Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 07:32, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие в более широком спектре понятия международной ответственности предусмотренной для субъектов международного права, в частности государства.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
I. Виды международной ответственности
1.1. Понятие международная ответственность . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Виды международной ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.3. Реализация ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.4. Ответственность за международное преступление . . . . . . . . . .
1.5. Ответственность международных организаций . . . . . . . . . . . .
1.6 Основания ответственности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.7 Обстоятельства, освобождающие от ответственности . . . . . . . .
II. Пресечение нарушений права войны, совершаемые отдельными лицами
2.1. Системы пресечения нарушений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Классификация нарушений права вооруженных конфликтов . .
2.3. Уголовные санкции за нарушения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
организаций, являющихся, согласно уставам этих организаций, обязательными для государств-членов, а также односторонние международно-правовые акты государств.
Также надо различать
нормативные основания
Нормативным основанием международной ответственности могут быть только международно-правовые акты. В ст. 4 проекта статей об ответственности сказано: "Деяние государства может быть квалифицировано международно-противоправным лишь на основании международного права. На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния согласно внутригосударственному праву как правомерного".
Нормативное основание предполагает возможность наступления ответственности, но его недостаточно для возникновения конкретных отношений юридической ответственности. Для реализации ответственности необходимо наличие специальных юридико-фактических обстоятельств или так называемых юридических фактов, порождающих правоохранительные отношения.
В теории международного права выделяют три основания международно-правовой ответственности:
1.7 Обстоятельства, освобождающие от ответственности
Освобождение от ответственности — это снятие с субъекта обязанности ликвидации последствий совершенного им деликта, породившего ответственность.
К обстоятельствам, освобождающим от ответственности, традиционно относится вина самой потерпевшей стороны. Эта вина может выразиться в совершении действий с намерением вызвать наступление материального ущерба вследствие противоправного действия другого субъекта, а также в форме грубой небрежности или упущения самой потерпевшей стороны.
Например, государство получает информацию о готовящейся провокационной акции в отношении его посольства, но не сообщает об этом властям страны пребывания посольства.
Ответственность государства
пребывания в случае
К освобождающим от ответственности
обстоятельствам относится
Высказывается точка
зрения, что к обстоятельствам, освобождающим
от ответственности, следует относить
состояние крайней
Освобождающие от ответственности обстоятельства следует отличать от фактов и действий, которые исключают квалификацию деяния в качестве деликтного, хотя в результате этого деяния и была нарушена норма международного права. К ним относятся согласие потерпевшей стороны на совершение действия, повлекшего правонарушение, допускаемое международным правом действие в ответ на противоправное деяние самого потерпевшего субъекта (например, самооборона, репрессалии).
II. Пресечение
нарушений права войны,
2.1. Системы пресечения нарушений
Право войны занимает особое место в общей системе пресечения преступлений.
Международное право смыкается с теми положениями, которые принимают государства в рамках своих внутренних законодательств для пресечения незаконных деяний. Оно имеет особую систему пресечения преступлений, которая предусматривает санкции за нарушение международного права государствами, международными организациями и отдельными лицами. Если говорить о пресечении преступлений, совершаемых отдельными лицами, то следует отметить, что существует традиционная система пресечения нарушений права войны и чрезвычайная.
Такую классификацию выдвигает Хосе Луис в статье “О
пресечении нарушений права войны, совершаемых отдельными лицами”
Под первой системой следует понимать государственную, внутреннюю систему пресечения. Только в XIX веке на основе внутренних законов начала складываться международная система, но это не привело к включению в международные документы санкций за нарушение МГП. Поэтому
международной системы пресечения нарушений в полном смысле слова не было, так как она не предусматривала трибуналы и международную судебную процедуру для любой такой цели.
Ответственность отдельных лиц была признана за военные преступления в соответствии с международным правом лишь после Второй мировой войны. Важным инструментом пресечения военных преступлений, связанных с нарушением международного права, стало создание трибунала в Нюрнберге 8 августа 1945 г и Международного военного трибунала для Дальнего Востока, созданного 19 января 1946 г., заседания которого проходили в Токио.
После того, как международные трибуналы, рассматривавшие преступления в соответствии с международным правом, прекратили действовать, система пресечения нарушений международного права прекратила существование.
В настоящее
время действует система
отдельными лицами, которая носит смешанный характер. Она является частично международной, частично внутригосударственной. Система оказывается разнородной, лишь создающей иллюзию того, что она является международной системой пресечения нарушений.
Каждая страна
имеет собственные нормы и
по-своему применяет положения международ
санкции, другие – легкие, третьи вообще не принимают никаких мер. Так судьба обвиняемого будет зависеть от того, где совершено преступление и от той страны, которая должна его судить. Подсудимый может предпочесть предстать перед судом другой страны, чем перед судебными органами своей.
Так, в настоящее время данная ситуация не регламентируется, однако речь идет о разработке «универсального уголовного кодекса». Международный суд в скором будущем будет рассматривать такого рода нарушения. Пока данные нарушения могут рассматривать только два типа судов: национальные и, возможно, международные, создаваемые специально, когда начинается вооруженный конфликт.
Следует отметить, что международные принципы пресечения нарушений как таковые не отсутствуют, они определяют лишь общую схему пресечения нарушений, в основе которых лежит минимум обязательных требований.
Основными действующими международными документами являются Женевские
Конвенции1949 г. и Дополнительный
Протокол I от 1977 г.
Согласно Женевским Конвенциям, уголовное наказание зависит от тяжести проступков, подразделяемых на нарушения и серьезные нарушения. Все страны – участницы Конвенции правомочны и обязаны наказывать лиц, допустивших серьезные нарушения, действуя по принципу либо наказывать, либо выдать другой стране.
Они обязуются применить санкции в отношении лиц, совершивших или приказавших совершить серьезные нарушения Конвенций, судить их или выдавать другим странам.
В 86 статье, пункта 1 Протокола I написано примерно тоже самое, что и в Женевских Конвенциях: «Высокие Договаривающиеся Стороны и стороны, находящиеся в конфликте, должна пресекать серьезные нарушения и принимать необходимые меры для пресечения всех других нарушений Конвенции или настоящего Протокола, являющиеся результатом непринятия мер, которые должны были быть приняты».
Серьезными нарушениями Конвенций считаются умышленное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, серьезные увечья, захват имущества и т.д. Конвенция IV добавляет к перечню серьезных нарушений депортацию, перемещение, а также взятие заложников. Так, Женевская Конвенция связывает обязательствами все государства.
Каждая сторона обязуется разыскивать лиц, обвиняемых в том, что они совершили или приказали совершить то или иное серьезное нарушение и, каково бы ни было их гражданство, предавать их своему суду. Сторона может также, если желает, передать их, в соответствии с положениями своего законодательства, другой заинтересованной стороне в том случае, если эта сторона имеет доказательства, которые дают основание для обвинения этих лиц. Женевские конвенции были приняты в 1949 году.
2.3. Классификация нарушений права вооруженных конфликтов
В международных нормах указываются типы тех преступлений или правонарушений, которые по своей жестокости не могут остаться безнаказанными со стороны
государств. Любая дальнейшая классификация нарушений является делом самих государств. Их единственной обязанностью является лишь перечисление этих категорий преступлений и нарушений в той форме, в которой они типизируются в международном праве.
Под нарушениями следует понимать незаконные действия, так говорится в Женевских Конвенциях и Протоколе I.
Классифицировать нарушения права вооруженных конфликтов можно следующим образом:
1. Серьезные нарушения
В Женевских Конвенциях 1949 года:
· преднамеренное убийство;
· пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты;
·
преднамеренное причинение тяжелых
страданий или серьезные
нанесение ущерба здоровью.
2. Мелкие нарушения
· действия, которые не являются серьезными нарушениями, но
противоречат поведению, обязательному с точки зрения гуманитарного права;
· непринятие мер, которые должны были быть приняты, но это непринятие
не является в достаточной степени тяжким, чтобы классифицировать его как
серьезное нарушение.
Виды нарушения права вооруженных конфликтов должны содержаться в национальных
законодательствах каждого из государств, ратифицировавших Женевские
Конвенции.
2.6.
Уголовные санкции за нарушения
Основные положения (статья 49 Конвенции I и соответствующие статьи трех других Конвенций), требуют от государств введения законодательства,
необходимого для обеспечения эффективных уголовных наказаний за серьезные преступления.
Отсюда следует, что: международное право требует от государств принятия уголовных санкций только в отношении нарушений, определяемых в Конвенциях как серьезные нарушения.
Что касается тех нарушений, которые не определены как
серьезные, но противоречат международному праву, единственным обязательством, налагаемым на государство, является их прекращение. Государства не обязаны определять наказание, но ничто не препятствует им это делать
Заключение
Проблемы международно-правовой
ответственности специфичны, многогранны
и довольно сложны. Развитие и кодификация норм и принципов ответственности
в международном праве требуют анализа
и согласованности многих вопросов, каждый
из которых должен быть рассмотрен и учтен
с тем, чтобы правильно отразить те изменения,
которые произошли до настоящего времени
в области международного права.
Необходимость специального исследования
проблем кодификации и развития норм и
принципов международно-правовой ответственности
продиктована возросшей ролью международного
права в качестве юридической основы международных
отношений, повышением его эффективности
в поддержании мирового правопорядка
и безопасности, в решении важнейших проблем
мирового сообщества.
На современном этапе существования суверенных
государств международные отношения проявляются
как международно-правовые, основывающиеся
на юридически закрепленных принципах
и нормах поведения государств. Функции
международного права состоят в нормативном
закреплении прав и обязанностей государств,
возникающих в процессе их существования.
Научно обоснованное использование международно-правовых
норм и принципов дает возможность не
только влиять на международные отношения,
но и направлять их ход.
В задачу международного права входит
не только установление правил поведения
государств в той или иной области их международной
деятельности, но и выработка норм и принципов,
гарантирующих соблюдение этих правил.
На практике одним из важнейших международно-правовых
инструментов является принцип международной
ответственности государств и других
субъектов международного права за нарушение
их международных обязательств, а также
за вредные последствия при правомерной
деятельности в отдельных сферах межгосударственного
сотрудничества.