Курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2015 в 15:05, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность".

Файлы: 1 файл

Лекции ВЭД.doc

— 202.00 Кб (Скачать файл)

3. ст.9 Закона – инициаторами заключения международного  договора могут быть федеральные органы исполнительной власти, входящие во внешнеэкономический комплекс, ст.8 Закона – рекомендации о заключении международных соглашений могут даваться ЦБ РФ и ВАС РФ.

 

Международный договор об экономическом сотрудничестве (международный внешнеэкономический договор) – это международное соглашение, заключенное в письменной форме от имени РФ, Правительства России, или ФОИВ России с иностранным государством или группой иностранных государств, а также с международной организацией, регулируемое нормами международного права, по вопросам организации или непосредственного осуществления ВЭД.

 

Предметом международных внешнеэкономических соглашений (договоров) является:

      1. организационные отношения – т.е. отношения по координации и обеспечению внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов под юрисдикцией иностранных государств. Соглашения по общим вопросам экономического сотрудничества.
      2. Условия и порядок конкретных видов хозяйственной деятельности с участием иностранного элемента.

 

Классификация (система) международных экономических соглашений:

1. по субъектному составу:

  • Межгосударственные внешнеэкономические договоры. Пример: Конвенция ООН «об обмене официальными изданиями и правительственным документами между государствами» - 3 декабря 1958г. Париж, для СССР действует с 8 октября 1963г., признана Россией. В рамках СНГ заключены десятки таких соглашений: Соглашение о координации работ по вопросам экспертного контроля от 26.06.1992г.
  • Межправительственные соглашения – соглашение между Правительством Канады, госдуарств-членов Европейского космического агентства и России относительно сотрудничества о международной космической станции гражданского назначения от 29.01.1998г.
  • межведомственные соглашения заключенные министерствами и ведомствами.

 

2. по предмету регулирования (по сфере действия): существует консультативное заключение экономического суда СНГ от 05.05.1996г. «По запросу межгосударственного экономического комитета экономического союза»: изложена правовая позиция экономического суда о соответствии некоторых соглашений СНГ по сфере их действия, дано обоснование международного характера этих актов.

  • Международные соглашения организационного характера:

А) соглашения учредительного характера. При их помощи создаются международные организации, которые участвуют или координируют международные экономические связи (внешнеэкономические связи). Например: Евроазиатское объединение угля и металла – Москва, 1993г.

Б) соглашения координирующего характера. Определяют порядок осуществления внешнеэкономических связей другими субъектами.

 

1) Соглашения о правовой помощи в области международного экономического сотрудничества:

  • Многосторонние – Конвенция СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам – Минск 22 января 1993г.
  • Двусторонние – Договор между РФ и Аргентинской республикой о сотрудничестве и правовой помощи по гражданским, торговым, трудовым и административным делам – 20 ноября 2000г.

 

2) Соглашения о координации налоговой политики на межгосударственном уровне:

  • Договор об избежании (устранении) двойного налогообложения предпринимателей.
  • Договор о борьбе с налоговыми правонарушениями.

Соглашение между Правительствами государств-участников СНГ о согласованных принципах налоговой политики – Москва, 15.03.1992г. Например, Правительство РФ направило депозитарию сообщение, что Россия не применяет его.

 

 3) Соглашения о координации таможенной политики. Например: Договор СНГ о таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26.02.1999г.

 

4) Соглашения о координации валютной финансовой политики. Например: статьи Соглашения МВД (в ред. От 23.09.1997г.) Россия приняла на себя обязательства по ст.8 Устава МВФ (Правила конвертации иностранных валют).

- международные соглашения об  условиях и порядке конкретных  направлениях ВЭД. Государства договариваются об условиях и порядке участия своих субъектов в разных направлениях международного сотрудничества.

А) международные соглашения в сфере внешней торговли (Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров – Вена, 11 апреля 1980г. является частью правовой системы России).

ВК регулирует договоры купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах. Большинство коммерческих операций с товарами, кроме бытовых сделок, аукционных продаж и торгов, продаж товаров на публичных торгах в результате признания лица банкротом по решению суда – в силу закона, продажа на фондовом рынке (ценных бумаг, денег), продажа некоторых объектов гражданской обороны (судов, электроэнергии), товаров, в производстве которых принимал участие покупатель.

 

Сфера действия – заключение (ст.4) договоров с товарами, регулирует возникающие из заключения договора права и обязанности. Не регулирует вопрос недействительности сделок. Нормы ВК не имеют юридической силы для перевозчиков товаров (только отношения поставщика и покупателя).

Не регулирует ответственность сторон (кроме прямо установленных случаев).

 

Б) международные соглашения в сфере инвестиционного сотрудничества:

  • Соглашения регулирующие отношения на мировом фондовом рынке (Женевские Вексельные Конвенции от  7 июня 1930г.)
  • Соглашения о промышленной собственности (Парижская Конвенция об охране промышленной собственности 1883г. в ред. От 14 июня 1967г.).
  • Международные договоры (соглашения) , о взаимном поощрении и защите инвестиций и др.

 

Перечисленные соглашения регулируют основные блоки предпринимательской деятельности.

Им сопутствует другая деятельность: поставочные отношения (основные) – расчетные + перевозочные (сопутствующая); инвестиционное сотрудничество – расчетные отношения.

Еще одна классификация отношений:

  1. основные – производственная, коммерческая, и организационная деятельность.
  2. обслуживающие:
    • регулирующие транспортные отношения, складывающиеся при осуществлении ВЭД – международное транспортное право, институты: международное морское право, международные автомобильные перевозки, международные железно-дорожные перевозки, международное воздушное право, международные перевозки по внутренним водным путям.
    • Регулирующие международные расчеты: при осуществлении ВЭД образуют институт международного финансового права.
    • Институт международной выставки и ярмарки (организация и проведение).
    • Международное трудовое право.
    • Международное процессуальное гражданское право.

 

Другие критерии:

1). По видам нормативных актов:

- в форме конвенций.

- собственно международные договоры.

 

В силу ст.31 ВК 1969г. для целей толкования договоров используется не только его текст, но и любое относящиеся к договору соглашение. К международным актам также относятся решения глав государств и Правительств одобряющие проекты международных конвенций, заявления, если они являются приложением к основному договору.

Например: к Уставу СНГ от 22 января 1993г. прилагается заявление Совета глав государств-участников СНГ (это тоже международный акт, который содержит международные правовые нормы).

 

Вопросы, касающиеся права субъектов РФ заключать договоры о международном сотрудничестве и называть их международными. Может ли РФ как государство быть стороной внешнеэкономической сделки – В ДРУГОЙ ТЕМЕ.

 

  1. Международный торговый и иные внешнеэкономические обычаи. Роль решений международных коммерческих арбитражей в регулировании внешнеэкономических связей (судебный прецедент).

(ПО КАНАШЕВСКОМУ).

СУДЕБНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ.

Вопрос о его роли как источника является дискуссионным.

Постановления КС РФ – источник права для остальных отраслей.

 

Решения ВС РФ и ВАС РФ.

Официально российская национальная правовая доктрина не рассматривает в качестве источника права.

В науке МЧП – судебная практика иностранных судов, МКА институтов признается источником официально и доктринально.

 

ВЭД может регламентироваться актами судебной власти.

Судебная практика как источник права – проводимое в решении по конкретному делу взгляды судьи, имеющие руководящее значение при разрешении другими судами аналогичных вопросов в дальнейшем.

Нормативной основой для признания судебных решений источником МЧП и права ВЭД являются нормы ст.1179, 1191 ГК.

Правило: российский суд, применяя иностранное право в некоторых случаях, когда это предусмотрено, устанавливает содержание иностранного права в том числе в соответствии с практикой его применения в соответствующем государстве.

 

 

  1. Вывод права, которому подчиняются внешнеэкономические сделки (применимое право).

 

Процесс сближения законодательств и правовых систем различных государств является объективной закономерностью, одно из следствий процессов глобализации, интеграции. Различия между правовыми системами государств продолжает оставаться, они существенны.

Проблема определения права, регулирующая права и обязанности участников ВЭД, пути решения:

  1. в силу п.1 ст.1186 выбор права, подлежащего применению к сделке регламентируется:
    • международные правовые акты (Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже от 21 апреля 1961г. Женева).
    • Арбитражно-процессуальное законодательство (закон «О МКАС»).
    • Коллизионные нормы раздела 6 ч.3 ГК (основной источник). Они действуют с 1 марта 2002г. А также Конвенции стран ЕЭС, Римская Конвенция.

 

Т.о. в российском гражданском праве сформировался институт применимого права, содержащий коллизионные нормы. Коллизионный метод направлен на регулирование отношений с иностранными элементами (предназначен для установления объективной взаимосвязи между объективной и национальной правовой системой): суть коллизионного регулирования.

Коллизионное право – это совокупность абстрактных норм, определяющих право какой страны применимо

Коллизионная норма:

  1. объем – предмет, отношения.
  2. привязка – применимое право.

 

Коллизионный институт (структура) «применимое право»:

  1. общая часть – содержит нормы, определяющие принципы выбора права, подлежащие применению к правоотношениям с иностранным элементом. Принцип – автономия воли.
  2. Особенная часть:

А) коллизионные нормы, при помощи которых определяется материальное право, регулирующее статус участников ВЭД.

Б) коллизионные нормы, при помощи которых устанавливается материальное право, подлежащее применению к имущественным и личным неимущественным отношениям  субъектов гражданского права (в т.ч. участников ВЭД).

 

Общее правило о применимом праве – право сторон внешнеэкономической сделки по своему выбору подчинить договор тому или иному праву (принцип автономии воли является правовой нормой, т.к. закреплен в ст.1210 ГК, ст.1, 28 Закона «О МКАС», ст.7 Европейской Конвенции о внешнеторговом арбитраже).

Ст.1210 ГК – механизм реализации принципа.

В п.5 ст.1210 содержится ограничение – если из дела следует, что договор реально связан только с одной стороной, выбор сторонами права другой страны, возможен без ущерба для императивных  нормы страны, с которой договор реальной связан. В силу этого стороны сделки, например, не могут избирать применимое право к договору, который связан с отчуждением недвижимого имущества находящегося на территории РФ (п.2 ст.1213 ГК).

Правоотношения по регистрации ЮЛ на территории РФ (ст.1214).

 

Ст.1210 ГК имеет ввиду не право, а правовую систему. В понятие правовой системы входят элементы:

- национальное законодательство,

- система отраслей права (система  права),

- практика применения правовых  норм,

- национальная правовая традиция,

- правовая доктрина.

Иногда стороны ограничивают сферу реализация принципа и говорят, что сделка подчиняется законодательству иностранного партнера (судом считается, что это осознанно).

 

МОМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА.

Стороны могут избрать применимое право как до, так и после возникновения договорного правоотношения (ст.1210 п.3), вплоть до обращения в суд. Суд может определить право. Конклюдентные действия.

 

ОБЪЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА.

Могут ли стороны избрать право третьей стороны?

В силу толкования нормы п.5 ст.1210 – ГК исходит из принципа «близкого» права, т.е. (принцип локализации автономии воли) выбор права должен быть ограничен правовыми системами, имеющими отношение к договору.

Стороны могут подчинить контракт законодательству нескольких государств – если стороны не уточнили, какие правоотношения регулируются законодательством, какого государства, суд определяет применимое право на основании коллизионной нормы (для СНГ – в Соглашении о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности – Киев, 20 марта 1992г. ст.4, ст.11).

 

Форма соглашения о применимом праве.

  1. оговорка о применимом праве может быть включена в состав внешнеэкономического контракта в качестве самостоятельного раздела.
  2. может быть оформлена в виде отдельного соглашения (требует письменной формы).
  3. соглашение может вытекать из условий сделки, не будучи прямо в ней закреплено.
  4. путем конклюдентных действий (поведения участников).

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Внешнеэкономическая деятельность"