Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование понятия, сущности, структуры мировой торговли, динамики ее развития, способов осуществления, а также позиции России в мировой торговле.
Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач: определение сущности мировой торговли; исследование современного состояния мировой торговли и тенденций её развития; определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе; рассмотрение способов ее осуществления и роли России на рынке мировой торговли
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ……………………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность международной торговли ………………………………………….5
1.2 Регулирование международной торговли. Основные формы и методы ее осуществления ………………………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ ………………………….20
2.1 Состояние и динамика развития мировой торговли ……………………………………20
2.2 Внешняя торговля России и ее роль в мировой торговле ……………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………….31
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Количественные характеристики внешней торговли некоторых стран мира
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Структура мировой торговли товарами
Теория Хекшера-Олина. Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:
- у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;
- развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;
- существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.
Парадокс Леонтьева. Суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте могла расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. Разрешение парадокса Леонтьева заключалась в том, что трудоёмкость товаров импортируемых США довольно велика, но цена труда в стоимости товара значительно ниже, чем в экспортных поставках США. Капиталоёмкость труда в США значительная, вместе с высокой производительностью труда это приводит к существенному влиянию цены труда в экспортных поставках. Доля трудоёмких поставок в экспорте США растёт, подтверждая парадокс Леонтьева. Связанно это с ростом доли услуг, цены труда и структуры экономики США. Это приводит к росту трудоёмкости всей американской экономики, не исключая и экспорта.
Жизненный цикл товара. Некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из пяти этапов:
1) разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара. В это время объем продаж равен нулю, затраты растут.
2) выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объем продаж
3) быстрое завоевание рынка, увеличение прибыли
4) зрелость. Рост объема продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции
5) упадок. Спад объема продаж и сокращение прибыли.
Теория Майкла Портера вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:
воздействие правительства на факторные условия;
воздействие правительства на условия спроса;
воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;
воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.
Теорема Рыбчинского заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.
Теория Самуэльсона и Столпера. В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера-Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было подписано в 1947 г. 23 странами; оно вступило в силу 1 января 1948 г. и действовало до 1995 г., когда на его основе была создана Всемирная торговая организация (ВТО). ГАТТ способствовало либерализации торговли посредством международных переговоров. Функции ГАТТ состояли в выработке правил международной торговли, урегулировании и либерализации торговых отношений.
Деятельность ГАТТ осуществлялась
посредством регулярного
8-й тур переговоров (
Всемирная торговая организация (ВТО), преемница ГАТТ, получила полномочия заниматься не только промышленными, но и сельскохозяйственными товарами, а также услугами и вопросами интеллектуальной собственности. Решения по торговым спорам должны приниматься не единогласно, как раньше в рамках ГАТТ, а квалифицированным большинством в 2/3 голосов.
ВТО - это новая договорно-правовая система регулирования торговых отношений. Был создан Генеральный совет, советы по товарам, по услугам, по торговым аспектам интеллектуальной собственности и др. Эта система должна способствовать расширению сферы действия рыночных сил, структурной перестройки промышленности, сельского хозяйства, более динамичному росту торговли и экономики.
Активную работу проводят конференции министров стран-членов ВТО, где принимаются важные решения. В 1996-1997 гг. были приняты соглашения о либерализации рынка телекоммуникационных и информационных технологий, которые вступили в силу с 1998 г. В результате были освобождены от таможенных тарифов свыше 90% товаров, всего 300 позиций, в том числе компьютеры, программное обеспечение, телекоммуникационное оборудование и др. Соглашение по финансовым услугам действует с 1999 г., в нем говорится о снятии барьеров на финансовых рынках, о свободном доступе иностранных инвесторов в национальные банки, страховые, фондовые компании.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) созывается с 1964 г. один раз в 4 года, решения принимаются большинством голосов. Девятая сессия состоялась в 1995 г. На сессиях ЮНКТАД был принят ряд важных решений. На первой сессии были приняты Принципы торговли и торговой политики, в них говорилось о недискриминации, о содействии развивающимся странам и т.п. Некоторые принципы, принятые сессиями ЮНКТАД, постепенно входят в практику.
Наиболее значимые решения ЮНКТАД
- это Общая система преференций
(1968г.), Новый международный экономичес
В 1974 году по предложению развивающихся стран были приняты основополагающие документы об установлении нового международного экономического порядка (НМЭП) в отношениях между Севером и Югом. В НМЭП говорилось о формировании нового международного разделения труда, ориентированного на ускоренную индустриализацию развивающихся стран; о формировании новой структуры международной торговли, отвечающей задачам ускоренного развития, повышения жизненного уровня народов.
В программе НМЭП содержались требования об установлении более справедливого соотношения цен на сырье и промышленную продукцию; о том, что развитые страны должны обеспечить более легкий доступ на свои рынки. Развитым странам предлагалось внести коррективы в экономическую структуру своей экономики, освободить ниши для товаров из развивающихся стран. В частности, они не должны делать новых капиталовложений в производство синтетического сырья, чтобы увеличить закупки натурального сырья из развивающихся стран. В соответствии с НМЭП необходимо оказывать помощь развивающимся странам в развитии продовольствия и способствовать расширению его экспорта из развивающихся стран.
Вопросами международной торговли занимаются и другие международные организации. В составе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят все развитые страны, имеется Комитет по торговле. В его задачу входит содействие расширению мирового обмена товарами и услугами на многосторонней основе; рассмотрение общих проблем торговой политики, равновесия платежных балансов, заключения о целесообразности предоставления займов членам организации.
В рамках ОЭСР разрабатывают меры
по административно-технической
Рассмотрим формы и методы международной торговли. Форма торговли рассматривается как способ существования и выражения содержания коммерческих операций. Основу традиционных форм международной торговли составляют экспортно-импортные сделки купли-продажи товаров. К ним относятся импорт, экспорт, реимпорт, реэкспорт.
Импорт представляет собой форму международной торговли, которая связана с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну покупателя для последующей их продажи на внутреннем рынке. Ее признаками являются наличие контракта между контрагентами и пересечение товаром границы страны-импортера. Под импортом понимается ввоз в страну товаров иностранного происхождения, из свободных зон (свободных складов), а также ввоз товаров для переработки под таможенным контролем.
Реимпорт представляет собой ввоз в страну ранее вывезенного в режиме экспорта товара, который не подвергался за рубежом переработке, без уплаты таможенных пошлин и налогов. Основными причинами возврата товаров являются возврат непроданных товаров, возврат дефектных товаров, ликвидация или банкротство партнера.
При проведении импортных операций покупатель обычно стоит перед решением следующих задач: установление компромисса по критерию цена-качество, а также минимизация риска сделки за счет проверки надежности контрагента, защитных статей контракта, выбора формы платежа, адекватной степени риска, страхования, проверки соответствия сделки правовому режиму.
Экспорт представляет собой форму международной торговли, которая связана с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их иностранному контрагенту. Наличие контракта и пересечение товара через границу являются основными признаками экспорта. По данным ВТО крупнейшими экспортерами в мире являются Европейский Союз, США, КНР, Япония.
Реэкспорт представляет собой особую форму экспорта. Ее предметом является экспорт ранее импортированного товара, который не подвергался значительной переработке. В соответствии с требованиями Покупателя допускаются с товаром только такие операции как расфасовка, упаковка, маркировка.
В практике международной торговли имеют место следующие виды реэкспорта. Вынужденный реэкспорт применяется в случае, когда ранее импортированный товар не может быть продан импортером на внутреннем рынке с необходимым экономическим эффектом.
Спекулятивный реэкспорт используется, когда товар закупается с целью перепродажи. В основном он касается биржевых товаров.
Технологический реэкспорт характерен для строительных инжиниринговых компаний при осуществлении проектов под «ключ», а также при поставках комплектного оборудования.
Учетный реэкспорт представляет собой операции, осуществляемые без завоза в страну импортера. Таможенная статистика учитывает эти операции как экспортные.
Методы организации международной торговли рассматриваются как способы осуществления торгового обмена между ее участниками. Следует отметить, что методы международной торговли многообразны как многообразно содержание внешнеторговой деятельности в целом.
Традиционно к основным методам торговли относят прямой, косвенный и корпоративный методы. Формальным признаком международного характера коммерческой сделки является различная национальная принадлежность юридических адресов сторон по сделке.