Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 07:26, курсовая работа
Целью данной работы является исследование роли МВФ и его влияния на экономику Российской Федерации, а так же рассмотрение проблем и перспектив развития отношений России и МВФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
выполнить анализ становления и развития МВФ, как международной наднациональной организации
более точно определить роль, функции и место фонда в меняющейся валютно-финансовой системе
Введение…………………………….......................................................................3
1 История становления и развития Международного Валютного Фонда.
Взаимоотношение России с МВФ……………………………………………6
Официальные цели и структура органов управления МВФ……………6
Капитал и заемные ресурсы………………………………………............12
1.3Обоснование необходимости взаимоотношений России и МВФ………17
1.4 Кредитные механизмы…………………………………………………….18
2 Анализ деятельности МВФ в России………………………………………...20
2.1 Обязанности России как члена МВФ……………………………………20
2.1.1 Введение конвертируемости валюты …………………………………23
2.1.2 Движение капиталов и кредитов ………………………………………24
2.2 Предоставление финансовой помощи для стабилизации экономической
ситуации в стране ………………………………………………………...25
2.3 Введение механизма валютного коридора в России …………………...29
3 Заключительное заявление миссии МВФ в России в рамках консультаций
2012 года………………………………………………………………………..31
3.1 Проблемы развития российской экономики……………………………..31
3.2 Перспективы развития российской экономики………………………….34
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...47
Получается, что на фоне стран-конкурентов динамика российского ВВП выглядит слабо, а место нашей страны в международном разделении труда будет сокращаться.
У нового правительства есть возможность сменить курс и поставить
Россию на путь устойчивого роста. Масштабная бюджетная корректировка помогла бы в краткосрочном плане сдержать давление спроса, со временем заложив основы для сбалансированного экономического роста и справедливого расходования нефтяных богатств на благо нескольких поколений. Неотъемлемой частью налогово-бюджетной стратегии должно стать определение твердого среднесрочного якоря налогово-бюджетной политики. Денежно-кредитная политика должна быть нацелена на стабильный низкий уровень инфляции, при этом для удержания инфляции на снижающейся траектории требуется дальнейшее ужесточение этой политики.
Гибкость валютного курса должна способствовать амортизации внешних макроэкономических потрясений. Особенно важно, чтобы новое правительство без промедления осуществило долгожданные структурные реформы.
Бюджетная политика правительства: предотвращение циклов подъема и спада, сбережение средств на благо будущих поколений
Надежная основа надзора является важной гарантией устойчивости
финансовой системы, но прогресс в этой области идет медленно. Россия
продолжает совершенствовать систему анализа финансовой стабильности.
Однако прогресс в устранении существенных отличий российских принципов надзора от международных стандартов, которые указаны в составленной МВФ в 2011 году оценке финансового сектора России, был медленным. Особо следует обратить внимание на то, что ЦБР по-прежнему не обладает адекватными полномочиями по осуществлению эффективного надзора за банковскими холдинговыми компаниями и аффилированными структурами, а также по принятию мер в отношении связанного кредитования. ЦБР также по-прежнему не имеет достаточных полномочий по принятию решений о применении санкций в отношении отдельных банков, исходя из собственного усмотрения и мотивированного суждения, как это предусмотрено положениями Базельских соглашений.В этой связи одним из приоритетов является скорейшее принятие находящегося в процессе рассмотрения проекта закона о консолидированном надзоре и связанном кредитовании, а также расширение полномочий ЦБР по принятию решений на основе мотивированного суждения.
Инвестиционный климат: проведение структурных реформ в целях
стимулирования роста
Необходима масштабная бюджетная консолидация. Сокращение
ненефтяного дефицита примерно на 1,5 процента ВВП в 2012 году до 9 процентов ВВП, при дальнейшей бюджетной консолидации примерно по 1,5 процента в год до 2015 года включительно ограничило бы давление спроса и помогло бы обеспечить справедливое распределение средств между поколениями. Насущными приоритетами должны стать отмена субсидий предприятиям, предоставленным в связи с кризисом 2009 года, а также сокращение налоговых льгот. Однако в случае серьезного потрясения с ухудшением ситуации, бюджетную консолидацию следует отложить, допустив действие автоматических стабилизаторов. В среднесрочном плане имеются обширные возможности для качественной бюджетной корректировки с консолидацией, главным образом, по расходной части.
Для бюджетной корректировки абсолютно необходима пенсионная
реформа, но потребуются и другие меры. В предстоящие годы Россия столкнется со значительным старением населения. Персонал миссии прогнозирует, что в отсутствие реформ государственные пенсионные расходы к 2050 году практически удвоятся, достигнув 16 процентов ВВП. Чтобы стабилизировать пенсионные расходы на уровне 2010 года, возраст выхода на пенсию, как мужчин, так и женщин следует повысить до 63 лет к 2030 году и до 65 лет к 2050 году, сообразно увеличению ожидаемой продолжительности жизни.
Повышение возраста выхода на пенсию также увеличит численность работающих и повысит потенциальный объем производства. Кроме того, следует ужесточить щедрые критерии досрочного выхода на пенсию, укрепив при этом программы поддержки инвалидов и социального обеспечения для защиты уязвимых слоев населения. Для обеспечения бюджетной устойчивости потребуются также иные меры, такие как улучшение адресности социальных трансфертов и повышение эффективности государственных расходов.
Необходимо без промедления восстановить налогово-бюджетный якорь.
Налогово-бюджетный якорь должен быть воплощен в правиле, которое ликвидировало бы привязку бюджетной позиции к краткосрочному колебанию цен на нефть, обеспечило бы справедливое распределение средств между поколениями, а также прозрачность. Хотя оптимальным вариантом было бы восстановление целевого показателя ненефтяного дефицита (использование которого ныне приостановлено) в сочетании со среднесрочным планом по достижению такого показателя, хорошо разработанное правило, основанное на ценах на нефть, могло бы в целом обеспечить выполнение тех же задач. При этом обсуждаемое ныне правило с привязкой к ценам на нефть привело бы к тому, что нефтяной дефицит по–прежнему превышал бы уровень, позволяющий обеспечить справедливое распределение средств между поколениями, и было бы целесообразно использовать более консервативную базовую цену на нефть.
Важную роль также играет прочная политическая приверженность избранному правилу; международный опыт позволяет предположить, что неуклонное соблюдение бюджетного правила столь же значимо, как и его конструктивное построение. В данном отношении, сохранение укоренившейся практики принятия множественных изменений и дополнений к бюджету в течение года снизило бы эффективность данного правила, и от такой практики следует отказаться.
Денежно-кредитная политика: ужесточение курса политики и установление ориентира инфляционных ожиданий
Положительной оценки заслуживает повышение гибкости обменного курса, которое будет способствовать поглощению внешних шоков. Намерение ЦБР сохранить курс на дальнейшее постепенное расширение коридора курса рубля и сокращение объема интервенций позволит сконцентрировать денежно-кредитную политику на целях контроля над инфляцией. Гибкость обменного курса также обеспечивает формирование автоматического буфера, способного компенсировать внешние шоки. Этому будет способствовать большая защищенность балансов субъектов частного сектора.
Повышение прозрачности основы денежно-кредитной политики повышает эффективность передаточного механизма денежно-кредитной политики. Сократив интервенции на валютном рынке, в течение предыдущего года ЦБР перешел от системы установления ставок по нижней границе коридора процентных ставок к более симметричной системе коридора процентных ставок, которая более четко сигнализирует о направленности денежно-кредитной политики. ЦБР также предпринял несколько шагов для сужения коридора процентных ставок, что позволит ограничить волатильность процентных ставок.
Для успешного внедрения механизма таргетирования инфляция
необходимы дальнейшие меры. Завершение перехода к более узкому (200 базисных пунктов) коридору процентных ставок экономической политики, который определяется как спред между ставкой рефинансирования и ставкой депозитного механизма постоянного доступа, обеспечит дальнейшее снижение процентных ставок, а сокращение числа инструментов ликвидности и процентных ставок центрального банка позволит упростить операционную основу и стимулировать межбанковское кредитование. Кроме того, дальнейшее совершенствование информационной политики, в том числе публикация прогнозов инфляции, будет иметь большое значение для повышения прозрачности и разъяснения для общественности логики мер денежно-кредитной политики. В интересах обеспечения прозрачности также рекомендуется официально принять ставку репо в качестве первичной процентной ставки экономической политики.
Текущий уровень международных резервов России обеспечивает
адекватную защиту от внешних шоков. Хотя дальнейшее наращивание резервов в качестве меры предосторожности не требуется, следует продолжить накопление бюджетных сбережений в нефтяных фондах для восстановления буферных резервов, пока сохраняются высокие цены на нефть. С течением времени было бы уместно инвестировать средства нефтяного резервного фонда инструменты с более высокой доходностью при условии соблюдения надлежащих защитных гарантий. Финансовый сектор: стимулирование надежного финансового посредничества путем укрепления надзора.
Государственная поддержка
ликвидности банковского
Происходит совершенствование финансовой системы, но при этом
сохраняется озабоченность относительно качества активов в условиях быстрого роста объема кредитования и цен на нефть. Общие результаты деятельности банков улучшились, о чем свидетельствуют более высокий показатель прибыльности и более низкая доля необслуживаемых кредитов. В то же время, возобновился рост объема кредитования, что снизило общий коэффициент достаточности капитала и повысило соотношение кредитов к депозитам. Поддержание качества кредитов может оказаться проблематичным, так как объем выданных ранее необслуживаемых кредитов по-прежнему значителен, а недавнее снижение цен на нефть может снизить возможности заемщиков по возврату кредитов.
Решение проблемы неблагополучного инвестиционного климата играет
важную роль в укреплении потенциала роста экономики России. В период 2000-2007 гг. экономика росла высокими темпами, что было связано с беспрецедентным повышением цен на нефть, увеличением коэффициента использования производственных мощностей, преодолением технологического отставания, а также ростом трудоспособного населения. Вряд ли можно ожидать, что в будущем комбинация этих факторов повторится. Таким образом, улучшение деловой среды, преследующее своей целью создание благоприятных условий для инвестиций, имеет решающее значение для обеспечения устойчивого роста.
Вступление России в ВТО должно стать катализатором реформ. Следует воспользоваться членством в ВТО для повышения темпов осуществления внутренних реформ, направленных на то, чтобы условия ведения бизнеса были более предсказуемы и основаны на установленных правилах, а это, в свою очередь, будет способствовать повышению потенциального роста экономики России. Мировой опыт показывает, что создание устойчивых внутренних институтов является определяющим фактором получения тех преимуществ среднесрочного развития и роста, которые предлагает вступление в ВТО. Приоритетными являются меры по сокращению коррупции, укреплению правовых основ и снижению уровня участия государства в экономике (в том числе посредством транспарентной и более решительной приватизации государственных предприятий).[26]
Таким образом, позитивное развитие взаимоотношений с МВФ повышает шансы России ускорить процесс возрождения экономики, открывает возможность полноценного возврата на мировые финансовые, фондовые и товарные рынки. Сфера воздействия МВФ на мировое хозяйство и мировую валютно-финансовую систему значительно расширилась с принятием в эту организацию России и других бывших социалистических стран. Отличительной особенностью кредитных отношений Фонда с Россией стал их долгосрочный характер и эволюция функции фонда в них от кредитного источника до гаранта внешней платежеспособности. Для МВФ, в свою очередь, принятие России и других постсоциалистических стран способствовало некоторому ослаблению остроты проблемы самовыживания.
Международный валютный фонд (МВФ) является межгосударственный институт предоставляющий кредиты странам, разрабатывающий принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляющий межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Возникновение этого международного финансового института обусловлено следующими причинами:
Во-первых, усилением интернационализации
хозяйственной жизни, образованием
ТНК и ТНБ, выходящих за национальные
границы. Во-вторых, развитием межгосударственного
регулирования
Нельзя забывать, что МВФ - это институт сотрудничества, который стремиться установить упорядоченную систему платежей и денежных поступлений между странами.
Все страны-члены МВФ имеют право на получение финансовой помощи от МВФ. Членство в этой организации дает каждой стране, испытывающей нехватку иностранной валюты, а значит, и трудности с выполнением своих обязательств, временную возможность пользоваться объединенными финансовыми ресурсами МВФ для решения проблемы платежного баланса.
Проблема нехватки ликвидности действительно мучает фонд как никогда. Шум, который сейчас поднят вокруг МВФ, следует объяснить скорее не кризисом ликвидности, а кризисом доверия или интеллектуальным кризисом в самом фонде. Его программы потерпели фиаско практически во всех странах, пострадавших от азиатского кризиса. При существующей экономической программе МВФ пророчит банкротство Банку России. Чтобы лучше понять, на каких условиях Российской Федерации выделялись кредиты, следует вспомнить о базовых принципах предоставления кредитов МВФ. Любая страна, претендующая на кредиты Фонда, должна следовать советам его экспертов. Эти советы носят достаточно односторонний характер и направлены на снижение страной-претендентом на кредит уровня инфляции, повышение эффективности налоговой системы, в том числе за счет увеличения налогового бремени на самые различные субъекты экономической деятельности, либерализацию счетов капитала, отмену экспортных пошлин, повышение таможенных тарифов (в ущерб интересам национального производителя). Все эти требования уже который год предъявляются также и к Российской Федерации. [6, c. 127]
На данном этапе сотрудничество с МВФ остается одним из важных направлений российской внешнеэкономической политики и непосредственно связано как со специфическими проблемами финансовой деятельности, так и с созданием предпосылок для устойчивого роста в будущем производства в условиях экономики переходного типа. Особенно важны кредиты Международного валютного фонда для Российской Федерации в нынешней ситуации, ведь сотрудничество с Фондом является гарантией кредитоспособности страны в глазах иностранных инвесторов, чье присутствие жизненно необходимо экономике России.