Международная торговля и современные способы ее осуществления. Место России в международной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование понятия, сущности, структуры мировой торговли, динамики ее развития, способов осуществления, а также позиции России в мировой торговле.
Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач: определение сущности мировой торговли; исследование современного состояния мировой торговли и тенденций её развития; определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе; рассмотрение способов ее осуществления и роли России на рынке мировой торговли

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ……………………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и сущность международной торговли ………………………………………….5
1.2 Регулирование международной торговли. Основные формы и методы ее осуществления ………………………………………………………………………………..11
ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ ………………………….20
2.1 Состояние и динамика развития мировой торговли ……………………………………20
2.2 Внешняя торговля России и ее роль в мировой торговле ……………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………….31
ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Количественные характеристики внешней торговли некоторых стран мира
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Структура мировой торговли товарами

Файлы: 1 файл

Курсовая_МТ.doc

— 354.50 Кб (Скачать файл)

Отличительной чертой прямого метода международной торговли является тот факт, что контрагенты непосредственно вовлечены в проведение всех основных и  обычно части обеспечивающих операций, связанных с подготовкой, заключением, исполнением и сопровождением международных контрактов купли-продажи. По   условиям  подобной  сделки  продавец (резидент  одной  страны) обязуется  передать  товар  в собственность покупателя (резидента  другой страны) в обусловленные контрактом  сроки и на  определенных  там же условиях, а  покупатель, в  свою  очередь, обязуется  принять  этот  товар  и уплатить за него согласованную в контракте сумму.

Косвенный  метод  также распространен  в  практике  международной  торговли  и  заключается  в совершении международной торговой сделки через посредника.

Корпоративный  метод  международной  торговли. зародился  в  сфере  малого  и  среднего  бизнеса. При  этом  методе международная  торговая  сделка  совершается  через  особого  посредника, представляющего  собой  некоторую  организационную  форму  бизнеса, созданную группой инициаторов этой сделки, совершение которой каждым отдельным участником группы представляется невозможным, рискованным или экономически невыгодным.

В  практике  международной  торговли  широкое  применение  нашли  так называемые методы встречной торговли. Они используются в случае, когда импортер испытывает затруднения с наличием  достаточных сумм твердой валюты для  закупки необходимых  товаров. Встречная  торговля отличается большим  разнообразием  форм, которых  насчитывается  многие  десятки. Однако наиболее часто используются шесть основных форм.

Чистый  бартер. Этот метод  встречной  торговли  заключается  в  обмене товара на товар между контрагентами, которые одновременно выступают в качестве продавцов и покупателей. Заключается один контракт, к которому прилагаются две спецификации, где указаны перечни товаров, их цена, сроки поставки. Стоимость  товаров  по  одной  спецификации  должна  быть  равна стоимости  товаров  по  другой  спецификации. Денежные  расчеты отсутствуют.

Сделка  типа  «свич». Этот  метод  встречной  торговли  предполагает участие  в  сделке  третьей  стороны. Контрагенты  по  сделке  обмениваются товарами, третья сторона, например  торговая  фирма, реализует за определенные комиссионные товары.

Встречная  закупка. Данный  метод  встречной  торговли  предполагает наличие взаимной договоренности контрагентов купить друг у друга товар. При этом естественно предусмотрены денежные расчеты. Поставка товаров производится одновременно.

Авансовые  закупки. Метод  встречной  торговли «авансовые  закупки» имеет название «юнктим». Широко распространен в Германии. Представляет собой встречную  закупку  товаров контрагентами. Однако, при  этом обмен товарами разнесен по времени.

Сделка «бай  бэк». В этой  сделке  предусмотрены денежные  расчеты. Экспортер обязан купить товар у импортера. Закупаемый товар производится импортером  с  использованием  товара, приобретенного  у  экспортера. В качестве  примера  можно  привести  закупку  импортером  установки  для производства  удобрений. Произведенные  удобрения  продаются, стоимость установки перечисляется экспортеру.

Коммерческая  компенсация. Этот  метод  встречной  торговли предполагает  обмен  товарами  между  контрагентами. При  этом  стоимость товаров  может  быть  различной. Разница  в  стоимости  товаров  погашается деньгами одним из контрагентов.

Международная  торговля, осуществляемая  через  товарные  биржи, аукционы  и  международные торги, отнесена к состязательным (институционно-конкурсным) методам международной торговли.

Предметом  сделок  на  товарных  биржах  являются массовые  товары  четко  определенных  стандартов  качества: нефть, хлопок, шелк-сырец, зерно, сахар, масло, кофе, какао, натуральный каучук, цветные металлы. В настоящее время на товарные биржи приходится 30% мирового товарооборота. Как правило, функции биржи выполняет объединение торговых организаций, обладающее правами юридического лица и действующее под контролем  государства  своего  места  нахождения. Биржевые  сделки заключаются маклерами, которые имеют поручения от своих клиентов. Часто предметом сделок являются еще не произведенные товары.

     Существует два основных вида сделок, которые  заключаются на бирже. Это – сделки на реальный товар и срочные (фьючерсные) сделки. Основными функциями  товарной  биржи  являются  организация  торгов  с  помощью биржевого механизма, выявление и регулирование биржевых цен, выработка товарных  стандартов, покупка  и  продажа  реального  товара, разработка биржевых контрактов.

Крупнейшие международные  товарные биржи представлены в основном биржами США и Великобритании. Одной из самых крупных товарных бирж в мире является Чикагская товарная биржа, на которой совершаются сделки на зерновые (пшеница, кукуруза, овес, соя-бобы), драгоценными металлами (золото, серебро), казначейскими билетами  и облигациями США. На Лондонской бирже металлов ведутся операции с алюминием, медью, оловом, свинцом и цинком.

Особенностью современной биржевой торговли при высокой ликвидности является то, что разница между ценами предложений на продажу и на покупку составляет 0,1% уровня цены и ниже, тогда как на фондовых биржах этот показатель достигает 0,5% цены акций и облигаций, а на рынках недвижимости - 10% и более.

В развитых странах  бирж реального товара почти не осталось. Но в отдельные периоды при  отсутствии других форм организации  рынка, биржи реального товара могут  играть заметную роль. Институт биржи  не потерял своего значения для международной торговли в связи с превращением из биржи реального товара в рынок прав на товар, или в так называемую фьючерсную биржу.

Фондовые биржи. Торговля ценными  бумагами ведется на международных  денежных рынках, то есть на биржах таких крупных финансовых центров, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Франкфурт-на-Майне, Токио, Цюрих. Торговля ценными бумагами производится в присутственные часы на бирже, или так называемое биржевое время. В качестве продавцов и покупателей на биржах могут выступать лишь брокеры (маклеры), которые выполняют заказы своих клиентов, и за это получают определенный процент с оборота. Для торговли ценными бумагами – акциями и облигациями – существуют так называемые брокерские фирмы, или маклерские конторы.

В данное время торговля ценными бумагами как на внутреннем, так и на внешнем рынке приобретает огромное значение для развития мировой торговли в целом. Объёмы оборота в рамках этой формы международной торговли неуклонно возрастают, хотя она и подвержена сильному влиянию внешнеполитических факторов.

Международные товарные аукционы.  Аукционная торговля товарами – это специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, на которых путем публичных торгов, в заранее обусловленное время  производится  продажа  предварительно  осмотренных  покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену. Торговля ведется только реальным наличным товаром.

На  аукционах  производится  продажа  товаров, обладающих индивидуальными свойствами: качество, внешний вид, вкус, и т.д. Основными  предметами  торга  на  аукционе  являются  пушно-меховые товары, немытая шерсть, щетина, чай, табак, овощи, фрукты, цветы, рыба, тропические  породы  дерева, лошади, а  также  произведения  искусства, антиквариат. Для  перечисленных  товаров  аукцион – важнейшая  форма реализации на международном рынке. Например, Индия через  аукционы  в Калькутте  и  Кочине  продает 70% всего  экспорта  чая. Доля  аукциона  в международной  торговле  табаком, овощами, фруктами, цветами и рыбой составляет около 50% мирового товарооборота.

Для  каждого  товара  сложились  свои  центры  торговли. Аукционы проводятся  один  или  несколько  раз  в  год. До начала  аукциона  товары  в зависимости  от  качества  сортируются  по  партиям, которые  называются лотами. Лоту  присваивается  номер. Затем  издаются  каталоги, которые рассылаются потенциальным покупателям.     В аукционной  торговле участвует один продавец и много покупателей.

Торги на аукционе ведутся либо с повышением цены, либо с понижением. Покупает товар участник аукциона, который назовет большую цену. Сделка оформляется  администрацией  аукциона, подписывающей  с покупателем контракт. Платеж  за  купленный  на  аукционе  товар, как  правило, осуществляется по частям. Примерно 30-35% стоимости оплачивается в течение 24-х часов, остальная сумма – в течение 3-х недель.

Международные торги (тендер). Тендер – это способ  закупки товаров, размещения  заказов  и  выдачи  подрядов. Этот  метод  международной торговли  является  одним  из  самых  распространенных. Он  предполагает привлечение  к  определенному  сроку  предложений  от  нескольких поставщиков  из  разных  стран  и  заключение  контракта  с  тем  из  них, предложение  которого  наиболее  выгодно  отличается  по  ценам  и  другим коммерческим  условиям. Наиболее  часто  используется  развивающимися странами  для  осуществления  закупок  и  выполнения  подрядных  работ государственными  хозяйственными  предприятиями. Играет  важную  роль  в поиске и отборе контрагентов для заключения сделок на поставку машин и оборудования, при строительстве объектов «под ключ».

Различают  открытые (публичные)  и закрытые (ограниченные или негласные) торги. На открытые торги приглашаются все желающие фирмы и организации, в  том  числе  и  иностранные. На  открытых  торгах  обычно размещают заказы на стандартное и универсальное оборудование, а также на относительно небольшие по объему подрядные работы. В закрытых торгах участвуют лишь фирмы, которым заблаговременно высылаются специальные приглашения. Для объектов, которые представляют для  заказчиков особую важность, закрытые  торги  проводятся  в  два  этапа. На  первом  этапе отбираются наиболее авторитетные фирмы, которые допускаются ко второму этапу – к закрытым торгам. На подачу  тендерных  предложений  отводится  ограниченное  время, в Японии, например, от 14 до 30 дней. При прочих равных условиях тендерные комитеты отдают предпочтение своим национальным фирмам.

Новым методом «невидимой» торговли, которая  создает принципиально новые возможности для участия разных стран в мировой торговле, является электронная торговля. По определению ОЭСР международные коммерческие сделки, осуществляемые  с  помощью  электронной  торговли, базируются на обработке и передаче  данных  в цифровой форме, включая  текст, аудио- и видео  передачи. Термин «электронная  торговля» охватывает  любые электронные  методы  передачи  данных: передачу  данных  между компъютерами, он-лайновую связь, электронную почту, телекс и телефакс.

Технической  основой  электронной  торговли  стал  Интернет - всемирная совокупность  компъютерных  сетей  с  общим  адресным  пространством, открытым  для  всех  пользователей. До 1995 г. Интернет  использовался  в основном  для  пересылки  электронной  почты. В  середине 90-х  гг. в Интернете  появилась  и  стала  широко  использоваться  новая  служба. Она получила  название  Всемирная  паутина. Это  содержащаяся  в  Интернете распределенная  база  гипертекстовых  документов. Простота  использования Всемирной паутины обеспечила ее использование в коммерческих целях. Интернет получил возможность давать информацию о товарах, услугах, о продавцах  и  покупателях, о  ценах  и  других  коммерческих  условиях и тем самым  позволил  электронным  путем  осуществлять  заключение коммерческих сделок.

Объектами  электронной  торговли  являются  товары  и  услуги, которые могут  быть  переведены  в  электронную (цифровую) форму. Это печатная продукция, аудио- и видеозаписи, программное обеспечение, технические и архитектурные  проекты  и  др. К  ним  также  относятся  образовательные, медицинские, информационные, рекламные, консультационные, бухгалтерские, юридические, научно-технические  и  другие  виды  услуг, обслуживание  электронным  путем  международной  торговли. Субъектами электронной торговли являются физические и юридические лица, имеющие доступ к Интернет.

Отличие  электронной  торговли  от  традиционных  сделок  состоит  в  том, что электронные сделки заключаются с использованием электронных средств телекоммуникаций. Здесь нет обычных документов на бумажных носителях. Используется  электронный  документооборот. Электронные  документы должны сопровождаться электронной подписью. Таким образом, электронная торговля позволяет увеличить объем продаж.  По  оценке  ВТО  и ОЭСР  в  настоящее  время  объем  электронной  торговли составляет около 10% всего объема мировой торговли товарами и услугами.

Одним из наилучших путей поиска контакта между производителем и  потребителем являются ярмарки и  выставки. На тематических ярмарках производители выставляют на выставочных площадях свои товары, а потребитель имеет возможность выбрать, купить или заказать необходимый ему товар прямо на месте. Ярмарка представляет собой обширную выставку, где стенды с товарами и услугами распределены согласно тематике, отрасли, назначения и т. п.

Во Франции многочисленные отраслевые выставки организуются устроительными обществами, в большинстве случаев  не располагающими своими ярмарочными  территориями, принадлежащими торгово-промышленной палате. В ярмарочном хозяйстве Италии крупнейшей ярмарочной компанией является Миланская ярмарка, не имеющая конкурентов по своему годовому обороту, который составляет 200-250 млн. евро. Она главным образом сдает в аренду выставочные павильоны, но выступает и в качестве устроителя. На ярмарках Великобритании выделяются две крупные, действующие и за пределами страны, компании – «Рид» и «Бленхейм», годовой оборот которых колеблется в пределах от 350 до 400 млн. евро. Однако значительная часть своего оборота они получают и за пределами Великобритании. По официальным данным около 30% внешней торговли Италии производится через ярмарки, в том числе 18% - через Миланскую. Она имеет 20 представительств за рубежом. Доля иностранных участников и посетителей в среднем составляет 18%. Ярмарки в Германии в целом занимают ведущее место в Европе. За последнее время годовой оборот, к примеру, Берлинской ярмарки превышает 200 млн. евро и имеет устойчивую тенденцию к росту.

Информация о работе Международная торговля и современные способы ее осуществления. Место России в международной торговле