Лекции по "Дипломатии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 13:38, курс лекций

Описание работы

1. Дипломатия - служба, наука, искусство.
Дипломатия - инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства; система взаимоотношений между суверенными государствами, основанная на взаимном обмене дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего государства.

Файлы: 1 файл

Конспект по дипломатии.docx

— 247.02 Кб (Скачать файл)

Этапы переговоров: 1. начальный (исследовательский, дискуссионный). 2. аргументации и определения общих рамок будущего соглашения. 3. заключительный – согласование позиций и выработка договорённостей. Главное назначение 1 этапа – уточнение позиций участников через проведение дискуссий, 2 – ого – достижение взаимопонимания, выработка общей согласованной позиции по ключевым вопросам, определение рамок возможного будущего соглашения, 3-ьего – согласование позиций и выработка договорных документов (вначале вырабатывается общая формула, а потом путём поправок вносятся детали).

Итоговые документы переговоров: договор, соглашение, конвенция, протокол, декларация, коммюнике. Главное – то, что они фиксируют взаимные права и обязанности между субъектами Международного права. Договоры бывают: двусторонними и многосторонними, открытыми (предусматривается возможность присоединения др. сторон) и закрытыми.

Дополнения, оговорки, разъяснения к договору иногда оформляются спец. протоколом.

Договор состоит из: преамбулы (перечисляются участники, мотивы, цели, принципы); конкретных статей, постановлений; заключения.

Договоры большого политического значения, регулирующие вопросы коллективной безопасности, взаимопомощи, сотрудничества и т.д. – пакты.

Соглашения и конвенции – документы, регулирующие отношения между государствами по каким-либо специальным вопросам (в эконом., политических и др. сферах).

Коммюнике – вид договорного документа, отличающийся информационным характером, об общих принципах политики государств, об их позиции и т.д.

Двусторонний договор составляется на языке сторон, многосторонний – на одном или более.

В двусторонних переговорах соблюдается принцип альтерната, когда в подлинном экземпляре документа данного договаривающегося государства наименование страны, подписи уполномоченных лиц и печати проставляются на первом месте, более почётное место для подписи – под текстом договора вверху с левой стороны, если имена располагаются в строчку, или сверху, если располагаются в колонку. Другие уполномоченные лица расписываются по алфавиту или по жребию.

Парафирование – проставление инициалов уполномоченных лиц на каждой странице договора.

После подписания договор должен быть ратифицирован либо парламентом, либо главой государства.

Договор вступает в силу с момента обмены ратификационными грамотами либо с момента сдачи на хранение в депозитарий, либо, если ратификация не предусмотрена – с момента его подписания.

По окончании срока договор м.б. продлён, или прекращён (по истечению обязательств). Договор м.б. денонсирован (это д.б. оговорено заранее, когда одно государство уведомляет другое государство об утрате его силы), либо аннулирован ( м.б. произведено в одностороннем порядке в письменной форме). Международные договоры регистрируются в секретариате ООН.

 

43. Национальный  менталитет и особенности национальных  переговорных стилей.

Проблема национальных особенностей переговорных стилей стала предметом исследований относительно недавно. Одним их первых выделили национальные переговорные тили английский учёный и дипломат – Г. Никольсон, англичан в переговорах он назвал лавочниками ,т.к. они ведут переговоры так, чтобы в выигрыше были обе стороны, а немцев – войны, т.к. они стремятся к выигрышу за счёт другой стороны. В России много внимание этому вопросу уделяла исследователь Лебедева.

Национальный переговорный стиль – особенности культуры, исторического прошлого, обычаев, традиций, менталитета, которые влияют на процесс переговоров. Можно выделить 3 группы особенностей, характеризующих национальные стили: 1. связанные с формированием состава делегации; 2. связанные с ценностными ориентациями; 3. связанные с личностным моментом поведения участников переговоров. При чём национальный стиль переговоров определяется поведением участников как представителей своего государства, а не национальной группы.

Американский стиль. Основные характеристики переговорщика: открытость, профессионализм, самостоятельность и независимость в принятии решений, дружелюбность (предпочтительно неформальное общение), напористость (граничащая с агрессивностью, иногда желание навязать своё мнение), пунктуальность, прагматичность.

Чувствуя себя на переговорах лидерами, американцы хотят получить максимум возможного, используя приёмы «торга», тем не менее, они уделяют большее внимание поиску консенсуса, нежели деталям. Американцы уделяют большое внимание общественному мнению, поэтому большое внимание придают освещению хода переговоров СМИ.

Азиатский стиль. Главная характеристика – эластичный. То есть они терпимо относятся к разногласиям на переговорах, склонны к рассмотрению деталей, даже если нет согласия по общей формуле. Японцы особенно чувствительны к общественному мнению, стремятся избежать участия в многосторонних переговорах. На уступки отвечают тем же, на угрозы – не реагируют, но в переговорах с более слабым партнёром сами прибегают к угрозам. Японцы очень пунктуальны и обязательны, много времени уделяют межличностным контактам, умеют выслушивать собеседника, держать паузу, контролировать эмоции. Японское «да» - не всегда означает согласие, «нет» они не употребляют, чтобы не обидеть собеседника, а говорят «это затруднительно». В переговорах с японцами паузы вполне естественны. Японцы боятся проиграть на переговорах, поэтому предпочитают не рисковать. Представители Южной Кореи, имея много общего с японцами, отличаются от них, прежде всего, тем, что после установления межличностных контактов, приступают к деловой части. Корейцы очень вежливые и воспитанные и требуют от партнёров того же, своё несогласие открыто не высказывают, если же договорённость достигнута, то сразу же приступают к её реализации. Особенности Китайского национального стиля: делегации очень многочисленны, в них входят эксперты по различным вопросам, в принятии решений не самостоятельны, т.к. им всегда требуется одобрение центра. В переговорах с китайцами прослеживаются все три стадии ведения переговоров. Причем на начальном этапе кроме выяснения позиций партнера, предпринимаются попытки по внешнему виду определить социальный статус участников переговоров. В дальнейшем внимание делегации акцентируется в основном на лицах с более высоким должностным положением.

Для китайского стиля характерна достаточно жесткая линия поведения, когда позиция фактически отстаивается на протяжении всего хода переговоров, а готовность к уступкам проявляется лишь тогда, когда переговоры заходят в тупик. Ошибки партнеров умело используются в своих интересах. Договоренности китайская сторона стремится выполнять.

Из европейских переговорных стилей выделим французский, английский, немецки.

На формировании французского переговорного стиля сказалось то, что Франция в большей степени, чем другие страны, оказала влияние на становление и развитие дипломатического протокола и этикета, а французский язык вплоть до XVIII в, был официальным языком межгосударственного общения. В качестве официального языка на переговорах предпочитают французский, причем их раздражают речевые ошибки собеседников. Переговоры ведутся, жестко, альтернативных вариантов решения проблемы не имеют. К торгу прибегают редко. В принятии решений зависят от центра. К переговорам готовятся тщательно, исходя из "общих принципов" и уделяя основное внимание логическому обоснованию, убедительной аргументации своей позиции. Нельзя не отметить такие черты французского переговорщика, как вежливость, любезность, коммуникабельность, чувство юмора.

Английские переговорщики к переговорам тщательно не готовятся. Они исходят из того, что наилучшее решение может быть найдено в ходе самих переговоров. Английский переговорный стиль характеризуется неторопливостью в принятии решений, тактикой выжидания, гибкостью, способностью к компромиссам. Англичане отличаются компетентностью, профессионализмом. Переговоры ведут честно и того же ждут от партнеров. Англичане приветливы, дружелюбны, готовы оказать помощь, но в то же время очень сдержаны, замкнуты и необщительны по отношению к незнакомым людям. На переговорах они умеют держать паузу, слушать, молчание у них далеко не всегда означает согласие. Признаком дурного тона считают многословие, эмоциональность. Прагматизм, следование букве и духу закона — характерные черты английского переговорного стиля.

 Немецкий переговорщик очень пунктуален, бережлив, расчетлив. Переговорам предшествует тщательная подготовка. Переговоры немцы ведут сухо, иногда даже грубо, вопросы обсуждают с педантичной последовательностью, скрупулезно рассматривают все детали. От других участников переговоров они ожидают ясности, четкости, деловитости, конкретности, пунктуальности. Тщательно соблюдают условия договоренности.

У африканских народов ведение переговоров на востоке и на западе имеет свою специфику. Представители стран на востоке Африки предпочитают вести переговоры "до победного конца", так как в конечном итоге участники диалога обязательно придут к единому мнению. Для представителя западно-африканских стран такое поведение не характерно.

Очень большим разнообразием отличается арабский стиль ведения переговоров, на формирование которого большое влияние оказал ислам. Важнейшие качества, составляющие своеобразный "кодекс чести араба" — щедрость, гостеприимство, отвага, честность, терпение, верность, преданность. С вопросами и просьбами обращаться к женщине считается неприличным. Арабы любят и умеют торговаться. Их речь сопровождается жестикуляцией.

Один из участников кэмп-дэвидских переговоров американский исследователь У.Кванд выделил три характерные черты, присущие египетскому народу и оказавшие существенное влияние на переговорный стиль: 1) развитое чувство национального самосознания; 2) сильное правление — необходимое условие процветания государства; 3) жестко регламентированные правила поведения. Поэтому египтяне весьма болезненно воспринимают вопросы, связанные с национальной независимостью и всем тем, что в какой-либо мере может показаться им вмешательством во внутренние дела страны. Большое значение придается уровню, на котором ведутся переговоры. Египтяне, как и все арабы, предпочитают торг.

Но, пожалуй, наиболее изощрены в торге ливанцы, которые не считают зазорным обмануть, обвести партнера вокруг пальца. Однако, если у них возникает хотя бы намек на недобросовестность партнера, то торг обрывается. Достижению успеха на переговорах способствуют атмосфера доброжелательности, соблюдение и уважение местных традиций.

Таким образом, национальные переговорные стили отличаются разнообразием и имеют особенности, которые необходимо учитывать при подготовке к переговорам. Разумеется, было бы неправильно утверждать, что абсолютно каждому участнику переговоров той или иной страны присущ описанный стиль поведения, но он характерен для делегации в целом.

 

44. Организация  и значение документационного  обеспечения дипломатической службы. Требования к дипломатическим документам.

Существует специальная система документационного обеспечения дипломатической службы – делопроизводство (в нем много разделов: -внутр переписка, -с МИДами и дипломатическими представительствами,…).

Составление дипломатических документов – инструмент дипломатии и одно из важнейших направлений работы МИДов. ФЗ «О стандартизации» (реестр основных требований к официальным  документам). Контроль за соблюдением установившейся практики переписки, как правило, возлагается на протокольную службу (ДГП МИД РФ).

Нарушение традиционных норм и правил дипломатической переписки со стороны иностранных государств м.б. воспринято как попытка нанести ущерб достоинству страны.

Составление и оформление дипломатических  документов: герб, код  документа (для тех, что есть в гос реестре), реквизиты (отражают принадлежность ведомству), организация, департамент, адрес, памятки («лично в руки» и т.д.), место составления, дата, грифы («сов.секретно/особой важности», «сов.секретно», «секретно», «для служебного пользования»), отметки контроля, наличие приложений. Также надо упомянуть про формуляр-схемы, бланки, учет гербовых бланков.

Требования:

Достоверность. Не допускается неточность, искажение фактов. Это делает документ уязвимым, так как под сомнение будет поставлено его содержание. Последующие поправки и уточнения уже не могут помочь.

Целенаправленность. Большое значение имеет правильный выбор вида документа – он должен соответствовать данному конкретному случаю. На вербальную ноту принято отвечать вербальной нотой, а на личное письмо – личным письмом.

Аргументированность.

Своевременность. Дипломатический  документ требует ответа. Его отсутствие будет воспринято как ответ определенного негативного характера.

Доступность. Документ с наибольшей полнотой и в кратчайшие сроки д.б. понятен соответствующему лицу.

Язык дипломатических документов прост, лаконичен, редко используются сравнения и эпитеты. Слова д.б. абсолютно аутентичными вкладываемому в них понятию (без двусмысленностей).

Дипломатический документ должен иметь безупречный внешний вид. Печать внизу документа, при скреплении нот гербовой печатью герб должен занимать вертикальное положение и т.д.

Любой документ начинается с обращения (точный титул и фамилия лица, которому адресуется данный документ). То и другое должно соответствовать записям в официальных документах, исходящих из учреждений, в которых работают эти лица.

МИД ведет дипломатическую переписку на языке своей страны. Однако к официальному тексту м.б. приложен перевод на иностранный язык для того, чтобы как можно быстрее довести до адресата содержание документа и предотвратить возможные неточности при переводе документа адресатом.

Посольства могут вести переписку с МИДом на языке своей страны. Но нередко они ведут переписку на языке страны пребывания или прилагают к оригиналам переводы документов на этот язык.

Дипломатические документы, как правило, должны вручаться лично адресату или направляться с курьером и сдаваться специальному уполномоченному лицу под расписку.

Как бы ни были важны форма и атрибуты вежливости в дипломатическом документе, приоритет все же следует отдавать содержанию, ясности изложения, логичности мысли, доказательности фактов, учету особенностей адресата и возможной реакции с его стороны.

 

45. Основные виды дипломатических документов: личные, вербальные ноты, памятные записки, меморандумы.

В дипломатической практике наиболее традиционными являются следующие виды дипломатической переписки:

личная нота направляется по вопросам принципиального значения или содержит информацию о каком-либо крупном событии. Носит более эксклюзивный характер, оформляется по полной программе. Нота составляется в первом лице от имени подписывающего ноту и начинается с обращения. Заканчивается нота комплиментом (формула вежливости), в котором автор «свидетельствует свое уважение». Характер комплимента должен учитывать принцип взаимности, особенно в случае направления ответной ноты.

Информация о работе Лекции по "Дипломатии"