Место НАТО в системе Европейской и международной безопасности в 1990-х гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить место в европейской и международной безопасности НАТО в 1990-х гг.
Задачи: Изучить Североатлантический союз
Рассмотреть период НАТО после «холодной войны»
Показать стремление НАТО к повышению своего глобального места в мире
Узнать место НАТО в системе европейской и международной безопасности

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС……………………..4-14
1.1 СОЗДАНИЕ НАТО…………………………………………………. ..4-5
1.2 ПОДХОДЫ НАТО………………………………………………….. ..6-7
1.3 ПАРТНЕРСТВО РАДИ МИРА…………………………………… …8-14
ГЛАВА II. ВОЕННЫЙ БЛОК И ЕГО СТРАТЕГИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ НАТО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ…………………………………... …………15-20
2.1 СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ НАТО…………………………. ….15
2.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРАТЕГИЮ НАТО………... …...16-19
2.3 НАТО В 21 ВЕКЕ…………………………………………………….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. ..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. …..22
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………… ...23-28

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 191.86 Кб (Скачать файл)

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

Факультет заочного отделения

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

МЕСТО НАТО В СИСТЕМЕ  ЕВРОПЕЙСКОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ В 1990-Х ГГ

Курсовая работа

по истории международных отношений

 

Мальчевской Кристины Дмитриевны

студентки 4 курса

специальности

«Международные отношения»

заочной формы обучения

гр. 2

 

 

Научный руководитель:

Самосюк Т.В.

 

 

 

 

 

Минск, 2012

 

 

Оглавление:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

 

ГЛАВА I. СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС……………………..4-14

1.1 СОЗДАНИЕ НАТО…………………………………………………. ..4-5

1.2 ПОДХОДЫ НАТО………………………………………………….. ..6-7

1.3 ПАРТНЕРСТВО РАДИ МИРА…………………………………… …8-14

 

ГЛАВА II. ВОЕННЫЙ БЛОК И ЕГО СТРАТЕГИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ НАТО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ…………………………………... …………15-20

2.1 СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ  НАТО…………………………. ….15

2.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА  СТРАТЕГИЮ НАТО………... …...16-19

2.3 НАТО В 21 ВЕКЕ…………………………………………………….. 20

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. ..21

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. …..22

 

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………… ...23-28

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………….... 23-26

ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………… ……27

ПРИЛОЖЕНИЕ С…………………………………………………… ……27

ПРИЛОЖЕНИЕ D………………………………………………………… 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наступление «новой эры политического  мышления» началось в конце 1980-х  годов, когда «холодная война» между  Западом и Востоком подходила  к концу, оно выступало за возвращение  к реальным общечеловеческим приоритетам  и ценностям.

Период «новой эры» был  отмечен глобальными политическими  изменениями в Европе, важнейшие  из них это – Объединение Германии, Роспуск Организации Варшавского  Договора и Совета Экономической  Взаимопомощи, крах Советской системе. После того как СССР распался в 1991 году, НАТО не могло больше игнорировать сверх изменения в политике и  приступило к корректировке задач  и стратегий Североатлантического блока.

События начала 1990-х привели  к коренному изменению баланса  сил, как на европейском континенте, так и на глобальном уровне. Поэтому США и другие западные страны решили расширить границы НАТО, что означало пересмотр послевоенной системы европейской и международной безопасности.

Создавая НАТО, государства  – участники сделали его открытым для любого европейского государства, способного развивать его принципы и вносить свой вклад в безопасность европейского региона, что закреплено в Статье 10 Североатлантического договора.

Организация Североатлантического договора – это структура, посредствам  которой члены Североатлантического союза достигают своих стратегических целей.

Данная тема курсовой работы не располагает большим объемом. Наиболее подробно раскрыли эту тему такие авторы как  Троицкий М.А. и Мацель В.М., Позняк В.П., Сычев А.Н., откуда и была взята большая часть информации.

Объект курсовой работы: Североатлантический союз 1990-х гг.

Предмет курсовой работы: Североатлантический союз и международная безопасность

Цель: определить место в европейской и международной безопасности НАТО в 1990-х гг.

Задачи: Изучить Североатлантический союз

Рассмотреть период НАТО после  «холодной войны»

Показать стремление НАТО к повышению своего глобального  места в мире

Узнать место НАТО в системе европейской и международной безопасности

ГЛАВА I. СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС

    1. СОЗДАНИЕ НАТО

Важно начать с определения  сущности и целей развития НАТО, с данной целью можно обратиться так же и к сетевым ресурсам. Организация Североатлантического договора, НАТО (англ. North Atlantic Treaty Organization, NATO; фр. Organisation du traité de l’Atlantique Nord, OTAN) появилась 4 апреля 1949 в США. Тогда государствами-участниками НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность, и обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

В 1954 Советский Союз предложил  присоединиться к НАТО. Предложение  было отклонено. В результате, в противовес НАТО по инициативе СССР был подписан Варшавский Договор. Позднее СССР повторил предложение о присоединении  к НАТО в 1983 г., после 1991 г. Россия также неоднократно выступала с подобным предложением [12, c.102-105], [1,c.80].

Цель НАТО: Члены НАТО договариваются о том, что вооружённое  нападение на одного или нескольких членов союза в Европе или Северной Америке будет воспринято как  нападение на весь союз. В связи с этим они договариваются, что в случае указанной атаки они, в качестве реализации права на индивидуальную или коллективную самозащиту, будут помогать подвергшемуся нападению члену или членам, самостоятельно и совместно с другими членами, действуя по необходимости, в том числе и с применением вооружённых сил, чтобы восстановить и поддерживать безопасность в Северной Атлантике «действуя по необходимости, в том числе и с применением вооружённых сил» означает, что другие члены союза не обязаны вступить в вооружённый конфликт с агрессором. У них остаётся обязательство реагировать, однако выбрать способ реагирования они могут самостоятельно [12, c.104-105].

Это отличает договор от Статьи 4 «Брюссельского договора», которым  был основан Западноевропейский союз, где прямо указывается, что  реагирование обязательно должно быть военного характера. Тем не менее, часто  подразумевается, что члены НАТО окажут военную помощь подвергшемуся  нападению. Кроме того, статья ограничивает сферу действия союза Европой  и Северной Америкой (до 1963 г. Алжир), что объясняет, почему НАТО не вмешалось в конфликт на Фолклендских островах.

Действующая Стратегическая концепция, опубликованная в 1999 г., определяет первостепенные задачи НАТО следующим образом:

– выступать основой стабильности в Евроатлантическом регионе;

– служить форумом для проведения консультаций по проблемам безопасности;

– осуществлять сдерживание и защиту от любой угрозы агрессии против любого из государств- членов НАТО;

– способствовать эффективному предотвращению конфликтов и активно участвовать в кризисном регулировании;

– содействовать развитию всестороннего партнерства, сотрудничества и диалога с другими странами Евроатлантического региона [1, c.87-90], [Приложение B].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 ПОДХОДЫ НАТО

 

НАТО – крупнейшая величина в Европе в сфере многостороннего взаимодействия по вопросам обеспечения безопасности. Если ставить задачу переформатирования системы европейской безопасности.

НАТО продолжает ориентироваться  на выполнение своей основной функции– обеспечение совместной защиты стран – членов от возможного военного нападения извне, но усиливает акцент на проведение операций кризисного регулирования. Геополитическая трансформация альянса выражается в постепенном включении в его состав все более широкого круга стран.

 Экспансия альянса в восточном направлении вызывает рост напряженности в отношениях с Россией. Эвентуальное включение в состав НАТО Украины и Грузии считается российской стороной абсолютно неприемлемым. С возможной эволюцией НАТО, таким образом, связан серьезный вызов европейской безопасности. Парадокс в том, что укрепление последней мыслимо вместе с участием НАТО. Отсюда вдвойне возникает необходимость деактуализировать проблему дальнейшей экспансии альянса на постсоветскую территорию.

В принципе в этом направлении  можно идти несколькими путями, стараясь обеспечить оптимальное сочетание разных подходов [3, c. 120], [11].

 

• Делать для стран-кандидатов абсолютно ясной привлекательность  альтернативных вариантов обеспечения  своей безопасности. Например, четко  и недвусмысленно гарантировав территориальную  целостность и суверенитет стран  СНГ, Россия могла бы нейтрализовать немалую часть высказываемых в этих странах аргументов в пользу присоединения к НАТО.

 

• Предупреждать о возможных  контрмерах со стороны России. При этом в отношении угроз необходима крайняя осторожность – ведь они могут оказаться неубедительными или, хуже того, контрпродуктивными.

 

• Создавать для самого альянса стимулы для не расширения. Речь идет прежде всего о наращивании взаимодействия по вопросам, имеющим для НАТО высокую значимость. Надо добиваться того, чтобы в НАТО Россию стали считать «необходимым партнером», отношения с которым важнее императивов расширения на Украину или Грузию.

Такая линия могла бы включать несколько основных компонентов.

 

• С учетом ставок НАТО в  Афганистане следует оказывать  необходимое содействие транзиту грузов через нашу территорию (не исключая грузы военного назначения). Россия также могла бы взять курс на расширение экономического и гуманитарного содействия операциям НАТО в Афганистане, военные поставки и участие советников.

 

• Параллельно целесообразно  ставить вопрос о признании альянсом ОДКБ, в том числе привлекая  ее к сотрудничеству с НАТО на афганском  направлении.

 

• Добиваться вовлечения НАТО в переговоры, консультации и неформальные обсуждения по решению проблем, связанных с возможным размещением элементов американской ПРО в Европе. Это помогло бы держать на плаву и тему создания совместной системы предупреждения и защиты всего европейского континента от угроз ракетного нападения, которая требует взаимодействия именно с НАТО, а не только с США.

 

• Заслуживает внимания проект совместного с НАТО участия в проведении миротворческих операций. С учетом имеющегося опыта на Балканах потребуются, конечно, коррективы – в частности, по вопросам командования войсками. Но в принципе такое участие способствует укреплению доверия между военными структурами, повышает их совместимость в боевых условиях, что открывает путь к более быстрому реагированию в случае кризиса. При этом следует исключить возможность совместных операций на постсоветской территории.

• Еще одна сфера возможного взаимодействия России с НАТО – борьба с пиратством. В ней могут быть заложены не- которые перспективные линии совместных действий военно-морских сил в интересах обеспечения стабильности в различных акваториях мирового океана [3, c.123].

 

 

 

 

 

 

1.3 ПАРТНЕРСТВО  РАДИ МИРА

 

«Партнерство ради мира» (ПРМ, была создана в 1994, после её учреждения, партнёрство приняли тридцать стран, три из которых впоследствии стали членами НАТО) – это программа практического, двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельными странами-партнерами, благодаря которой эти страны могут развивать индивидуальные отношения с НАТО, самостоятельно определяя приоритетные направления сотрудничества [12, c. 121].

В основе программы «Партнерство ради мира» – приверженность демократическим  ценностям, на которых зиждется Североатлантический  союз, а цель программы – повышать стабильность, снижать угрозы миру и укреплять отношения в сфере  безопасности между отдельными странами-партнерами и НАТО, а также среди самих  стран-партнеров.

Суть программы ПРМ  – это партнерство между отдельной  страной и НАТО, создаваемое на индивидуальной основе, в соответствии с особыми потребностями этой страны, причем каждое из участвующих  правительств выбирает, на каком уровне и в каком темпе это партнерство  будет реализовано совместно  с НАТО.

Официальной основой программы  «Партнерство ради мира» является Рамочный документ, в котором излагаются конкретные положения для каждой из стран-партнеров [5], [12, c.121].

Каждая страна-партнер  берет на себя ряд серьезных политических обязательств: сохранять демократическое  общество; соблюдать принципы международного права; выполнять обязательства, вытекающие из Устава ООН, Всеобщей декларации прав человека, Хельсинкского заключительного  акта и международных соглашений о разоружении и контроле над  вооружениями; воздерживаться от угрозы или применения силы против других государств; не нарушать существующих границ государств; разрешать споры мирным путем.

Страны также обязуются  способствовать прозрачности государственной  системы оборонного планирования и  формирования оборонного бюджета, обеспечивать демократический контроль над вооруженными силами, развивать потенциал, необходимый  для ведения совместных действий с НАТО в рамках миротворческих и  гуманитарных операций [5].

Как закреплено в Рамочном документе, государства-члены НАТО обязуются проводить консультации с любой страной-партнером, если, по мнению этой страны, существует прямая угроза ее территориальной целостности, политической независимости или  безопасности. Этим механизмом воспользовались, например, Албания и бывшая Югославская республика Македония 1 во время кризиса в Косово.

НАТО и страны-партнеры регулярно консультируются по широкому спектру вопросов. Войска (силы) стран  НАТО и стран-партнеров проводят совместные учения и несут службу бок о бок в рамках операций под руководством НАТО. Они также совместно борются с терроризмом.

Сотрудничество ведется  и по таким направлениям, как военная  реформа, борьба с распространением оружия, снижение угрозы, возникающей  в связи с существованием противопехотных  мин и арсеналов боеприпасов, готовность к реагированию на стихийные бедствия и катастрофы, научно-исследовательская работа [12, c. 121].

Информация о работе Место НАТО в системе Европейской и международной безопасности в 1990-х гг.