Международная торговля услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Развитие международного технологического обмена обусловлено существенными различиями в техническом уровне отдельных стран. С другой стороны, знания и техника в отсталых странах должны раз-виваться в том направлении, в каком они развиваются в передовых странах, поскольку мировое хозяйство как технико-экономическая категория основывается на машинном производстве независимо от уровня развития того или иного национального хозяйства. Таким образом, даже если имеет место автаркическая модель экономики той или иной страны, техническая мысль развивается все равно в том же направлении, что и в более развитых странах.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

ВОИС издает периодические издания «Industrial Property», «Copyright» (английское, французское и испанское издания), а так­же публикует научные исследования и тексты семинаров. О техни­ческих вопросах информируют «РСТ Gazette» (раз в две недели), «Les Marques Internationales» (ежемесячно) и «International Designs Bulletin» (ежемесячно).

 

§ 2. Прочие формы технологического обмена

 

Важной формой передачи технологии является поставка комплект­ного оборудования, которая рассматривалась в главе 3. Поставка комплектного оборудования представляет собой не только поставку товаров, но и предполагает прежде всего строительство объектов «под ключ», поэтому вместе с оборудованием передаются технологии в виде лицензий и/или ноу-хау,

Наряду с поставками комплектного оборудования в 80-е гг. нача­ли активно использоваться и другие формы технологического обме­на, при которых передача технологий осуществляется в основном опосредованно. Эти формы в специальной литературе часто называ­ют новыми формами инвестиций, или неакционерными формами транснационального капитала.

Наиболее простой из этих форм является заключение субконт­рактов (subcontracts), суть которых состоит в том, что крупные ино­странные фирмы дают заказы небольшим местным фирмам (обычно в развивающихся странах) на производство деталей или конечной продукции.

В обмен на гарантированный местному производителю сбыт его продукции по приемлемым для него ценам иностранная компания устанавливает производственные стандарты посредством передачи ноу-хау, модернизации оборудования и т.п., а в дальнейшем жестко контролирует качество выпускаемой продукции. Если выпускается готовая продукция, то она реализуется подтоварным знаком иност­ранной фирмы.

Контракты «продакшн шэринг» (production-sharing) применяются в основном в нефтяной промышленности. В соответствии с таким контрактом иностранная компания осуществляет, например в раз­вивающейся стране, разведку месторождения и в случае обнаружения запасов, достаточных для коммерческой эксплуатации, предостав­ляет оборудование, ноу-хау, необходимый персонал, получая за это фиксированную часть продукции. Добываемая нефть подразделяет­ся на «cost-oil» и «profit-oil»: первая (обычно 20-40%) предназнача­ется для возмещения расходов иностранной компании на геолого­разведочные работы и организацию добычи нефти, а вторая— пред­ставляет собой фактическую прибыль, которая в оговоренной про­порции распределяется между иностранной компанией и государст­вом.

В нефтяной промышленности распространены также контракты «на обслуживание» (service contracts), в соответствии с которыми ино­странная компания занимается только геологоразведочными рабо­тами и выполняет свой обязательства до момента обнаружения неф­ти. Существует два типа подобных соглашений. К первому типу относятся контракты, по условиям которых так называемый эксплу­атационный риск несет иностранная компания, а все расходы по эксплуатации — государство. В обмен на предоставленные услуги иностранная компания получает право закупать часть добываемой нефти (чаще всего от 20 до 50%) с 3-10%-ной скидкой от уровня мировой цены. Контракты второго типа распространены в странах, обладающих значительными запасами нефти и необходимыми финансовыми ресурсами (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ и др.). В этом случае эксплуатационные риски несет правительство разви­вающейся страны, а иностранная компания за свой услуги получает вознаграждение в размере фиксированной части (обычно менее 1%) от цены барреля нефти, а также право закупки определенной доли добываемой нефти, но без скидки.

В соответствии с контрактами на управление (management contracts) оперативный контроль за деятельностью предприятия, который обычно осуществляется представителем собственника предприятия, передает­ся другому предприятию. Иностранная фирма определяет важнейшие направления деятельности предприятия. В целом функции фирмы-менеджера аналогичны административным и техническим функциям по управлению своим филиалом:

общее управление (текущее и перспективное планирование дея­тельности);

управление финансами;

проведение административной и кадровой политики;

управление производством;

организация сбыта.

Контракты на управление заключаются в основном до строитель­ства предприятия. В этом случае фирма-менеджер осуществляет общий надзор за его строительством, выбирает подрядчиков и субподрядчиков. Очень часто контракты на управление заключаются одновременно с лицензионными соглашениями.

Оплата за управленческие услуги может принимать различные формы, например выплата определенного процента от объема про­даж или прибыли.

Маркетинговые контракты аналогичны управленческим контрак­там. Местные фирмы передают зарубежной фирме ответственность за продажу своей продукции (или ее части) и, следовательно, контроль за всеми видами деятельности, связанными с .продажей про­дукции. Плата за эти услуги обычно принимает форму выплаты определенного процента от объема продаж.

По контрактам на оказание технической помощи зарубежные фирмы предоставляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо специфическому аспекту деятельности местной фирмы. Обычно в подобных договорах предусматриваются ремонт и профи­лактика машин и оборудования, консультации по использованию ноу-хау, устранение аварий и контроль за качеством.

Самостоятельной формой лицензионных соглашений являются контракты на использование товарного знака — франчайзинг (franchising), которые предусматривают предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению. Размеры платежей по этим контрактам колеблются от 1,5 до 12% суммарных годовых продаж. Отличительной чертой франчайзинга является сегментирование рынка во избежание конкуренции между его отдельными получате­лями. Операции по франчайзингу проводятся, как правило, между крупными компаниями и мелкими фирмами или частными лицами, обычно только начинающими бизнес.

В настоящее время франчайзинг широко применяется в между­народных экономических отношениях. В США, где франчайзинг впервые появился и получил широкое распространение, эти сделки подразделяются на три вида:

франчайзинг продукта и торговой марки (product and tradename franchising), который предусматривает реализацию дилером товаров головной компании исключительно под ее товарным знаком. В этом случае дилер специализируется только на продукции данной компа­нии, что характерно для продажи бензина, автомобилей, безалко­гольных напитков;

комплексный франчайзинг (business format franchising), предусмат­ривающий предоставление дилеру головной компанией права на использование товарного знака, разработку маркетинговой страте­гии и технологии бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции. Такой вид соглашений распространен в сфере ресторанного бизнеса, рейтинга и др.;

розничный франчайзинг (retail franchising), который практикуется при продаже строительных материалов, мебели, бытовой аппаратуры и др.

В международной практике обычно используются два первых вида сделки. Особенно широко франчайзинг распространен на американ­ских фирмах.   

Принимающая страна получает немалые выгоды от франчайзинга, так как она приобретает управленческий опыт и технические знания. В то же время выгоды имеет и франчайзер, поскольку ему предо­ставляется возможность контролировать рынок данной страны с минимальными капитальными затратами.

Самостоятельной и очень распространенной формой международ­ного технологического обмена является инжиниринг, который пред­ставляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов различного назначения. Инжиниринг — это услуги по использованию технологических и иных научно-техниче­ских разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли-продажи является сама технология. Следовательно, инжиниринг является лишь косвенной формой передачи технологии.

Инжиниринговые услуги можно подразделить на три группы:

1) услуги по подготовке производства:

предпроектные услуги (социально-экономические исследования, изучение рынка, полевые исследования, топографическая съемка, исследование почв, разведка полезных ископаемых, подготовка тех­нико-экономических обоснований и т. п., а также консультации и надзор за проведением указанных работ);

проектные услуги (составление генеральных планов и схем, рабо­чих чертежей, технических спецификаций и т. п., а также консультации и надзор);

послепроектные услуги (подготовка контрактной документации, ведение проекта, надзор и инспекция за осуществлением работ, управление строительством, приемо-сдаточные работы и т. п.);

2) услуги по организации процесса производства и управлению предприятием;

3) услуги по обеспечению реализации продукции. Существует три основных метода строительства, в соответствии с которыми различается содержание контрактов на оказание инжини­ринговых услуг.

При первом методе большая часть работ осуществляется персо­налом заказчика или местными фирмами. В этом случае зарубежная инжиниринговая фирма выступает обычно лишь в качестве консуль­танта и не несет ответственности за осуществление проекта.

Второй метод предполагает выполнение иностранной инжини­ринговой фирмой большей части или всех инжиниринговых услуг и, соответственно, ее ответственность за выполнение проекта.

Третий метод применяется при строительстве объектов «под ключ», когда инжиниринговые услуги предоставляются генеральным под­рядчиком в качестве составной части всего комплекса услуг. Специализированные инжиниринговые фирмы могут привлекаться в качестве субподрядных организаций.

Международный контракт на оказание инжиниринговых услуг включает ряд обязательных пунктов, регулирующих основные условия участия инжиниринговой фирмы в строительстве объектов за рубежом. К ним относятся:

обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложе­нием перечня подлежащих выполнению работ;

сроки и графики выполнения работ;

численность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту;

степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств;

условия и ставки оплаты; условия заключения субподрядных контрактов и др.

Заключение контракта на оказание инжиниринговых услуг чаще всего происходит в результате проведения торгов. При оплате инжи­ниринговых услуг используются три основных метода.

1. Повременная оплата на базе ставок заработной платы инжене­ров-консультантов.

Этот метод применяется для оплаты таких видов персональных услуг, как консультирование, обучение специалистов, и других работ неизменного характера, объем которых зачастую невозможно опре­делить. Расценки по данному методу устанавливаются на основе ры­ночных почасовых или дневных ставок заработной платы персонала инжиниринговой фирмы, включая различные доплаты, затраты на социальное обеспечение, начисления на зарплату и т.п. Эти ставки дифференцированы в соответствии с характером работы, уровнем квалификации, служебным положением работника и т.п. Совокупные затраты на оплату труда персонала инжиниринговой фирмы, рас­считанные на основе фактически отработанного времени каждого работника, умножаются на установленный в контракте коэффициент, чтобы обеспечить покрытие фирмой накладных расходов, процента на вложенный капитал, получение прибыли и возмещение некоторых других издержек. К полученной величине прибавляется факти­ческая сумма прямых материальных и других затрат. В результате получается общая сумма оплаты за услуги, предоставленные инжи­ниринговой фирмой.

Ставки оплаты труда и размеры коэффициента изменяются в за­висимости от национальной принадлежности, а также престижа и опыта работы данной фирмы. Коэффициент, устанавливаемый фир­мами промышленно развитых стран, колеблется в пределах 2—3, а ставки оплаты персонала различаются еще больше.

2. Оплата фактических затрат плюс фиксированное вознагражде­ние.

Этот метод применяется при проведении инжиниринговых работ с не определенными заранее объемом и структурой. При данном методе оплаты заказчик возмещает инжиниринговой фирме все фактические расходы, как прямые, так и накладные, и в соответствии с условиями контракта выплачивает фиксированную сумму или про­центную надбавку, установленную с учетом общего объема работы, конъюнктуры и других факторов. Доля такой надбавки в совокупных расходах инжиниринговой фирмы колеблется от 10% для особо крупных проектов до 25% для небольших проектов.

3. Оплата в процентах от стоимости строительства.

Этот метод применяется при предоставлении всего комплекса инжиниринговых услуг (полный инжиниринг). На международном рынке данный: тип контрактов занимает ведущее место, поэтому этот метод оплаты наиболее часто используется при определении цены инжиниринговых услуг в экспортных сделках.

Цены на экспортируемые инжиниринговые услуги обычно выше внутренних на 40-50% для импортеров в промышленно развитых странах и в два раза для импортеров в развивающихся странах. Такая ценовая политика объясняется, с одной стороны, повышенным спро­сом на инжиниринговые услуги в развивающихся странах, а с другой — фактической монополией на предоставление этих услуг со стороны промышленно развитых стран.

Среди экспортеров инжиниринговых услуг доминирующее поло­жение занимают американские компании, их основными соперни­ками являются фирмы Великобритании, Германии, Японии, Франции и некоторых других промышленно развитых стран.

 

ЮНИДО

 

Организация Объединенных Наций по промышленному разви­тию (ЮНИДО) — United Nations Industrial Development Organization, UNIDO) была основана в 1967 г. по решению Генеральной ассамблеи ООН (резолюция ГА 2152 (XXI) от 17.11.66 г.). Она принадлежит к числу специализированных учреждений ООН.

Основной целью ЮНИДО как центрального координирующего органа ООН является содействие промышленному развитию в раз­вивающихся странах и, как следствие, создание нового мирового экономического порядка.

В Программу реформ ЮНИДО (Декларация Яунде, принятая на Генеральной конференции ЮНИДО в 1993 г.) включены следующие основные положения:

Информация о работе Международная торговля услугами