Международная торговля услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 03:05, курсовая работа

Описание работы

Развитие международного технологического обмена обусловлено существенными различиями в техническом уровне отдельных стран. С другой стороны, знания и техника в отсталых странах должны раз-виваться в том направлении, в каком они развиваются в передовых странах, поскольку мировое хозяйство как технико-экономическая категория основывается на машинном производстве независимо от уровня развития того или иного национального хозяйства. Таким образом, даже если имеет место автаркическая модель экономики той или иной страны, техническая мысль развивается все равно в том же направлении, что и в более развитых странах.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

развивающиеся страны с импортной направленностью лицензионной торговли. К этой группе относятся Таиланд, Алжир, Панама и др. Эти страны осуществляют закупку новых технологий преимущест­венно в виде сопутствующих лицензий при строительстве промыш­ленных объектов;

развивающиеся страны с эпизодическим характером лицензионной торговли. К ним относятся в основном наименее развитые страны.

 

3.        Организация лицензионной торговли

 

Существует три основных вида лицензий: простая, исключитель­ная и полная.

При продаже простой лицензии продавец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии, а также предоставлять аналогичные лицензии третьим лицам. Простые лицензии обычно предоставляются в сфере производства товаров широкого потребления, где трудно осуществить точный учет произ­водимой продукции, потребность в которой настолько велика, что наличие нескольких покупателей (лицензиатов) на одном рынке не приводит к столкновению их интересов.

При продаже исключительной лицензии лицензиату предоставля­ются исключительные права на использование объекта лицензии на условиях, определенных в договоре. Лицензиар уже не может предо­ставлять аналогичные лицензии третьим лицам, однако может само­стоятельно использовать объект лицензии или продавать лицензии третьим лицам на условиях, не противоречащих условиям первого соглашения. Для исключительных лицензий характерно максималь­ное сужение территории, на которой могут использоваться преду­смотренные в соглашении права. Исключительная лицензия наиболее часто применяется в международной практике.

При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается права на использование объекта лицензии в течение срока действия договора. Полные лицензии обычно продаются малыми фирмами.  

Продажа лицензий осуществляется посредством заключения ли­цензионного соглашения.

Лицензионное соглашение — это договор, по которому лицензиар (продавец) предоставляет лицензиату (покупателю) разрешение или право на использование объекта лицензии за определенное возна­граждение. При этом право собственности на предмет лицензионного соглашения остается за лицензиаром, а лицензиат получает право на его использование при конкретных условиях в течение определен­ного срока.

Заключению лицензионного договора предшествует сложная под­готовительная работа, так как потенциальный покупатель предъяв­ляет особые требования к объекту лицензии, а продавец — к потенциальному покупателю.

Основными требованиями, предъявляемыми к объекту лицензии, являются:

· высокий технический уровень.

Мировой рынок в настоящее время достаточно освоен и насы­щен товарной продукцией, поэтому на успех могут рассчитывать только те продавцы, которые предлагают новшества, обеспечиваю­щие лицензиату значительные экономические выгоды, несмотря на расходы по покупке и освоению лицензии;

· промышленное освоение.

Покупатель приобретает новые технологии, не желая тратить время и средства на собственные разработки, поэтому он хочет убедиться в том, что технологий отработана. По условиям большинства лицен­зионных соглашений лицензиату поставляются образцы продукции, изготовленные на предприятиях лицензиара, а также оказывается техническая помощь для более быстрого освоения технологии.

В ряде случаев при проведении переговоров о продаже лицензии лицензиат не располагает достоверными данными о возможной эффективности объекта лицензии. Подобная ситуация особенно характерна при передаче ноу-хау: лицензиар до заключения согла­шения не желает раскрывать сущность ноу-хау, а лицензиат — покупать «кота в мешке». В этом случае партнеры заключают так называемое опционное соглашение, в соответствии с которым лицензиат получает на условиях конфиденциальности доступ к ноу-хау и преимущест­венное право на покупку лицензии в течение установленного срока, если подтвердятся данные об эффективности объекта лицензии.

Однако в последнее время наметилась тенденция к сокращению цикла жизни товаров, поэтому начали продавать так называемые «сырые» технологии, являющиеся либо результатами НИОКР, которые не вписываются в производственную программу компаний, либо результатами деятельности научных лабораторий, которым необхо­димы средства на дальнейшие исследования;

· патентная защита объекта.

Чем больше патентов защищают объект лицензии и чем надежнее защита, тем выше ценность лицензии. Однако в различных отраслях роль патентов неоднозначна. Как правило, они имеют большое зна­чение в отраслях, продукция которых легко копируется, например в фармацевтической промышленности. Там же, где копирование про­дукции затруднено, чрезмерные затраты на патентование нецелесо­образны. Не патентуются также технические решения, обеспечива­ющие преимущества продукции, сущность которых не может быть раскрыта при ее анализе;

· «технологический пакет» лицензии, т.е. комплекс элементов, обеспечивающих привлекательность объекта лицензии для потре­бителя: ноу-хау, поставка оборудования, комплектующих, запас­ных частей, исходного сырья, полуфабрикатов, а также техничес­кую помощь, обучение персонала и др., т.е. все то, что может ускорить освоение технологии и наладить эффективное произ­водство.

В лицензионной торговле имеется определенный риск, поскольку во многих странах очень сложно осуществлять контроль за передава­емыми техническими разработками, и прежде всего за погашением платежей за лицензии. Иногда продажа лицензии может привести к тому, что лицензиат становится конкурентом лицензиара на рынках третьих стран.

Срок освоения производства по лицензии занимает несколько лет, а в результате изменения рыночной конъюнктуры за это время могут резко снизиться конкурентоспособность товара и спрос на него, поэтому от предприимчивости лицензиата и его коммерческой ак­тивности зависят объем и сроки лицензионных поступлений. В связи с этим необходима тщательная проверка сведений о потенциальном партнере (его правовое и финансовое положение, место на рынке, научно-технический уровень производства, перспективы раз­вития и т.д.).

В США при выборе лицензиата принято анализировать много­численные данные, характеризующие потенциального покупателя:

· правовое положение фирмы и ее репутацию в деловом мире;

· финансовое положение;

· коммерческую деятельность фирмы;

· НИОКР и производство;

· сбытовые возможности;

· информационное обеспечение;

· прочие вопросы.

Важнейшим требованием к потенциальному лицензиату является то, что он должен иметь возможность осваивать новую технологию и организовать рентабельное производство. 

При сборе информации используются различные источники: фир­менные справочники, публикации фирм (годовые отчеты, каталоги, проспекты, рекламные издания), материалы специализированных информационных компаний и организаций, а также периодической прессы, справки банков.

После проведения переговоров заключается лицензионный дого­вор, который имеет определенную структуру, хотя каждое соглаше­ние является сугубо индивидуальным вследствие различий предме­тов соглашений, позиций партнеров и др.

Лицензионный договор обычно состоит из следующих разделов:

1. Преамбула.

Содержит сведения о партнерах, их наименовании и юридичес­кие адреса.

2. Определения.           

Даются определения понятий, использованных в соглашении, с целью исключения их неодинакового толкования. Как правило, оп­ределяются следующие термины:

способ (технологический процесс);

продукция по лицензии;

специальная продукция, которая не попадает под определение продукции по лицензии;

техническая документация, необходимая для производства про­дукции по лицензии;

оборудование, используемое для осуществления технологическо­го процесса, изготовления продукции;

комплектующие изделия;

патенты (принадлежащие лицензиару патенты и патентные заявки);

ноу-хау, необходимые и достаточные для освоения лицензии;

территория (зона исключительного и неисключительного права, зона экспорта);

начало коммерческого производства (дата изготовления первого образца или выпуска первой серийной партии продукции по лицен­зии);

отчетный период (период деятельности лицензиата по выполне­нию условий лицензионного соглашения);

продажная цена (цена продукции по лицензии).

3. Предмет соглашения.

Указываются полное название предмета соглашения и название лицензии по объему передаваемых прав (полная, исключительная, простая), а также номера патентов. Определяется объем передавае­мых прав и оговариваются условия предоставления сублицензии третьим лицам.

Если при полной лицензии лицензиату предоставляются все пра­ва без ограничений, то при исключительной и простой лицензии в условиях соглашения вводятся те или иные ограничения: террито­рии, срока действия сферы использования, объема производства и реализации продукции, в части приобретения лицензиатом обору­дования, комплектующих изделий, сырья, материалов, цены про­дукции по лицензии.

Сублицензия может предоставляться третьим лицам лицензиатом, купившим полную или исключительную лицензию, если в лицензи­онном договоре специально оговорена эта возможность. Обычно по объему права сублицензия соответствует простой лицензии. Возна­граждение за сублицензию распределяется между лицензиатом и ли­цензиаром.

4. Техническая документация.

Оговариваются сроки представления технической документации для производства продукции по лицензии и требования, которым она должна соответствовать. Перечень технической документации приводится в приложении к соглашению.

5. Территория действия соглашения.

Определяются территориальные границы действия лицензионно­го соглашения, указываются страны, где лицензиат получает право производить и продавать продукцию по лицензии.

6. Гарантия и ответственность.

Определяются гарантии и ответственность сторон по патентно-правовым, техническим и производственным вопросам, вопросам взаимоотношения сторон.

7. Платежи.                    

Указываются размер лицензионного вознаграждения и условия его оплаты. Оплата технической помощи и поставок оборудования мо­жет быть осуществлена отдельно.

8. Усовершенствования, новые патенты.

Указываются обязательства сторон, касающиеся порядка обмена усовершенствованиями. Обмен может быть совершен как безвозме­здно, так и за плату.

9. Техническая помощь.

Определяются условия и объем оказания технической помощи.

10. Сборы и налоги.

Оговариваются вопросы уплаты сборов и налогов, связанные с заключением и выполнением условий соглашения, а также с обме­ном валюты и переводом платежей на счет лицензиара.

11. Информация и отчетность.

Этот раздел включается в договор в случае, когда вознаграждение выплачивается в виде роялти, оговариваются сроки и условия пред­ставления бухгалтерских данных о произведенной, проданной и использованной продукции по лицензии, сведения о ценах.

12. Обеспечение конфиденциальности.

Фиксируются обязательства по сохранению конфиденциальности получаемых от партнера сведений различного характера. Это осо­бенно важно в случае, когда предмет лицензии содержит ноу-хау.

13. Разрешение споров.      

Прежде всего указывается, что при возникновении споров долж­ны быть приняты все меры к мирному урегулированию разногласий. Определяется порядок рассмотрения споров с привлечением арбит­ража.

14. Условия вступления соглашения в силу и порядок прекраще­ния его действия.

Указываются срок действия, условия вступления соглашения в силу, порядок расторжения соглашения, последствия окончания срока действия или досрочного прекращения действия.

15. Прочие условия.

В заключительном разделе оговаривается, право какой стороны будет использовано при рассмотрении не полностью урегулирован­ных данным соглашением вопросов. Указывается возможность переуступки прав, перехода прав при реорганизации одной из сторон.

Одним из наиболее сложных вопросов при продаже лицензии является определение цены лицензии. Цена лицензии — это своего рода баланс между интересами продавца и покупателя. Лицензиар стремится получить максимально возможную цену. В свою очередь лицензиат, приобретая лицензию, рассчитывает получить прибыль от будущей продажи товаров с учетом всех затрат на приобретение лицензии (цена лицензии, расходы по освоению производства, сбы­ту, рекламе и т.д.).

Реальная стоимость лицензии может быть установлена только в процессе эксплуатации лицензионного объекта. Цена же лицензии определяется расчетным путем с учетом ряда факторов:

· вероятная прибыль, которую может получить лицензиат в про­цессе эксплуатации лицензии.

Информация о работе Международная торговля услугами