Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 14:15, курсовая работа
Цель данной работы – охарактеризовать правовое регулирование отношений между трудом и капиталом в государствах Европы, как одного из самых экономически развитых (и динамично развивающихся) регионов мира.
В рамках достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- выявить основные типы отношений между трудом и капиталом
- выделить ключевые конституционные принципы их регулирования
- проанализировать их применение в странах Европы на примере Германии, Италии и Швеции
- определить типичные и специфические черты регулирования отношений между трудом и капиталом в указанных странах.
Введение 3
Глава 1 5
Глава 2 8
§ 1: Германия 8
§ 2: Швеция 15
§ 3: Италия 23
Глава 3 30
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 40
Конституционное регулирование отношений между трудом и капиталом в
государствах Европы: типичные и специфические черты (сравнить Германию, Италию, Швецию).
Курсовая работа по дисциплине
«Политические системы и
Санкт-Петербург
2009
Оглавление.
Введение 3
Глава 1 5
Глава 2 8
§ 1: Германия 8
§ 2: Швеция 15
§ 3: Италия 23
Глава 3 30
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 40
Введение.
В условиях современного общества труд, капитал и отношения между ними занимают одно из центральных мест в экономических (как внутригосударственных, так и международных) отношениях. А так как общество не стоит на месте, а продолжает развиваться и усложняться, то и анализ этих изменяющихся отношений приобретает все большую актуальность.
Как и всякий процесс, затрагивающий интересы хотя бы двух сторон, преследующих разные интересы, процесс отношений между трудом и капиталом требует четкого регулирования, и такое регулирование обеспечивается конституциями, кодексами и прочими нормативно-правовыми актами.
Цель данной работы – охарактеризовать правовое регулирование отношений между трудом и капиталом в государствах Европы, как одного из самых экономически развитых (и динамично развивающихся) регионов мира.
В рамках достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- выявить основные типы отношений между трудом и капиталом
- выделить ключевые конституционные принципы их регулирования
- проанализировать их применение в странах Европы на примере Германии, Италии и Швеции
- определить типичные
и специфические черты
Структура работы: в первой главе создается теоретическая база работы, определяются ключевые понятия, а также приводится типология отношений между трудом и капиталом в целом, без привязки к конкретным странам и регионам. Во второй главе рассматриваются конкретные примеры Германии, Италии и Швеции. В третьей главе полученные данные анализируются, и на их основе выделяются типические и специфические черты.
Источниковая база работы: для создания теоретической базы использованы словари, справочники и энциклопедические ресурсы, для анализа конституционного регулирования в Германии, Италии и Швеции - тексты конституций и трудовых кодексов указанных стран.
Глава 1.
Труд и капитал – два столпа современных экономических отношений, как в отдельных государствах, так и в мировой экономике в целом, два основных фактора производства. Труд – сила, которая обеспечивает производство товаров, капитал – средство, которое облегчает это производство. Но это лишь самая общая схема. Для того, чтобы представить себе отношения между трудом и капиталом, необходимо для начала дать более полное определение этим понятиям.
Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.1 Трудовые отношения многообразны, но есть некоторые базовые принципы, на которых строится все остальное. Одним из таких принципов является право на труд. Право на труд - одно из конституционных экономических прав человека (или только гражданина) в ряде государств. Реализация права на труд должна воплощаться в создании возможностей для женщин и мужчин в получении достойной и производительной работы, с точки зрения соблюдения свободы, равенства, безопасности и человеческого достоинства.2 Существует несколько разновидностей труда, но для данной темы основным является понятие труда наемного. Наемный труд - труд работника, работающего по договору найма в компании, организации, собственником которого он не является. 3
Капитал - экономическая категория; созданные человеком ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход. 4 Выделяют три типа капитала – производственный (основной тип), финансовый и земельный капитал.
Труд и капитал вместе – 2 источника всех богатств, труд – основной источник, а капитал – второстепенный.
Но для определения
отношений между трудом и капиталом
мало знать эти понятия. Труд и
капитал – понятия
В рамках регулирования отношений между трудом и капиталом большое распространение получило т.н. «социальное партнерство». Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. Иногда третьим участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений (трипартистский вариант). Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия. 6
Переговорный процесс – важный этап регулирования отношений между трудом и капиталом, но для ведения переговоров необходимы какие-то рамки. Так что роль базового «регулятора» играет государство – устанавливая конституционные принципы отношений между трудом и капиталом, обеспечивая их детальную разработку в трудовых кодексах, издавая специальные законы.
Многие аспекты этих
отношений требуют
Итак, отношения между трудом и капиталом противоречивы, и эти противоречия необходимо регулировать, причем не только путем взаимодействия между профсоюзами и предпринимателями, но и устанавливая какие-то законодательные рамки.
Глава 2.
В этой главе рассматривается регулирование отношений между трудом и капиталом на примере Германии, Швеции и Италии. Основной закон страны – конституция, поэтому первый уровень анализа – конституции рассматриваемых стран, затем рассматриваются другие законы и нормативно-правовые акты.
§ 1: Германия.
Основные положения, связанные с трудом, капиталом и отношениями между ними в немецкой конституции содержатся в статьях 9 и 12. Согласно статье 9 Конституции Германии:
1. «Все немцы имеют
право создавать союзы и
2. «Объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимопонимания народов, запрещаются». 8
3. «Право создавать
объединения для охраны и
Статья 12 Конституции Германии гласит:
1. «Все немцы имеют право свободно избирать профессию, место работы и учебы. Профессиональное обучение может регулироваться законом или на основании закона». 10
2. «Никто не может быть принужден к выполнению какой-либо работы, кроме обычной по характеру, всеобщей и равной для всех общественной повинности». 11
3. «Принудительный труд
допускается только при
Стоит также обратить внимание на пункт 6 статьи 12а, в котором говорится, что «Если в период состояния обороны потребность в рабочей силе в областях, указанных в предложении 2 абзаца 3, не может быть обеспечена на добровольной основе, то свобода немецких граждан отказаться от выполнения профессиональных обязанностей или покинуть место работы может быть ограничена законом или на основе закона с целью обеспечения этих потребностей. До введения состояния обороны действует соответственно предложение 1 абзаца 5.»13
Немецкая модель социального партнерства предполагает опосредованное правом взаимодействие на двух уровнях – общественно-публичном и уровне промышленных объединений. На общественно-публичном уровне интересы профсоюзов наемных работников и объединений работодателей, а иногда также государства сталкиваются по поводу способов решения крупномасштабных или общественно-системных социальных проблем (безработицы, защиты окружающей среды), а также по поводу разного рода коллективных договоров. На уровне промышленных объединений, концернов, фирм и предприятий происходит взаимодействие между представителями наемных работников и работодателей. Интересы наемных работников и работодателей сталкиваются преимущественно напрямую (поскольку не всегда и не во всем согласуются, с одной стороны, с интересами профсоюзов, а с другой - с интересами объединений работодателей) по локальным, корпоративным, групповым и индивидуальным проблемам производства и труда. (например, сокращение или создание рабочих мест, перенос производства на новое место, прием на работу и увольнение, внедрение новой техники, повышение квалификации, производственное обучение).14
В Германии существует тарифная автономия: союзы работодателей и профсоюзы наемных работников имеют право заключать тарифные соглашения (коллективные договоры) без вмешательства государства. Государство как законодатель определяет общие условия, но не предписывает, сколько должен зарабатывать рабочий или служащий в определенной отрасли промышленности. Это сфера партнеров по заключению коллективных договоров: профсоюзов и объединений работодателей.15
Существуют два основных вида коллективных договоров, заключаемых отдельными профсоюзами с союзами работодателей или с отдельными работодателями – типовые и специальные. В типовых коллективных договорах, которые обычно заключаются на несколько лет, регулируются такие вопросы общего характера, как продолжительность рабочего времени, отпуска, сроки увольнений (если таковые предусматриваются), оплата сверхурочных работ. В специальных коллективных договорах регулируются особые вопросы (профессионально-технического обучения, дополнительного социального обеспечения по старости, защиты от мер по рационализации производства). Стороны должны учитывать положения Основного закона (Конституции) и обязательное статутное право, но в более подробном содержании договоров они свободны. Например, они обязаны учитывать определенное законом максимальное рабочее время (48 часов в неделю), но почти у всех наемных работников договорное время меньше 40 часов, у некоторых даже 35 часов. Аналогичным образом дело обстоит и с отпуском, продолжительность которого закон устанавливает в 24 рабочих дня, а по договору отпуск составляет обычно 6 недель, а иногда и больше.16
Что касается забастовок, то в ФРГ забастовочная борьба разрешена только по вопросам, связанным с заключением коллективных договоров, поэтому такую борьбу могут вести лишь стороны, участвующие в заключении коллективных договоров. В течение срока действия коллективного договора стороны обязаны соблюдать мир (в этот период забастовочная борьба не допускается по вопросам, определенным договором). Во избежание забастовочной борьбы сторонами предусмотрены различные примирительные процедуры. В уставах большинства профсоюзов записано требование о тайном голосовании всех членов профсоюза по поводу начала забастовки (для того чтобы перейти к забастовке, необходимо получить подавляющее большинство голосов). Праву профсоюзов на забастовки работодатели противопоставляют локаут. Федеральный суд по трудовым спорам и Федеральный конституционный суд, хотя и с определенными ограничениями, утвердили локаут как допустимое средство борьбы. 17 Локаут - увольнение по инициативе работодателя в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидацией (реорганизацией) предприятия, филиала, представительства. 18