Конституционное регулирование отношений между трудом и капиталом в государствах Европы: типичные и специфические черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать правовое регулирование отношений между трудом и капиталом в государствах Европы, как одного из самых экономически развитых (и динамично развивающихся) регионов мира.
В рамках достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- выявить основные типы отношений между трудом и капиталом
- выделить ключевые конституционные принципы их регулирования
- проанализировать их применение в странах Европы на примере Германии, Италии и Швеции
- определить типичные и специфические черты регулирования отношений между трудом и капиталом в указанных странах.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 5
Глава 2 8
§ 1: Германия 8
§ 2: Швеция 15
§ 3: Италия 23
Глава 3 30
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая политсистемы.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституционное регулирование  отношений между трудом и капиталом  в

государствах Европы: типичные и специфические черты (сравнить Германию, Италию,  Швецию).

 

 

          Курсовая работа по дисциплине  «Политические системы и государственный  строй стран Европы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2009

Оглавление.

 

Введение            3

Глава 1            5

Глава 2            8

             § 1: Германия          8

   § 2: Швеция                  15

   § 3: Италия                  23

Глава 3                   30

Заключение                  38

Список использованных источников и литературы            40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В условиях современного общества труд, капитал и отношения  между ними занимают одно из центральных  мест в экономических (как внутригосударственных, так и международных) отношениях. А так как общество не стоит на месте, а продолжает развиваться и усложняться, то и анализ этих изменяющихся отношений приобретает все большую актуальность.

Как и всякий процесс, затрагивающий интересы хотя бы двух сторон, преследующих разные интересы, процесс отношений между трудом и капиталом требует четкого регулирования, и такое регулирование обеспечивается конституциями, кодексами и прочими нормативно-правовыми актами.

Цель данной работы – охарактеризовать правовое регулирование отношений между трудом и капиталом в государствах Европы, как одного из самых экономически развитых (и динамично развивающихся) регионов мира.

В рамках достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

- выявить основные типы отношений между трудом и капиталом

- выделить ключевые  конституционные принципы их  регулирования

- проанализировать их  применение в странах Европы  на примере Германии, Италии и  Швеции

- определить типичные  и специфические черты регулирования  отношений между трудом и капиталом в указанных странах

Структура работы: в первой главе создается теоретическая база работы, определяются ключевые понятия, а также приводится типология отношений между трудом и капиталом в целом, без привязки к конкретным странам и регионам. Во второй главе рассматриваются конкретные примеры Германии, Италии и Швеции. В третьей главе полученные данные анализируются, и на их основе выделяются типические и специфические черты.

Источниковая  база работы: для создания теоретической базы использованы словари, справочники и энциклопедические ресурсы, для анализа конституционного регулирования в Германии, Италии и Швеции  -  тексты конституций и трудовых кодексов указанных стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

 

Труд и капитал –  два столпа современных экономических отношений, как в отдельных государствах, так и в мировой экономике в целом, два основных фактора производства. Труд – сила, которая обеспечивает производство товаров, капитал – средство, которое облегчает это производство. Но это лишь самая общая схема. Для того, чтобы представить себе отношения между трудом и капиталом, необходимо для начала дать более полное определение этим понятиям.

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на сохранение, видоизменение, приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей, на производство товаров и услуг.1 Трудовые отношения многообразны, но есть некоторые базовые принципы, на которых строится все остальное. Одним из таких принципов является право на труд. Право на труд - одно из конституционных экономических прав человека (или только гражданина) в ряде государств. Реализация права на труд должна воплощаться в создании возможностей для женщин и мужчин в получении достойной и производительной работы, с точки зрения соблюдения свободы, равенства, безопасности и человеческого достоинства.2 Существует несколько разновидностей труда, но для данной темы основным является понятие труда наемного. Наемный труд - труд работника, работающего по договору найма в компании, организации, собственником которого он не является. 3

Капитал - экономическая  категория; созданные человеком  ресурсы, используемые для производства товаров и услуг и приносящие доход. 4 Выделяют три типа капитала – производственный (основной тип), финансовый и земельный капитал.

Труд и капитал вместе – 2 источника всех богатств, труд –  основной источник, а капитал –  второстепенный.

Но для определения  отношений между трудом и капиталом  мало знать эти понятия. Труд и  капитал – понятия теоретические, а на практике взаимодействуют рабочие и предприниматели, и это взаимодействие строится на противоречиях. Основа благосостояния рабочего и капиталиста – заработная плата и прибыль соответственно. Но, как писал Карл Маркс, «Заработная плата и прибыль находятся в обратном отношении друг к другу. Меновая стоимость капитала, прибыль, повышается в той же пропорции, в какой понижается меновая стоимость труда, поденная плата, и наоборот. Прибыль повышается в той же мере, в какой понижается заработная плата, и понижается в той же мере, в какой повышается заработная плата». 5 Таким образом, интересы капитала и наемного труда противоположны. И для того, чтобы сбалансировать и упорядочить эти отношения, их необходимо регулировать.

В рамках регулирования  отношений между трудом и капиталом большое распространение получило т.н. «социальное партнерство». Социальное партнерство - система институтов и механизмов согласования интересов участников производственного процесса: работников и работодателей. Интересы работников представлены, как правило, профсоюзами, интересы работодателей - союзами предпринимателей. Иногда третьим участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений (трипартистский вариант). Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия. 6

Переговорный процесс  – важный этап регулирования отношений между трудом и капиталом, но для ведения переговоров необходимы какие-то рамки. Так что роль базового «регулятора» играет государство – устанавливая конституционные принципы отношений между трудом и капиталом, обеспечивая их детальную разработку в трудовых кодексах, издавая специальные законы.

Многие аспекты этих отношений требуют регулирования. Например, это правила приема на работу и увольнения, социальные выплаты (в том числе пенсии) с позиции  не только государства, но и предприятий; право на забастовки и профсоюзы; сама инфраструктура отношений - специальное законодательство, наличие или отсутствие специальных судов для решения споров между рабочими и капиталистами; защита материнства и многое другое.

Итак, отношения между  трудом и капиталом противоречивы, и эти противоречия необходимо регулировать, причем не только путем взаимодействия между профсоюзами и предпринимателями, но и устанавливая какие-то законодательные рамки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

 

В этой главе рассматривается  регулирование отношений между трудом и капиталом на примере Германии, Швеции и Италии. Основной закон страны – конституция, поэтому первый уровень анализа – конституции рассматриваемых стран, затем рассматриваются другие законы и нормативно-правовые акты.

§ 1: Германия.

Основные положения, связанные  с трудом, капиталом и отношениями  между ними в немецкой конституции  содержатся в статьях 9 и 12. Согласно статье 9 Конституции Германии:

1. «Все немцы имеют  право создавать союзы и общества».7

2. «Объединения, цели  и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимопонимания народов, запрещаются». 8

3. «Право создавать  объединения для охраны и улучшения  условий труда и экономических  условий гарантируется каждому и представителям всех профессий. Соглашения в целях ограничения этого права или затруднения его осуществления недействительны, а направленные на это меры противозаконны. Меры, предусмотренные статьями 12а и 35, абзацы 2 и 3, статьей 87а, абзац 4, и статьей 91, не могут приниматься против выступлений трудящихся, организуемых объединениями в интересах охраны и улучшения условий труда и экономических условий в соответствии с предложением 1 данного абзаца». 9

Статья 12 Конституции  Германии гласит:

1. «Все немцы имеют право свободно избирать профессию, место работы и учебы. Профессиональное обучение может регулироваться законом или на основании закона». 10

2. «Никто не может  быть принужден к выполнению  какой-либо работы, кроме обычной  по характеру, всеобщей и равной для всех общественной повинности». 11

3. «Принудительный труд  допускается только при лишении  свободы по приговору суда».12

Стоит также обратить внимание на пункт 6 статьи 12а, в котором  говорится, что «Если в период состояния обороны потребность  в рабочей силе в областях, указанных в предложении 2 абзаца 3, не может быть обеспечена на добровольной основе, то свобода немецких граждан отказаться от выполнения профессиональных обязанностей или покинуть место работы может быть ограничена законом или на основе закона с целью обеспечения этих потребностей. До введения состояния обороны действует соответственно предложение 1 абзаца 5.»13

Немецкая модель социального  партнерства предполагает опосредованное правом взаимодействие на двух уровнях  – общественно-публичном и уровне промышленных объединений. На общественно-публичном уровне интересы профсоюзов наемных работников и объединений работодателей, а иногда также государства сталкиваются по поводу способов решения крупномасштабных или общественно-системных социальных проблем (безработицы, защиты окружающей среды), а также по поводу разного рода коллективных договоров. На уровне промышленных объединений, концернов, фирм и предприятий происходит взаимодействие между представителями наемных работников и работодателей. Интересы наемных работников и работодателей сталкиваются преимущественно напрямую (поскольку не всегда и не во всем согласуются, с одной стороны, с интересами профсоюзов, а с другой - с интересами объединений работодателей) по локальным, корпоративным, групповым и индивидуальным проблемам производства и труда. (например, сокращение или создание рабочих мест, перенос производства на новое место, прием на работу и увольнение, внедрение новой техники, повышение квалификации, производственное обучение).14

В Германии существует тарифная автономия: союзы работодателей и профсоюзы наемных работников имеют право заключать тарифные соглашения (коллективные договоры) без вмешательства государства. Государство как законодатель определяет общие условия, но не предписывает, сколько должен зарабатывать рабочий или служащий в определенной отрасли промышленности. Это сфера партнеров по заключению коллективных договоров: профсоюзов и объединений работодателей.15

Существуют два основных вида коллективных договоров, заключаемых отдельными профсоюзами с союзами работодателей или с отдельными работодателями – типовые и специальные. В типовых коллективных договорах, которые обычно заключаются на несколько лет, регулируются такие вопросы общего характера, как продолжительность рабочего времени, отпуска, сроки увольнений (если таковые предусматриваются), оплата сверхурочных работ. В специальных коллективных договорах регулируются особые вопросы (профессионально-технического обучения, дополнительного социального обеспечения по старости, защиты от мер по рационализации производства). Стороны должны учитывать положения Основного закона (Конституции) и обязательное статутное право, но в более подробном содержании договоров они свободны. Например, они обязаны учитывать определенное законом максимальное рабочее время (48 часов в неделю), но  почти у всех наемных работников договорное время меньше 40 часов, у некоторых даже 35 часов. Аналогичным образом дело обстоит и с отпуском, продолжительность которого закон устанавливает в 24 рабочих дня, а  по договору отпуск составляет обычно 6 недель, а иногда и больше.16

Что касается забастовок, то в ФРГ забастовочная борьба разрешена только по вопросам, связанным  с заключением коллективных договоров, поэтому такую борьбу могут вести  лишь стороны, участвующие в заключении коллективных договоров. В течение срока действия коллективного договора стороны обязаны соблюдать мир (в этот период забастовочная борьба не допускается по вопросам, определенным договором). Во избежание забастовочной борьбы сторонами предусмотрены различные примирительные процедуры. В уставах большинства профсоюзов записано требование о тайном голосовании всех членов профсоюза по поводу начала забастовки (для того чтобы перейти к забастовке, необходимо получить подавляющее большинство голосов). Праву профсоюзов на забастовки работодатели противопоставляют локаут. Федеральный суд по трудовым спорам и Федеральный конституционный суд, хотя и с определенными ограничениями, утвердили локаут как допустимое средство борьбы. 17 Локаут - увольнение по инициативе работодателя в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидацией (реорганизацией) предприятия, филиала, представительства. 18

Информация о работе Конституционное регулирование отношений между трудом и капиталом в государствах Европы: типичные и специфические черты