Международная торговля услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Развитие международного технологического обмена обусловлено существенными различиями в техническом уровне отдельных стран. С другой стороны, знания и техника в отсталых странах должны раз-виваться в том направлении, в каком они развиваются в передовых странах, поскольку мировое хозяйство как технико-экономическая категория основывается на машинном производстве независимо от уровня развития того или иного национального хозяйства. Таким образом, даже если имеет место автаркическая модель экономики той или иной страны, техническая мысль развивается все равно в том же направлении, что и в более развитых странах.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)


МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН

 

Развитие международного технологического обмена обусловлено существенными различиями в техническом уровне отдельных стран. С другой стороны, знания и техника в отсталых странах должны раз­виваться в том направлении, в каком они развиваются в передовых странах, поскольку мировое хозяйство как технико-экономическая категория основывается на машинном производстве независимо от уровня развития того или иного национального хозяйства. Таким образом, даже если имеет место автаркическая модель экономики той или иной страны, техническая мысль развивается все равно в том же направлении, что и в более развитых странах. Однако чаще технически отсталые страны развиваются в результате получения новых знаний и технологий извне. Высокие темпы научно-техниче­ского прогресса во второй половине XX в. привели к тому, что в течение последних десятилетий для международной торговли харак­терно вовлечение в товарооборот особого товара — научно-техни­ческих достижений, т.е. происходит активный технологический обмен. Понятие международного технологического обмена, как правило, толкуется двояко: в широком смысле под ним подразуме­вается проникновение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами, а в узком — передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводст­ву конкретных технологических процессов.

Технологии передаются как коммерческим, так и некоммерчес­ким путем.

Технологический обмен в широком смысле осуществляется, как правило, в некоммерческих формах:

· научно-технические публикации;

· проведение выставок, ярмарок, симпозиумов;

· обмен делегациями и встречи ученых и инженеров;

· миграция специалистов;

· обучение студентов и аспирантов;

· деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др.

Технологический обмен в узком значении осуществляется, как правило, в коммерческих формах:

· передача на условиях лицензионных соглашений прав пользо­вания изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные образцы), технической докумен­тации;

· поставка машин и различного промышленного оборудования;

· оказание технической помощи;

· инжиниринговые услуги;

· экспорт комплектного оборудования;

· подготовка и стажировка специалистов;

· управленческие контракты;

· научно-техническое и производственное кооперирование и т.д.

Передача технологии в коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разра­ботки и/или созданные производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение более или менее продолжительного периода дополнитель­ную прибыль вследствие ее уникальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции.

Повышенная конкурентоспособность продукции, производимой с помощью новой технологии, находится в обратной зависимости от масштабов распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические усовер­шенствования становятся достоянием большинства предприятий дан­ной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации научно-технических знаний и про­изводственно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собст­венника технологии на товарном рынке. Таким образом, вполне понятно стремление стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые техно­логии.

В то же время технология как товар обладает обычно весьма вы­сокой стоимостью, определяемой большими затратами на НИОКР и их внедрение. Перенесение этой стоимости на конечную продукцию происходит постепенно, после того как огромные затраты уже про­изведены. Собственники новой технологии заинтересованы в возмещении понесенных расходов, что может быть достигнуто либо при расширении собственного выпуска товаров на ее основе, либо при продаже этой технологии, пока она морально не устарела. Все это подталкивает собственника новой технологии к ее возможно боль­шей утилизации как в своем производстве, так и путем продажи другим производителям аналогичных товаров.

Технологии передаются двум основным группам покупателей:

· зарубежным филиалам или дочерним фирмам МНК;

· независимым фирмам.

Новые технологии преимущественно предоставляются МНК сво­им филиалам или дочерним компаниям. Так, например, в 80-е гг. на эту группу покупателей приходилось около 4/5 от суммы продаж тех­нологий американских МНК. Это связано с тем, что в результате передачи технологии филиалам:

· в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования новой технологии с целью получения максимальной прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические достижения;                      .

· сокращаются удельные расходы на НИОКР и в то же время исключаются утечки секретной информации за пределы МНК;

· увеличивается прибыль материнских компаний, так как во многих странах платежи за полученную новую технологию осво­бождаются от налогообложения.

Принимающие страны часто ограничивают в различных формах импорт товаров и прямые иностранные инвестиции. При продаже технологии предоставляется возможность для проникновения на закрытый рынок другой страны, так как вслед за технологией в при­нимающую страну поступают товары и услуги.

Продажа технологии независимым компаниям означает утрату монопольного права на ее использование. Кроме того, покупатель технологии, обладающий значительным научно-техническим потен­циалом, может стать впоследствии серьезным конкурентом. Прода­вая технологии независимым компаниям, продавцы стремятся по­лучить долю в акционерном капитале, объединить передачу техно­логии с поставками своего оборудования, а также компенсировать утрату технологической монополии путем получения максимальных доходов от продажи. Чаще всего независимым фирмам продаются технологии тех отраслей, в которых низкий удельный вес расходов на НИОКР (металлургия, металлообработка, текстильная и швейная промышленность и др.). В этих отраслях монополия на техническое усовершенствование не может удерживаться долго, так как нововведения легко воспроизводимы. Собственник новой технологии, не дожидаясь пока усовершенствования будут скопированы зарубеж­ными конкурентами, форсирует ее продажу не только подконтроль­ным компаниям, но и независимым фирмам.

Все формы технологического обмена существуют не сами по себе, а обусловлены содержанием технологий и отражают диалектический процесс ее зарождения, расцвета, старения и замены ее новой. Эта­пам цикла жизни технологий соответствуют ее следующие виды*:

* Мухопад В . И . Сквозь барьеры протекционизма. — М.: Мысль, 1988. С. 25.

 

1-й этап — уникальная;

2-й этап — прогрессивная;

3-й этап — традиционная;

4-й этап — морально устаревшая.

К уникальным технологиям относятся изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентами или содержащие ноу-хау, что делает невозможным их использование конкурирующи­ми организациями. Данные технологии обладают новизной, наивыс­шим техническим уровнем, могут быть использованы в производст­ве на условиях исключительной монополии. Такие технологии создаются в результате НИОКР и изобретательской деятельности специалистов. При определении цены уникальной технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную допол­нительную прибыль ее покупателю.

К прогрессивным технологиям принадлежат разработки, обладаю­щие новизной и технико-экономическими преимуществами по срав­нению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальны­ми покупателями новой технологии и их конкурентами. В отличие от уникальной технологии, обладающей абсолютным превосходством над любой технологией в соответствующей отрасли, преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер. Прогрес­сивность той или иной технологии может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в разных условиях ее применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества, обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение дополнительной прибыли. Прогрессивные технологии могут быть созданы в результате не только научно-технической и изобретательской деятельности ученых и инженеров, но и «эволюции» уникальных нововведений, постепенно утрачивающих свою новизну.

Уникальные и прогрессивные технологии могут приносить их покупателям дополнительную прибыль, поэтому они продаются по ценам, превышающим средний уровень цен на технологии-аналоги в соответствующей отрасли.

Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки, отражающие средний уровень производства, достигнутый большинст­вом производителей продукции в данной отрасли. Такая технология не обеспечивает ее покупателю значительных технико-экономичес­ких преимуществ и качество продукции по сравнению с аналогичной продукцией ведущих производителей, и рассчитывать на дополни­тельную (сверх средней) прибыль в данном случае не приходится. Ее преимуществами для покупателя являются сравнительно невысокая стоимость и возможность приобретения проверенной в производст­венных условиях технологии. Традиционная технология создается, как правило, в результате устаревания и широкомасштабного рас­пространения прогрессивной технологии. Продажа такой техноло­гии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и получение средней прибыли.

Морально устаревшая технология относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и с тех­нико-экономическими показателями, которые достигают большинст­во производителей аналогичной продукции. Использование таких раз­работок закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.

Одним из наиболее распространенных способов передачи техно­логии является лицензионная торговля.

 

§ 1. Лицензионная торговля

 

Термин «лицензия» в переводе с латинского означает разрешение совершать какие-либо действия и в связи с этим используется в раз­личных сферах. Применительно к технологическому обмену он означает разрешение использовать на определенных условиях предме­ты лицензии, которыми являются:

· запатентованные изобретения,

· промышленные образцы,

· товарные знаки,

· ноу-хау, т.е. имеющие ценность конфиденциальные сведения, которые не пользуются правовой охраной. В зависимости от объекта лицензии могут подразделяться на па­тентные и беспатентные.

Помимо патентных и беспатентных лицензий выделяют самосто­ятельные («чистые») и сопутствующие. Самостоятельные лицензии предполагают передачу технологии или технических разработок не­зависимо от их материального носителя. Сопутствующие лицензии имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с за­ключением контракта на строительство предприятия, поставку тех­нологического оборудования, оказание консультационных услуг.

Продажа лицензий позволяет существенно ускорить процесс ос­воения нового рынка и хотя бы частично возместить собственные расходы на исследования и разработки. Иногда бывает выгоднее вместо поставок готовых изделий продать лицензию на право их про­изводства, например в случаях, когда возникают проблемы, связан­ные со сбытом готовой продукции из-за недостаточного объема собственного производства или выходом на внешний рынок. Разви­тию собственного производства может препятствовать множество причин — от нехватки сырья до отсутствия высококвалифицированного персонала и производственных площадей.

Препятствием для экспорта изделий нередко является протекци­онистская политика правительства страны, в которую предполага­ются их поставки: высокие таможенные пошлины, импортные квоты, поощрение ввоза изделий в разобранном виде (с целью развития национальной промышленности).

Во всех этих случаях продажа лицензий — один из путей выхода на местный рынок, так же как создание в данной стране филиала фирмы-экспортера. Следует отметить, что при продаже лицензии обычно предусматривается поставка материалов, узлов и деталей для выпуска продукции. Таким образом, лицензионная торговля оказы­вается действенным стимулом для сбыта собственной продукции.

Продажа лицензии может быть способом выхода фирмы-продав­ца на ноу-хау и Другие достижения фирмы-покупателя, поскольку в соглашениях обычно имеется пункт о взаимном обмене усовершен­ствованиями, которые будут сделаны в изделии или технологии в течение срока действия лицензионного контракта.

Информация о работе Международная торговля услугами