Способы торговых
ограничений:
А) получение
разрешения на ввоз и вывоз гражданского
и служебного оружения на основе представленного
в таможенные органы разрешения МВД РФ;
Б) предоставление
в МВД сертификата соответствия оружия.
В отношении оборота вооружения и военной
техники, пороха, взрывчатых веществ установлен
лицензионный порядок операций (постановление
от 6 ноября 1992г. «О лицензировании и квотировании
экспорта и импорта»). Приложение №5 –
перечень по лицензии в порядке, определяемых
Президентом и Правительством.
2) лекарственные
препараты, наркотические средства и медицинская
техника.
В соответствии
со ст.20 ФЗ от 22 июня 1998г. «О лекарственных
средствах» ввоз лекарственных средств,
зарегистрированных в РФ, осуществляется
в порядке, определяемом Правительством.
Порядок предполагает сертификацию ввозимых
средств (цель – установление соответствия
аналогам, определенным российскими ГОСТами),
в целях защиты рынка и введение особых
таможенных пошлин на импортируемые готовые
лекарственные средства.
Закон от 8 января 1998г. «О наркотических
средствах и психотропных веществах»
- ограничения – введение лицензионного
разрешительного порядка.
3) промышленные
отходы. Ст.17 ФЗ от 24 июня 1998г. «Об отходах
производства и потребления» ввоз отходов
на территорию РФ для их захоронения запрещается.
Могут ввозиться для их использования
и переработки на основе специальных разрешений.
Порядок лицензирования определяется
Приказом Министерства охраны окружающей
среды и природных ресурсов от 1 февраля
1995г. «О лицензировании отдельных видов
деятельности». Орган – Министерство
природа.
4) иные
объекты – культурные ценности и др.
Внешнеэкономический комплекс России.
Внешнеэкономический комплекс РФ – это
совокупность органов государственной
исполнительной власти РФ, которые осуществляют
государственное регулирование внешнеэкономической
деятельности.
Компетенция регулируется специальным
законодательством, которое определяет
статус данных органов. Применительно
к данной компетенции – ст.15 ФЗ «Об основах
…».
- президент
издает Указы (является частью) регулирующие
любые вопросы ВЭД.
- Правительство
– ФКЗ от 17 декабря 1997г. «О Правительстве
РФ» (определил статус – это высший исполнительный
орган исполнительной власти, который
осуществляет регулирование и контроль
в сфере ВЭД.
Общие полномочия:
А) Правительство
организует реализацию внешнеэкономической
политики РФ.
Б) формирует
федеральные целевые программы развития
ВЭД и обеспечивает их реализацию.
В) реализует
право законодательной инициативы.
Конкретные
функции по управлению внешнеэкономической
сферой:
- Экономическая
– Правительство разрабатывает и реализует
государственную политику в сфере международного,
финансового, экономического и инвестиционного
сотрудничества. Принимает меры по защите
интересов отечественных производителей;
управляет федеральной собственностью
за рубежом; осуществляет общее руководство
таможенным делом в стране.
- В сфере
бюджетной, финансовой, кредитной и денежной
политики применительно к задачам по управлению
ВЭД: осуществляет управление государственным
внешним долгом; осуществляет валютное
регулирование и валютный контроль В РФ;
руководит финансово-валютной деятельностью
по отношению к РФ с иностранными государствами.
- В сфере
внешней политики и международных отношений:
в пределах своих полномочий заключением
международного соглашения по вопросам
экономической деятельности, обеспечивает
выполнение договорных обязательств;
обеспечивает представительство РФ в
международных экономических институтах.
Полномочия
по управлению внешнеторговой деятельностью
– п.2 ст.13.
- Федеральные
Министерства:
- МИД
РФ.
Статус – положение,
утв. Приказом Президента от 11.07.2004г.
– это ФОИВ, вырабатывающий и реализующий
государственную политику и нормативно-правовое
регулирование в области международных
отношений.
В сфере ВЭД
функции МИД:
- Участвует
в разработке и реализации государственной
политики по расширению торгово-экономических
мер, финансовых связей, научно-технического
обмена РФ с иностранными государствами
и международными организациями.
- Дипломатическими
и международно-правовыми способами оказывает
поддержку российским участникам ВЭД
и осуществляет защиту их прав и интересов
за рубежом.
- Содействие
развитию международно-экономических
связей субъектом РФ и координация этой
деятельности субъектом РФ.
- Разрабатывает
проекты международных соглашений РФ
по вопросам международно-экономического
сотрудничества. Вносит предложения о
прекращении действующих Президенту и
Правительству.
2) Министерство
экономического развития и торговли
РФ. Положение утв. Постановлением
Правительства от 27.08.2004г. п.2 – это уполномоченный
федеральный орган, который осуществляет
государственное регулирование ВЭД –
торговой.
В ведении Министерства находится
Федеральная таможенная служба, полномочия:
- В сфере
управления внешне торговой деятельностью:
вносит в Правительство проекты нормативных
актов, которые составляют внешнеэкономического
законодательство и само принимает нормативно-правовые
акты – документы о порядке ведения реестров
лиц, которые осуществляют деятельность
в области таможенного дела; документы
о порядке контроля и таможенной стоимости
товаров и транспортных средств и иные
подзаконные акты в сфере таможенного
дела (п.5, 2, 19 – 5, 2, 40 – Постановления от
27 августа 2004г.).
- Руководит
торговым представительством РФ за рубежом
и совместно с МИД РФ – управляет деятельностью
торгово-экономических отделов, посольств
за рубежом.
- Лицензионная
деятельность на совершение операций
с товарами, перечень, которых определен
Правительством РФ.
- Организует
расследование.
3) Министерство финансов
РФ – статус определен Постановлением Правительства
от 5 января 1997г. согласно п.1 Минфин
является ФОИВ, обеспечивающий проведение
единой государственной налоговой и валютной
политики, а также координирует деятельность
иных органов в данной сфере. В ведении
Минфина переданы функции упраздненной
Федеральной Службы по валютному и экспертному
контролю. Организация и проведения валютного
контроля и ведение единой информационной
системы (статистическая функция).
4) Федеральная таможенная
служба – это центральный орган
исполнительной власти, который непосредственной
осуществляет таможенное дело в РФ. Эти
задачи решаются через региональные таможенные
управления, таможни и таможенные посты.
4. Центральный Банк РФ.
Ст.51-55 ФЗ от 10 июля 2002г. «О Центральном
Банке (Банке России)».
В сфере международного денежного
обращения Центральный Банк является
органом устанавливающим и публикующим
официальный курс иностранных валют по
отношению к рублю, используемый при расчетах
порядок определения курсов – Положение
от 19 декабря 2001г. в сфере валютного регулирования
Центральный Банк – это основной орган
валютного регулирования, его функции:
- Определяет
сферу и порядок обращения в РФ иностранных
валют и ценных бумаг, выраженных в иностранной
валюте.
- Проводит
все виды валютных операций.
- Устанавливает
общие правила выдачи лицензий банком
и инывм кредитным организациям на осуществление
валютных операций и выдает эти лицензии.
- Иные
функции, определены ФЗ «О валютном регулировании
и валютном контроле».
В сфере инвестиционного
сотрудничества:
- Выдает
разрешение на создание кредитных организаций
с иностранными инвестициями и филиалов
иностранных банков на территории РФ.
- Аккредитует
представительства иностарвнных кредитных
организаций на территории РФ, в порядке
установленном Положением, утв. Приказом
ЦБ РФ от 7 октября 1997г.
5. Торгово-промышленная
Палата РФ – это некоммерческая общественная
организация. Статус – Устав ТПП РФ утв.
Третьим съездом участников от 28 февраля
1998г. + Закон РФ от 7 июля 1993г. «О Торгово-промышленных
палатах РФ».
По Уставу
ТПП – негосударственная некоммерческая
организация, основанная на членстве участников
действуя на федеральном уровне, реализует цель:
А) интегрирования экономики России в
мировую экономическую систему.
Б) всемирное развитие торгово-экономических
и научно-технических связей российских
предпринимателей.
Функции в сфере ВЭД:
- Представляет
и защищает права российских участников
ВЭД за рубежом.
- Содействует
привлечению иностранных инвестиций в
экономику РФ.
- Содействует
развитию национального экспорта (путем
практической помощи в установлении денежных
связей с партнерами).
- Информационное
обслуживание российских предприятий
(сведения о внешнем рынке и иностранным
партнерам о российских предприятиях
путем ведения негосударственного реестра
участников ВЭД).
- Создает
арбитражные институты, третейские суды,
утверждают регламент МКАС при ТПП РФ,
Морской арбитражной комиссии, развивает
международное сотрудничество в области
коммерческого арбитража.
- Консалтинговая
служба по вопросам проведения переговоров,
изучения рынков, ведения деятельности
за рубежом.
- Содействие
организации международных выставок.
- Свидетельствует
обстоятельства форс-мажора согласно
условиям внешнеторговых сделок, торговые
и портовые обычаи, принятые в РФ.
- Удостоверяет
сертификаты происхождения товаров (в
соответствии с международной практикой)
и оформляет другие документы. Президентом
является – Примаков.
Тема: Источники правового
регулирования ВЭД в РФ.
- Понятие и система источников.
- Международные акты в сфере экономического
сотрудничества как важнейший источник ВЭД в РФ.
- Международный торговый и иные внешнеэкономические
обычаи. Роль решений международных коммерческих
арбитражей в регулировании внешнеэкономических
связей (судебный прецедент).
- Вывод права, которому подчиняются внешнеэкономические сделки (применимое право).
- Проблема унификации внешнеэкономического
законодательства в РФ.
1. Понятие и система источников.
Источник права – форма официального выражения общеобязательных
предписаний государства.
Система:
- Правовой обычай.
- Судебный прецедент (США, Великобритания).
- Нормативный договор как акт индивидуального
регулирования общественных отношений.
- Нормативные акты различного уровня
и юридической силы, совокупность которых
образует систему отраслей законодательства.
В материальном смысле:
Источники
права – это социальные факторы, явления действительности,
которые служат основанием для зарождения
правовых норм, общественно-экономических
и социальных отношений, международных
экономических общественных отношений,
международно-экономической деятельности.
Источник – это документальные способы закрепления
и выражения норм права, регулирующих
порядок организации и непосредственного
осуществления экономической деятельности
с участием иностранного элемента, а также
порядок контроля за этой деятельностью
со стороны органов государственной исполнительной
власти.
Особенность
(самостоятельность):
- комплексный характер внешнеэкономического
законодательства – нормативно-правовые
акты, регулирующие внешнеэкономические
связи имеют отраслевую неоднородность. Ядро внешнеэкономического законодательства
составляют нормы гражданского и предпринимательского
права, а также административного (валютное,
финансовое, таможенное).
- Множественный характер нормативных
актов, регулирующих внешнеэкономические
связи – в системе внешнеэкономического законодательства
есть элементы, которые относятся к иностранным
правовым системам и к актам международного
экономического права. Применяется право
иностранных государств.
- Более широкое применение обычаев делового
оборота (международных торговых обычаев) и особая роль
судебного прецедента в регулировании
международных экономических связей обусловлено
наличием иностранного элемента.
- Унифицированный характер внешнеэкономического
законодательства.
2. Международные акты в сфере
экономического сотрудничества как важнейший
источник ВЭД в РФ.
Международные соглашения являются важнейшим
источником права ВЭД (причины):
1. международно-правовое регулирование
экономических процессов позволяет единообразно
решать вопросы реализации сотрудничества
во многих государствах (прикладной характер).
Законодательство разных государств единообразно
решает определенные вопросы.
2. гарантирующая – когда обязательства
обеспечиваются не одним государством,
а силами международного сообщества
авторитетом нескольких государств,
то реализация более эффективна.
Статус международного договора
определен:
- ФЗ от 15.07.1995г. «О международных договорах
РФ» применяется с Постановлением Пленума
ВС РФ от 10.10.2003г. «О применении судами
общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права
и международных договоров России».
- Конституция РФ (п.4 ст.15) общепризнанные
принципы и нормы международного права
являются частью правовой системы РФ.
- В ст.7 ГК, п.2.
- Ст.3 закона «Об основах государственного
управления внешнеэкономической деятельностью».
На международном уровне:
- ВК о праве международных договоров от
23 мая 1969г. Пленум ВС РФ п.10, ст.31, 33 – Конвенция
применяется судами.
- О статусе Международного суда ООН от
26 июня 1945г. Источниками являются международные Конвенции, международные
обычаи, общие принципы права, признанные
цивилизованными народами.
- Принципы УНИДРУА.
Кабалкин: принципы международного торговых
договоров УНИДРУА носят рекомендательный
характер. Применялись бы, если бы стороны упомянули об этом в контракте.
Понятие «международный внешнеэкономический
договор» не легализовано, не распространено.
В ст.7 Закона РФ от 4 января 1999г. «О координации
международных и внешнеэкономических
связей субъектов РФ» используется понятие
«соглашение об осуществлении международных
и внешнеэкономических связей». Если оно
заключается органом государственной
власти субъекта РФ, независимо от формы,
содержания и наименования.
Не является международным актом.
Внешнеэкономические соглашения являются
одним из видов международных договоров.
Из
смысла закона о международных договорах
РФ:
1. международные договоры содействуют
развитию международного сотрудничества
(всех его видов, в том числе экономического)
– предмет – преамбула.
2. п.5 Постановления от 10.10.2003г.: международные
договоры могут применятся при рассмотрении
гражданских дел, если гражданское дело
с участием иностранного элемента, то
и договор его регулирующий имеет экономическую
природу.