязательства по устранению внешнеторговых льгот, окончательной ликвидации количественных ограничений в отношении экспорта и импорта, а также ограничений на участие во внешнеторговой деятельности, по либерализации нефтяного экспорта и отмене до 1 января 1996 г. всех экспортных пошлин. Проведение ежемесячного мониторинга выполнения Россией взятых обязательств.

26 марта

1996 г.

Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования

10,1

3 г.

10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет по каждому отдельному траншу

Продолжение и углубление макроэкономической, финансовой стабилизации: сокращение дефицита государственного бюджета с 5% ВВП в 1995 г. до 4% в 1996 г. и 2% в 1998 г.- снижение инфляции к концу 1996 г. до среднемесячного уровня в 1%, а в 1998 г. выход на уровень однозначной величины 6,9% годовых.

МВФ в 1996 г. ежемесячно, а сначала 1997 г. Ежеквартально будет контролировать ход выполнения бюджетно-налоговой и денежно-кредитной программ

20 июля

1998 г.

Договоренность о кредитном  пакете:

1) Добавление к кредиту  в рамках механизма расширенного кредитования 1996 г.

2) Кредит в рамках механизма финансирования дополнительных резервов

3) Кредит в рамках механизма компенсационного и чрезвычайного финансирования

3,0

5,3

2,9

Предполагалось предоставление тремя траншами: 20 июля, 15 сентября и 15 декабря 1998 г.

Единовременно в полном объеме

1,5 года с отсрочкой  погашения на 10 лет по каждому  отдельному траншу

5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев

Выполнение объявленной  антикризисной программы. Ускоренное достижение финансовой стабильности, сокращение дефицита федерального бюджета с 5,6% ВВП в 1998 г. до 2,8% в 1999 г. Увеличение доходов бюджета с 10,7% ВВП в 1998 г. до 13% в 1999 г., реформирование налоговой системы и улучшение механизма сбора налогов.

Структурные реформы: решение  проблем неплатежей и содействие развитию частного сектора- реструктурирование банковской системы, включая: совершенствование законодательства, выяснение ситуации со слабыми и неплатежеспособными банками, улучшение банковской отчетности, усиление контроля за деятельностью банков.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Введение механизма валютного коридора в России

 

  С июля 1995 г. был введен механизм валютного коридора, т. е установление на определенный период времени пределов изменений валютного курса рубля по отношению к доллару на биржевом и межбанковском валютных рынках. Понадеявшись на ослабление инфляции, власти попытались перейти с начала 1998 г. к фиксации границ валютного коридора на более длительное время. На 1998 - 2000 гг. в качестве среднесрочного ориентира был определен центральный курс российской валюты на уровне 6,2 рубля за 1 дол. с возможными отклонениями от него в пределах 5,25 рубля и 7,15 рубля.

В таких условиях реально действовал еще более узкий валютный коридор, который ограничивался ежедневно устанавливавшимися курсами покупки и продажи валюты по операциям Центрального банка (с начала 1998 г. - ±1,5% от среднего значения, служившего официальным курсом). В периоды нарастания давления на рубль удержание валютного курса в заданном диапазоне стоило значительных потерь золотовалютных резервов. Эти потери восполнялись в основном за счет кредитов МВФ, который одобрял политику валютного коридора и сохранения явно завышенного курса рубля.

В условиях нарастания глубокого  финансового и валютного кризиса  власти 17 августа 1998 г., наряду с решением о переоформлении государственных ценных бумаг и объявлением 90-дневного моратория на возврат банками полученных от иностранцев финансовых кредитов (а эти меры означали практически объявление дефолта), вынуждены были пойти на смещение в сторону понижения (для рубля) и существенное расширение границ валютного коридора, которые были установлены на уровне от 6 до 9,5 руб. за 1 дол. США. Однако очень скоро верхняя граница нового коридора была "пробита", и курс рубля стал резко падать. В результате властям пришлось отказаться от фиксирования границ колебании валютного курса рубля и перешли к режиму практически свободного плавания этого курса. За год, прошедший после августа 1998 г., стоимость рубля против доллара понизилась в 4 раза. Это соответствует девальвации рубля на 75%. Одновременно Центральный банк отказался от практики ежедневной фиксации курсов покупки и продажи валюты и стал снова определять официальный курс по результатам операций на биржевом валютном рынке. [6, с. 152]

В соответствии с такого рода установкой МВФ, судя по всему, одобрительно относился к планам введения в России системы "валютного управления", которые активно обсуждались в период после отставки правительства С. Кириенко и в том или ином виде вошли в экономическую программу В. Черномырдина, добивавшегося утверждения в качестве премьер-министра. За требованием установления так называемой "экономической диктатуры", с которым выступил в то время В. Черномырдин, по сути дела, и стояло предполагаемое установление режима "валютного управления". После того как кандидатуру В. Черномырдина отклонили, были сняты с повестки дня и планы введения "валютного управления". Тогда МВФ поддержал установление противоположного режима - плавающего курса рубля.

Текущая политика властей  в области валютного курса состоит в том, чтобы стараться обеспечивать постепенное, плавное и предсказуемое понижение курса рубля по отношению к доллару по траектории, которая в основном соответствовала бы темпам роста внутренних цен или несколько отставала от них. Однако с тем чтобы не допустить сокращения золотовалютных резервов, он вынужден также прибегать на время к разного рода административным, ограничительным мерам и техническим приемам. В их числе: требование предварительного депонирования банками рублевых средств для покупки валюты на валютных биржах; установление предельного уровня колебаний валютною курса в течение торговой сессии; замена процедуры фиксинга системой электронных лотовых торгов (технология СЭЛТ), разделение с октября 1998 г. по июнь 1999 г. торгов на ММВБ и региональных валютных биржах на две сессии, обязательное открытие юридическими лицами-резидентами рублевых депозитов в уполномоченных банках в размере 100 % средств, перечисленных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну, и др. [6, с. 248]

 

3 Заключительное заявление миссии МВФ в России в рамках

консуль таций 2012 года

 

3.1 Проблемы развития российской экономики

 

Россия, по мнению главы представительства  МВФ (Одд Пер Брекк), будучи одной  из самых нестабильных экономик мира, имеет шансы на рост при выполнении ряда условий. К 2016 году рост ВВП в  России, по прогнозам МВФ, может достигнуть 6% в случае жесткой налогово-бюджетной  политики, развития финансового сектора и улучшения инвестиционного климата.

Одд Пер Брекк считает, что в  России маленький и не очень развитый финансовый сектор. Он отмечает, что  для развития финансовой сферы необходимы комплексные меры, которые заключаются в совершенствовании законодательства, судебной системы и создании условий для прихода инвесторов. Пока объем инвестиций в российскую экономику оставляет желать лучшего.

Кроме нездорового инвестиционного  климата, неразвитого финансового сектора и пробелов в законодательстве, как факторов, которые тормозят экономический рост, глава представительства МВФ в России указал на рынок рабочей силы, который испытывает дефицит в связи с демографическими проблемами.

Одна из российских особенностей –  неравномерное экономическое развитие регионов. В этом эксперты МВФ также видят проблему.

Чтобы достичь быстрой конвергенции между регионами, России, как отметил  глава МВФ, необходимо среди прочих мер улучшать инвестиционный климат, уделяя особое внимание территориям с низким ВВП и поддерживать диверсификацию на региональном уровне.

Россия восстановилась после  кризиса 2008–2009 годов. Рост экономики в 2011 году составил 4,3 процента, а в первом квартале 2012 года увеличился еще, чему способствовали высокие цены на нефть. Динамичный рост реальной оплаты труда и рост потребления подкрепляли спрос. Между тем уровень безработицы упал ниже 6 процентов, а коэффициент использования мощностей в промышленности достиг предкризисного пикового значения. Эти факторы позволяют предположить, что остающиеся незадействованными возможности экономики невелики, а при сохранении текущих тенденций возникает риск перегрева. Хотя в мае 2012 года официальный показатель инфляции снизился до 3,6 процента, это связано главным образом с

переносом сроков повышения  регулируемых цен и с благоприятной динамикой цен на продовольствие, тогда как по оценкам сотрудников МВФ показатель базовой инфляции по-прежнему превышает 6 процентов.

 Перспективы согласно  базовому сценарию предполагают  дальнейший 

умеренный рост и повышение  инфляции. При неизменной экономической политике мы прогнозируем, что в 2012 и 2013 годах экономический рост составит около 4 процентов. Учитывая близость экономики к функционированию на уровне выше своего потенциального предела, изменение направления действия факторов, приведших к временному сдерживанию цен, а также недавнее ослабление национальной валюты, прогнозируется возобновление роста инфляции примерно до 6,5 процента к концу 2012 года и ее сохранение на этом уровне в 2013 году. Согласно прогнозам, положительное сальдо по счету текущих операций внешнего сектора понизится, поскольку падение цен на нефть приведет к сокращению экспорта.

Сохранение нестабильности на международных рынках воздействует на Россию главным образом посредством цен на нефть. Зависимость от экспорта нефти оставляет Россию незащищенной от снижения цен на нефть, особенно если оно сопровождается значительным оттоком капитала. Хотя повышенная гибкость валютного курса, а также сокращение открытой внешней позиции частного сектора укрепили устойчивость экономики перед лицом внешних потрясений, сохраняются значительные факторы уязвимости.

С целью понизить уязвимость России перед лицом внешних потрясений требуются решительные меры экономической политики. Высокий уровень ненефтяного дефицита государственного бюджета оставляет экономику

незащищенной перед лицом  резкого снижения цен на нефть. Кроме того, потрясения легко могут привести к росту инфляции в контексте инфляционных ожиданий, не имеющих пока надежного якоря. Неудовлетворительный деловой климат порождает у инвесторов крайнюю чувствительность к неопределенности, приводя к масштабным колебаниям движения капитала.

Существующий бюджет чреват риском перегрева экономики и  истощает богатства будущих поколений. Государственные расходы наращивают и без того активный внутренний спрос. Ненефтяной дефицит федерального бюджета, обоснованно являющийся ключевым фискальным показателем в нефтедобывающих странах, составил в 2011 году около 10 процентов ВВП и по-прежнему более чем вдвое превышал долгосрочный уровень примерно в 5 процентов ВВП, позволяющий обеспечить справедливое распределение средств между поколениями. Бюджет 2012 года подразумевает прирост ненефтяного дефицита примерно на 1 процент ВВП.

Между тем, ныне действующим  среднесрочным бюджетом на 2012-14 годы предусматривается ужесточение  расходов лишь в последние годы этого периода, причем к 2014 году финансовая консолидация составит менее 1 процента ВВП.

Хотя предложений об улучшении  инвестиционного климата множество, их практическая реализация запаздывает. Сохраняющиеся институциональные недостатки и большая доля участия государства в экономике приводят к тому, что деловая среда в России проигрывает в сравнении с условиями в странах-аналогах. Ключевое значение в стимулировании инвестиций, диверсификации экономики и повышении потенциального роста имеют структурные реформы.[25

 

3.2 Перспективы развития  российской экономики

 

В аналитической части  доклада, подготовленном по итогам работы миссии МВФ в России, директора  МВФ отмечают, что в 2011 году имел место экономический подъем, снижение инфляции, увеличение кредита, вызванного переориентацией российских предприятий с внешнего кредитования на внутреннее. Отмечаются также улучшение счета текущих операций платежного баланса и определенное ужесточение денежно-кредитной политики.

Рекомендации МВФ на ближайшую  перспективу в значительной мере стереотипны. В частности, российскому  правительству рекомендовано проводить политику бюджетной. России рекомендуется также совершенствование (ужесточение) денежно-кредитной политики с целью снижения инфляции и проведение структурных реформ. Впрочем, за последние, по распределению ролей, отвечает Всемирный банк.

Особенностью прогноза МВФ  является отсутствие прямого прогноза курса доллара к рублю. Важно, что МВФ дает существенно более  низкий, по сравнению с прогнозом  МЭР, прогноз по росту импорта. В  определённой степени это связано  с чрезвычайно низким прогнозом  курса доллара к рублю.

В целом МВФ смотрит  на перспективы развития российской экономики с оптимизмом, хотя и весьма сдержанным. Темпы роста российской экономики в 2013 году в 3,9% соответствуют росту мировой экономики в июльских прогнозах МВФ. Однако по группе стран с формирующимся рынком и развивающихся стран в 2012 году ожидается рост ВВП на 5,6%, в 2013 году на 5,9%. Страны СНГ кроме России по прогнозам МВФ растут в 2012 и 2013 году на 4,5%.

Информация о работе История становления и развития Международного Валютного Фонда. Взаимоотношение России с МВФ