Конституционное регулирование отношений между трудом и капиталом в государствах Европы: типичные и специфические черты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – охарактеризовать правовое регулирование отношений между трудом и капиталом в государствах Европы, как одного из самых экономически развитых (и динамично развивающихся) регионов мира.
В рамках достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- выявить основные типы отношений между трудом и капиталом
- выделить ключевые конституционные принципы их регулирования
- проанализировать их применение в странах Европы на примере Германии, Италии и Швеции
- определить типичные и специфические черты регулирования отношений между трудом и капиталом в указанных странах.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 5
Глава 2 8
§ 1: Германия 8
§ 2: Швеция 15
§ 3: Италия 23
Глава 3 30
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 40

Файлы: 1 файл

курсовая политсистемы.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

   Закон о ежегодном  отпуске устанавливает 5 недель  ежегодного оплачиваемого отпуска,  при этом отпускные составляют 12% заработка работника во время  предыдущего года.  Работник имеет  право сохранять по 5 дней ежегодного отпуска в год в течение 5 лет, чтобы потом иметь более длительный отпуск за 1 год.47

Закон о производственной среде устанавливает условия  заключения трудового договора. Так, трудовой договор заключается с  лицами старше 16 лет или с окончившими  полное школьное обучение, но лицо, достигшее 13 лет, может быть нанято для выполнения легкой работы, которая не вредит его здоровью, развитию или школьному обучению. Для лиц до 18 лет есть ограничения: лицо не может быть нанято на работу, если в работе присутствует риск получения травмы или болезни или иного ущерба здоровью работника. (правительство может устанавливать перечни работ, запрещенных для выполнения молодежью), а правительство может установить прохождение медицинского обследования при приеме на работу и установить продолжительность и количество рабочих часов для молодых работников. 48

Важное место в шведском законодательстве занимает Закон о  равных возможностях. Согласно закону, работодатель должен обеспечить равное распределение мужчин и женщин на различных видах работы и стремиться к тому, чтобы на вакантные места могли претендовать представители обоих полов.49 В случае отсутствия равного распределения рабочих мест при приеме новых работников работодатель при прочих равных условиях обязан нанять нового работника того пола, который недостаточно представлен на рабочем месте. Это правило не применяется, если есть специальные причины не применять такие меры.50 Статья 30 закона предусматривает наличие специально уполномоченных органов, назначаемых правительством, которые следят за соблюдением законодательства о дискриминации - Омбудсмен и комиссия равных возможностей. Также закон устанавливает равную оплату за равный труд представителей обоих полов. 51 Если факт дискриминации установлен судом, то работодатель выплачивает работнику компенсацию за ущерб.52 Подать иск в суд от имени работника может Омбудсмен, если считает, что судебное решение важно для применения закона или когда есть иная специальная причина. При этом Омбудсмен выступает в суде как представитель работника.53

Дискриминация ограничивается не только на гендерном уровне. Согласно Закону о мерах против этнической дискриминации работодатель также  обязан предупреждать этническую дискриминацию  и расследовать случаи дискриминации. Он обязан выплатить компенсацию работнику или ищущему работу лицу, подвергшемуся дискриминации. Закон предусматривает создание специальных органов по защите работников от этнической дискриминации (дискриминации по национальной принадлежности). Это Омбудсмен и Управление против этнической дискриминации.54

Согласно Закону о  трудовых спорах, трудовым спором в  Швеции признается любой спор, имеющийся  между работодателями и работниками.55 Трудовые споры рассматривают Трудовой суд и окружные суды. У Трудового суда есть специальная юрисдикция. Он является апелляционной инстанцией по отношению к окружным судам, а по 1 инстанции рассматривает лишь определенные категории дел. Законом установлено, что суд обязан разрешить дело так скоро, как это возможно. (ст. 10 главы 4 Закона 1974 года). Срок рассмотрения зависит от характера дела и в среднем составляет около 6 месяцев с момента получения иска. 56

Важную роль играет Закон  о совместном регулировании трудовых отношений. Согласно 10 статье все важные дела, касающиеся отношений между  работодателем и профсоюзом, решаются путем переговоров. Работодатель обязан начать переговоры с профсоюзом обо всех важных делах или изменениях в своей деятельности перед принятием решения. (например, когда работодатель собирается изменить работу или условия труда для работников, входящих в профсоюз57)58

   Профсоюз и  работодатель имеют право заключить  соглашение о совместном принятии  решений. Цель такого соглашения - создать различные и действенные  формы работ с четко выраженной  целью.59

Шведское законодательство по вопросам отношений труда и капитала проработано досконально – многочисленные «специальные» законы регулируют все области этих отношений. Достаточно велико влияние государства, так что можно говорить о трипартистском варианте социального партнерства – согласование интересов работников и работодателей происходит с государственным участием. В целом, социальная обстановка в Швеции благоприятна для работников, но с капиталом все обстоит не так гладко – из-за чрезмерного налогового бремени и «иерархической» налоговой системы происходит процесс «бегства» капитала из страны. Но, так как капитал и труд – понятия взаимосвязанные, в будущем это может отразиться и на положении трудящихся в стране.

§ 3: Италия.

В Конституции Италии право на труд записано не в разделе  «Права и обязанности граждан», а во вводной части «Основные принципы». Статья 1 Конституции Италии провозглашает ее демократической республикой, основанной на труде, в статье 3 говорится о том, что «Задача Республики - устранять препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности и эффективному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны».60 В статье 4 говорится уже конкретно о праве на труд: «Республика признает за всеми гражданами право на труд и создает условия, которые делают это право реальным. Каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и по своему выбору обязан осуществлять деятельность или выполнять функции, способствующие материальному или духовному развитию общества».61

В итальянской конституции подробно описано регулирование экономических  отношений (раздел III: Экономические отношения).

 Статья 35. «Республика охраняет  труд во всех его формах  и применениях. Она заботится о подготовке и повышении профессиональной квалификации трудящихся. Она содействует развитию и поддерживает международные организации и соглашения, имеющие цель закрепить и упорядочить трудовые права. Она признает свободу эмиграции при условии соблюдения обязанностей, установленных законом в общих интересах, и защищает итальянских трудящихся за границей».62

Статья 36. «Трудящийся имеет право  на вознаграждение, соответствующее  количеству и качеству его труда  и достаточное во всяком случае для  обеспечения ему и его семье свободного и достойного существования. Максимальная продолжительность рабочего дня устанавливается законом. Трудящийся имеет право на еженедельный отдых и на ежегодный оплачиваемый отпуск; он не может от них отказаться».63

Статья 37. «Трудящаяся женщина имеет те же права и при одинаковом труде получает одинаковое с трудящимся мужчиной вознаграждение. Условия труда должны позволять ей выполнять главную для нее семейную функцию и должны обеспечивать надлежащую охрану интересов матери и ребенка. Закон устанавливает минимальный возраст для работы по найму. Путем издания специальных законов Республика охраняет труд несовершеннолетних и гарантирует им право на одинаковое вознаграждение при одинаковом труде».64

Статья 38. «Каждый гражданин, неспособный к труду и лишенный необходимых средств к существованию, имеет право на поддержку и помощь общества. Трудящиеся имеют право на то, чтобы для них были предусмотрены и обеспечены средства, соответствующие их жизненным потребностям, в случаях несчастья, болезни, инвалидности, старости и не зависящей от них безработицы. Необученные и подростки имеют право на профессиональное обучение. Предписания этой статьи осуществляются органами и учреждениями, созданными государством, или которым оно оказывает содействие. Частная благотворительность свободна».65

Статья 39. «Профсоюзная организация  свободна. Профсоюзам не могут быть вменены какие-либо обязательства, кроме их регистрации в местных  или центральных учреждениях  согласно правилам, установленным законом. Могут регистрироваться лишь уставы профсоюзов, внутренняя организация которых основывается на демократических началах. Зарегистрированные профсоюзы имеют права юридического лица. Представительствуя с числом голосов, пропорциональным числу членов в каждом союзе, они могут заключать коллективные трудовые договоры, имеющие обязательную силу для, всех лиц, принадлежащих к тем категориям трудящихся, которых касаются эти договоры».66

Статья 40. «Право стачек осуществляется в рамках законов, регулирующих это  право».67

Характерные особенности  итальянского рынка труда долгое время основывались на ее историческом и социальном своеобразии. Главной  чертой была возрастная структура безработицы, которая отражала не только ситуацию в сфере занятости, но и служила  показателем особенностей итальянского общества. Прежде всего, это касается преобладания среди безработного населения молодых людей: до начала 90-х годов ХХ века более 75% итальянских безработных были сконцентрированы в возрастной группе до 29 лет, в то время как в других европейских странах возрастная структура безработицы была более сбалансирована, а в некоторых из них имеет и противоположную направленность. (среди людей младше 29 лет во Франции и Великобритании не занято около 40%, а в Германии – 25%). В 1993 г. этот показатель в Италии снизился до 65%, а к настоящему времени – почти до 50%. Кроме того, безработица, как правило, не затрагивала взрослое население. По этой причине бремя содержания незанятых членов семьи (как правило, собственных детей) смещалось от государства к семье.  90-е годы стали переломным периодом в развитии итальянского рынка труда, связанным в первую очередь с процессами интеграции Италии в единое европейское пространство и с необходимостью реформирования экономики и сферы занятости в соответствии с новыми европейскими требованиями по социальному сближению. Результатом изменений в политике занятости стало сокращение уровня безработицы с 11,7% в 1997 до 9,5% в 2001 г. и изменение ее демографической структуры: безработица перестала быть исключительно молодежным явлением.68

Система социального партнерства  в Италии хорошо развита и закреплена законодательно – согласно статье 99 Конституции страны существует Национальный совет экономики и труда (НСЭТ), который образуется в соответствии с порядком, установленным законом, и включает экспертов и представителей категорий производителей с учетом их количественной и качественной значимости. Он является консультативным органом палат и Правительства по тем вопросам и с теми функциями, которые присвоены ему законом. Он имеет право законодательной инициативы и может участвовать в разработке законодательства по экономическим и социальным вопросам согласно принципам и в пределах, установленных законом. 69

НСЭТ был учрежден десять лет  спустя после вступления в силу Конституции законом от 5 декабря 1957 года № 33, которым был определены состав и рамки компетенции Совета.70

В течение первых двух десятилетий  своего существования Национальный Совет экономики и труда не играл значительной роли в жизни  страны. При заключении отраслевых договоров между профсоюзами и организациями работодателей тогда обычно возникали острые противоречия по поводу оплаты и условий труда, переговоры чередовались с забастовками, при организации которых руководителям отраслевых профсоюзов, входящих в три национальных профцентра - Всеобщую итальянскую конфедерацию труда (ВИКТ), Итальянскую конфедерацию профсоюзов трудящихся (ИКПТ) и Итальянский союз труда (ИСТ), - приходилось договариваться сначала о координации, а затем о единстве действий. Объединив свои силы, профсоюзы обычно добивались от работодателей большей уступчивости, чем когда выступали порознь, поэтому лозунг тех лет «Объединившись, мы победим!» стал очень популярен среди рабочих. К началу 80-х годов в результате широкого внедрения новейших технологий на крупных промышленных предприятиях существенно возросла численность инженерно-технических работников, в то время как численность рабочих массовых профессий, напротив, сократилась. Традиционно массовая база профсоюзов перестала расти, наоборот, стала массовой прослойка инженерно-технических работников, которая была вне сферы влияния профсоюзов. Радикальные изменения побудили профсоюзы, предпринимателей и правительство иначе, чем прежде, отнестись к Национальному Совету экономики и труда. В конце 1986 года НСЭТ был реформирован. В соответствии с законом от 30 декабря 1986 года № 936 было введено разделение членов Совета на две категории: эксперты из числа авторитетных специалистов в области экономики, социологии и права (12 советников) и представители различных отраслей производственной сферы и сферы услуг, которые подразделялись на три группы: трудящихся, работающих по найму (44 советника); трудящихся, работающих не по найму (18 советников); владельцев и руководителей предприятий (37 советников). В 2000 году в состав Совета были включены 10 представителей самых крупных общественных организаций Италии (культурно-просветительных, благотворительных, экологических), так что в настоящее время общая численность членов НСЭТ составляет 121. 71 В рамках Национального совета экономики и труда реализуется трипартистская система социального партнерства – на законодательном уровне взаимодействуют трудящиеся (через профсоюзы), предприниматели (объединенные в союзы предпринимателей) и государство.

В Италии действует 40-часовая рабочая неделя, но она фактически сокращена введением дополнительных нерабочих дней.72

При увольнении в Италии большую  роль играет продолжительность трудового  стажа сотрудника - стаж учитывается  путем включения в коллективные договоры правила об «аттриции» (увольнение работников, имеющих определенный непрерывный трудовой стаж, допускается лишь за дисциплинарные взыскания). В случае изменения штатного расписания или в результате технических преобразований в компании сотрудников со стажем перемещают на вакансии тех, кто увольняется по собственному желанию, выходит на пенсию или освобождает рабочие места по причинам болезни и инвалидности. Все вопросы, связанные с увольнением, регламентируются коллективными договорами.73

Нормативный пенсионный возраст в Италии – 65 лет для  мужчин и 60 для женщин, но можно выйти  на пенсию в любом возрасте при  условии 35 лет страхового стажа.74

Что касается права на забастовку и локаут, то идея равноправия  сторон в трудовых отношениях отвергается, признается, что работники менее влиятельны и экономически слабее работодателей. Следовательно, работники имеют право на забастовку, а работодатели права на локаут не имеют. Право на забастовку рассматривается не как коллективное право, реализуемое профсоюзами либо трудовыми коллективами, а как индивидуальное право каждого работника (хотя осуществляется оно через коллективные действия работников). В Италии принято одинаковое отношение как официальным (санкционированным профсоюзами) забастовкам, так и к неофициальным. В Италии узаконены все типы политических забастовок, защищающие интересы работников, а незаконными признаются только те забастовки, которые подрывают конституционные устои. Но есть и определенные требования к забастовкам:, касающиеся уведомления о них. В частности, работодатель должен быть уведомлен до начала забастовки о том, сколько дней она продлится. В Италии существует особый тип забастовки, который получил название «итальянская забастовка» - это такая форма протеста работников как работа на ликвидируемом предприятии, когда работники продолжают работу и отказываются покидать свои рабочие места. 75

Отношения труда и  капитала в Италии во многом регулируются государством, причем интересы рабочих  для итальянского правительства  стоят в приоритете по сравнению с интересами работодателей. Включенность представителей обеих сторон в Национальный совет экономики и труда позволяет им взаимодействовать и на государственном уровне.

Глава 3.

 

Одна из задач данной курсовой работы - определить типичные и специфические черты регулирования отношений между трудом и капиталом в Германии, Швеции и Италии.

Информация о работе Конституционное регулирование отношений между трудом и капиталом в государствах Европы: типичные и специфические черты