Курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 15:05, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность".

Файлы: 1 файл

Лекции ВЭД.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

Способы торговых ограничений:

А) получение разрешения на ввоз и вывоз гражданского и служебного оружения на основе представленного в таможенные органы разрешения МВД РФ;

Б) предоставление в МВД сертификата соответствия оружия.

В отношении оборота вооружения и военной техники, пороха, взрывчатых веществ установлен лицензионный порядок операций (постановление от 6 ноября 1992г. «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта»). Приложение №5 – перечень по лицензии в порядке, определяемых Президентом и Правительством.

2) лекарственные препараты, наркотические средства и медицинская техника.

В соответствии со ст.20 ФЗ от 22 июня 1998г. «О лекарственных средствах» ввоз лекарственных средств, зарегистрированных в РФ, осуществляется в порядке, определяемом Правительством. Порядок предполагает сертификацию ввозимых средств (цель – установление соответствия аналогам, определенным российскими ГОСТами), в целях защиты рынка и введение особых таможенных пошлин на импортируемые готовые лекарственные средства.

Закон от 8 января 1998г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» - ограничения – введение лицензионного разрешительного порядка.

3) промышленные отходы. Ст.17 ФЗ от 24 июня 1998г. «Об отходах производства и потребления» ввоз отходов на территорию РФ для их захоронения запрещается. Могут ввозиться для их использования и переработки на основе специальных разрешений. Порядок лицензирования определяется Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов от 1 февраля 1995г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Орган – Министерство природа.

4) иные объекты – культурные ценности и др.

 

Внешнеэкономический комплекс России.

Внешнеэкономический комплекс РФ – это совокупность органов государственной исполнительной власти РФ, которые осуществляют государственное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Компетенция регулируется специальным законодательством, которое определяет статус данных органов. Применительно к данной компетенции – ст.15 ФЗ «Об основах …».

  1. президент издает Указы (является частью) регулирующие любые вопросы ВЭД.

 

  1. Правительство – ФКЗ от 17 декабря 1997г. «О Правительстве РФ» (определил статус – это высший исполнительный орган исполнительной власти, который осуществляет регулирование и контроль в сфере ВЭД.

Общие полномочия:

А) Правительство организует реализацию внешнеэкономической политики РФ.

Б) формирует федеральные целевые программы развития ВЭД и обеспечивает их реализацию.

В) реализует право законодательной инициативы.

 

Конкретные функции по управлению внешнеэкономической сферой:

  • Экономическая – Правительство разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного, финансового, экономического и инвестиционного сотрудничества. Принимает меры по защите интересов отечественных производителей; управляет федеральной собственностью за рубежом; осуществляет общее руководство таможенным делом в стране.
  • В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики применительно к задачам по управлению ВЭД: осуществляет управление государственным внешним долгом; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль В РФ; руководит финансово-валютной деятельностью по отношению к РФ с иностранными государствами.
  • В сфере внешней политики и международных отношений: в пределах своих полномочий заключением международного соглашения по вопросам экономической деятельности, обеспечивает выполнение договорных обязательств; обеспечивает представительство РФ в международных экономических институтах.

Полномочия по управлению внешнеторговой деятельностью – п.2 ст.13.

 

  1. Федеральные Министерства:
    1. МИД РФ.

Статус – положение, утв. Приказом Президента от 11.07.2004г. – это ФОИВ, вырабатывающий и реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в области международных отношений.

В сфере ВЭД функции МИД:

  • Участвует в разработке и реализации государственной политики по расширению торгово-экономических мер, финансовых связей, научно-технического обмена РФ с иностранными государствами и международными организациями.
  • Дипломатическими и международно-правовыми способами оказывает поддержку российским участникам ВЭД и осуществляет защиту их прав и интересов за рубежом.
  • Содействие развитию международно-экономических связей субъектом РФ и координация этой деятельности субъектом РФ.
  • Разрабатывает проекты международных соглашений РФ по вопросам международно-экономического сотрудничества. Вносит предложения о прекращении действующих Президенту и Правительству.

        2)   Министерство  экономического развития и торговли  РФ. Положение утв. Постановлением  Правительства от 27.08.2004г. п.2 – это уполномоченный федеральный орган, который осуществляет государственное регулирование ВЭД – торговой.

 

В ведении Министерства находится Федеральная таможенная служба, полномочия:

  • В сфере управления внешне торговой деятельностью: вносит в Правительство проекты нормативных актов, которые составляют внешнеэкономического законодательство и само принимает нормативно-правовые акты – документы о порядке ведения реестров лиц, которые осуществляют деятельность в области таможенного дела; документы о порядке контроля и таможенной стоимости товаров и транспортных средств и иные подзаконные акты в сфере таможенного дела (п.5, 2, 19 – 5, 2, 40 – Постановления от 27 августа 2004г.).
  • Руководит торговым представительством РФ за рубежом и совместно с МИД РФ – управляет деятельностью торгово-экономических отделов, посольств за рубежом.
  • Лицензионная деятельность на совершение операций с товарами, перечень, которых определен Правительством РФ.
  • Организует расследование.

 

3)   Министерство финансов  РФ – статус определен Постановлением Правительства от 5 января 1997г. согласно п.1 Минфин является ФОИВ, обеспечивающий проведение единой государственной налоговой и валютной политики, а также координирует деятельность иных органов в данной сфере. В ведении Минфина переданы функции упраздненной Федеральной Службы по валютному и экспертному контролю. Организация и проведения валютного контроля и ведение единой информационной системы (статистическая функция).

4)   Федеральная таможенная  служба – это центральный орган  исполнительной власти, который непосредственной осуществляет таможенное дело в РФ. Эти задачи решаются через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

 

4. Центральный Банк РФ. Ст.51-55 ФЗ от 10 июля 2002г. «О Центральном Банке (Банке России)».

В сфере международного денежного обращения Центральный Банк является органом устанавливающим и публикующим официальный курс иностранных валют по отношению к рублю, используемый при расчетах порядок определения курсов – Положение от 19 декабря 2001г. в сфере валютного регулирования Центральный Банк – это основной орган валютного регулирования, его функции:

      • Определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранных валют и ценных бумаг, выраженных в иностранной валюте.
      • Проводит все виды валютных операций.
      • Устанавливает общие правила выдачи лицензий банком и инывм кредитным организациям на осуществление валютных операций и выдает эти лицензии.
      • Иные функции, определены ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

 

 

В сфере инвестиционного сотрудничества:

  • Выдает разрешение на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков на территории РФ.
  • Аккредитует представительства иностарвнных кредитных организаций на территории РФ, в порядке установленном Положением, утв. Приказом ЦБ РФ от 7 октября 1997г.

 

       5.   Торгово-промышленная Палата РФ – это некоммерческая общественная организация. Статус – Устав ТПП РФ утв. Третьим съездом участников от 28 февраля 1998г. + Закон РФ от 7 июля 1993г. «О Торгово-промышленных палатах РФ».

По Уставу ТПП – негосударственная некоммерческая организация, основанная на членстве участников действуя на федеральном уровне, реализует цель:

А) интегрирования экономики России в мировую экономическую систему.

Б) всемирное развитие торгово-экономических и научно-технических связей российских предпринимателей.

 

Функции в сфере ВЭД:

  • Представляет и защищает права российских участников ВЭД за рубежом.
  • Содействует привлечению иностранных инвестиций в экономику РФ.
  • Содействует развитию национального экспорта (путем практической помощи в установлении денежных связей с партнерами).
  • Информационное обслуживание российских предприятий (сведения о внешнем рынке и иностранным партнерам о российских предприятиях путем ведения негосударственного реестра участников ВЭД).
  • Создает арбитражные институты, третейские суды, утверждают регламент МКАС при ТПП РФ, Морской арбитражной комиссии, развивает международное сотрудничество в области коммерческого арбитража.
  • Консалтинговая служба по вопросам проведения переговоров, изучения рынков, ведения деятельности за рубежом.
  • Содействие организации международных выставок.
  • Свидетельствует  обстоятельства форс-мажора согласно условиям внешнеторговых сделок, торговые и портовые обычаи, принятые в РФ.
  • Удостоверяет сертификаты происхождения товаров (в соответствии с международной практикой) и оформляет другие документы. Президентом является – Примаков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Источники правового регулирования ВЭД в РФ.

    1. Понятие и система источников.
    2. Международные акты в сфере экономического сотрудничества как важнейший источник ВЭД в РФ.
    3. Международный торговый и иные внешнеэкономические обычаи. Роль решений международных коммерческих арбитражей в регулировании внешнеэкономических связей (судебный прецедент).
    4. Вывод права, которому подчиняются внешнеэкономические сделки (применимое право).
    5. Проблема унификации внешнеэкономического законодательства в РФ.

 

 

1. Понятие и система источников.

Источник права – форма официального выражения общеобязательных предписаний государства.

Система:

  • Правовой обычай.
  • Судебный прецедент (США, Великобритания).
  • Нормативный договор как акт индивидуального регулирования общественных отношений.
  • Нормативные акты различного уровня и юридической силы, совокупность которых образует систему отраслей законодательства.

 

В материальном смысле:

Источники права – это социальные факторы, явления действительности, которые служат основанием для зарождения правовых норм, общественно-экономических и социальных отношений, международных экономических общественных отношений, международно-экономической деятельности.

Источник – это документальные способы закрепления и выражения норм права, регулирующих порядок организации и непосредственного осуществления экономической деятельности с участием иностранного элемента, а также порядок контроля за этой деятельностью со стороны органов государственной исполнительной власти.

 

Особенность (самостоятельность):

  1. комплексный характер внешнеэкономического законодательства – нормативно-правовые акты, регулирующие внешнеэкономические связи имеют отраслевую неоднородность. Ядро внешнеэкономического законодательства составляют нормы гражданского и предпринимательского права, а также административного (валютное, финансовое, таможенное).
  2. Множественный характер нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические связи – в системе внешнеэкономического законодательства есть элементы, которые относятся к иностранным правовым системам и к актам международного экономического права. Применяется право иностранных государств.
  3. Более широкое применение обычаев делового оборота (международных торговых обычаев) и особая роль судебного прецедента в регулировании международных экономических связей обусловлено наличием иностранного элемента.
  4. Унифицированный характер внешнеэкономического законодательства.

 

2. Международные акты в сфере экономического сотрудничества как важнейший источник ВЭД в РФ.

Международные соглашения являются важнейшим источником права ВЭД (причины):

1. международно-правовое регулирование экономических процессов позволяет единообразно решать вопросы реализации сотрудничества во многих государствах (прикладной характер). Законодательство разных государств единообразно решает определенные вопросы.

2. гарантирующая – когда обязательства  обеспечиваются не одним государством, а силами международного сообщества  авторитетом нескольких государств, то реализация более эффективна.

 

Статус международного договора определен:

  • ФЗ от 15.07.1995г. «О международных договорах РФ» применяется с Постановлением Пленума ВС РФ от 10.10.2003г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России».
  • Конституция РФ (п.4 ст.15) общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью правовой системы РФ.
  • В ст.7 ГК, п.2.
  • Ст.3 закона «Об основах государственного управления внешнеэкономической деятельностью».

На международном уровне:

    • ВК о праве международных договоров от 23 мая 1969г. Пленум ВС РФ п.10, ст.31, 33 – Конвенция применяется судами.
    • О статусе Международного суда ООН от 26 июня 1945г. Источниками являются международные Конвенции, международные обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными народами.
    • Принципы УНИДРУА.

Кабалкин: принципы международного торговых договоров УНИДРУА носят рекомендательный характер. Применялись бы, если бы стороны упомянули об этом в контракте.

 

Понятие «международный внешнеэкономический договор» не легализовано, не распространено.

В ст.7 Закона РФ от 4 января 1999г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» используется понятие «соглашение об осуществлении международных и внешнеэкономических связей». Если оно заключается органом государственной власти субъекта РФ, независимо от формы, содержания и наименования.

Не является международным актом.

Внешнеэкономические соглашения являются одним из видов международных договоров.

Из смысла закона о международных договорах РФ:

1. международные договоры содействуют развитию международного сотрудничества (всех его видов, в том числе экономического) – предмет – преамбула.

 2. п.5 Постановления от 10.10.2003г.: международные договоры могут применятся при рассмотрении гражданских дел, если гражданское дело с участием иностранного элемента, то и договор его регулирующий имеет экономическую природу.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"