Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 17:43, курсовая работа
Конкуренция (от лат. concurrere — сталкиваться) — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
Конкуренция образует диалектическое единство с монополией, они постоянно противостоят друг другу на рынке. Понятие конкуренции настолько многозначно, что не охватывается каким-либо одним определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, при котором один капитал соперничает с другим. Выступая главной сущностной чертой, свойством товарного производства, способом его развития, конкуренция выполняет роль стихийного регулятора общественного производства. Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса (НТП).
При этом топ-10 мировых лидеров в рейтинге GCR 2014-2015 составляют: Сингапур, США, Финляндия, Германия, Япония, Гонконг, Нидерланды, Великобритания, Швеция. Следует особо отметить, что не вполне корректно сравнивать эти рейтинги, так как в разные годы в оценках принимали разное число стран (от 133 до 144), не все страны участвуют из года в год (чаще это касается очень малых стран), но в целом динамика будет представлена вполне адекватно (см. сводную таблицу по всем странам ниже).
Швейцария уже шестой год подряд возглавляет рейтинг. Сингапур занимает 2-е место уже четвертый год, поднявшись с 7-го места в 2007 году. США – лидер в докризисное время, с 2009-го года резко ухудшил свои показатели, но в 2014-м вновь вошел в тройку лидеров. Стабильно улучшает свои рейтинговые оценки Гонконг.
С колебаниями, но ежегодно высокий результат показывают Финляндия, Германия, Япония, Нидерланды, Великобритания.
Швеция сдает свои позиции – в рейтинге 2014-15 она уже замыкает топ-10. Но более всех лидеров упал рейтинг Дании – с 3-го места в 2007 году до 13-го в рейтинге 2014-15.
Рисунок 1 – Мировая динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.
Рисунок 2 – страны БРИКС. Динамика изменений ранговых позиций с 2007 по 2014 гг.
В Отчете глобальной конкурентоспособности Россия находится на переходной стадии от 2 стадии (Эффективное развитие) к 3 стадии (Инновационное развитие). В рейтинге GCI 2014-15 года Россия занимает 53-е место, после кризиса улучшив свои позиции и только за последние два года повысив рейтинг на 14 позиций.
Пятёрка стран перед Россией: Панама, Италия, Казахстан, Коста-Рика и Филиппины. Сразу после России идут Болгария, Барбадос, Южная Африка и Бразилия.
Среди конкурентных преимуществ нашей страны, по оценке экспертов ВЭФ, огромная ёмкость внутреннего рынка, высокий уровень образования населения, благоприятный макроэкономический фон (низкий госдолг), хорошее состояние инфраструктуры.
Самые слабые результаты России: коррупция и фаворитизм (92-е место), институты (97), суды (109), качество дорог (124), неразвитость финансового рынка (110), инфляция (115), невысокая продолжительность жизни, распространенность ВИЧ (110), общая налоговая ставка (116), стимулирование инвестировать (122), внешняя и внутренняя конкуренция, торговые барьеры (111), объем импорта (133-е место из 144), влияние налогообложения на стимулы к работе (115), трансфер технологий (123).
Таблица 2 – Позиции России в Индексе глобальной конкурентоспособности 2014-2015 гг.
Ранг |
Балл (от 1 до 7) | |
Индекс глобальной конкурентоспособности |
53 |
4,4 |
Базовые требования |
44 |
4,9 |
Институты |
97 |
3,5 |
Инфраструктура |
39 |
4,8 |
Макроэкономическая среда |
31 |
5,5 |
Здравоохранение и начальное образование |
56 |
6,0 |
Факторы эффективности |
41 |
4,5 |
Высшее образование и профессиональная подготовка |
39 |
5,0 |
Эффективность рынка товаров |
99 |
4,1 |
Эффективность рынка труда |
45 |
4,4 |
Развитость финансового рынка |
110 |
3,5 |
Технологическая готовность |
59 |
4,2 |
Размер рынка |
7 |
5,8 |
Факторы инноваций и сложности |
75 |
3,5 |
Конкурентоспособность компаний |
86 |
3,8 |
Инновации |
65 |
3,3 |
Таблица 2.1 – Другие страны
Ранг |
Топ-10. Европа |
Ранг |
Топ-10. Азия и Океания |
1 |
Швейцария |
2 |
Сингапур |
4 |
Финляндия |
6 |
Япония |
5 |
Германия |
7 |
Гонконг |
8 |
Нидерланды |
14 |
Тайвань (Китай) |
9 |
Великобритания |
17 |
Новая Зеландия |
10 |
Швеция |
20 |
Малайзия |
11 |
Норвегия |
22 |
Австралия |
13 |
Дания |
26 |
Республика Корея |
18 |
Бельгия |
28 |
Китай |
19 |
Люксембург |
31 |
Таиланд |
Топ-10 Латинская Америка |
Топ-10 Ближний Восток и Северная Африка | ||
33 |
Чили |
12 |
ОАЭ |
48 |
Панама |
16 |
Катар |
51 |
Коста-Рика |
24 |
Саудовская Аравия |
57 |
Бразилия |
27 |
Израиль |
61 |
Мексика |
40 |
Кувейт |
65 |
Перу |
44 |
Бахрейн |
66 |
Колумбия |
46 |
Оман |
78 |
Гватемала |
64 |
Иордания |
80 |
Уругвай |
72 |
Морокко |
84 |
Сальвадор |
79 |
Алжир |
Изменения в первой 20-ке. За период с 2007 года по 2014 (рейтинг 2014-2015 гг.) улучшили свои ранговые позиции Гонконг (с 12-го места поднялся до 7-го), ОАЭ (с 37 до 12), Катар (с 31 до 16), Новая Зеландия (с 24 до 17),Люксембург (с 25 до 19). Примерно одинаковый уровень за последние 7 лет поддерживают Норвегия, Канада, Тайвань, Бельгия, Малайзия. Значительно потеряли свои позиции Израиль (с 17 места упал на 27-е), Южная Корея(с 11 на 26-е).
В целом Ближний Восток значительно улучшает рейтинг – как ОАЭ и Катар, так и Саудовская Аравия (выросла с 35-го места до 24). Кувейт, Бахрейн, Оман тоже имеют позиции 40-46. Однако, Северная Африка и страны, находящиеся в состоянии военного конфликта или по соседству с ними, снижают свой рейтинг: Кувейт (с 30 до 40),Тунис (с 32 до 87), Египет (с 77 до 119), Ливия (с 88 до 126). Пакистан (с 92 до 129).
Среди стран БРИКС ежегодно улучшает свои позиции Китай, который по общим рейтинговым показателям давно находится в группе развитых стран (на 28-м месте в рейтинге 2014-15 г.). Улучшили свои позиции Россия и Бразилия (хотя у Бразилии наблюдается спад в последние два года). Индия и Южная Африка ежегодно теряют свой вес в рейтинге.
Наибольшие темпы развития (по рейтинговым показателям в 2014-15 гг. относительно рейтинга 2007-08 гг.) у Азербайджана (на 28 позиций до 37-го места в 2014-15 гг.), Индонезии, ОАЭ, Кувейта, Болгарии, Македонии, Перу, Грузии.
Азербайджан занимает 37-ю строчку рейтинга, опередив Россию (53 место) и Казахстан (50), постоянно улучшая свои позиции. Амбициозная цель страны – попасть в 20-ку. У Азербайджана прекрасные макроэкономические показатели – ВВП, внешний долг, национальные сбережения, а по уровню инфляции страна вообще на 1-м месте в мире. Хорошо обстоят дела с защитой инвесторов, там достаточно просто и быстро можно открыть свой бизнес. Хорошие показатели по эффективности рынка труда, а особенно с эффективным использованием талантов, это технологически вполне развитая страна со способностью к инновациям.
Саудовская Аравия с годами обогнала Израиль. В Саудовской Аравии хоть инновации и технологическая составляющая не являются коньком, средние показатели по здоровью и образованию, по эффективности рынка труда, зато прекрасные показатели по макроэкономике (4-е место в целом по фактору) и стабильно высокие показатели по фактору госучреждений.
Израиль за последние 7 лет значительно снизил свои рейтинговые позиции. К 2014 году в стране прекрасно с такими факторами как здоровье, инновации, технологическая готовность. И неважно с доверием к политикам (81-е место) да и в целом с госаппаратом не очень (фаворитизм, расточительство). У них огромные расходы по противодействию терроризму (аж 132 место), падает макроэкономика (огромный госдолг – 111-е место).
Малайзия имеет стабильные рейтинговые позиции, поэтому обогнала Австралию, Южную Корею и Китай. Малайзия имеет самые высокие показатели развития финансового рынка (самые высокие позиции в мире по юридическим правам, венчурному капиталу, доступу к кредитам) и эффективности рынка товаров. Южная Корея стремительно теряет свои позиции — падение на 15 позиций за 7 лет. [14]
Существует достаточно большое количество определений и различных способов оценки конкурентоспособности. В самом общем смысле конкурентоспособность – это способность опережать других, используя свои преимущества в достижении поставленных целей. Различают конкурентоспособность товаров, компаний, стран и даже целых регионов. При этом все эти понятия тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Под конкурентоспособностью товара понимается сочетание его потребительских свойств, обеспечивающее ему успех на рынке по сравнению с аналогичными товарами других компаний. Конкурентоспособность товара определяется следующими основными факторами: ценой, качеством, уровнем послепродажного обслуживания, эффективностью рекламы, системой сбыта, сроками и технологией производства, объемом продаж.
Конкурентоспособность компании – это способность использовать свои сильные стороны и концентрировать свои усилия в той области производства товаров или услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках. К основным факторам, определяющим конкурентоспособность компании, относятся: стратегия фирмы, наличие материальных, трудовых и финансовых ресурсов, инновационный потенциал, доля рынка, эффективность менеджмента.
В современной немецкой экономической литературе обоснованы следующие признаки международной компании:
- одновременная
деловая активность за
- разработка
глобальной
- количественные критерии включают: количество стран, в которых имеются филиалы;
- ориентация предпринимательской политики предприятия (продуктовой, ценовой, коммуникационной) на зарубежный рынок;
- контроль
экономической деятельности
- использование компанией преимуществ стран (географических, ресурсных);
- направленность
организационной структуры
- специализация
персонала и структурных
К международным компаниям относят те компании, сфера коммерческой и производственной деятельности которых распространяется на зарубежные страны. При этом, оценивая конкурентоспособность такой компании, необходимо учитывать основные факторы конкурентоспособности ее продукции, самой компании и страны базирования. Таким образом, можно сказать, что конкурентные позиции международной компании в стратегическом плане базируются на таких основных компонентах микро- и макроуровня, как ресурсы и возможности самой компании, конкурентные условия отрасли, национальные факторы (табл. 3).
Таблица 3 – Основные компоненты конкурентоспособности международных компаний
Ресурсы и возможности компании |
- финансовые ресурсы; - технология; - имя, репутация, клиенты; - менеджмент; - оптимизация издержек; - материальные активы; - функциональные возможности (маркетинг, производство, НИОКР). |
Конкурентные условия отрасли |
- инновации; - низкие издержки; - доступ к рынкам сырья; - качество; - финансовые возможности; - доля рынка; - доступ к рынкам сбыта; - монополизация; - квалификация персонала; - научные исследования и разработки. |
Национальные факторы |
- сырьё; - трудовые ресурсы; - уровень образования и квалификации; - наличие энергетических ресурсов; - инфраструктура (транспорт, связь, финансовые рынки); - национальная культура, традиции, интеллектуальный потенциал; - размер внутреннего рынка; - политика государства и законодательства; - формы государственной поддержки экономики; - курс национальной валюты. |
Источник: [7].
Информация о работе Конкурентоспособность национальной экономики и фирм в мировой экономике