Лекции по "Дипломатии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 13:38, курс лекций

Описание работы

1. Дипломатия - служба, наука, искусство.
Дипломатия - инструмент реализации внешнеполитического курса государства, совокупность средств, приемов и методов достижения внешнеполитических целей государства; система взаимоотношений между суверенными государствами, основанная на взаимном обмене дипломатическими представителями, воплощающими суверенитет своего государства.

Файлы: 1 файл

Конспект по дипломатии.docx

— 247.02 Кб (Скачать файл)

Все известные современному международному праву дипломатические иммунитеты и привилегии делятся на две группы: представительства в целом как органа государства; сотрудников представительства (так называемые личные привилегии иммунитеты).

В группу привилегий и иммунитетов дипломатического представительства входят следующие акты или воздержания от актов:

1. Неприкосновенность помещений  дипломатических представительств 

2. Неприкосновенность архивов и  документов представительства 

3. “Фискальный иммунитет” (налоговые  льготы и преимущества, которые  более подходят под определение  “привилегия”), не являясь безусловно необходимым, тем не менее облегчает работу дипломатического представительства. Обычно вопрос об этой привилегии решается на основе принципа взаимности.

4. п.1 ст 36 Конвенции предусматривает, что государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает ввозить и освобождает от всех таможенных пошлин “предметы, предназначенные для официального пользования представительства”.

5. Право представительства пользоваться  флагом и эмблемой аккредитующего государства на помещениях представительства, а также на его средствах передвижения.

6. Почетные привилегии обычно  предоставляются на основе принципа  взаимности. К ним относятся право  на приглашение дипломатических  представителей на торжества, юбилеи, парады и другие официальные церемонии в государстве пребывания; выделение в залах законодательных органов отдельной ложи дипломатическим представителям; право представительства на внеочередную и гарантированную отправку и получение телеграфной и иной корреспонденции и т.д.

К привилегиям и иммунитетам дипломатического персонала представительства относятся:

1. Фундаментальным принципом является  личная неприкосновенность дипломатических агентов в соответствии со ст. 29 Венской конвенции 1961 г. (Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г. и Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г.).

2. Неприкосновенность частной резиденции  дипломатического агента (п.1 ст.30) означает  не только постоянное место  проживания дипломата, но и временную резиденцию (номер в гостинице).

3. Освобождение дипломата от  уголовной юрисдикции (п.1 ст.31 конвенции) безотносительно того, действовал  ли дипломат при исполнении  своих служебных обязанностей или в качестве частного лица.

4. Иммунитеты от гражданской  и административной юрисдикции  не являются абсолютными.

5. Освобождение дипломатических  агентов от обязанности давать  свидетельские показания в судах страны пребывания о фактах, которые им известны (п.2 ст.31 конвенции 1961 г.).

6. Налоговые льготы предоставляются  дипломатическому агенту на тех  же основаниях, что и самому  представительству.

7. Таможенные привилегии предполагают свободу ввоза и освобождение от уплаты таможенных пошлин за предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи, живущих вместе с ним, а также освобождение личного багажа дипломатического агента от таможенного досмотра

8. Другие привилегии, осуществляемые  на основе принципа взаимности (например, организация жизни и  быта дипломатического представителя  на основе обычаев и правил  своей страны, право выписывать  на свое имя все необходимые издания, включая запрещенные к ввозу в страну пребывания, право иметь в представительстве часовню или церковь своего культа и т.д.)

Члены семей дипломатических агентов получают полные привилегии и иммунитеты при двух непременных условиях: дипломат и его семья должны проживать совместно; как и сам дипломат, члены его семьи не должны быть гражданами государства пребывания.

Члены административно-технического персонала, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются вместе с членами семей, живущими с ними, неприкосновенностью личности, жилища, фискальным иммунитетом, иммунитетом от уголовной юрисдикции, а от гражданской и административной - только в отношении действий, совершенных при исполнении служебных обязанностей.

Что же касается членов обслуживающего персонала, то они пользуются иммунитетом в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе. Эти иммунитеты предоставляются им, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно.

 

18. Конституционные и  конвенционные органы внешних  сношений РФ.

Внутригосударственные органы внешних сношений постоянно находятся на территории данного государства и в свою очередь разделяются на конституционные и специализированные (конвенционные). Первые образуются каждым государством автономно. Их существование прямо предусмотрено конституцией государства, которая определяет объем их полномочий. Создание вторых, специализированных органов внешних сношений оформляется также актами внутреннего права, однако само их появление зависит в определенной степени от существования соответствующих международных договоров, на основании которых данное государство, будучи их участником, осуществляет внешние сношения в какой-либо специальной области. К внутригосударственным конституционным органам внешних сношений относятся высший законодательный орган (парламент), глава государства, правительство, глава правительства, ведомство иностранных дел).

В РФ это: Федеральное собрание – (функции) решение вопросов войны, мира, территориальных изменений, ратификация мд, определение расходов на внешнеполитические мероприятия.

Президент осуществляет высшее представительство государства в международных отношениях. Особенностью правового положения главы государства в международном общении является то, что он без специальных полномочий лично встречается с главами других государств, ведет с ними переписку и переговоры. Согласно международному праву, глава государства (равно как и глава правительства и министр иностранных дел) представляет свою страну по вопросам внешних сношений ex officio (по должности).

Ст. 80 российской Конституции указывает, что “Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях”. Согласно ст.86 Конституции президент РФ осуществляет руководство внешней политикой РФ; ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; подписывает ратификационные грамоты; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Правительство является органам внешних сношений, в деятельности которого наиболее тесно переплетаются функции руководства и практического осуществления внешнеполитического курса государства. Именно правительство намечают основные направления внешней политики и вносят соответствующие предложения на рассмотрение и утверждение парламента и главы государства, организуют выполнение и контроль за принятыми внешнеполитическими решениями. Конституция РФ (п. “д” части 1 ст. 114) определяет компетенцию в области внешних сношений Правительства в самом общем виде. Установлено, что Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ. Более подробно его компетенция закреплена в Законе РФ “О Совете Министров - Правительстве РФ” от 22 декабря 1992 г. Закон о Правительстве (п.5 ст.20) устанавливает, что Правительство: а) осуществляет руководство в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями; б) обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, заключает межправительственные соглашения, принимает меры к исполнению международных договоров РФ; в) осуществляет руководство в области внешней торговли и других видов внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

К специализированным органам внешних сношений относятся такие органы, деятельность которых специально сосредоточена на внешних сношениях. В России такими органами являются прежде всего Министерство иностранных дел, Министерство торговли, Государственный таможенный комитет, Федеральная пограничная служба.

 

19. МИД РФ – структура  и функции.

Непосредственное осуществление дипломатических сношений в Российской Федерации, как и в большинстве других государств мира, возлагается, на внешнеполитическое ведомство - министерство иностранных дел (или какое-либо иное по названию ведомство, что зависит от традиций соответствующего государства).

Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. было утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

В соответствии с этим документом Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями.

В систему МИД России входят дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, представительства Министерства на территории РФ, а также подведомственные ему организации на территории РФ.

В число основных задач МИД РФ наряду с другими входят, согласно п. 4 этого Положения,

разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

реализация внешнеполитического курса РФ;

координация международных связей субъектов РФ;

обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене;

защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;

обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

С учетом этих задач и функций МИД России Президент РФ 12 марта 1996 г. подписал Указ "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации", которым установил, что "в системе федеральных органов исполнительной власти Министерство иностранных дел Российской Федерации является головным органом в области отношений с иностранными государствами, международными организациями и осуществляет общий контроль за выполнением международных обязательств Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти в этой области и международные связи субъектов Российской Федерации".

А с учетом развития внешнеэкономических связей субъектов РФ и появлением в России такого института, как представительства МИД РФ в субъектах Федерации, в том же 1996 г. было принято Положение о представительстве Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, в 1999 г. - Федеральный закон "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации", а в 2000 г. - постановление Правительства РФ "О принятии Правительством Российской Федерации решений о согласии на осуществление субъектами Российской Федерации международных и внешнеэкономических связей", в которых была подчеркнута и закреплена идея централизованной координации внешних связей субъектов РФ через общефедеральные органы, в частности через МИД.

 

19. МИД РФ – структура  и функции.

Непосредственное осуществление дипломатических сношений в Российской Федерации, как и в большинстве других государств мира, возлагается, на внешнеполитическое ведомство - министерство иностранных дел (или какое-либо иное по названию ведомство, что зависит от традиций соответствующего государства).

Указом Президента РФ от 14 марта 1995 г. было утверждено Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. В соответствии с этим документом Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями.

В систему МИД России входят дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, представительства Министерства на территории РФ, а также подведомственные ему организации на территории РФ.

В число основных задач МИД РФ наряду с другими входят: 1. разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений Президенту РФ; 2. реализация внешнеполитического курса РФ; 3. координация международных связей субъектов РФ; 4. обеспечение дипломатическими средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов РФ на международной арене; 5. защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом; 6. обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами, сношений с международными организациями; 7. координация деятельности и контроль за работой других федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения проведения единой политической линии РФ в отношениях с иностранными государствами и международными организациями.

Информация о работе Лекции по "Дипломатии"