Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 15:05, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность".
3. ст.9 Закона – инициаторами заключения международного договора могут быть федеральные органы исполнительной власти, входящие во внешнеэкономический комплекс, ст.8 Закона – рекомендации о заключении международных соглашений могут даваться ЦБ РФ и ВАС РФ.
Международный договор об экономическом сотрудничестве (международный внешнеэкономический договор) – это международное соглашение, заключенное в письменной форме от имени РФ, Правительства России, или ФОИВ России с иностранным государством или группой иностранных государств, а также с международной организацией, регулируемое нормами международного права, по вопросам организации или непосредственного осуществления ВЭД.
Предметом международных внешнеэкономических соглашений (договоров) является:
Классификация (система) международных экономических соглашений:
1. по субъектному составу:
2. по предмету регулирования (по сфере действия): существует консультативное заключение экономического суда СНГ от 05.05.1996г. «По запросу межгосударственного экономического комитета экономического союза»: изложена правовая позиция экономического суда о соответствии некоторых соглашений СНГ по сфере их действия, дано обоснование международного характера этих актов.
А) соглашения учредительного характера. При их помощи создаются международные организации, которые участвуют или координируют международные экономические связи (внешнеэкономические связи). Например: Евроазиатское объединение угля и металла – Москва, 1993г.
Б) соглашения координирующего характера. Определяют порядок осуществления внешнеэкономических связей другими субъектами.
1) Соглашения о правовой помощи в области международного экономического сотрудничества:
2) Соглашения о координации налоговой политики на межгосударственном уровне:
Соглашение между Правительствами государств-участников СНГ о согласованных принципах налоговой политики – Москва, 15.03.1992г. Например, Правительство РФ направило депозитарию сообщение, что Россия не применяет его.
3) Соглашения о координации таможенной политики. Например: Договор СНГ о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26.02.1999г.
4) Соглашения о координации валютной финансовой политики. Например: статьи Соглашения МВД (в ред. От 23.09.1997г.) Россия приняла на себя обязательства по ст.8 Устава МВФ (Правила конвертации иностранных валют).
- международные соглашения об условиях и порядке конкретных направлениях ВЭД. Государства договариваются об условиях и порядке участия своих субъектов в разных направлениях международного сотрудничества.
А) международные соглашения в сфере внешней торговли (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров – Вена, 11 апреля 1980г. является частью правовой системы России).
ВК регулирует договоры купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Большинство коммерческих операций с товарами, кроме бытовых сделок, аукционных продаж и торгов, продаж товаров на публичных торгах в результате признания лица банкротом по решению суда – в силу закона, продажа на фондовом рынке (ценных бумаг, денег), продажа некоторых объектов гражданской обороны (судов, электроэнергии), товаров, в производстве которых принимал участие покупатель.
Сфера действия – заключение (ст.4) договоров с товарами, регулирует возникающие из заключения договора права и обязанности. Не регулирует вопрос недействительности сделок. Нормы ВК не имеют юридической силы для перевозчиков товаров (только отношения поставщика и покупателя).
Не регулирует ответственность сторон (кроме прямо установленных случаев).
Б) международные соглашения в сфере инвестиционного сотрудничества:
Перечисленные соглашения регулируют основные блоки предпринимательской деятельности.
Им сопутствует другая деятельность: поставочные отношения (основные) – расчетные + перевозочные (сопутствующая); инвестиционное сотрудничество – расчетные отношения.
Еще одна классификация отношений:
Другие критерии:
1). По видам нормативных актов:
- в форме конвенций.
- собственно международные
В силу ст.31 ВК 1969г. для целей толкования договоров используется не только его текст, но и любое относящиеся к договору соглашение. К международным актам также относятся решения глав государств и Правительств одобряющие проекты международных конвенций, заявления, если они являются приложением к основному договору.
Например: к Уставу СНГ от 22 января 1993г. прилагается заявление Совета глав государств-участников СНГ (это тоже международный акт, который содержит международные правовые нормы).
Вопросы, касающиеся права субъектов РФ заключать договоры о международном сотрудничестве и называть их международными. Может ли РФ как государство быть стороной внешнеэкономической сделки – В ДРУГОЙ ТЕМЕ.
(ПО КАНАШЕВСКОМУ).
СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ.
Вопрос о его роли как источника является дискуссионным.
Постановления КС РФ – источник права для остальных отраслей.
Решения ВС РФ и ВАС РФ.
Официально российская национальная правовая доктрина не рассматривает в качестве источника права.
В науке МЧП – судебная практика иностранных судов, МКА институтов признается источником официально и доктринально.
ВЭД может регламентироваться актами судебной власти.
Судебная практика как источник права – проводимое в решении по конкретному делу взгляды судьи, имеющие руководящее значение при разрешении другими судами аналогичных вопросов в дальнейшем.
Нормативной основой для признания судебных решений источником МЧП и права ВЭД являются нормы ст.1179, 1191 ГК.
Правило: российский суд, применяя иностранное право в некоторых случаях, когда это предусмотрено, устанавливает содержание иностранного права в том числе в соответствии с практикой его применения в соответствующем государстве.
Процесс сближения законодательств и правовых систем различных государств является объективной закономерностью, одно из следствий процессов глобализации, интеграции. Различия между правовыми системами государств продолжает оставаться, они существенны.
Проблема определения права, регулирующая права и обязанности участников ВЭД, пути решения:
Т.о. в российском гражданском праве сформировался институт применимого права, содержащий коллизионные нормы. Коллизионный метод направлен на регулирование отношений с иностранными элементами (предназначен для установления объективной взаимосвязи между объективной и национальной правовой системой): суть коллизионного регулирования.
Коллизионное право – это совокупность абстрактных норм, определяющих право какой страны применимо
Коллизионная норма:
Коллизионный институт (структура) «применимое право»:
А) коллизионные нормы, при помощи которых определяется материальное право, регулирующее статус участников ВЭД.
Б) коллизионные нормы, при помощи которых устанавливается материальное право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям субъектов гражданского права (в т.ч. участников ВЭД).
Общее правило о применимом праве – право сторон внешнеэкономической сделки по своему выбору подчинить договор тому или иному праву (принцип автономии воли является правовой нормой, т.к. закреплен в ст.1210 ГК, ст.1, 28 Закона «О МКАС», ст.7 Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже).
Ст.1210 ГК – механизм реализации принципа.
В п.5 ст.1210 содержится ограничение – если из дела следует, что договор реально связан только с одной стороной, выбор сторонами права другой страны, возможен без ущерба для императивных нормы страны, с которой договор реальной связан. В силу этого стороны сделки, например, не могут избирать применимое право к договору, который связан с отчуждением недвижимого имущества находящегося на территории РФ (п.2 ст.1213 ГК).
Правоотношения по регистрации ЮЛ на территории РФ (ст.1214).
Ст.1210 ГК имеет ввиду не право, а правовую систему. В понятие правовой системы входят элементы:
- национальное законодательство,
- система отраслей права (система права),
- практика применения правовых норм,
- национальная правовая
- правовая доктрина.
Иногда стороны ограничивают сферу реализация принципа и говорят, что сделка подчиняется законодательству иностранного партнера (судом считается, что это осознанно).
МОМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА.
Стороны могут избрать применимое право как до, так и после возникновения договорного правоотношения (ст.1210 п.3), вплоть до обращения в суд. Суд может определить право. Конклюдентные действия.
ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА.
Могут ли стороны избрать право третьей стороны?
В силу толкования нормы п.5 ст.1210 – ГК исходит из принципа «близкого» права, т.е. (принцип локализации автономии воли) выбор права должен быть ограничен правовыми системами, имеющими отношение к договору.
Стороны могут подчинить контракт законодательству нескольких государств – если стороны не уточнили, какие правоотношения регулируются законодательством, какого государства, суд определяет применимое право на основании коллизионной нормы (для СНГ – в Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности – Киев, 20 марта 1992г. ст.4, ст.11).
Форма соглашения о применимом праве.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"