Лекции по "Дипломатии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 13:38, курс лекций

Описание работы

1. Дипломатия - служба, наука, искусство.
Дипломатия - инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства; система взаимоотношений между суверенными государствами, основанная на взаимном обмене дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего государства.

Файлы: 1 файл

Конспект по дипломатии.docx

— 247.02 Кб (Скачать файл)

Порядок назначения глав дип. представительств:

  1. посылается запрос на получение агремана (официальное соглашение принимающей стороны) на кандидатуру, назначенную на этот пост. Сообщаются биографические данные. Запрос агремана делается обычно в беседе с министром иностранных дел страны пребывания или представляющим его лицом или временным поверенным, либо направляется вербальная нота.

  1. если агреман получен, посол становится persona grata, если агремана нет, следовательно в назначение отказано. Ответ на запрос агремана дается обычно в течение месяца. Принимающее государство может не объяснять своего решения. Слишком долгое молчание означает отказ. Важно отметить, что в случае отказа запрашивающее государство может дать на это адекватный ответ (реторсия),

  1. после получения агремана производится назначение главы дип. представительства государственным актом аккредитующего государства, о чем сообщается в печати,

  1. посол отправляется в страну пребывания,

  1. послу вручают верительные грамоты - документы, официально подтверждающие полномочия посла. Их может вручать предшественник. Посол, в свою очередь, вручает отзывные грамоты предшественнику.

  1. деятельность посла, его миссия, начинается либо с момента его приезда в страну, либо с момента вручения верительных грамот.

Процедура вступления в должность дип. представителей в разных странах зависит от существующей практики и установившихся традиций. Венская конвенция 1961 года предусматривает, что вступление в должность следует считать либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения главой представительства о своем прибытии и предоставлении копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

В момент прибытия главы дипломатического представительства к месту назначения его обычно встречает лицо, возглавляющее протокольный отдел внешнеполитического ведомства. Он же разъясняет и процедуру вручения верительных грамот, так как она не везде одинакова и зависит от национальных обычаев. Например, в Англии в день вручения верительных грамот за послом посылается специальная парадная карета. Английским протоколом в качестве парадной одежды посла предусматривается фрак. В других странах за главой дипломатического представительства посылается специальная автомашина. Иногда предусматриваются исполнение национальных гимнов и почетный караул.

После процедуры вручения верительных грамот посол считается "вступившим в должность", о чем он, как правило, информирует своих коллег личной нотой.

Глава дипломатического представительства прекращает свои функции в следующих случаях: если он освобождается со своего поста или получает иное назначение; если правительство страны, в которой посол аккредитован, требует его отзыва, считая его "персоной нон грата"; в случае смерти посла; при прерывании или разрыве дипломатических отношений, особенно во время войны, при прекращении существования государства в качестве субъекта международного права (например, при потере самостоятельности, при распадении на ряд других государств) и т.д.

В случае отзыва посла (посланника) глава государства назначивший его, направляет главе государства, при котором он был аккредитован, письмо об отзыве - отзывную грамоту. Этот документ либо вручается послом (посланником) при прощальном визите главе государства перед отъездом, либо новым послом (посланником) при вручении им своих верительных грамот.

Перед отъездом из страны посол (посланник) наносит прощальные визиты главе государства и правительства, министру иностранных дел, его заместителям, руководящим работникам МИДа, с кем он имел постоянные контакты, министрам руководящим должностным лицам парламента и другим официальным лицам. Посол (посланник) также наносит прощальные визиты своим коллегам - отдельным послам и дуайену (главе) дипломатического корпуса.

 Министр иностранных  дел или его заместитель дает  в честь отъезжающего посла  завтрак или обед. Прощальный  прием от имени всех послов (посланников) обычно устраивает  и глава дипломатического корпуса.

 

29. Дипломатические  ранги: иерархия и порядок присвоения.

Дипломатические ранги - это особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу ведомства иностранных дел и дипломатических представительств заграницей. Это личный показатель уровня профессионализма.

Присвоение личного дипломатического ранга призвано стимулировать профессиональный рост дипломатического работника, развивать его профессиональные качества. Наличие того или иного личного ранга характеризует его опыт как дипломата, способности и уровень приобретенных знаний. Кроме того, лица, имеющие дипломатические ранги и работающие в системе МИДа, получают денежные надбавки к установленным должностным окладам в соответствии с рангом. В качестве исключения дипломатический ранг может быть присвоен лицам, работающим непосредственно в центральном аппарате или в заграничных учреждениях МИДа, но имеющим значительные заслуги в области внешней политики и дипломатии.

Венский трактат 1815 года закрепил понятие и иерархию дипломатических рангов. Действующее в настоящее время расписание штатных должностей и дипломатических рангов в России досталось нам в наследство от МИДа СССР и не протерпело каких-либо существенных изменений. Оно формировалось в ходе становления советской дипломатии.

После Октябрьской революции был упразднен табель о рангах, установленный для российских чиновников, военных и придворных чинов еще Петром I. Одновременно были упразднены дипломатические ранги и должности. Когда Советская Россия после полосы ее признания начала устанавливать дипломатические отношения с иностранными государствами, для глав советских дипломатических представительств было установлено общее наименование "полномочный представитель» (полпред).

Впоследствии советское правительство решило ввести деление глав дипломатических представительств на классы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1941 г. для глав советских дипломатических представительств были установлены классы Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника и поверенного в делах.

28 мая 1943 г. новым Указом  Президиума Верховного Совета  СССР были введены высшие дипломатические  ранги — Чрезвычайного и Полномочного (министр иностранных дел, заместитель  министра, посол по особым поручениям), Чрезвычайного и Полномочного  Посланника 1-го и 2-го классов (директор  департамента МИД, постоянный представитель международной организации, представитель МИД субъекта РФ, генконсул РФ, советник первого класса). Для других дипломатических и консульских работников, в том числе для сотрудников центрального аппарата МИД СССР, также устанавливались дипломатические ранги советника 1-го (заместитель управления, консультант, консул), 2-го (заместитель представителя МИД, советник, консул- советник), 3-его классов, первого секретаря двух классов (первый секретарь посольства, консульства), второго секретаря двух классов (второй секретарь, вице консул), ранг третьего секретаря и атташе (присваивались приказом министра иностранных дел СССР). Все указанные выше дипломатические ранги сохранились до настоящего времени.

Следует отметить, что если ранги полпредов присваивались как бы "аdhос", т.е. только на время выполнения миссии, то по новой схеме ранги (всего 11 — от атташе до посла) стали персональными и пожизненными. Ранее сотрудники дипломатической службы вообще не имели рангов: атташе, секретари и советники — это были должности заграничного аппарата представительств для внесения в список дипкорпуса в стране пребывания.

Из истории дипломатии. Еще лет двести назад понятия "чрезвычайный и полномочный посол" не существовало, были просто послы. Однако в случаях, когда, не имея аккредитованного посла или имея его, но, желая подчеркнуть особую важность события или жеста, один государь направлял к другому посла с чрезвычайными полномочиями для участия в какой-то церемонии, для передачи важного сообщения и т.д. Это приводило к серьезным коллизиям, поскольку чрезвычайные послы претендовали на особые почести по сравнению с послами аккредитованными. Подобные казусы были частыми и неизбежными, поэтому для поддержания престижа своих постоянных послов аккредитующие суверены стали называть их "чрезвычайными и полномочными" — практика, закрепленная Венским регламентом 1815 г.

С введением личных дипломатических рангов в центральном аппарате МИДа штатное расписание было перестроено в соответствии с ранговой системой: атташе, третий секретарь, второй секретарь, первый секретарь, советник, заместитель заведующего отделом, заведующий отделом. Для стажеров, неаттестованных политических работников, были сохранены должности референта и старшего референта, для опытных наставников и экспертов — должность эксперта-консультанта.

Сегодня аналогичные структуры действуют лишь в ведомствах иностранных дел Франции и стран бывшего социалистического лагеря. Отдельные элементы этой системы на уровне советников и посланников присутствуют в Германии. В США, Великобритании и ряде других государств функционирует сложная литерно-цифровая система рангов, устанавливающая «потолок» должностей и "вилки" должностных окладов, как в самом ведомстве, так и его зарубежных представительствах в зависимости от многих компонентов (выслуги лет, условий работы, уровня ответственности и др.). Должности атташе, секретарей, советников являются элементами универсальной международной схемы применительно к посольствам и иным диппредставительствам. Причем чаще всего "атташе" в дипломатическом списке - это дипломатические стажеры: ведь атташе буквально означает "прикрепленный" к чему-либо. Профессиональные же дипломаты начинают свою деятельность, как правило, с должности третьего или второго секретаря Специализированные атташе могут быть и вторыми, и первым секретарями, и даже советниками.

 

30. Дипломатические  ранги vs должности в центральном аппарате МИД и зарубежных представительствах РФ

Дипломатические ранги - это особые служебные звания, присваиваемые дипломатическому персоналу ведомства иностранных дел и дипломатических представительств заграницей. Это личный показатель уровня профессионализма.

Государственная должность (по п. 1 ст. 1 федерального закона «Об основах госслужбы РФ») дип.службы представляет собой юридически и организационно оформленную структурную единицу системы разделения труда в МИДе, определяющую статус дип.работника, границы и содержание его деятельности по исполнению и профессиональному обеспечению исполнения полномочий внешнеполитического ведомства РФ.

Правовая база должностной структуры МИД РФ:

Федеральный Закон «Об основах государственной службы РФ»

Указ Президента «О государственных должностях РФ» от 11 янв. 1995,

Указ Президента «О передаче гос должностей федеральной го-ной службы» от 3 сент 1997

Указ Президента «О внесении дополнений в сводный перечень гос-ных должностей РФ, утвержденных Указом Президента от 11 янв 1995 г., и об утверждении перечня гос должностей фед гос-ной службы категории «В» в МИДе РФ, дип представительствах и консульских учреждениях» от 20 дек 1996 г

Поправки 1998-2004 гг.

Гос должности Категории «А» (это полит должности, их исполнение собственно гос службой не является):

Министр ИД,

Чрезвычайный и полном посол РФ в иностр государстве,

Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) РФ при международной орг-ции.

Гос должности Категорий «Б» и «В» - это должности именно дип службы среди должностей фед гос службы. Для них определена своя классификация. Гос должность дип службы создается государством на постоянной основе => ее учреждение и реорганизация регулируется фед законодательством.

По ст. 6 фед закона «Об основах гос слудбы РФ» и Перечню гос должностей фед-х гос-х служащих, должности дип службы подразделяются на 5 групп: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

Высшая должность дип службы (5 группа гос должностей дип службы). Она учреждается только в МИДе, диппредствах и конс учр-ях: 1-й заместитель Мин ИД

Заметситель Мин ИД,

Посол по особым поручениям

Директор департамента

Главная должность дип службы (4 группа гос должностей дип службы).

В МИДе, диппредствах и конс учр-ях это:

Начальник управления,

1-й зам пост-го представителя РФ при ООН,

Заместитель директора департамента,

Руководитель миссии РФ,

Поверенный в делах РФ,

Советник-посланник,

Генконсул РФ,

Заместитель пост предст-ля РФ при /н орг-ции

В представительствах РФ и представительствах МИД за рубежом это: Торговый представитель РФ,

Уполномоченный РФ

В территориальных органах МИД это:

Представитель Министерства ИД

Ведущая должность дип службы (3 группа гос должностей дип службы). Ее реализация обеспечивает стабильность и прочность дип службы.

В МИДе, диппредствах и конс учр-ях это:

Заместитель начальника управления,

Главный советник,

Консул РФ,

Начальник отдела,

Начальник отдела департамента (управления),

Заместитель начальника отдела

Заместитель начальника отдела департамента (упр-ния),

Старший советник,

Консультант,

Советник,

Консул-советник,

Первый секретарь,

Консул,

Торговый советник

В органах Министерства ИД это первый секретарь.

В представительствах РФ и представительствах МИД за рубежом это:

Руководитель предст-ва фед органа власти,

Заметститель торг предст-ля РФ,

Заместитель руководителя,

Начальник отделения,

Начальник отдела,

Старший эксперт предст-ва фед органа за рубежом

В территориальных органах МИД это:

Заместитель Предст-ля МИДа РФ,

Советник,

Первый секретарь

Старшая должность дип службы (2 группа гос должностей дип службы). Обеспечивает решение оперативных вопросов дип и конс службы.

Информация о работе Лекции по "Дипломатии"