Лекции по "Дипломатии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 13:38, курс лекций

Описание работы

1. Дипломатия - служба, наука, искусство.
Дипломатия - инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства; система взаимоотношений между суверенными государствами, основанная на взаимном обмене дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего государства.

Файлы: 1 файл

Конспект по дипломатии.docx

— 247.02 Кб (Скачать файл)

Основной принцип работы в Форин офисе и загранучреждениях — решение вопросов на возможно более низком уровне. По некоторым данным, 80—90% проблем разрешаются на уровне департаментов, не «доходя» до заместителей министров — директоров. В случае разногласий между заместителями министра роли арбитра выступает постоянный заместитель. Лишь в ситуациях государственной важности, затрагивающих интересы безопасности, страны к процессу разработки решения подключаются политические руководители МИД, включая и министра. В остальных случаях министр, как кабинет в целом, всецело полагаются на мнение своего профессионального дипломатического аппарата. Таким образом, его роль во внешнеполитическое процессе остается беспрецедентно высокой.

В наши дни только треть зачисляемых на службу молодых дипломатов - выпускники элитарных колледжей Оксфорда и Кембриджа (50 лет назад они составляли 90—95%). В 1995 г. число женщин, принятых на службу, впервые превысило число мужчин. Сегодня более четверти профессиональных британских дипломатов — женщины, среди них — 9 послов.

Общегуманитарная подготовка классического образца, воспитанность и хорошие манеры, способность к общению в различных слоях общества, устойчивость психики - вот главные требования, которые предъявляются лицам, претендующим на поступление в ряды дипломатической службы. Исходя из этих соображений, руководители британской профессиональной дипломатии считают ненужным проведение специальной подготовки или переподготовки дипломатических кадров в каком-либо учебном заведении университетского или постуниверситетского уровня. Для того, чтобы выявлять людей, способных освоить профессию, действует система строгого конкурсного отбора кадров. Конкурс для поступления в высший разряд службы составляет 120 человек на место, в другой, - «исполнительский», разряд - 86 претендентов на место.

Кадровый дипломатический персонал разделен на два основных разряда: «А» (управленческая категория, политический анализ), «Е» (исполнительская, работают в основном на консульском, информационно-разъяснительном, торгово-экономическом, культурном и других направлениях деятельности, прямо не связанных с «высокой политикой»). Для поступления на службу по управленческому разряду (элита, менее 1000 человек), претендент должен пройти через систему сложных конкурсных испытаний (ежегодно зачисляется примерно 23- 25 человек, а число претендентов — более 2,5 тыс. человек). Возраст поступающих — не более 32 лет для разряда «А», не более 45 лет — для разряда «Е».

На британской дипломатической службе установлено 10 служебных рангов. Набор в низший, 10-й ранг, присваиваемый канцелярским служащим, проводится без конкурсных экзаменов, в порядке замещения открывающихся вакансий . 9-й ранг присваивается лицам, прошедшим по конкурсу в исполнительский разряд службы (соответствует должности атташе). Молодым дипломатам, принятым по управленческому разряду, присваивается 8-й, либо 7-й ранг, что соответствует должностям 3-го и 2-го секретаря. 7-й ранг присваивается в случае, если у зачисленного на службу молодого сотрудника имеется диплом об окончании с отличием одного из престижных университетов, опыт практической или научной работы а его возраст — 26 лет и старше (но не старше 32 лет). 6-й ранг, соответствующий должности 1-го секретаря консульским, торгово-экономическим, информационным вопросам, присваивается только дипломатам, проходящим службу по исполнительскому разряду. Присвоение им 5-го ранга (должность 1-го секретаря по политическим вопросам) производится только на основании специального заключения персональной комиссии Форин офиса о пригодности данного лица к выполнению работы политического и руководящего характера. При нормальном прохождении службы дипломаты разряда «А» получают 5-й ранг в среднем в возрасте 29—30 лет, а «Е» — в возрасте 36—40 лет.

На уровне 5-го ранга происходит объединение обоих разрядов рядов службы - должности 1-х секретарей политической работе, а в ряде случаев и на должности начальников политических канцелярий посольств. 4-ий ранг – советник, генконсул. Дипломаты 1—3-го рангов составляют руководящую верхушку профессиональной дипломатической службы. Из их числа заполняются вакансии глав большинства британские дипломатических представительств, первых заместителей и заместителей министра. Глава профессиональной дипломатической службы — всегда дипломат первого ранга.

 

24. Федеральное  Министерство иностранных дел  ФРГ: структура и полномочия

Дипломатическая служба ФРГ состоит из Центрального аппарата — Министерства иностранных дел и представительств за границей — посольств, генеральных консульств, консульств и представительств при международных организациях. Количество загранпредставительств постоянно меняется в зависимости от потребностей, состояния отношений и положения в отдельных регионах, а также выделяемых на содержание дипломатической службы финансовых средств. Проектом бюджета на 2002 г. предусматривается выделение на внешнеполитическую деятельность 2104 млн евро, что составляет 0,85% общих расходов федерального бюджета (247800 млн евро).

ФРГ имеет за границей 142 посольства, 56 генеральных консульств и консульств, 12 постоянных представительств при международных организациях и 2 специальных представительства. Поскольку дипломатическая служба является составной частью государственной службы ФРГ, на нее распространяется установленная сетка должностей и должностных окладов. В Германии существуют две основные группы должностей — категория «А» (имеет 16 разрядов или классов) и категория «В» (имеет 11 разрядов или классов). Для категории «А» установлены прогрессивные ставки окладов в зависимости от выслуги лет. Для категории «В» — фиксированные ставки окладов.

Структура государственной службы включает в себя так называемую «простую службу» (категории А1 — А5), «среднюю службу» (категории А5 — А9), «высокую службу» (категории А9 — А13), и «высшую службу» (категории А13 — А16 и ВЗ, В6, В9, В11). К непосредственно дипломатическим относятся должности «высшей службы». Однако в штатах МИД и его загранпредставительств работают сотрудники всех категорий, причем работники категории «высокой службы» фактически также выполняют функции дипломатов, а за границей имеют и дипломатические паспорта. Они соответствуют примерно младшим дипломатам российской дипломатической службы — референтам, атташе, третьим секретарям. Из общего числа сотрудников МИД только 688 человек являются собственно дипломатами и проходят по категории «высшей службы».

Переход сотрудников в порядке повышения по должности их одной категории в другую, например из «высокой» в «высшую» не предусматривается. Дело в том, что для зачисления в «высшую» категорию необходимо иметь законченное университетское образование, пройти трехлетнее обучение в Дипломатической школе МИД и сдать квалификационный экзамен.Сотрудники «высокой» категории таким требованиям, как правило, не отвечают. Они обладают лишь общим или специальным высшим образованием, а служащие «средней» категории — законченным средним образованием. Этим и объясняется жесткая иерархическая структура дипломатической службы ФРГ.

В современной Германии дипломатическая служба уже не является привилегией избранных, поэтому профессия дипломата потеряла свою исключительность и особую привлекательность.

Структура министерства иностранных дел ФРГ в основных ее элементах остается неизменной на протяжении многих десятилетий, хотя и появляются новые подразделения, увеличивается личный состав. В настоящее время организационная схема МИД ФРГ выглядит следующим образом.

Министерство возглавляет министр. Смена министров и приход к руководству представителей разных партий обычно не ведет к кадровым перетряскам. Профессиональный состав остается неизменным, причем в аппарате МИД работают представители разных политических партий. Принадлежность к партии считается их личным делом. Министром ИД ФРГ на сегодняшний день является Йошка Фишер.

При министре имеется т.н. «руководящий штаб», включающий 5 отделов: бюро министра, отдел, ведающий вопросами парламента и кабинета министров, отдел по работе с общественностью, отдел печати и отдел связи. Кроме того, министру непосредственно подчинен штаб планирования, главная задача которого — разработка концептуальных вопросов внешней политики, а также Центр реагирования на кризисные ситуации.

В качестве заместителей министра действуют два статс-секретаря (сейчас - Юрген Хробог и д-р Клаус Шариот), являющиеся профессиональными дипломатами, чиновниками высшей категории В11. Распределение обязанностей между В качестве заместителей министра действуют два статс-секрет ря, являющиеся профессиональными дипломатами, чиновнику высшей категории В11. Распределение обязанностей между ними периодически меняется. Как правило, один из статс-секретарей курирует все административные службы министерства, весь комплекс отношений с европейскими и североамериканскими государствами, включая деятельность региональных международных организаций, вопросы европейской интеграции, разоружения и контроля над вооружениями. Обычно этот статс-секретарь является как бы первым заместителем министра. Второй статс-секретарь ведает глобальными проблемами международных отношений, включая деятельность ООН, вопросами отношений в сфере экономики, культуры, международно-правовыми проблемами, отношениями с государствами, расположенными за пределами Европы и Северной Америки, а также протокольной службой.

Кроме того, в составе министерства имеются два государственных министра (сейчас это Керстин Мюллер и Ханс Мартин Бури, являющиеся одновременно членами Бундестага). Это политические деятели, а не профессиональные дипломаты. Они меняются со сменой кабинета. Государственные министры представляют министра в контактах с парламентом, на заседаниях кабинета в случае его отсутствия, в межминистерских контактах, в сфере внешних сношений и на внутренних общественно-политических мероприятиях, когда министр в силу занятости не может в них участвовать.

В составе министерства имеются 10 департаментов и отдельная протокольная служба, которые подразделяются на отделы. Директора департаментов по существу осуществляют те же функции, что и заместители министра в МИД России.

Первый, т.н. Центральный департамент, имеет в своем составе 22 отдела. Его функции охватывают:

осуществление кадровой политики;

подготовку и переподготовку кадров;

формирование кадров ЦА и загранпредставительств;

организацию внутренней работы министерства (секретариаты, канцелярии);

финансово-бюджетные вопросы и административно-хозяйственную службу;

работу политического архива, библиотеки, центра документации, переводческой службы;

организацию дипломатической связи, шифровальной и дипкурьерской служб;

обеспечение безопасности;

организацию медицинского обслуживания и некоторые другие вопросы.

На правах отдельного подразделения министерства действует служба инспекторов МИД, контролирующая организацию работы в загранучреждениях. Она состоит из 4 отделов. В последние годы функции этой службы заметно расширились.

Второй департамент — Политический. Его директор является Политическим директором министерства, третьим по значению профессиональным дипломатом в МИД после статс-секретарей. В составе департамента 11 отделов, а также группа по общей внешней и оборонной политике ЕС, специальные уполномоченные по вопросам укрепления стабильности в Юго-Восточной Европе, по делам России, Кавказа и Центральной Азии, два посла по особым поручениям. Департамент ведает вопросами отношений с США и Канадой, общими вопросами оборонной политики и политики безопасности, всей проблематикой НАТО, включая евро-атлантическое партнерство, Совет Россия — НАТО, военно-политические вопросы ЕС и соответствующие вопросы в отношениях с государствами ЕС, проблематикой ОБСЕ, Совета Европы, отношениями с Россией и государствами СНГ, с государствами Восточной Европы, Балтии и др.

Департамент 2 «А», аппарат уполномоченного правительства ФРГ по вопросам разоружения и контроля над вооружениями, ведает в полном объеме всей проблематикой разоружения, включая проведение переговоров, разработку новых и осуществление действующих соглашений. Департамент состоит из 4 отделов.

Департамент «Е» — Европейский департамент. Состоит из 12 отделов. Ведает всей проблематикой западно-европейской интеграции и деятельностью Европейского Союза, включая отношения ЕС с третьими странами, кроме военно-политических вопросов, а также отношениями со странами — членами ЕС. В составе департамента действуют два специальных уполномоченных — по вопросам расширения ЕС и по координации европейской политики.

Департамент глобальных международных вопросов, ООН, прав человека и гуманитарной помощи. Состоит из 9 отделов и аппарата уполномоченного по вопросам борьбы с международным терроризмом. Ведает всеми вопросами деятельности ООН и организаций системы ООН, а также вопросами оказания гуманитарной помощи, проблематикой прав человека, борьбы с международной преступностью и международным терроризмом.

Третий департамент — Политический. Состоит из 12 отделов и ведает всеми вопросами отношений со странами Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока. При департаменте работают специальные уполномоченные по вопросам политики ФРГ в отношении указанных регионов.

Четвертый департамент — Экономический. Состоит из 12 отделов и трех специальных уполномоченных. Занимается проблематикой внешнеэкономических связей ФРГ с зарубежными странами, международного экономического сотрудничества, деятельностью международных экономических организаций, вопросами научно-технического сотрудничества, мирного использования ядерной энергии, контроля над экспортом оружия, сотрудничеством в области охраны окружающей среды и др. смежными проблемами.

Пятый департамент — Правовой. Состоит из 12 отделов. Ведает всем комплексом правовых, международно-правовых, договорных, консульских, в том числе визовых, вопросов, правовыми аспектами положения иностранцев и вопросами предоставления им убежища.

Шестой департамент — Культурное сотрудничество. Состоит из 10 отделов и ведает вопросами отношений с зарубежными странами в области культуры, многосторонними отношениями в этой сфере, деятельностью институтов Гете и других немецких организаций, занимающихся продвижением немецкой культуры и информации о ФРГ за границей. Предметом деятельности департамента является сотрудничество в области науки и образования, включая научные обмены, международные молодежные и спортивные контакты.

Протокольная служба. Действует на правах департамента, хотя формально таковым не является. Выполняет функции государственного протокола, обслуживает не только МИД, но и ведомства федерального президента и федерального канцлера. Организует и осуществляет работу с дипломатическим корпусом в Берлине, обеспечивает протокольную сторону международных конференций и встреч на высшем уровне, проводимых в ФРГ. Состоит из пяти отделов.

В рамках МИД ФРГ действуют также Координаторы сотрудничества с США и Францией. Как правило, это не дипломаты, а политические и общественные деятели.

Имеется также Уполномоченный по правам человека и гуманитарной помощи.

В министерстве существует Совет по персоналу, избираемый сотрудниками на срок 4 года в составе 20—25 человек. Часть из них освобождается от основной работы. Совет контролирует соблюдение установленных принципов кадровой политики и визирует все решения кадровой службы по назначениям и перемещениям вплоть до должностей категории А15 включительно (ст. советники, заместители зав. отделами, послы и генеральные консулы в небольших странах). Остальные назначения осуществляются руководством МИД самостоятельно.

Информация о работе Лекции по "Дипломатии"