Лекции по "Дипломатии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 13:38, курс лекций

Описание работы

1. Дипломатия - служба, наука, искусство.
Дипломатия - инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства; система взаимоотношений между суверенными государствами, основанная на взаимном обмене дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего государства.

Файлы: 1 файл

Конспект по дипломатии.docx

— 247.02 Кб (Скачать файл)

В середине 1998 г. было объявлено о проведении широкой структурной реформы дипломатической службы ФРГ. Цель реформы: повышение эффективности работы центрального аппарата за счет более рационального распределения обязанностей между подразделениями министерства, сокращения числа сотрудников, внедрения современных методов организации труда и современной оргтехники. Реформирование затронуло, прежде всего, оба политических, а также экономический и культурный департаменты. Одновременно проводится сокращение заграничной службы. К настоящему времени закрыты 20 представительств ФРГ за границей. Реформирование дипломатической службы ФРГ продолжается.

 

25. Официальные  интернет-сайты внешнеполитических  ведомств США, Великобритании, Франции, Германии: сравнительный анализ.

www.fco.gov.uk

www.auswaertiges-amt.de

www.state.gov

www.france.diplomatie.fr/

Лучше просмотреть их еще самостоятельно, потому что непонятно, по каким параметрам сравнивать. И все очень субъективно.

 

Выбранные критерии:

 

Основные разделы и комментарии:

Германия. Информация разделена на пять блоков: информация о Германии, информация о МИД, информация о странах, внешняя политика, информационные услуги. Если раздел «внешняя политика» разделен по направлениям (международное сотрудничество, права человека и т.д.), то вот информация по странам никак не сгруппирована по региональному признаку. Зато представлена очень наглядная и простая система поиска этой информации. Поэтому можно считать этот факт скорее плюсом.

Франция Информация разделена на 9 блоков: Внешняя политика, Европейская политика, Культура, Солидарность и развитие, Образование и наука, Кино, медиа, интернет, Франкофония и т.д. При этом блок о политике и структуре МИД отнюдь не самый обширный. Очень много информации по культуре. Информация по региональной политике достаточно подробная и разделена на фолдеры, где есть не только справка по отношениям, но и другие материалы по двусторонним контактам. Россия отнесена к Европе. По организации информации сайт чем-то напоминает наш МИДовский (очень субъективное заявление).

США. Информация разделена на 9 блоков, включая информацию о самом Гос. департаменте, информацию для прессы и т.д. (Press and Public Affairs, Travel and living abroad, Сountries and regions, International issues, History, education and culture, Business center, Services, Employment) Особое внимание стоит уделить информации по странам и регионам. Информация представлена соответственно специализации департаментам, но, как всегда, в меню можно найти информацию по наиболее интересующим и актуальным вопросам (саммиты G8, отношения с Россией отдельным пунктов меню и т.д.)

Великобритания: Информация разделена на 3 раздела: Услуги, Политика и о Foreign Office. Подробные и хорошо структурированные региональные профайлы (Россия отнесена к Европе). Как и у США есть отдельный подраздел для тех, кто ищет работу. Можно даже подписаться на рассылку информации по свободным вакансиям. Еще бросается в глаза развитость системы электронного правительства (видимо, навеяно предыдущим экзаменом). Имеется в виду наличие электронных форм, например online consular forms.

Еще хочется добавить несколько моментов, общих для всех: это, прежде всего, обширный блок информации для туристов. Среди европейских стран всегда отношения с ЕС идут отдельным разделом.

 

Полнота информации

Германия и Франция в этом смысле примерно на одинаковом уровне, только у Франции больший уклон в сторону предоставления информации о стране, а не только о внешней политике. На сайте Госдепартамента информация представлена в больших объемах, но слабо структурирована внутри разделов. Великобритания в этом смысле, на мой взгляд, нашла самый лучший компромисс между объемом информации и системой ее организации. Хорошая систематизация.

 

Простота навигации и наличие информации на различных языках

Что касается простоты навигации, то это плавно вытекает из предыдущего пункта. Тут существенно отстает сайт Госдепартамента. Особо хочется отметить карты сайтов Великобритании и Германии. Они значительно облегчают поиск информации. По количеству языков, на которых доступна информация, лидирует Германия (немецкий, английский, французский, испанский, арабский), далее Франция (французский, английский, испанский, немецкий). На сайте Государственного департамента информация доступна кроме английского, еще и на испанском. Хотя «скудность» языкового разнообразия на сайтах США и Великобритании – это, безусловно, не минус, а отражение существующей международной действительности:)

 

По посещаемости сравнить сайты не удалось. Информация была найдена только по Франции (2 миллиона посетителей в месяц).

 

Выводы можно сделать какие угодно, начиная с того, что сайты отражают наличие интересов глобального, а не только регионального масштаба у всех выше обозначенных стран, и заканчивая таким субъективизмом, как общее удачное цветовое решение, удобство восприятие информации, обилие таблиц и сложность реализации. А еще можно сказать про наш сайт, который, по-моему, пошел по аналогии.

 

26. Восточная дипломатия: феномен или условный термин?

Дипломатия большинства восточных государств складывалась в своеобразной обстановке, в условиях изоляции (Китай, Япония) или в условиях зависимости от империалистических государств (Индия и др.). Перед ними стояла двоякая задача: добиться полной независимости от империалистических государств и в то же время вписаться в западную дипломатию, с которой им приходилось иметь дело. Они были вынуждены отражать «дипломатию» угроз, запугивания, вмешательства во внутренние дела. При этом хитрость возводилась в степень доблести и считалась синонимом мудрости, умственной ловкости.

В течение длительного времени восточной дипломатии приходилось иметь дело с более сильным и опытном противником, и поэтому ей приходилось действовать очень осторожно и осмотрительно, иногда затягивать переговоры, чтобы в ходе них выторговать побольше. Можно сказать, что на дипломатию восточных стран наложил отпечаток «восточный базар», который не мыслился без торга.

Другая отличительная особенность сложилась в результате их борьбы за независимость и продолжалась осле ее провозглашения. Эта независимость признавалась западными странами больше на словах, и поэтому восточные страны тщательно оберегали свой суверенитет и самостоятельность. Надо иметь в виду, что для дипломатии восточных стран особо важна борьба за престиж, в том числе соблюдение протокола и этикета.

Еще одной отличительной чертой является умелой использование противоречий между западными странами, а прежде еще и между США и СССР.

В 60-е годы для восточных стран очень важным стало укрепление экономики. Поэтому в дипломатии на первом месте стали вопросы экономического развития, экономической помощи, займов и кредитов.

Очень большое внимание уделяется также странам Востока подготовке профессиональных дипкадров. Высоко ценится западное образование.

Считается, что восточным людям свойственно смягчать остроту высказываний, стремиться к компромиссу. Подход к различным международным проблемам группы умеренных восточных стран часто способствует смягчению напряженности, успешному достижению консенсуса. Нельзя переоценить их роль и в образовании региональных организаций.

Стиль языков многих восточных стран отличается высокопарностью, обилием эпитетов, определенной долей преувеличения, обязательным проявлением уважения к старшим, гостям, собеседникам и т.д. Это отражается и в дипломатическом языке, особенно устном.

В Японии достаточно велика роль МИД: дипломатия страны активно участвует в разработке внешнеполитического курса государства и влияет на него. Японскую дипломатию часто упрекают в консерватизме и инертности, но цель этой инертности – обеспечить устойчивость внешней политики страны и в условиях тесного сближения с США сохранить самостоятельность решений.

Что касается национальных стилей переговоров, то считается, что японцы мало реагируют на угрозы партнеров, хотя сами к ним часто прибегают. Они уделяют много внимания развитию личных отношений с партнерами и во время неофициальных встреч стремятся по возможности подробнее обсудить проблему. Они предельно точны во времени начала и окончания переговоров. Дипломат проявляет особое внимание, слушая собеседника. Но это не следует принимать за согласие с вашей точкой зрения. На самом деле внимание просто побуждает собеседника к продолжению изложения его точки зрения.

Китайцы же в делегации обычно выделяют людей, которые выражают им симпатию и через них пытаются оказать влияние на позицию другой стороны. Окончательное решение принимается не за столом переговоров, а после обсуждения дома. В делегациях обычно много экспертов, и поэтому их численность всегда велика. Уступки китайцы обычно делают в конце переговоров, и ошибки, допущенные партнерами, умело используют.

 

27. Признание государств  и установление дипломатических  отношений.

Под дипломатическими отношениями понимаются официальные отношения, добровольно устанавливаемые между двумя государствами во всех сферах деятельности (политической, экономической, культурной) и дающие право обмена дипломатическими представителями и представительствами.

Первым шагом к установлению дипломатических отношений является признание того или иного государства и его правительства со стороны другого государства. В соответствии с международным правом существуют две формы признания нового государства: признание де-факто и признание де-юре.

Признание де-факто носит неполный характер. Будучи не в состоянии отрицать факт существования государства, правительство другой страны не устанавливает с ним дипломатических отношений, но в то же время вступает в деловые контакты, развивает торговые связи. Иногда такая форма отношений используется в течение довольно длительного периода времени, но в некоторых случаях носит кратковременный характер. Видимо поэтому иногда такую форму именуют отношениями "аdhос", буквально означающие "к этому", "для данного случая". В современной международной практике признание де-факто применяется сравнительно редко.

Наиболее распространено признание де-юре, или полное дипломатическое признание. Оно предполагает установление документально оформленных официальных дипломатических отношений, учреждение по взаимной договоренности дипломатических представительств, развитие взаимовыгодных торговых, экономических, культурных и иных связей.

Специально оговоренного где-либо единого порядка установления дипломатических отношений между государствам не существует. Но дипломатическая практика показывает, что страны предпочитают закреплять договоренности о дипломатическом признании и учреждении дипломатических представительств письменно:

  • путем обмена личными нотами;

  • оформлением специального соглашения;

  • опубликованием обеими сторонами соответствующего коммюнике;

  • путем обмена письмами или телеграммами по этому вопросу на высоком уровне.

Документальное оформление достигнутой договоренности исключает в будущем какие-либо недоразумения и различное толкование, причем в указанных выше документах, как правило, определяется ранг дипломатического представительства (посольство, миссия), которым решают обменяться государства.

Известны случаи, когда государства приостанавливают или прекращают (разрывают) дипломатические отношения. Эти отношения прекращаются, например, вследствие войны, вооруженной агрессии против суверенного государства, военного путча или когда один из партнеров изменяет свой государственный статус (например, слияние с другим государством, вступление в федерацию или конфедерацию), при котором ведение внешнеполитических дел передается общему верховному органу.

Разрыв дипломатических отношений сопровождается полным прекращением контактов между государствами, отзывом дипломатических представителей и закрытием дипломатических представительств.

Восстановление дипломатических отношений происходит, как правило, так же, как и их установление, т.е. путем переговоров и обмена соответствующими документами.

Вслед за оформлением акта об установлении дипломатических отношений обычно следует обмен дипломатическими представительствами, которые, как правило, учреждаются в столицах соответствующих государств. В современной практике межгосударственных отношений известны два основных класса постоянных дипломатических представительств — посольства и миссии.

Посольство (или миссия) представляет собой государственное учреждение, находящееся на территории иностранного государства и действующее в полном соответствии с директивными указаниями своего правительства. При этом, осуществляя защиту интересов своего государства его юридических и физических лиц. Посольство (или миссия) не должно нарушать порядок и правила, установленные властями страны пребывания в отношении официальных иностранных представительств. Посольство (или миссия) имеет гербовую печать, гербовые бланки для официальной переписки, пользуется правом поднимать над зданием посольства (или миссии) государственный флаг своей страны. Оно располагает валютными средствами, может открывать текущие счета в банках, владеет движимым и недвижимым имуществом и другими ценностями, необходимыми для осуществления представительством общепризнанных в международном праве официальных функций.

 

28. Порядок назначения  и вступление в должность глав  дипломатических представительств.

Дипломатические представительства в нынешнем виде оформились не сразу, они прошли длительный путь становления и развития. Первоначально послы выполняли разовую миссию, срок миссии был непродолжительным. Первое постоянное посольство было направлено миланским герцогом Франческо Сфорца во Флоренцию в 1446 году.

Дипломатическое представительство- особый зарубежный орган внешних сношений, возглавляемый послом, посланником или поверенным во внешних делах. Вопрос регламентации деятельности дип. представителей был решен на Венском конгрессе 1814-1815 годах. Был принят «Венский регламент 1815 года». Устанавливалось деление дип. представителей на классы послов и папских легатов (нунциев), посланников (интернунциев) и поверенных в делах. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года определила порядок аккредитирования послов. Послы и посланники в качестве глав представительств аккредитуются при главах государств пребывания, а поверенные в делах (постоянные) в том же качестве аккредитуются при министрах иностранных дел.

Информация о работе Лекции по "Дипломатии"