Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 15:05, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность".
4. защиты государством прав и законных интересов участников ВЭД. Реализация в протекционистской политике государства по отношению к национальным производителям. Судебная защита участников ВЭД как приоритетный способ защиты их прав.
5. государственных гарантий
6. взаимности в отношении
7. адекватности системы
Меры государственного управления внешнеэкономической сферой (классификация способов):
- протекционистские
– система политических, организационно-экономических,
правовых мер государства
- либерализационные
– это мероприятия, которые снижают
или снимают ограничения в
сфере внешней торговли в
- административные
- экономические.
В силу п.1 ст.12 ФЗ «Об основах государственного регулирования ВЭД» от 8 декабря – административно-правовые ограничения экспорта или импорта (достигается при помощи лицензирования, квотирования). Запрет импорта путем эмбарго.
Экономические – с учетом интересов.
- нетарифные меры
Постановление Совета министров СССР от 7 марта 1989 №203 «О мерах государственного регулирования ВЭД». П.1 система государственного регулирования ВЭД (элементы):
Ст.12 закона от 8 декабря аналогично. Перечень закрытый, исчерпывающий.
Регистрация участников ВЭД.
Введение разрешительного порядка совершения некоторых внешнеэкономических операций, который предполагал государственную регистрацию лиц, желающих получить право заниматься тем или иным видом ВЭД.
Указ Президента от 14 июня 1992г. «О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров» (утратил силу) – введен разрешительный порядок совершения экспортных операций с товарами широкой номенклатуры. До марта 1995г. действовал указ.
В список попали почти все экспортируемые товары.
В настоящее время действует разрешительный порядок совершения отдельных видов внешнеторговых операций, предполагает регистрацию участников в качестве допуска к ВЭД.
Действует в 2 случаях:
А) обеспечения выполнения международных обязательств РФ. Положение о регистрации предприятий от 19 января 1996г. – российские экспортеры обязаны пройти сертификацию, зарегистрироваться в Министерстве.
Б) выполнять директивы ЕС.
Регистрация участников ВЭД производится в статистических целях.
Положение о реестре отраслевых объединений утв. 2 июля 1996г. МБС России. Это другая регистрация.
Таможенно-тарифное регулирование.
В ст.12 Закона от 8 декабря 2003г. закреплен.
Ст.19 – для регулирования внешней торговли товары, ввозимые в РЫ и вывозимые из нее, облагаются вывозными (экспортными) и ввозимыми (импортными) пошлинами.
Функции (цели):
Таможенные тарифы в РФ – это свод ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой ВЭД, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу РФ.
РФ присоединилась в 1996г. к Международной Конвенции «О гармонизированной системе описания и кодирования товаров» от 14.06.1983г..
Гармонизированная система применяется в РФ с 1 января 1991 г. и является основной товарной номенклатурой ВЭД.
Товарная номенклатура ВЭД – это унифицированный национальный классификатор необходимость которого обусловлена введением в 1989г. в СССР декларирования товаров с применением грузовых таможенных деклараций.
22 февраля 2000г. Постановление Правительства, согласно которому для ведения таможенной статистики и формирования таможенных тарифов в РФ используется Товарная номенклатура ВЭД.
Порядок применения таможенного тарифа установлен Законом РФ «О таможенном тарифе» вступил в действие 1 июля 1993г.
Внешнетарифные методы регулирования ВЭД.
Исчерпывающий перечень в ст.20 ФЗ «Об основах …»:
Объектом квотирования является продовольствие, которое является существенно важным для внутреннего рынка (перечень определяется Правительством). 12 октября 1998г. Постановление Правительства «О мерах по стабилизации потребительского рынка РФ».
См. ст.23 ФЗ «Об основах…».
Применение квотирования основан на принципе недискриминации (ст.22) – количественные ограничения при наличии установленных законом оснований применяется независимо от того, где произведен товар. Исключение: иностранный товар может быть подвергнут дискриминации, если товар произведен государством, с которым у РФ нет соглашения по предоставлению режима, не менее благоприятного, чем предоставленный в данном государстве режим. Принцип не применяется для зон приграничной, свободной торговле и если он конкурирует с законодательством о таможенном союзе.
Порядок распределения импортно-экспортных квот устанавливается Правительством РФ на конкурсе либо на аукционе. Действуют принципы равенства участников (все обязаны пройти процедуру допуска, оплатить участие), недискриминации.
Постановление Правительства РФ от 31 октября 1996г. «О порядке проведения конкурсов и аукционов при введении количественных ограничений и лицензировании» в ред. От 26 июля 2004г. утв. Положение о конкурсах и аукционах о порядке лицензирования.
Конкурс или аукцион – решение принимает Правительство.
Абз. 1-4 п.1 ст.24 – в этих случаях лицензия является основанием для экспорта товаров, отсутствие – основание отказа в выпуске товара.
Случаи применения:
Предоставление исключительных прав – исключение (ограничение) принципа свободы торговли.
Объекты, которые представляют особую значимость для государства – государственные объединения, ЮЛ со специальной правоспособностью.
Специальные защитные, антидемпинговые меры.
Ст.27 ФЗ «Об основах …», статья является отсылочной.
ФЗ от 8 декабря 2003 г. №164 «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (только в сфере импорта).
Специальные защитные меры:
- предварительная пошлина
- импортная квота
Введению мер ст.27 предшествуют процедуры расследования, цель которого установление 2 юридических фактов: возросшего импорта на таможенную территорию РФ; обусловленного этим серьёзного ущерба (его угрозы) для соответствующей отрасли российской экономики.
В соответствии с п.11, 14, 16 ст.1 ФЗ №164 под серьёзным ущербом понимается существенное ухудшение производственного, торгового и финансового положения российских производителей непосредственно конкурирующих товаров, которое наступило посредством импорта и выражается общим ухудшением ситуации с производством данного товара в РФ.
Под непосредственно конкурирующим товаром - понимается полностью идентичный или сопоставимый товар с товаром, который может стать объектом расследования.
Ответственен за проведение расследования орган – Министерство Экономического развития и торговли РФ. (п.2 Постановления от 27 июля 2004г. об утверждении положения об Министерстве Экономического развития и торговли РФ).
Введению специальных защитных мер:
О том, что вводится предварительная пошлина Министерство уведомляет иностранное Министерство.
Срок – до 200 дней.
Предварительная пошлина вносится на депозит государственного таможенного комитета РФ (в порядке, установленном таможенным законодательством, для таможенных платежей).
Если расследование не подтверждает угрозу – возвращается экспортеру.
Имп. Квота применяется по решению Правительства (определяется размер, срок, действия) – в этом случае специальная защитная мера сочетается с лицензированием.
Квотирование вводится на предельный срок 4 года (может быть преодолен после повторного расследования). Предусмотрен порядок отмены.
Антидемпинговые меры.
Демпинг – это нарушение в сфере внешней торговли, разновидность недобросовестной конкуренции, импорт (поставка по ценам ниже цен производства товаров).
Закон №164 гл.3 – САМОСТОЯТЕЛЬНО.
Компенсационные меры.
Является реакцией государства, импортирующего товар, на протекционистские меры, примененные к данному товару государством – экспортером.
Применяется к импортируемому товару, при производстве или транспортировке которого используется специфичная субсидия иностранного государства (использование данной субсидии должно повлечь 3 последствия):
Ст.19 ФЗ – когда субсидия иностранного государства является специфичной:
Механизм компенсирования аналогичен механизму применения специальных защитных мер (ведение расследования, пошлина).
В законодательстве о внешней торговле предусмотрены случаи ограничения ввоза (вывоза) путем комбинирования внетарифных мер регулирования, которые установлены для специфической группы товаров:
1) ограничения на ввоз
Действуют:
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"