Лекции по "Дипломатии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 13:38, курс лекций

Описание работы

1. Дипломатия - служба, наука, искусство.
Дипломатия - инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства; система взаимоотношений между суверенными государствами, основанная на взаимном обмене дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего государства.

Файлы: 1 файл

Конспект по дипломатии.docx

— 247.02 Кб (Скачать файл)

Расширение отечественного экспорта и рационализация импорта в страну, противодействие дискриминации российских производителей за рубежом,

Привлечение иностр инвестиций в приоритетные сферы экономики страны,

Сохранение собственности РФ за рубежом,

Обслуживание рос долга,

Содействие созданию комплексного законодательства в сфере международных эк отношений.

В Положении о Министерстве иностранных дел РФ говорится, что МИДу принадлежит ключевая роль во внешнеполитическом обеспечении экономических интересов. Весь блок эк проблематики в МИДе курирует замминистра по эк вопросам. В его распоряжении находится ряд подразделений:

Департамент эк сотр-ва (ДЭС). Поддерживает связи с международными орг-ями и отслеживает тенденции в валютно-финансовой сфере,

Департамент международных организаций (ДМО). Контакты с соц-эк блоком системы ООН,

Департамент общеевропейского сотр-ва (ДОС). Координирует взаимодействие с ЕС,

Первый департамент стран СНГ (1 ДСНГ). Реализует эк интеграцию Содр-ва,

Департамент по связям с субъектами РФ. Осуществляет работу по двусторонним направлениям.

В Положении о Посольстве РФ указаны следующие функции в эк сфере:

Сбор и анализ информации по эк вопросам,

Развитие сотр-ва РФ с государством пребывания в торг-эк сфере,

Содействие представителям рос бизнеса в стране пребывания,

Осуществление рекомендации рос бизнесу в отношении потенциальных партнеров, выгодного вложения капитала и др.

Поддержание регулярных контактов со смежными ведомствами (мин-вами торговли, финансов, экономики),

Устранение протекционистских барьеров, препятствующих отечественным производителям.

Сейчас наметилась тенденция: отечественный бизнес все больше доверяет российской официальной дипломатии и активно участвует в межправительственных и правительственных комиссиях по отдельным проблемам.

Культурная дипломатия — это область дипломатической деятельности, связанная с использованием культуры в качестве объекта и средства достижения основополагающих целей внешней политики государства, создания благоприятного образа страны, популяризации культуры и языков ее народов.

В СССР разработкой международной культурной политики занимались Министерство культуры СССР и Союз советских обществ дружбы с зарубежными странами (ССОД). Сейчас основная обязанность по осуществлению международного культурного сотрудничества возложена на МИД РФ. Главная задача МИД в сфере культуры — координация деятельности других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные культурные связи субъектов федерации.

В структуре МИД за культуру отвечаю следующие подразделения:

Департамент международных организаций (ДМО),

Департамент по культурным связям и делам ЮНЕСКО (ДКСЮ)3. Особое внимание уделено сотрудничеству с ЮНЕСКО. Все согласовывается с др фед учреждениями и субъектами. Сложилась практика подписания программ перспективного сотр-ва для развития двусторонних культурных связей. Они носят рекомендательный характер.

Первый Департамент СНГ.

Российским посольствам за рубежом тоже принадлежит важная роль в осуществлении двусторонних культурных связей. Направление взаимодействия вырабатывает Совет посольства по культуре. Реализует решения совета аппарат культурного атташе.

Функции атташе по культуре:

Поддержание постоянных контактов с культурными ведомствами, деятелями страны пребывания

Подготовка и реализация двусторонних культурных программ,

Участие в поиске источников финансирования совместных проектов,

Организация гастрольной, выставочной деятельности,

Партнерство с объединениями соотечественников, обществами друдбы.

Основные задачи внешней культурной политики РФ (по Концепции внеш культ политики, 2000г):

Укрепление отношений взаимопонимания и доверия с иностр государствами,

Развитие равноправного партнерства,

Наращивание участия страны в системе многостороннего культурного сотр-ва,

Обеспечение интеграции РФ в мировое сообщество

Оказание разносторонней поддержки рос соотечественникам за рубежом

 

38. Департамент  информации и печати, пресс-центр  МИД: функции и полномочия

СМИ — социальные институты (пресса, агентства печати, радио, ТВ и т д), обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе, форма массового духовного общения людей.

3 направления деятельности  в области СМИ:

Содействие укреплению информационной безопасности государства,

Использование соврем информ-ных технологий для положительного имиджа России в мире,

Обеспечение руководства страны и дип ведомство объективной и достоверной информацией

Нормативно-правовая база для развития СМИ в РФ:

Закон РФ о СМИ от 27 дек 1991 г. Закреплены принципы гласности и открытости для СМИ, определены права и свободы в распространении информации, намечены меры по защите журналистов от произвола.

Указ Президента «О мерах по защите свободы МИ в РФ» от 5 дек 1993г. Все СМИ и структуры по сбору, анализу и распространению информации нах под защитой государства, и государство гарантирует им самостоятельность и свободу.

Концепция внешней политики

Концепция информационной безопасности.

В структуре МИД работой со СМИ занимается Департамент информации и печати (ДИП). Задачи:

Разработка и осуществление информационного обеспечения внешней политики РФ и информированию о ней отечественной и заруб общественности.

Отслеживание международных информационных проблем и обеспечение участия РФ в международных организациях и форумах по инф-ной тематике,

Участие в межведомственной координации международного сотрудничества в информационной сфере,

Аккредитация корреспондентов иностранных СМИ в РФ и оказание им содействия в профессиональной деятельности.

Для этого проводятся пресс-конференции, брифинги, консультации и т. д.

В п. 4 Указа Президента РФ «О координирующей роли МИД РФ в проведении единой внешнеполитической линии РФ» от 12 марта 1996 г. говорится, что важнейшим направлением работы ДИП является своевременное доведение до российских и зарубежных СМИ, а через них – до сведения полит кругов России и зарубежных стран, широкой мировой общественности официальной позиции России по текущим международным проблемам.

Структура ДИП:

Отдел оперативной информации. Распространяет официальную информацию по внешнеполитическим вопросам (ч/з рассылки сообщений для печати или в ходе общения с представителями СМИ). Поддерживает рабочие контакты с инф агенствами России и заруб стран. Выпускает различные инф материалы (стенограммы, справочную информацию). Поддерживает официальный сайт МИД. Представитель отдела (часто – Директор ДИП) выступает с официальными заявлениями.

Виды офиц заявлений:

Сообщение для печати — офиц  документ с информацией о повседневной деят-сти МИД.

Заявление офиц представителя МИД — более высокий уровень офиц заявления для привлечение большего внимания к событию.

Заявление Министра ИД — для подчеркивания особой значимости конкретной проблемы

Заявление МИД России — высшая форма офиц заявления внегнеполит ведомства

Справочная инф-ция — материалы, подготовленные ДИП в координации с др департаментами МИД с подробной информацией о 2-сторонних отношениях.

Отдел российских СМИ. Обеспечивает прямую и обратную связь МИ со СМИ. Осн упор на моментальное реагирование на запросы СМИ. Ежедневный мониторинг рос прессы и телепередач, пресс-освещение проводимых МИДом мероприятий. Проводит брифинги — сообщение по телефону с размещением стенограмм на сайте МИД и неформальные встречи с журналистами. Выпускает теле- и радиоматериалы по внешнеполит проблематике. Сообщает о поездках Министра ИД за рубеж и готовит список журналистов, участвующих в поездке.

Отдел международных информационных проблем. Координирует вопросы сотр-ва в области информации по линии ООН, ОБСЕ, ЮНЕСКО, СЕ и др. Обеспечивает участие России в международных форумах по инфопроблемам. Проводит экспертные оценки проектов норм актов. Обобщает информацию о международных инф-ционных процессах. Получает внешнее содействие развитию отеч ТВ, радио и кино. Защищает интересы РФ в области международного информационного сотрудничества. Среди направлений участия РФ в международных организациях в инф-ной сфере выделяется изучение международных стандартов в области ответственности и регулирования деятельности СМИ (н пр, рекомендации журналистам предоставлять проверенную инф-ю, разработанные СЕ и ОБСЕ). Участие в ежегодных сессиях Комитета ООН по информации и на заседаниях Руководящего комитета Совета Европы по СМИ.

Официальное издание ДИП – Информационный бюллетень. Он выпускается в 16.00 по рабочим дням и далее постепенно накапливает информацию в течение дня. В него входят выступления Президента РФ, Министра ИД и др.

Официальное печатное издание МИД РФ – Дипломатический вестник (с 1992г). Освещает практически все аспекты внешнеполит деят-сти государства.

Пресс-центр МИД РФ осуществляет деят-сть по след напр-ям:

инф-ное обеспечение визитов в РФ на высшем уровне,

организация регулярных брифингов и пресс-конференций для рос и заруб СМИ по актуальным вопросам внеш политики РФ,

поддержание деловых контактов с заруб корреспондентами, аккредитованными в России. Оказание им визовой и др. поддержки. + См. Отдел по работе с иностранными корреспондентами

организация интервью, встреч, бесед с руководством МИД РФ.

Структура Пресс-центра:

Отдел по работе с иностранными корреспондентами. Содействует инкоррам в решении практических вопросов пребывания. По ст. 48 и 55 Закона «О СМИ» существует 3 категории аккредитации представителей зарубежных СМИ:

 Постоянный корреспондент. Карточка выдается на 2 года с  возм-стью продления

Специальный корреспондент. Прибыл в РФ по заданию редакции для освещения спец мероприятий не более чем на 3 мес.

Технический сотрудник.

Отдел информационного обеспечения гос визитов. Освещает в СМИ визиты в РФ зарубежных глав государств, правительств, Министров ИД и др.Информирует журналистов о предстоящем визите и составляет список журналистов, аккредитованных на мероприятии. Поддерживает постоянные контакты с пресс-службами Президента РФ, Правительства РФ, Госдумы РФ и др.

В пресс-центре проводятся наиболее значимые пресс-конференции, конференции и брифинги. По указу Президента с апреля 2001 г. с целью ознакомления заруб общественности с соц-эк развитием субъектов РФ в Пресс-центре ведутся регулярные презентации субъектов РФ с участием губернаторов, представителей крупного бизнеса соответствующих регионов.

 

39. Дипломатия  и разведка (по Попову «Современная дипломатия»)

Как дипломатия, так и разведка появились много столетий тому назад. С возникновением постоянных посольств разведка была частью дипломатии, и в ряде случаев трудно было провести между ними грань. Но сами масштабы шпионажа и поэтому взаимоотношения между разведкой и дипломатией со временем значительно изменились. Условно говоря, цели и той, и другой государственной службы в некоторой степени одинаковы – это защита интересов своей страны путем сбора информации в зарубежных странах о действиях и планах их правительств. Но способы добывания информации и влияние действий этих структур на развитие событий кардинально отличаются друг от друга. Задача разведки – охватить такие стороны жизни государства, которые недоступны открытому наблюдению, то есть дипломатии.

В Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года записано, что дипломаты получают информацию законными средствами, и только законными(!), а разведка прибегает и к другим средствам далеким от соблюдения законности. Конечно, есть тайная информация в дипломатии. Она обычно тщательно проверяется с помощью других легальных источников. Сведения разведки с трудом проверяются или вообще не подлежат проверке, потому что она сама опасна и может привести к разоблачению разведчиков и разглашению ее источников. Следует провал. (Пример: английские спецслужбы пропустили приготовления Германии к войне с СССР и т.д.).

Во второй половине 20 века деятельность иностранных разведок значительно активизировалась. В США бурно развивалось ЦРУ. Только в 1983 году его бюджет вырос на 25%. В 60-70 гг реформировала свою систему разведки Франция. В 50-е гг создается система разведки Египта, в 40-х – Израиля.

Провалы разведок приводили обычно к крупным скандалам. А так как разведки стали действовать активнее, особенно из-за распространения ядерного оружия, то провалы участились, и реакция обострилась. По сведениям Гос.деп-а США, за шпионаж в 1981 году были высланы из разных стран 27 граждан США, а в 1983 – 147.

В настоящее время практически во всех странах, прежде всего в крупных, под крышей посольства работают разведчики. Они пользуются иммунитетом и их имена занесены в дипломатический лист. В некоторых странах МИД официально участвует в работе секретных служб страны или тесно связаны с ними. В Англии есть специальный термин «Второй Форин оффис» - секретная разведывательная служба (Secret Intelligence Service), которая входит в состав Foreign Office. В 1980 году представители правительства официально признали это.

Что касается РФ, то зарубежные специалисты Гамильтон и Лэнхорн утверждают, что процент разведчиков в российских посольствах составляет 40-50%, а в некоторых из них доходит до 75%. Хотя наши специалисты заявляют, что этот процент ниже.

Относительно недавно были сделаны предложения о каких-либо «лимитах разведывательной деятельности». Но, во-первых, эта профессия основана на тайне и всякое раскрытие ее тайны ей противопоказано, во-вторых, в этой профессии невозможен никакой односторонний контроль. Поэтому это неправдоподобно!

Существует, однако, ряд тенденций. В ряде западных стран если из-за нехватки средств в загранпредставительствах сокращается число дипломатов, то это, как правило, не касается разведчиков. Более того, при уменьшении штатов посольств и сокращении «чистых дипломатов» одновременно увеличивается число разведчиков с рангом дипломатов.

Сейчас принято говорить, что перед разведчиком ставятся иные задачи, чем прежде. Главное – не сбор секретной информации, а ее тщательный анализ. Происходит конкуренция двух ведомств. Для государства это, конечно, полезно, для МИД огорчительно, что его анализ корректируется другим ведомством. Есть мнения, что МИД существенно страдает от усилившейся тенденции вести разведку под крышей посольств.

Информация о работе Лекции по "Дипломатии"