Международная торговля и современные способы ее осуществления. Место России в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование понятия, сущности, структуры мировой торговли, динамики ее развития, способов осуществления, а также позиции России в мировой торговле.
Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач: определение сущности мировой торговли; исследование современного состояния мировой торговли и тенденций её развития; определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе; рассмотрение способов ее осуществления и роли России на рынке мировой торговли

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ……………………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность международной торговли ………………………………………….5
1.2 Регулирование международной торговли. Основные формы и методы ее осуществления ………………………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ ………………………….20
2.1 Состояние и динамика развития мировой торговли ……………………………………20
2.2 Внешняя торговля России и ее роль в мировой торговле ……………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………….31
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Количественные характеристики внешней торговли некоторых стран мира
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Структура мировой торговли товарами

Файлы: 1 файл

Курсовая_МТ.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

на тему: «Международная торговля и современные способы ее осуществления. Место России в международной торговле»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ……………………………………………………………………………………..5

1.1 Понятие и сущность международной торговли ………………………………………….5

1.2 Регулирование международной торговли. Основные формы и методы ее осуществления ………………………………………………………………………………..11

ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ ………………………….20

2.1 Состояние и динамика  развития мировой торговли ……………………………………20

2.2 Внешняя торговля России и ее роль в мировой торговле ……………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………….31

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………...33

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Количественные характеристики внешней торговли некоторых стран мира

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Структура мировой торговли товарами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время международная торговля является наиболее развитой формой международных экономических отношений, одним из  важных факторов глобализации мирового хозяйства. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, современной структуры, динамики развития, способов осуществления, является важным элементом для определения места России в мировой торговле.

Целью данной курсовой работы является исследование понятия, сущности, структуры  мировой торговли, динамики ее развития, способов осуществления, а также позиции России в мировой торговле.

Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач: определение сущности мировой торговли; исследование современного состояния  мировой торговли и тенденций  её развития; определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе; рассмотрение способов ее осуществления и роли России на рынке мировой торговли.

Актуальность изучения данной темы обусловлена тем, что вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) объявлено одним из приоритетов ее внешнеэкономической политики на ближайшую перспективу. Принятие мер по обеспечению выполнения Российской Федерацией обязательств, вытекающих из участия в ВТО, выделено в качестве одной из целей экономической программы Правительства Российской Федерации. Последствия присоединения России к ВТО во многом определяются ее местом в международной торговле и особенностями ее внешнеторговой специализации.

Данная тема постоянно изучается  и становится предметом дискуссий, как в научных, так и в деловых кругах. Это является необходимым условием работы как отдельных организаций, связанных с внешней торговлей, так и деятельности каждого государства при осуществлении его внешней политики и разработке средне- и долгосрочных программ развития. Поэтому мониторинг состояния международной торговли, а так же процессы прогнозирования и планирования не прекращаются, что выражается в широком интересе к этой теме.

Теоретические основы исследования международной торговли были заложены трудами ученых-экономистов (А. Смит, Д. Риккардо, Э. Хекшера и Б. Олина, Т.Мэн,   Дж. С. Милль, А. Маршалл, Г. Хаберлер и др.), для написания курсовой работы изучены и статьи и работы отечественных и зарубежных авторов, относящиеся к исследуемой проблеме: В. ЛеонтьевА П. Самуэльсон, У. Столпер, Т. Рыбчинский. В. Оболенского, и других авторов. Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты и программные документы в области внешнеэкономической политики, аналитические материалы по России и зарубежным странам, публикуемые российскими министерствами, ведомствами, другими официальными органами, научно-исследовательскими организациями, а также международными организациями и исследовательскими центрами.

Использовались также статистические материалы международных организаций (Всемирной торговой организации, Всемирного экономического форума, Европейского банка реконструкции и развития, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного банка реконструкции и развития, Международного валютного фонда, Организации объединенных наций), а также данные Госкомстата России, Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института, Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации и оперативная информация министерств и ведомств России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

    1. Понятие и сущность международной торговли

 

Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями  разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах.

Международная торговля включает экспорт  и импорт товаров, соотношение между  которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН  приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости  экспорта всех стран мира (Приложение 1).

Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими  странами, состоящая из оплачиваемого  ввоза (импорта) и оплачиваемого  вывоза (экспорта) товаров.

Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т.п.

Национальные производственные различия определяются разной наделенностью  факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, который оказывает внешняя торговля на динамику роста национального дохода, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде специально разработанного коэффициента – мультипликатора.

Основу международной  торговли  составляет международное  разделение труда, которое проявляется в специализации отдельных стран, национальных отраслей  экономики, в производстве  товаров и  услуг для  внешнего рынка. Международная  торговля  непосредственно  связана  с  мировым  рынком, представляющим  собой  систему  устойчивых  товаро-денежных  отношений между  странами  и  их  субъектами  хозяйствования, связанных  участием  в международном  разделении  труда. Мировой  рынок  как  экономическая  категория  отличается  от  национального  рынка  территориальным пространством, субъектами  рыночных  отношений  и  условиями  поставки товаров.

Согласно  принятым  ООН, ВТО, ОЭСР  определениям международная торговля – это  оплаченный  товарооборот  между  странами, который представляет  собой трансграничный  обмен  товарами  и  услугами, совокупность внешней торговли всех стран мира. Предметом международной торговли  выступают  материальные  вещи (готовая  продукция, машины  и оборудование, сырьевые  товары и др.), услуги, интеллектуальная собственность (авторские и патентные права и т.д.).

Таким  образом, международная  торговля  включает  торговлю  товарами, услугами, интеллектуальной  собственностью. С  ней  связаны информационное, инвестиционное, научно-техническое  сотрудничество, международная специализация и кооперация производства. С одной стороны она способствует экономическому прогрессу промышленно развитых стран, а с другой стороны может затормозить развитие экономики развивающихся стран. Например, торговая  экспансия передовых  стран  стала препятствием для  развития обрабатывающей промышленности и формирования народно-хозяйственных комплексов в развивающихся странах.

Современная  международная  торговля  может  быть  представлена  как многоярусная  система, состоящая  из  трех  этажей. На  нижнем  этаже находится  рынок  базовых  товаров, который  образует  продукция  сельского хозяйства  и  добывающих  отраслей промышленности. На среднем  этаже находятся полуфабрикаты и трудоинтенсивные готовые изделия, к которым относятся  продукция  черной  металлургии, строительные  материалы, текстиль, продукция легкой промышленности. На этом этаже располагаются также  станки, средства  транспорта, продукция  основной  химии, резинотехнические  и  пластмассовые  изделия, продукция  деревообработки. На  верхнем  этаже  располагаются  товары  высоких  технологий, товары наукоемких  отраслей  промышленности. Это  офисное  и телекоммуникационное  оборудование, электроника, электрооборудование, точные  измерительные  приборы, аэрокосмическая  техника, медицинское оборудование, фармацевтика, другие высокотехнологичные товары.

Мировая торговля складывается из внешней  торговли всех стран мира. Для оценки международной торговли анализируется суммарный объем экспорта, импорта или внешнеторговый оборот страны. Он рассчитывается путем суммирования экспорта и импорта. Структурно мировой рынок товаров можно подразделить в соответствии с несколькими международными классификациями товарных групп.

Наиболее распространенными являются Стандартная промышленная классификация ООН (СПК), Брюссельская таможенная номенклатура (БТН), Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). Согласно СПК, товары и услуги распределены на девять основных групп по видам отраслей: сельское хозяйство, животноводство, лесоводство, рыболовство; добыча минерального сырья и угля; перерабатывающая промышленность; энергетика, газо- и водоснабжение; строительство; торговля, общественное питание, гостиницы; транспортировка, складирование, связь; финансовые услуги, страхование, недвижимость, бизнес-услуги; коммунальные, услуги связи, общественные и личные виды услуг.

Сущность и роль внешней торговли объясняют многочисленные экономические  теории. Их цель состоит в определении наиболее эффективных путей расширения внешней торговли и превращения ее в действенный фактор социально-экономического развития. Теоретические выводы и рекомендации учитываются правительственными органами и частными компаниями при разработке внешнеторговой тактики и стратегии. Основополагающие теории международной торговли были разработаны в эпоху становления мирового рынка и мирового хозяйства. Но они не утратили своей значимости и в современных условиях, ибо в них даются ответы на вечные вопросы, связанные с внешней торговлей: что и где продавать и покупать.

Прежде всего надо иметь в  виду, что существуют два способа  осуществления торговых отношений  между странами: в условиях свободного перемещения товаров (свободной  торговли) и в условиях ограничений, вводимых правительственными органами для защиты прежде своего национального производителя и экспортера от иностранной конкуренции, т.е. протекционизма. Это важно иметь в виду, потому что теории внешней торговли в разной степени обосновывают необходимость свободной торговли или протекционизма.

Меркантилизм – система взглядов экономистов XV-XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Основные положения:

необходимость поддержания активного  торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);

признание пользы привлечения в  страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;

деньги – стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;

приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;

ограничение на экспорт предметов  роскоши, так как он ведет к  утечке золота из государства.

Теория абсолютных преимуществ  Адама Смита. Реальное богатство  страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы. Естественные преимущества: климат; территория; ресурсы.

Приобретённые преимущества: технология производства, то есть способность  изготовить разнообразную продукцию.

Теория сравнительных преимуществ  Давида Риккардо. Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объема производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

Информация о работе Международная торговля и современные способы ее осуществления. Место России в международной торговле