Место НАТО в системе Европейской и международной безопасности в 1990-х гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить место в европейской и международной безопасности НАТО в 1990-х гг.
Задачи: Изучить Североатлантический союз
Рассмотреть период НАТО после «холодной войны»
Показать стремление НАТО к повышению своего глобального места в мире
Узнать место НАТО в системе европейской и международной безопасности

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС……………………..4-14
1.1 СОЗДАНИЕ НАТО…………………………………………………. ..4-5
1.2 ПОДХОДЫ НАТО………………………………………………….. ..6-7
1.3 ПАРТНЕРСТВО РАДИ МИРА…………………………………… …8-14
ГЛАВА II. ВОЕННЫЙ БЛОК И ЕГО СТРАТЕГИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ НАТО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ…………………………………... …………15-20
2.1 СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ НАТО…………………………. ….15
2.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРАТЕГИЮ НАТО………... …...16-19
2.3 НАТО В 21 ВЕКЕ…………………………………………………….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. ..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. …..22
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………… ...23-28

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 191.86 Кб (Скачать файл)

По линии Совета евроатлантического партнерства НАТО и страны-партнеры ведут регулярные консультации по широкому спектру вопросов, связанных с  безопасностью и обороной.

Предметом обсуждения могут  быть как общеполитические вопросы, например, задачи кризисного реагирования, региональные проблемы и напряженность, так и вопросы, носящие технический  характер: военная реформа, формирование бюджета и планирование.

Страны-партнеры внесли в  прошлом и продолжают вносить  значительный вклад в операции и  миссии, выполняемые Североатлантическим  союзом, от Балканского региона до Афганистана, Ирака и Дарфура.

Для того, чтобы войска (силы) стран-партнеров были способны активно действовать при проведении операций под руководством НАТО, они регулярно участвуют в программе учений и боевой подготовки НАТО [5], [12, c.121].

В связи с окончанием «холодной  войны» отпала необходимость иметь  многочисленные ВС и огромные арсеналы оружия и боеприпасов. Тем не менее, проведение военной реформы – дело не простое и не дешевое.

Программы, направленные на обмен опытом и содействие в решении  обширных проблем военной реформы  и в управлении ее экономическими и социальными последствиями, являются одной из наиболее важных форм сотрудничества НАТО со странами-партнерами.

Приоритетная задача в  этой области – способствовать созданию эффективных оборонных институтов, находящихся под гражданским  демократическим контролем.

Незамедлительно собравшись на следующий день после нападений  на США, совершенных 11 сентября 2001 г., послы  стран НАТО и стран-партнеров  безоговорочно осудили нападения  и обязались приложить все  усилия для борьбы с бичом терроризма [12, c.121].

 

На встрече в верхах в Праге в 2002 г. НАТО и страны-партнеры выдвинули Партнерский план действий по борьбе с терроризмом, призванный улучшить обмен разведданными и  сотрудничество в следующих областях: безопасность на границах, организация  подготовки и учений для борьбы с  терроризмом, а также создание сил  и средств, необходимых для защиты от терактов или для ликвидации последствий  терактов.

Путем консультаций со странами-партнерами Североатлантический союз стремится  добиться большего взаимопонимания  по вопросам, связанным с распространением, и увеличить обмен информацией  в этой области. Был проведен целый  ряд семинаров и практикумов, посвященных конкретным проблемам [5].

Состоялось подробное  обсуждение на тему «Сибирская язва: обобщение  опыта», в ходе которого были проанализированы события, произошедшие осенью 2001 г. В США и в других странах, и обозначено несколько основных моментов планирования действий в особой обстановке. Отдельной темой обсуждения стали вопросы, связанные с промышленными рисками для окружающей среды и другие оперативные медицинские проблемы.

Совет евроатлантического партнерства  учредил Специальную рабочую  группу по стрелковому оружию и легким вооружениям и борьбе с минами, чтобы создать форум для обмена информацией о том, как организовать наиболее оптимальный контроль над  оборотом данных видов оружия, например, посредством системы государственного контроля над экспортом и механизмов принуждения [12, c.122], [5].

Помимо этого, программа  НАТО «Партнерство ради мира» способствует обучению таким видам деятельности, как управление запасами и обеспечение  безопасного хранения, утилизация и  уничтожение избыточных запасов, а  также сбор и уничтожение оружия во время миротворческих операций. В 2000 г. Был создан специальный целевой фонд для содействия в уничтожении противопехотных мин, излишков боеприпасов, стрелкового и легкого оружия.

Для организации эффективного реагирования на международном уровне на стихийные бедствия и антропогенные  катастрофы НАТО и страны-партнеры разработали и продолжают совершенствовать процедуры, необходимые для проведения совместных операций по реагированию на подобные чрезвычайные ситуации.

Эти процедуры регулярно  отрабатываются на учениях и учебных  семинарах. НАТО и страны-партнеры уже  не раз действовали совместно  при спасании, обеспечении защиты и оказании помощи жертвам стихийных бедствий и катастроф [5].

Существуют две отдельные  программы НАТО, объединяющие ученых и специалистов из стран НАТО и  стран-партнеров для регулярной работы над проблемами, вызывающими  общую обеспокоенность.

Программа НАТО «Безопасность  посредством науки» предназначена  оказывать поддержку в научно-исследовательской  работе по направлениям, связанным  с защитой от терроризма или противодействием иным формам угрозы безопасности. Программа  Комитета по вызовам современного общества занимается вопросами окружающей среды  и общества и позволяет наладить взаимодействие между различными государственными службами для совместного проведения краткосрочных и долгосрочных исследований в данных областях.

Первоначально политика партнерства, проводимая НАТО, была направлена на устранение преград и обеспечение безопасности посредством диалога и сотрудничества. Сегодня страны-партнеры решают вместе с НАТО проблемы безопасности ХХl века, включая терроризм, распространение оружия массового уничтожения и недееспособные государства [12, c.122], [5].

Падение берлинской стены  в ноябре 1989 г. Обозначило конец «холодной войны». В очень короткий срок в результате стремительных изменений в Центральной и Восточной Европе НАТО оказалась перед лицом новых проблем безопасности совершенно иного рода.

В ответ на эти изменения  в июле 1990 г., на встрече в верхах в Лондоне лидеры государств НАТО протянули «руку дружбы» над  старой разграничительной линией между  Востоком и Западом, предложив новые  отношения сотрудничества со всеми  странами Центральной и Восточной  Европы. Таким образом, была подготовлена почва для создания в декабре 1991 г. Совета североатлантического сотрудничества (ССАС). Этот форум был призван  объединить НАТО и новые страны-партнеры для обсуждения вопросов, вызывающих общую обеспокоенность.

Изменения в Европе происходили  столь стремительно, что на своем  первом заседании ССАС стал свидетелем исторического события: в момент согласования итогового коммюнике  советский посол объявил, что  пока шло заседание, Советский Союз распался и что он представляет теперь лишь Российскую Федерацию [5].

Коренные изменения в  отношениях были закреплены в новой  Стратегической концепции Североатлантического союза, обнародованной в ноябре 1991 г. И утвердившей более широкий подход к проблеме безопасности. Оборонная составляющая осталась непреложной, но при этом были особо выделены экономические, социальные вопросы и вопросы экологии, как одно из средств, способствующих укреплению стабильности и безопасности в Евроатлантическом регионе в целом. Диалог и сотрудничество стали неотъемлемой частью подхода, которого требовалось придерживаться для того, чтобы справиться с различного рода проблемами, встающими перед Североатлантическим союзом. Основные цели заключались теперь в следующем: снизить опасность возникновения конфликта по причине недопонимания или умысла и более адекватно управлять кризисными ситуациями, затрагивающими безопасность союзников по НАТО; повысить взаимопонимание и доверие среди всех европейских государств; расширить круг возможностей для истинного партнерства при решении общих проблем безопасности [12, c.122], [5].

В связи с этим, непосредственно  по окончании «холодной войны» в  центре внимания консультаций в рамках ССАС оставались проблемы безопасности, оставшиеся в наследство от «холодной  войны», такие как вывод российских войск из государств Балтии. Началось политическое сотрудничество по ряду направлений, связанных с безопасностью  и обороной. Во многих отношениях ССАС проложил новую дорогу, однако он был  сосредоточен на многостороннем политическом диалоге и не предоставлял каждой стране-партнеру возможности развивать  индивидуальное сотрудничество с НАТО.

В 1994 г., когда была выдвинута программа «Партнерство ради мира» (ПРМ) – важнейшая программа практического двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельными странами-партнерами, позволившая процессу сотрудничества сделать значительный шаг вперед.

В 1997 г. На смену ССАС и для успешного продолжения начатой им деятельности был создан Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), проложивший путь для развития углубленного и более оперативного партнерства [12, c.122-123].

СЕАП и программа ПРМ  неуклонно вырабатывали свою собственную  динамику, по мере того как НАТО и  страны-партнеры предпринимали последовательные шаги для дальнейшего расширения сотрудничества в области безопасности на основе созданных механизмов партнерства. С течением лет, для того чтобы  справиться с новыми проблемами, возникающими в связи с меняющейся обстановкой  безопасности, НАТО претерпела преобразования, а вместе с ней развивалось  и партнерство.

В ноябре 2002 г. На встрече в верхах в Праге были предприняты дальнейшие шаги, направленные на углубление сотрудничества между НАТО и странами-партнерами. Во всеобъемлющем обзоре СЕАП и «Партнерства ради мира» рекомендовалось укрепить политический диалог со странами-партнерами и в большей мере привлекать их к планированию, проведению мероприятий и руководству деятельностью, в которой они участвуют [5].

В Праге был выдвинут новый  механизм сотрудничества – План действий партнерства. В первую очередь предстояло разработать План действий партнерства  по борьбе с терроризмом. Еще одной  новой инициативой стал Индивидуальный план действий партнерства (ИПДП), предназначенный  для стран-партнеров, обратившихся с запросом об оказании им более  структурированной поддержки в  проведении внутренних реформ, в частности, в области обороны и безопасности. Отныне Североатлантический союз может  не просто предложить заинтересованным странам выбрать несколько мероприятий  из общего перечня, а специально разработать  программу содействия с учетом индивидуальных потребностей страны и конкретных обстоятельств.

Развивая успех, которого удалось добиться в Праге, в 2004 г., на встрече в верхах в Стамбуле были сделаны дальнейшие шаги, призванные укрепить евроатлантическое партнерство  и придать ему такую форму, которая позволила бы ему приступить к решению основополагающих вопросов, а также уделить внимание потребностям и силам и средствам отдельных  стран-партнеров [12, c.123], [5].

План действий партнерства  по укреплению оборонных институтов должен поощрять страны-партнеры и  оказывать им содействие в создании эффективных оборонных институтов, несущих ответственность согласно демократической системе. За счет привлечения  государств, выделяющих воинские контингенты, к процессу принятия решений на более  раннем этапе и проведения дополнительных политических консультаций страны-партнеры получают возможность вывести свой вклад в операции под руководством НАТО на новый уровень. Помимо этого  углубляется Концепция оперативного потенциала; у стран-партнеров появилась  возможность направить своего представителя  в Стратегическое командование трансформации  ОВС НАТО, на которое возложены  обязанности по дальнейшему продвижению  и руководству процессом постоянной трансформации сил и средств  Североатлантического союза. Это должно способствовать повышению оперативной  совместимости между вооруженными силами стран НАТО и стран-партнеров, а также трансформации систем обороны в соответствии с меняющимися  оперативными задачами и потенциалом  НАТО.

Вместе с тем было принято  решение уделить особое внимание отношениям со странами-партнерами, расположенными в двух стратегически важных регионах, – на Кавказе (Армения, Азербайджан  и Грузия) и в Центральной Азии (Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). Был назначен специальный представитель НАТО в этих регионах, а также два сотрудника по связи взаимодействия. Их функция – оказывать содействие и при необходимости консультировать по вопросам, связанным с реализацией соответствующих аспектов Индивидуальных планов действий партнерства, а также Планов действий партнерства по укреплению оборонных институтов и борьбе с терроризмом [12, c.123].

Прошедшие два раунда расширения НАТО изменили соотношение государств-членов и стран-партнеров. Начиная с марта 2004 г., число государств-членов превысило  число стран-партнеров, а состав оставшихся стран-партнеров очень  разнороден. Среди них – балканские страны, которые по-прежнему пытаются решить проблемы, унаследованные ими от прошлых времен; важные в стратегическом отношении, но отстающие по уровню экономического развития страны Кавказа и Центральной Азии; западноевропейские неприсоединившиеся страны. В то время как в одних странах идет процесс строительства оборонных структур и сил и средств, другие страны способны выделить значительные воинские контингенты для участия в операциях под руководством НАТО и предложить странам-партнерам свои консультации, помощь в организации подготовки кадров и содействие в различных областях [5].

На сегодняшний день, с  помощью СЕАП 22 страны-партнера регулярно  проводят консультации с 28 странами НАТО и развивают сотрудничество по направлениям, охватывающим различные аспекты  обороны и безопасности. Вооруженные  силы этих стран часто проводят совместные учения и взаимодействуют; военнослужащие несут службу плечом к плечу в  рамках миротворческих операций под  руководством НАТО; государства НАТО и страны-партнеры ведут совместную работу в общем деле борьбы с угрозой  терроризма.

На сегодняшний день в  программе «Партнерство ради мира»  участвуют 22 страны.

Совет евроатлантического партнерства  придает общие политические рамки  сотрудничеству НАТО с партнерами и  двусторонним отношениям, которые развиваются  между НАТО и отдельными странами-партнерами по линии программы «Партнерство ради мира» [12, c.123], [5], [Приложение C], [Приложение D].

 

 

 

II. ВОЕННЫЙ БЛОК И ЕГО СТРАТЕГИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ НАТО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

2.1 СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ НАТО*

 

Судьба НАТО как военного блока у многих вызывает вопросы, на которые нет однозначного ответа. Тенденция к падению значимости этой организации связана с двойственной позицией США: с одной стороны, сохранить  военно-политический блок, с другой – приспособить его к выполнению более широкого, невоенного круга  задач. Целый ряд факторов дополнительно  способствуют снижению эффективности  НАТО как военной организации. Среди них вступление в альянс новых членов, не имеющих средств на модернизацию армий; поворот США к односторонней внешней политике и возникших разногласий с западноевропейскими союзниками; отрыв в качестве вооружений между США и остальными членами НАТО [2, c. 44-45].

Информация о работе Место НАТО в системе Европейской и международной безопасности в 1990-х гг.