Конкурентоспособность национальной экономики и фирм в мировой экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 17:43, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
Конкуренция образует диалектическое единство с монополией, они постоянно противостоят друг другу на рынке. Понятие конкуренции настолько многозначно, что не охватывается каким-либо одним определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, при котором один капитал соперничает с другим. Выступая главной сущностной чертой, свойством товарного производства, способом его развития, конкуренция выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса (НТП).

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 181.08 Кб (Скачать файл)

 

 

1. ОБЩИЕ  ПОНЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ

 

1.1 Понятие международной конкуренции  и конкурентоспособность страны  в мировой экономике

 

Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

Конкуренция образует диалектическое единство с монополией, они постоянно противостоят друг другу на рынке. Понятие конкуренции настолько многозначно, что не охватывается каким-либо одним определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, при котором один капитал соперничает с другим. Выступая главной сущностной чертой, свойством товарного производства, способом его развития, конкуренция выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса (НТП).

Сущность, формы и методы конкуренции со временем претерпевают изменения. Произошел переход от свободной конкуренции к монополистической (олигополистической) конкуренции. Произошло смещение "центра тяжести" от ценовой к неценовой конкуренции (соперничество за достижение наиболее высокого качества товаров и услуг). При неценовой конкуренции главным инструментом борьбы становится качество товара, услуги. Важным средством конкуренции стала политика интенсивного внедрения в производство различных нововведений, изобретений, промышленных образцов.

Но самым важным событием в эволюционном развитии мировой экономики в течение XX столетия явилась интернационализация конкуренции во многих ее сферах — не только в обрабатывающих отраслях, но и во все возрастающих размерах, а также в сфере услуг. Конкурирующие фирмы проводят поистине глобальную стратегию: продают свою продукцию по всему миру; ищут материалы и компоненты также по всему миру; в целях экономии размещают производство во многих странах.

Капитал переходит из страны в страну, причем в те страны, которые заслуживают доверия с точки зрения предоставления кредитов и возможности которых не ограничены собственными средствами.

Международная торговля позволяет стране повышать продуктивность своего производства, так как устраняет необходимость самостоятельно производить все товары и услуги. Поэтому страна может специализироваться на тех отраслях и сегментах рынка, где ее фирмы относительно более конкурентоспособны, чем иностранные, и импортировать те товары и услуги, по которым ее фирмы уступают зарубежным.

Усиление конкурентной борьбы на мировом рынке и выдвижение на первый план проблемы конкурентоспособности в 80-е годы прямо и косвенно сопряжены с объективными сдвигами в производстве на современном этапе научно-технической революции.

В зарубежной литературе понятие конкурентоспособности имеет различные интерпретации, по-разному анализируется, в частности в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно применяется. Критерии, характеристики и факторы динамики конкурентоспособности на уровне предприятия, отрасли, национального хозяйства, отдельного региона, несомненно, имеют свою специфику. Проще всего понятие конкурентоспособности поддается осмыслению на уровне предприятия. Обычно, конкурентоспособным считается предприятие, которое, осуществляя свою деятельность в условиях открытых рынков, способно длительное время оставаться прибыльным. Понятие конкурентоспособности на макроуровне отражает благоприятные позиции национальной экономики в системе международных отношений, главным образом в сфере международной торговли, и одновременно ее способность укреплять эти позиции. Это главный, но не единственный аспект понятия конкурентоспособности национального хозяйства. Зарубежные исследователи настаивают на том, что страну можно квалифицировать как конкурентоспособную, если она к тому же может наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость, реальные доходы граждан.

Итак, конкурентоспособность национальной экономики — очень сложное, многоаспектное понятие. К тому же оно не имеет общепризнанного универсального определения. Под конкурентоспособностью национальной экономики (КНЭ) понимается концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам как на внутреннем, так и на внешних рынках. Но это лишь одна, притом наиболее видимая сторона понятия.

КНЭ — это и конкурентоспособность системы государственного и общественного устройства страны, и политико-правового устройства и регулирования всех сторон жизни общества; это и способность государства обеспечить устойчивое, динамичное развитие национальной экономики, а соответственно и материальное благосостояние членов общества, не уступающее "мировым стандартам". Иначе говоря, чтобы достичь состояния КНЭ, необходимо создать конкурентоспособное общество. Именно в этом смысле за последнее время утверждается понятие "конкурентоспособность страны".

Мировой опыт последних десятилетий показывает, что КНЭ и ее составных частей — величина весьма нестабильная. Поддержание требуемого уровня конкурентоспособности требует продуманных целенаправленных действий стратегического характера, в которых особенно велика роль государства. Стратегическое направление его деятельности (равно как и непосредственных производителей) — создание конкурентных преимуществ над странами-соперницами, экономиками-соперницами.

Теория конкурентных преимуществ исходит из следующего. Любая из стран с примерно одинаковым уровнем экономического развития имеет определенный, обычно только ей присущий набор конкурентных преимуществ. К ним могут относиться: уровень производительности труда тех или иных отраслей; квалификация производственного, технического, коммерческого персонала тех или иных отраслей, производств, групп предприятий; качество и технический уровень производимых изделий; управленческое мастерство, стратегическое мышление на различных уровнях управления и многое другое.

В стратегическом плане политика государства состоит в том, чтобы закладывать долговременные основы для повышения конкурентных преимуществ страны и подталкивать национальных производителей к наращиванию усилий в этом направлении. Однако практика показывает, что часто политика государства нацелена на сохранение старых, нежели создание новых преимуществ, а такие действия создают "мину замедленного действия" на перспективу.

В условиях рыночной экономики государство не наделено функцией управления конкурентоспособностью даже по отношению к отраслям и предприятиям государственного сектора, где эта функция носит усеченный характер. Государство не управляет конкурентоспособностью, а воздействует на нее с помощью различных мер и средств регулирования — законодательных, подзаконных актов, правительственных постановлений, экономических рычагов. Иначе говоря, задача государства состоит в том, чтобы создавать благоприятные условия для укрепления конкурентоспособности национальной экономики, ее структурных подразделений, хозяйствующих субъектов. Реальное же управление конкурентоспособностью осуществляется на уровне непосредственных производителей, обладающих правами, предпринимательской инициативой, соответствующими кадрами для решения этой проблемы. Именно от фирм-производителей, их умения работать на рынке, целенаправленности в делах зависит, в какой степени они могут использовать не только свой внутренний потенциал, но и создаваемые государством общенациональные возможности для поддержания КНЭ.

Проблемой оценки конкурентоспособности национальной экономики западных стран занимаются многие научно-исследовательские организации — как региональные (например, "Европейский форум по проблемам управления" с центром в Женеве), так и международные (например, Всемирный экономический форум со штаб-квартирой в Женеве, Международный институт менеджмента и развития в Лозанне). При этом понятие "конкурентоспособность" определяется ими в целом как «реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов". Для определения конкурентоспособности используются более 300 показателей и свыше 100 оценок международных экспертов-экономистов.

Данные анализа группируются, как правило, в 10 факторов, а именно:

1) экономический  потенциал и темпы роста экономики;

2) эффективность  промышленного производства;

3) уровень  развития науки и техники, темпы  освоения научно-технических достижений;

4) участие  в международном разделении труда;

5) динамичность  и емкость внутреннего рынка;

6) гибкость  финансовой системы;

7) воздействие  государственного регулирования  экономики;

8) уровень  квалификации трудовых ресурсов;

9) обеспеченность  трудовыми ресурсами;

10) социально-экономическая  и внутриполитическая ситуация.

 

  1. 2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК РАЗЛИЧНЫХ СТРАН МИРА

 

Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) представили рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности их экономик. Всего в рейтинге 2014 года оценивали 144 страны мира из примерно 200 существующих. Итоговым рейтингом считается комплексная оценка национальной конкурентоспособности в мире.

В первой тройке после лидера Швейцарии следуют Сингапур и США, далее – Финляндия, Германия, Япония, Гонконг, Нидерланды и Великобритания.

Россия занимает 53-е место – это второе место среди стран БРИКС (Китай на 28-м). Среди стран бывшего СССР Россию опережают Эстония (29-е место), Азербайджан (38), Литва (41) и Казахстан (50).

Индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК, GCI) рассчитывается из 114 показателей, которые объединены в 12 основных групп — факторы конкурентоспособности. 34 показателя рассчитываются на основе открытых статистических данных (внешний долг, бюджетный дефицит, продолжительность жизни и другие из исследований ЮНЕСКО, МВФ, ВОЗ), а остальные – по оценкам специального  опроса более 14 тысяч руководителей средних и крупных предприятий.

Все страны, участвующие в рейтинге, распределяются по стадиям развития экономики. Критерием распределения стран является показатель уровня ВВП на душу населения. Однако, для определения стадии развития стран с высокой зависимостью от минеральных ресурсов, в том числе и для России, применяется второй критерий, который измеряет степень зависимости развития страны от основных факторов. Данный критерий определяется по доле экспорта сырья в общей структуре экспорта (товаров и услуг) за последние пять лет. Страны, в которых доля экспорта сырьевых ресурсов в общем экспорте составляет 70% и более, относятся к 1-ой категории развития (стадия факторного развития).  

 

Таблица 1 – Стадии развития экономик мира

Стадия 1 
Факторное развитие 
(37 экономик)

Переходная стадия от 1 к 2 
(16 экономик)

Стадия 2 
Эффективное развитие 
(30 экономик)

Переходная стадия от 2 к 3 
(24 экономики)

Стадия 3 
Инновационное развитие 
(37 экономик)

Бангладеш 
Буркина Фасо 
Бурунди 
Вьетнам 
Гаити 
Гамбия 
Гвинея 
Замбия 
Зимбабве 
Йемен 
Индия 
Камбоджа 
Камерун 
Кения 
Кот-д-Ивуар 
Кыргызская

Азербайджан 
Алжир 
Ангола 
Боливия 
Ботсвана 
Бутан 
Венесуэла 
Габон 
Гондурас 
Иран, Исламская Республика 
Кувейт 
Ливия 
Молдова 
Монголия 
Саудовская

Албания 
Армения 
Болгария 
Восточный Тимор 
Гватемала 
Гвинея 
Грузия 
Доминиканс-кая Респ. 
Египет 
Индонезия 
Иордания 
Капе-Верде 
Китай 
Колумбия 
Македония

Аргентина 
Барбадос 
Бахрейн 
Бразилия 
Венгрия 
Казахстан 
Коста-Рика 
Латвия 
Ливан 
Литва 
Маврикий 
Малайзия 
Мексика 
Объединен-ные Арабские Эмираты

Австралия 
Австрия 
Бельгия 
Великобритания 
Германия 
Гонконг 
Греция 
Дания 
Израиль 
Исландия 
Испания 
Италия 
Канада 
Катар 
Кипр 
Южная Корея 
Люксембург


Продолжение таблицы 1

Респ-ка 
Лесото 
Лоасская НДР 
Мавритания 
Мадагаскар 
Малави 
Мали 
Маянмар 
Мозамбик 
Непал 
Нигерия 
Никарагуа 
Пакистан 
Руанда 
Сенегал 
Сьерра-Леоне 
Таджикистан 
Танзания 
Уганда 
Чад 
Эфиопия

Аравия 
Филиппины

Монтенегро 
Морокко 
Намибия 
Парагвай 
Перу 
Румыния 
Сальвадор 
Свазиленд 
Сербия 
Таиланд 
Тунис 
Украина 
Шри-Ланка 
Южная Африка 
Ямайка

Оман 
Панама 
Польша 
Российская Федерация 
Сейшелы 
Суринам 
Турция 
Уругвай 
Хорватия 
Чили

Мальта 
Нидерланды 
Новая Зеландия 
Норвегия 
Португалия 
Пуэрто-Рико 
Сингапур 
Словацкая Респ. 
Словения 
США 
Тайвань 
Тринидад и Тобаго 
Финляндия 
Франция 
Чешская Респ. 
Швейцария 
Швеция 
Эстония 
Япония


Информация о работе Конкурентоспособность национальной экономики и фирм в мировой экономике