Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 00:35, курсовая работа
Цель: определить место в европейской и международной безопасности НАТО в 1990-х гг.
Задачи: Изучить Североатлантический союз
Рассмотреть период НАТО после «холодной войны»
Показать стремление НАТО к повышению своего глобального места в мире
Узнать место НАТО в системе европейской и международной безопасности
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС……………………..4-14
1.1 СОЗДАНИЕ НАТО…………………………………………………. ..4-5
1.2 ПОДХОДЫ НАТО………………………………………………….. ..6-7
1.3 ПАРТНЕРСТВО РАДИ МИРА…………………………………… …8-14
ГЛАВА II. ВОЕННЫЙ БЛОК И ЕГО СТРАТЕГИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ НАТО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ…………………………………... …………15-20
2.1 СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ НАТО…………………………. ….15
2.2 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СТРАТЕГИЮ НАТО………... …...16-19
2.3 НАТО В 21 ВЕКЕ…………………………………………………….. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. ..21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. …..22
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………… ...23-28
По линии Совета евроатлантического партнерства НАТО и страны-партнеры ведут регулярные консультации по широкому спектру вопросов, связанных с безопасностью и обороной.
Предметом обсуждения могут быть как общеполитические вопросы, например, задачи кризисного реагирования, региональные проблемы и напряженность, так и вопросы, носящие технический характер: военная реформа, формирование бюджета и планирование.
Страны-партнеры внесли в
прошлом и продолжают вносить
значительный вклад в операции и
миссии, выполняемые
Для того, чтобы войска (силы) стран-партнеров были способны активно действовать при проведении операций под руководством НАТО, они регулярно участвуют в программе учений и боевой подготовки НАТО [5], [12, c.121].
В связи с окончанием «холодной войны» отпала необходимость иметь многочисленные ВС и огромные арсеналы оружия и боеприпасов. Тем не менее, проведение военной реформы – дело не простое и не дешевое.
Программы, направленные на обмен опытом и содействие в решении обширных проблем военной реформы и в управлении ее экономическими и социальными последствиями, являются одной из наиболее важных форм сотрудничества НАТО со странами-партнерами.
Приоритетная задача в
этой области – способствовать созданию
эффективных оборонных
Незамедлительно собравшись
на следующий день после нападений
на США, совершенных 11 сентября 2001 г., послы
стран НАТО и стран-партнеров
безоговорочно осудили
На встрече в верхах в Праге в 2002 г. НАТО и страны-партнеры выдвинули Партнерский план действий по борьбе с терроризмом, призванный улучшить обмен разведданными и сотрудничество в следующих областях: безопасность на границах, организация подготовки и учений для борьбы с терроризмом, а также создание сил и средств, необходимых для защиты от терактов или для ликвидации последствий терактов.
Путем консультаций со странами-партнерами Североатлантический союз стремится добиться большего взаимопонимания по вопросам, связанным с распространением, и увеличить обмен информацией в этой области. Был проведен целый ряд семинаров и практикумов, посвященных конкретным проблемам [5].
Состоялось подробное обсуждение на тему «Сибирская язва: обобщение опыта», в ходе которого были проанализированы события, произошедшие осенью 2001 г. В США и в других странах, и обозначено несколько основных моментов планирования действий в особой обстановке. Отдельной темой обсуждения стали вопросы, связанные с промышленными рисками для окружающей среды и другие оперативные медицинские проблемы.
Совет евроатлантического партнерства
учредил Специальную рабочую
группу по стрелковому оружию и легким
вооружениям и борьбе с минами,
чтобы создать форум для обмена
информацией о том, как организовать
наиболее оптимальный контроль над
оборотом данных видов оружия, например,
посредством системы
Помимо этого, программа НАТО «Партнерство ради мира» способствует обучению таким видам деятельности, как управление запасами и обеспечение безопасного хранения, утилизация и уничтожение избыточных запасов, а также сбор и уничтожение оружия во время миротворческих операций. В 2000 г. Был создан специальный целевой фонд для содействия в уничтожении противопехотных мин, излишков боеприпасов, стрелкового и легкого оружия.
Для организации эффективного реагирования на международном уровне на стихийные бедствия и антропогенные катастрофы НАТО и страны-партнеры разработали и продолжают совершенствовать процедуры, необходимые для проведения совместных операций по реагированию на подобные чрезвычайные ситуации.
Эти процедуры регулярно отрабатываются на учениях и учебных семинарах. НАТО и страны-партнеры уже не раз действовали совместно при спасании, обеспечении защиты и оказании помощи жертвам стихийных бедствий и катастроф [5].
Существуют две отдельные программы НАТО, объединяющие ученых и специалистов из стран НАТО и стран-партнеров для регулярной работы над проблемами, вызывающими общую обеспокоенность.
Программа НАТО «Безопасность
посредством науки» предназначена
оказывать поддержку в научно-
Первоначально политика партнерства,
проводимая НАТО, была направлена на устранение
преград и обеспечение
Падение берлинской стены в ноябре 1989 г. Обозначило конец «холодной войны». В очень короткий срок в результате стремительных изменений в Центральной и Восточной Европе НАТО оказалась перед лицом новых проблем безопасности совершенно иного рода.
В ответ на эти изменения в июле 1990 г., на встрече в верхах в Лондоне лидеры государств НАТО протянули «руку дружбы» над старой разграничительной линией между Востоком и Западом, предложив новые отношения сотрудничества со всеми странами Центральной и Восточной Европы. Таким образом, была подготовлена почва для создания в декабре 1991 г. Совета североатлантического сотрудничества (ССАС). Этот форум был призван объединить НАТО и новые страны-партнеры для обсуждения вопросов, вызывающих общую обеспокоенность.
Изменения в Европе происходили столь стремительно, что на своем первом заседании ССАС стал свидетелем исторического события: в момент согласования итогового коммюнике советский посол объявил, что пока шло заседание, Советский Союз распался и что он представляет теперь лишь Российскую Федерацию [5].
Коренные изменения в отношениях были закреплены в новой Стратегической концепции Североатлантического союза, обнародованной в ноябре 1991 г. И утвердившей более широкий подход к проблеме безопасности. Оборонная составляющая осталась непреложной, но при этом были особо выделены экономические, социальные вопросы и вопросы экологии, как одно из средств, способствующих укреплению стабильности и безопасности в Евроатлантическом регионе в целом. Диалог и сотрудничество стали неотъемлемой частью подхода, которого требовалось придерживаться для того, чтобы справиться с различного рода проблемами, встающими перед Североатлантическим союзом. Основные цели заключались теперь в следующем: снизить опасность возникновения конфликта по причине недопонимания или умысла и более адекватно управлять кризисными ситуациями, затрагивающими безопасность союзников по НАТО; повысить взаимопонимание и доверие среди всех европейских государств; расширить круг возможностей для истинного партнерства при решении общих проблем безопасности [12, c.122], [5].
В связи с этим, непосредственно по окончании «холодной войны» в центре внимания консультаций в рамках ССАС оставались проблемы безопасности, оставшиеся в наследство от «холодной войны», такие как вывод российских войск из государств Балтии. Началось политическое сотрудничество по ряду направлений, связанных с безопасностью и обороной. Во многих отношениях ССАС проложил новую дорогу, однако он был сосредоточен на многостороннем политическом диалоге и не предоставлял каждой стране-партнеру возможности развивать индивидуальное сотрудничество с НАТО.
В 1994 г., когда была выдвинута программа «Партнерство ради мира» (ПРМ) – важнейшая программа практического двустороннего сотрудничества между НАТО и отдельными странами-партнерами, позволившая процессу сотрудничества сделать значительный шаг вперед.
В 1997 г. На смену ССАС и для успешного продолжения начатой им деятельности был создан Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), проложивший путь для развития углубленного и более оперативного партнерства [12, c.122-123].
СЕАП и программа ПРМ неуклонно вырабатывали свою собственную динамику, по мере того как НАТО и страны-партнеры предпринимали последовательные шаги для дальнейшего расширения сотрудничества в области безопасности на основе созданных механизмов партнерства. С течением лет, для того чтобы справиться с новыми проблемами, возникающими в связи с меняющейся обстановкой безопасности, НАТО претерпела преобразования, а вместе с ней развивалось и партнерство.
В ноябре 2002 г. На встрече в верхах в Праге были предприняты дальнейшие шаги, направленные на углубление сотрудничества между НАТО и странами-партнерами. Во всеобъемлющем обзоре СЕАП и «Партнерства ради мира» рекомендовалось укрепить политический диалог со странами-партнерами и в большей мере привлекать их к планированию, проведению мероприятий и руководству деятельностью, в которой они участвуют [5].
В Праге был выдвинут новый
механизм сотрудничества – План действий
партнерства. В первую очередь предстояло
разработать План действий партнерства
по борьбе с терроризмом. Еще одной
новой инициативой стал Индивидуальный
план действий партнерства (ИПДП), предназначенный
для стран-партнеров, обратившихся
с запросом об оказании им более
структурированной поддержки в
проведении внутренних реформ, в частности,
в области обороны и
Развивая успех, которого удалось добиться в Праге, в 2004 г., на встрече в верхах в Стамбуле были сделаны дальнейшие шаги, призванные укрепить евроатлантическое партнерство и придать ему такую форму, которая позволила бы ему приступить к решению основополагающих вопросов, а также уделить внимание потребностям и силам и средствам отдельных стран-партнеров [12, c.123], [5].
План действий партнерства
по укреплению оборонных институтов
должен поощрять страны-партнеры и
оказывать им содействие в создании
эффективных оборонных
Вместе с тем было принято решение уделить особое внимание отношениям со странами-партнерами, расположенными в двух стратегически важных регионах, – на Кавказе (Армения, Азербайджан и Грузия) и в Центральной Азии (Казахстан, Кыргызская Республика, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан). Был назначен специальный представитель НАТО в этих регионах, а также два сотрудника по связи взаимодействия. Их функция – оказывать содействие и при необходимости консультировать по вопросам, связанным с реализацией соответствующих аспектов Индивидуальных планов действий партнерства, а также Планов действий партнерства по укреплению оборонных институтов и борьбе с терроризмом [12, c.123].
Прошедшие два раунда расширения НАТО изменили соотношение государств-членов и стран-партнеров. Начиная с марта 2004 г., число государств-членов превысило число стран-партнеров, а состав оставшихся стран-партнеров очень разнороден. Среди них – балканские страны, которые по-прежнему пытаются решить проблемы, унаследованные ими от прошлых времен; важные в стратегическом отношении, но отстающие по уровню экономического развития страны Кавказа и Центральной Азии; западноевропейские неприсоединившиеся страны. В то время как в одних странах идет процесс строительства оборонных структур и сил и средств, другие страны способны выделить значительные воинские контингенты для участия в операциях под руководством НАТО и предложить странам-партнерам свои консультации, помощь в организации подготовки кадров и содействие в различных областях [5].
На сегодняшний день, с помощью СЕАП 22 страны-партнера регулярно проводят консультации с 28 странами НАТО и развивают сотрудничество по направлениям, охватывающим различные аспекты обороны и безопасности. Вооруженные силы этих стран часто проводят совместные учения и взаимодействуют; военнослужащие несут службу плечом к плечу в рамках миротворческих операций под руководством НАТО; государства НАТО и страны-партнеры ведут совместную работу в общем деле борьбы с угрозой терроризма.
На сегодняшний день в программе «Партнерство ради мира» участвуют 22 страны.
Совет евроатлантического партнерства придает общие политические рамки сотрудничеству НАТО с партнерами и двусторонним отношениям, которые развиваются между НАТО и отдельными странами-партнерами по линии программы «Партнерство ради мира» [12, c.123], [5], [Приложение C], [Приложение D].
II. ВОЕННЫЙ БЛОК И ЕГО СТРАТЕГИЯ, БЕЗОПАСНОСТЬ НАТО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
2.1 СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ НАТО*
Судьба НАТО как военного
блока у многих вызывает вопросы,
на которые нет однозначного ответа.
Тенденция к падению значимости
этой организации связана с
Информация о работе Место НАТО в системе Европейской и международной безопасности в 1990-х гг.