- Реформа хозяйственной системы в китайской деревне
Как уже говорилось выше, реформа
хозяйственной системы в китайской
деревне была объявлена самой
первой, началась и закончилась, в
целом, раньше других, создала предпосылки
для начала и определения направлений
реформ в других сферах социально-экономической
структуры КНР. Она же, возможно,
определила и хозяйственно-производственную
радикальность, дух китайских реформ.
Это была реформа, в частности, сельскохозяйственного
производства не на технологическом
уровне, а на уровне принципов товарного
социалистического производства.
Система семейной подрядной ответственности
- эта система представляет собой
общественное хозяйство, ведущееся
крестьянскими дворами на условиях
подряда при увязывании вознаграждения
с результатом производства.
1) Подряд на объем производства.
Он подразумевает под собой
форму хозяйствования, при котором
двор-подрядчик (семья-- низший "разряд"
производителя) заключает с производственной
бригадой (основной хозрасчетной
единицей, выполняющей также роль
посредника во взаиморасчетах между
государством и единоличным сельхозпроизводителем)
договор на выполнение конкретного производственного
задания. Когда подряд на объем производства
осуществляется в растениеводстве, то
основная хозрасчетная единица -- производственная
бригада -- выделяет двору необходимые
ему землю, рабочий скот, орудия труда,
семенной фонд и т.п. ; в скотоводстве, соответственно
-- корма, пастбища, выгоны, орудия производства,
услуги по переработке продукции.
2) Полный подворный подряд. При
этой форме системы производственной
ответственности в китайской
деревне двор-участник также выступает
в качестве подрядной единицы.
Отличие ее от предыдущей формы
состоит в том, что здесь
система оплаты результатов труда
семьи-подрядчика по трудодням,
использующаяся в первом варианте
системы государственных подрядов,
никаким образом, кроме статистического,
не учитывает произведенную сверх
договорного объема продукцию,
которая полностью остается в
распоряжении семьи. Хозрасчетная
единица, с которой двор-производитель
непосредственно заключал подряд,
может только предложить ему
сдать излишек продукции государству
по повышенным закупочным ценам,
а также предложить услуги
по его переработке, продаже
на городских рынках и т.п.
Важную роль играет и тот факт,
что правительство КНР постепенно
все больше переходит от практики
закупок у сельских производителей
излишков произведенной ими продукции
по повышенным закупочным ценам к
закупкам по рыночным ценам через
свои региональные представительства
на местах. Это ставит в равные условия
отдельные регионы страны, так
как издержки на производство одного
и того же вида продукции в разных
местах различны.
Постепенный переход доминирующей
роли в сельскохозяйственном производстве
от подряда на объем производства
к полному подворному подряду
шло параллельно с расширением
первоначально довольно узких границ
применения системы семейной производственной
ответственности в деревне. Начиналось
все с заключения договоров на объем производства
на уровне крупных сельских производственных
объединений.
Несмотря на, в целом, общую поддержку
сельским населением Китая предложенных
новых форм производственных отношений,
и у части деревенского населения,
и у некоторых идеологических
теоретиков возникло на первых порах
недоумение. С ходом аграрной реформы
с начала 80-х годов начали появляться
и продолжают создаваться до сих
пор специализированные дворы, занятые
товарным производством, а также
целые специализированные деревни
и небольшое число специализированных
областей и уездов. Для их обслуживания
создается система специализированных
рынков. Эти производственные единицы
и объединения являются плацдармом
для развития рыночных отношений
в китайском сельском хозяйстве.
Поскольку перечисление даже наиболее
распространенных форм сельских хозяйственных
объединений заняло бы слишком много
времени, более рациональным будет
назвать принципы по которым они
создавались:
1) Объединения по территориальному
признаку и объединения межрайонного
типа.
2) Объединения на основе сложения
а) труда; б) денежных средств;
в) материальных ресурсов; г) смешанное
сложение перечисленного в подпунктах
а, б, в.
3) Объединения по стадиям производственного
процесса или объединения на
до- и послепроизводственных стадиях
(снабжение, переработка, хранение,
транспортировка, техническое обслуживание,
кредит, информация и т.д.) 4) Специализированные
и комплексные объединения.
5) Объединения с распределением
доходов членов на основе а)
трудового вклада; б) по паевому
принципу; в) по смешанному принципу.
Вне зависимости от типа объединения,
все они обязаны соблюдать
принцип добровольного участия
членов, подчиняться центральному плану,
выполнять договора на объем производства
с государством и местными органами власти,
сохранять основополагающим принцип распределения
по труду, согласовывать паевое распределение
доходов с местными руководящими хозяйственными
структурами.
Из-за сохраняющейся низкой степени
интегрированности китайской экономики
в мировую систему разделения
труда, которую можно еще назвать
и неравноправной интегрированностью,
рассчитывать в ближайшем будущем
на некоммерческие иностранные финансовые
вливания Китаю не приходится. Темпы
роста населения не позволят Китаю
такой роскоши, как торможение демократизации
экономики ради идеологических и
даже политических соображений; то есть
переход-возврат к более приближенным
к социалистическим формам производства,
неминуемо грозящий снижением экономической
эффективности народного хозяйства,
невозможен. Следовательно, рано или
поздно Китай, как бы ни старался он
оттянуть официальное признание
этого факта, придет к чисто рыночной
концепции экономики.
- Реформа системы управления промышленностью
В любом государстве, имеющем свою
промышленность, существуют два уровня
управления ею: управление производством
на уровне предприятий и на уровне
руководства всем национальным промышленным
производством. Изменение степени
влияния второго уровня управления
на первый - это и есть реформа системы
управления промышленностью. Степень
этого влияния определяется многими факторами
-специализацией национальной промышленности,
формой ее участия в международном разделении
труда, господствующей идеологией (приближенность
к демократической концепции развития
обуславливает вместе с более широким
использованием рыночных механизмов и
большую свободу управления хозяйственной
деятельности предприятий) , чисто временными
условиями, в которых может находиться
государство, и которые могут временами
также серьезно влиять на степень централизованности
системы управления промышленностью.
Эти, а также некоторые другие факторы
могут быть равноправными в формировании
системы управления промышленностью,
но какой-то или какие-то факторы могут
иметь и приоритетное значение.
В Китае система управления промышленностью,
необходимость реформации которой
возникла на рубеже 70х-80х годов, в
основном сложилась в начале 50х
годов и имела своим прототипом
соответствующую советскую систему.
Кроме таких недостатков как
чрезмерная централизация управления,
слияние хозяйственных и административных
функций у руководства производства,
частая несогласованность подходов
ко многим вопросам территориального
и ведомственного руководств, ее реформа
была вызвана и приходом существовавших
принципов управления промышленностью
в полное несоответствие с уровнем производственных
отношений на селе и нуждами аграрной
реформы, которое проявилось уже в первой
половине 80х годов.
Для стимулирования реформы на этих
предприятиях и для вовлечения в
нее новых промышленных единиц указывалось
на допустимость использования различных
форм деления прибыли между госбюджетом
и различными фондами предприятий.
С 1981 года эти права были значительно
расширены также в сферах внутрикадровой
политики, финансовой деятельности, самообеспечения
материальными ресурсами, модернизации
производственного процесса, закупки
исходного сырья и сбыта продукции.
Характерно, что уже тогда созданная
весьма основательная научно-исследовательская
база позволяла вести этот грандиозный
эксперимент дальше параллельно
с изучением результатов действия
уже опробованных механизмов и полномасштабным
внедрением в национальную промышленность
тех из них, которые доказали свою
дееспособность и эффективность. Завершилась
эта практическая проверка новых
методов хозяйственного управления
в промышленности к концу 1983 года
экспериментами по расширению прав на
увеличение спектра выпускаемой
продукции, на либерализацию использования
формируемых из доли прибыли фондов предприятий,
права на распоряжение частью валютной
выручки.
Большинство этих отдельных проверок
и весь эксперимент в целом
заняли период с 1979 по 1983 годы и дали
положительный результат. Эти выводы
были сделаны после подведения Госсоветом
КНР итогов эксперимента в изданных
им в мае 1984 года Временных положениях
о дальнейшем расширении хозяйственной
самостоятельности государственных
предприятий.
В результате проведения этих экспериментов
и закрепления их результатов
была создана благоприятная почва
для создания в промышленности вслед
за сельским хозяйством многообразной
системы экономической ответственности.
Вернее, к середине 80-х годов речь
шла уже о совершенствовании
этой системы, так как в октябре
1982 года 80 процентов крупных и
средних промышленных предприятий
функционировали в рамках той
или иной ее формы. Широкое распространение
получила система производственной
ответственности, впервые созданная
на пекинском металлургическом комбинате
"Шоуду", получившая название "гарантия,
обязательство, проверка". Она содержала
в своей основе принцип приоритета
договорно-контрактных отношений
между предприятием и вышестоящей
организацией и между предприятиями.
Пункт "проверка" предусматривал
систему жесткого контроля за выполнением
договоров и соответствующую
систему административно-финансовых
санкций.
В некоторых других формах системы
производственной ответственности
в промышленности упор делался на
конкретизацию требований к каждому
технологическому звену, специализированной
бригаде и отдельному работнику.
Соответствие выполняемой работы этим
требованиям более тесным образом
увязывалось с механизмом начисления
заработной платы и премий.
Эксперименты по свободному использованию
собственных фондов начались в Китае
с 1979 года и явились частью реформы
распределения доходов государственных
промышленных предприятий.
Гораздо более действенным и
полезным во многих отношениях стали
создание, совершенствование и использование
налогов на предприятия. Первый этап
налогообложения не претерпел никаких
законодательных изменений и
функционировал по прежней схеме: после
сдачи плановой прибыли оставшаяся
ее часть облагалась подоходным налогом.
Даже простое упорядочение этого
важного механизма дало сразу
несколько положительных эффектов:
во-первых, для хозяйственников значительно
усложнилась процедура припрятывания
в различных собственных фондах
подлежащей возврату государству прибыли.
Для рентабельных предприятий переход
от многообразных и запутанных способов
деления прибыли к четкому
налоговому механизму означал примерно
то же, что и для крестьян полный
подворный подряд.
Второй этап налогообложения заключался
в разделении торгово-промышленного
налога на налоги на добавленную стоимость,
на продукцию, соляной и промысловый
налоги. В рамках этого же этапа
были видоизменены подоходный и регулирующий
налоги. Вводились новые налоги:
на ресурсы, на городское строительство,
на постройки, на пользование землей
и транспортными средствами.
Создание производственных компаний
дало сильный толчок расширению кооперации
между предприятиями.
За период с 1984 по 1990 годы
Госсовет КНР принял целый комплекс
мер, общее назначение которых можно
определить, как усилия по превращению
национального промышленного потенциала,
состоящего из производственных мощностей
отдельных предприятий, в единый
производственный механизм с максимальной
эффективностью использования хозрасчетных
внутрихозяйственных связей. Как
и из сельского хозяйства к
середине 80-х годов, так и из национальной
промышленности к началу 90-х годов
китайским реформаторам удалось
создать единый, цельный и отлаженный
механизм с чрезвычайно сложной,
по причинам смешения рыночных и социалистических
принципов функционирования и масштаба
кооперирования, структурой, что и позволяет
некоторым западным специалистам говорить
о невообразимой сложности и нелогичности
основных секторов китайской экономики
и с пессимизмом отзываться о долговечности
этой модели.
- Реформа финансовой системы
Реформа финансовой системы была проведена
в Китае к середине 80х годов.
Чтобы иметь наглядное представление
о ее результатах, можно буквально
двумя фразами охарактеризовать
сначала прежнюю китайскую финансовую
систему и затем - ныне существующую.
Общее - главным каналом накопления
и распределения финансовых средств
является госбюджет, главным их источником
является чистая прибыль предприятий
(в последние году постепенно повышается
роль внешней торговли) . Но сама система
управления финансами после ее реформы
приобрела кроме существовавшего
госбюджетного инструмента еще
один механизм - хозяйственную деятельность
предприятий.
Большинство китайских ученых выделяют
три периода финансовой реформы
в КНР с 1976 по 1985 годы.
Первые три года были экспериментально-подготовительным
этапом китайской финансовой реформы.
В этот период проверялись на практике
различные формы финансовых взаимоотношений
Второй этап ознаменовался выработкой
по большому счету лишь одной оправдавшей
надежды формы финансовых взаимоотношений
между центром и периферией. Это
была так называемая система "ступенчатой
ответственности с отделением доходов
от расходов". Временные положения
о ней были опубликованы Госсоветом
КНР в феврале 1980 года. Сферы местного
и центрального бюджета на местах
четко разграничивались по принципу
хозяйственного подчинения предприятий.
Отчисления в центральный бюджет,
пропорции деления прибыли между
центральным и местными бюджетами,
величина промышленных дотаций оставались
неизменными в течение 5 лет. Кроме того,
что повышалась стабильность центрального
бюджета за счет отказа от внеплановых
дотаций, так как система фактически вводила
их лимит, идея такой формы финансовых
взаиморасчетов упала еще и на благодатную
почву активизировавшегося вскоре процесса
перехода предприятий на полную производственную
ответственность. Дело в том, что устанавливались
рамки доходов и расходов, за нарушение
которых отвечали сами регионы своими
же интересами. Принявшие эту форму финансовых
отчислений в Госбюджет регионы в большинстве
своем вскоре трансформировали многие
положения этой системы на уровень своих
взаимоотношений с предприятиями, значительно
повысив тем самым их хозяйственную заинтересованность
и финансовую самостоятельность.