Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 14:15, курсовая работа
Цель данной работы – охарактеризовать правовое регулирование отношений между трудом и капиталом в государствах Европы, как одного из самых экономически развитых (и динамично развивающихся) регионов мира.
В рамках достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- выявить основные типы отношений между трудом и капиталом
- выделить ключевые конституционные принципы их регулирования
- проанализировать их применение в странах Европы на примере Германии, Италии и Швеции
- определить типичные и специфические черты регулирования отношений между трудом и капиталом в указанных странах.
Введение 3
Глава 1 5
Глава 2 8
§ 1: Германия 8
§ 2: Швеция 15
§ 3: Италия 23
Глава 3 30
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 40
Типичные черты:
Специфические черты:
Что касается систем профсоюзных организаций, то Германия, Швеция и Италия относятся к трем различным моделям. В странах первой модели (Германия, Австрия, Ирландия, Великобритания) есть доминирующая, наиболее представительная конфедерация и только небольшое число альтернативных организаций (в Германии) или небольшое число отдельных профсоюзов, не членов конфедерации (Ирландия, Великобритания).77
В странах второй модели (Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Голландия, Португалия, Испания) ситуация противоположна: существует множество соперничающих профсоюзных конфедераций, разделенных в основном по политическим или религиозным причинам. Но существует ряд влиятельных профсоюзов, не состоящих ни в одной из них.78
В третьей группе стран (Швеция, Дания, Финляндия) профсоюзы отдельные для различных групп занятых, например, «синие воротнички», «белые воротнички» и профессионалы (управленцы).79
Существует три основных типа объединений работодателей в соответствии с их функциональной специализацией: организации работодателей, которые представляют только интересы, связанные с рынком труда и трудовыми отношениями; торговые объединения, которые представляют только интересы, связанные с рынком выпускаемого продукта, и объединения, которые представляют обе группы интересов.80
На межотраслевом уровне в Швеции и Италии доминирует одна организация, представляющая торговые интересы крупных компаний (работодателей), относящаяся к третьему типу (представляет и интересы, связанные с рынком труда, и те, которые связаны с рынком продукта). Существуют также отдельные организации, представляющие малые и средние предприятия. В Германии же объединения работодателей не совмещают эти две сферы – существует разделение с отдельными центральными организациями.81
В Швеции существует специальный Трудовой суд, но по первой инстанции он рассматривает только определенные категории дел, а также является апелляционной инстанцией по отношению к окружным судам, которые также рассматривают трудовые споры. Трудовой суд уполномочен заниматься только спорами, возникающими из-за применения и толкования коллективных договоров и вопросов, касающихся законности забастовки. Все другие споры о правах рассматриваются в обычных судах. С учетом компетенции трудового суда Швеции (в отличие от ситуации в Германии) лишь стороны коллективного договора – профсоюзы и объединения работодателей или отдельные работодатели – могут обращаться в суд. В редких случаях, когда пострадавший работник охвачен соответствующим коллективным договором, но является членом не того профсоюза, который подписал этот договор, а более мелкого профсоюза, последний также имеет возможность от имени этого работника обращаться с иском в трудовой суд. Шведский суд является трехсторонним. Непрофессиональных членов суда выбирают по рекомендации профсоюзов и объединений работодателей. Как правило, слушания суда проходят в составе семи членов. Четверо представляют на паритетной основе стороны рынка труда, а трое остальных судей являются «независимыми», включая двух профессиональных судей и, одного юриста, который прекрасно разбирается в вопросах рынка труда. Все члены (профессиональные и непрофессиональные) имеют решающий голос: решение принимается простым большинством. Примерно в трех четвертях дел, рассматриваемых в суде, решения принимаются единогласно.83
В Германии суды общей юрисдикции почти не привлекаются для разрешения трудовых споров – суды в Германии обладают самой широкой компетенцией среди всех судов по трудовым спорам. В этой стране трудовые суды обладают исключительной компетенцией в отношении практически всех споров, возникающих из трудовых правоотношений (за исключением дел, связанных с вопросами социального обеспечения, которые рассматриваются другими специальными судами). К компетенции трудовых судов Германии относится рассмотрение индивидуальных трудовых споров правового характера, коллективных трудовых споров по поводу применения тарифных соглашений и споров, связанных с деятельностью советов предприятий. Прежде всего, это индивидуальные трудовые споры, связанные с заключением, реализацией и прекращением трудового договора, возмещением вреда, нанесенного друг другу сторонами трудового договора, а также коллективные трудовые споры о правах, например, касающихся статуса профсоюзов или представительства трудового коллектива на предприятии, участия работников и профсоюзов в управлении производством. Система трудовых судов Германии включает в себя три уровня: суды первой инстанции и апелляционные суды по трудовым спорам (оба на уровне земель) и Федеральный суд по трудовым спорам. Суды первого уровня рассматривают дела по существу, суды второго уровня рассматривают апелляции на решения судов низшей инстанции. Федеральный суд по трудовым спорам является высшей судебной инстанцией, которая может изменить или отменить решение любого трудового суда. 84
Суды первой и второй инстанции состоят из двух непрофессиональных судей, каждый из которых представляет, соответственно, работодателей и профсоюзы, и одного профессионального судьи — председателя. В суде по трудовым спорам федерального уровня заседают трое профессиональных судей и двое непрофессионалов. Профессиональные судьи судов первых двух уровней назначаются пожизненно при участии трехстороннего консультативного комитета, в состав которого входят представители профсоюзов и работодателей. На федеральном уровне профсоюзы и организации работодателей формально не играют никакой роли в процессе назначения профессиональных судей. Профессиональные судьи данного суда также назначаются пожизненно (после обязательных консультаций с министром юстиции ФРГ и органом, представляющим профессиональных судей Федерального трудового суда) Президентом Германии по предложению комиссии, состоящей из представителей министерств труда земель и равного им числа лиц, избираемых федеральным парламентом. Возраст таких судей не может быть ниже 35 лет. Требования к их квалификации такие же, как и судей обычных судов (сдача двух квалификационных экзаменов и стажировка в суде). Непрофессиональные судьи (заседатели) в суды первых двух уровней назначаются министрами земель из списков, подаваемых профсоюзами и объединениями работодателей. Данные судьи назначаются на четыре года с правом повторного назначения. Заседатели в Федеральный трудовой суд назначаются Министром труда и социального порядка Германии по рекомендации профсоюзов и объединений работодателей. Профессиональные и непрофессиональные судьи трудовых судов имеют равные права в процессе судебного разбирательства. Решения в суде принимаются большинством голосов, но на практике именно профессиональный судья обычно направляет ход слушаний и процесс принятия решений. В суде федерального уровня требуется присутствие адвоката.85
Важная черта судебного рассмотрения трудовых дел в Германии — это его направленность на достижение компромисса, на заключение мирного соглашения – суд сначала предпринимает попытку примирения сторон. Это делает один председатель на предварительном слушании. В случае невозможности примирения суд собирается в полном составе и рассматривает дело, обычно через несколько месяцев.86
Заключение.
Труд и капитал, рабочие и предприниматели – важнейшие действующие акторы современных экономических отношений. Труд – источник производства, капитал – то, что предоставляет возможность этого производства. Для устойчивого развития экономики любого государства необходимо обеспечить их максимально отрегулированное и успешное взаимодействие.
Многие вопросы решаются в рамках переговорных процессов и коллективных договоров, заключаемых профсоюзами (которые представляют интересы труда) и союзами предпринимателей (представителями интересов капитала). Но интересы рабочих и предпринимателей противоположны – первые заинтересованы в получении максимально высокой заработной платы, вторые – в увеличении прибыли. Для того, чтобы обеспечить разумный компромисс, нужен какой-то внешний регулятор, который бы ограничивал эти противоположные стремления. И роль такого «регулятора» выполняет государство с помощью конституций, законов и прочих нормативно-правовых актов.
В данной работе проанализирована ситуация в трех европейских странах – Германии, Швеции и Италии – с точки зрения правил приема на работу и увольнения, социальных выплаты (в том числе пенсии) с позиции не только государства, но и предприятий, права на забастовки и профсоюзы, самой инфраструктура отношений (специальное законодательство, наличие или отсутствие специальных судов для решения споров между рабочими и предприятиями), защиты материнства.
Их объединяют такие
типичные черты, как
Но в рамках каждого
из этих сходств имеются и