Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 15:05, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность".
Тема: ПОНЯТИЕ ВЭД В РФ.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СВЯЗЯМИ.
Объективные предпосылки участия России в международном экономическом сотрудничестве.
Почему любое государство должно участвовать в международных связях.
Основная черта современного мира – глобализация – объединение и взаимодействие экономических систем, технологий, культур разных государств.
Основные элементы глобализации:
1). Образование единого
2). Возникновение новых мировых рынков валюты и кредитования.
3). Создание глобальной
4). Активизация международных
Последствия глобального.
Необходимость унификации (сближения) национальных правовых систем.
Международное экономическое сотрудничество – это комплекс (совокупность) организационных, политических и хозяйственных связей с участием государств, межгосударственных союзов, международных организаций и конкретных хозяйствующих субъектов.
Основные черты.
Комплексный характер отношений:
Деятельность – это направление МЭС.
Принципы МЭС – это основные начала, закрепленные в актах международного характера.
Хартия экономических прав и обязанностей государств (принята ООН 12 декабря 1974г.)
Гл.1 «Основы международных экономических отношений»:
На базе этих общих принципах строится политика любого государства.
Специальные принципы:
Необходимость участия любого государства в МЭС имеет объективный характер, т.к. обусловлена всемирным экономическим законом международного разделения труда.
Страны – участники МЭС:
Россия везде. Международная специализация России имеет топливно-сырьевой характер (сформировалась в 70-е гг. 20в.) крупнейший экспортер невозобновляемых природно-сырьевых ресурсов. Услуги в сфере транспорта.
Субъективные причины: экономическое сотрудничество уменьшает возможность межгосударственных конфликтов, степень безопасности государства напрямую связана с участием государства в мировой экономике.
Современное экономическое сотрудничество предполагает наличие системы международных организаций, которые обеспечивают и координируют эти процессы (ВТО, МВФ, Международный банк реконструкции и развития и др.).
Понятие и формы ВЭД.
ВЭД является видом предпринимательской деятельности. Отвечает всем признакам предпринимательства, закрепленным в ГК.
Это самостоятельный, специфический вид – правовое регулирование имеет свои особенности, специфику.
ФЗ от 18.07.99г. ст.1 «Об экспортном контроле» (в ред. От 29.06.2004г.) – легальное определение:
ВЭД – это внешняя торговля, инвестиционная и иная деятельность (в том числе – производственная кооперация) в области международного обмена товарами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности.
Закон ориентирует на то, что это деятельность с участием иностранного элемента:
Если субъективный состав включает международную организацию. Ситуация, когда в экономических отношениях участвуют только российские лица и отношения классифицируются как международные: ст.2 ФЗ от 8 декабря 2003г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» российские ЮЛ рассматриваются как иностранный исполнитель услуг, если какое-либо иностранное ЮЛ имеет возможность определять решения, принимаемые российским лицом, в силу:
Для квалификации хозяйственной деятельности в качестве внешнеэкономической (осложненной иностранным элементом по признаку субъектного состава) закон ввел более универсальное понятие – не иностранное подданство, а коммерческое присутствие предприятий – участников деятельности на территории разных государств.
Например: российский поставщик поставляет товары через свой зарубежный филиал российскому партнеру.
Эквивалент – иностранная валюта.
Внешнеэкономическая деятельность имеет цель – получение иностранной валютной выручки.
Если выручка получается в национальной валюте, но ее размер определен при помощи механизма курсовых валютных разниц.
Внешнеэкономическое обязательство исполняется или оценивается в иностранной валюте.
Множественность источников правового регулирования ВЭД, обусловленная неоднородным составом участников.
ВЭД – это самостоятельное направление международного экономического сотрудничества, которое представляет собой урегулированную применимым правом предпринимательскую, производственную, коммерческую, посредственную и иную хозяйственную деятельность:
- российских лиц, в установленном порядке зарегистрированных на территории РФ, разрешенную национальным законодательством для осуществления за рубежом в порядке и формах, установленных национальным законодательством;
- российских лиц с партнерами,
имеющими зарубежные
- иностранных лиц (нерезидентов), легализованных в установленном порядке на территории РФ в порядке и формах, определенных российским законодательством.
ВЭД совершается в следующих формах:
Одной из особенностей ВЭД является проникновение публичных начал в гражданско-правовые связи. В целом ВЭД – деятельность гражданско-правовая.
С ВЭД тесно связана деятельность публичных лиц, которая имеет административный характер и регулируется нормами налогового, таможенного, валютного законодательства и нормами конституционного права.
Связь публичной деятельности и внешнеэкономической (варианты):
ВЭД – это комплексные отношения, имеющие различную отраслевую принадлежность.
Способы государственного управления внешнеэкономическими связями.
Необходимость участия государства возникла в 13 веке (меркантилизм) до 15 в.
В 16 – 17 веке идеология полного отказа государства от вмешательства государства во внешнюю торговлю.
В 19 в. Смит идеология разделения труда.
В РФ внешнеэкономическая деятельность является объектом внутриэкономической и внешнеэкономической политики.
Государственной регулирование ВЭД – комплекс способов воздействия на участников внешнеэкономических связей, направленных на организацию, контроль и координацию деятельности участников.
Меры:
1) правовая регламентация условий и порядка участия российских лиц в экономической деятельности за рубежом, иностранных лиц – на территории России путем принятия внешнеэкономического законодательства РФ.
2) Экономическое стимулирование участников ВЭД
- разработка
и реализация государственных
и муниципальных программ
- установление
для участников ВЭД
- предоставление
участникам ВЭД
3) международные мероприятия государства для обеспечения благоприятных условий деятельности российских участников на внешнем рынке.
4) контроль
за деятельностью участников
ВЭД, соблюдением ими
Этапы государственного регулирования ВЭД:
1. период 1991 – 1995 гг. – либерализация внешнеэкономической сферы.
Ноябрь 1991г. Указ Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности»: ликвидирована государственная монополия во ВЭД.
Отказ государства от регулирования экономических связей. Любой субъект имеет право выхода на внешний рынок.
Последствия: сформировалась сырьевая специализация (вывоз сырья), тенденция «бегства» капитала за рубеж.
2. 1996-1999гг. – внедряли американскую систему свободного рынка (навязана МВФ). Саморегулируемая экономика: без государственного сектора. Государство определяет стратегию развития.
Экономический кризис август 1998г.
3. 2000 – сейчас. Активная государственная
промышленная политика по
Принципы государственного управления внешнеэкономической сферой: ст.4 Закона «Об основах государственного регулирования ВЭД»:
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"