Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 14:38, реферат
Обострение указанных проблем поставило общество перед необходимостью организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, специального регулирования хозяйственной деятельности, направленных на гармонизацию экологических и экономических интересов. Это вызвало к жизни новую форму взаимодействия общества и природы -охрану окружающей природной среды, обусловило появление экологической функции государства и права.
Источники экологического права
Введение
Научно-методологической основой экологического права являются современные теоретические представления о взаимодействии человека, общества и природы.
Взаимодействие общества и природы как естественный и объективный процесс, необходимое условие существования человека проявляется в двух основных формах.
Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих биологических и иных потребностей, создания средств для жизни. Использование природных ресурсов, выступая одной из форм взаимодействия общества и природы, обеспечивает экономические интересы общества.
В процессе этой деятельности
на протяжении многих веков люди оказывали
активное преобразующее воздействие
на природу. В условиях современной
научно-технической революции
Обострение указанных
проблем поставило общество перед
необходимостью организации рационального
использования и
Концептуальное значение
для уяснения экологических аспектов
государственно-правового
Важной предпосылкой формирования
и становления экологического права
в качестве самостоятельной отрасли
российского права с точки
зрения общей теории права является
наличие обширного и
Источники экологического права
Система источников экологического права имеет некоторые особенности. Эколого-правовые нормы в нашей стране устанавливаются на уровне Конституции РФ и субъектов Федерации. Кроме этого, особенности источников права экологического определяются самим характером отрасли в общей системе российского права. Правовые нормы данного права имеют место в самых различных отраслях российского права. Они содержатся не только в природоресурсном законодательстве и в законодательстве об окружающей среде, но и в актах конституционного, гражданского, уголовного, предпринимательского и иного законодательства.
Под источниками экологического права понимаются объективированные в документальном виде акты правотворчества, т. е. нормативные правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой. Это понятие источников экологического права (законодательства) в узком смысле. В широком смысле оно охватывает и иные совокупности правовых норм, регулирующих экологически значимое поведение людей.
Все источники экологического права в обязательном порядке должны отвечать определенным требованиям:
- правовой акт должен
представлять собой
- нормативно-правовым актом
может быть признан далеко
не всякий документ, а только
тот, который был принят
- все принятые нормативные
акты должны быть строгой
- для того чтобы определенный
документ был признан
К источникам экологического права относятся:
• нормативные правовые акты государственных органов
• локальные нормативные акты органов местного самоуправления;
• правовые обычаи;
•внутригосударственные договоры и соглашения нормативного содержания;
• международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права.
Общепризнанные принципы
и нормы международного права
и международные договоры
Классификация источников
экологического права
• по юридической силе нормативных актов (Конституция РФ – основной закон РФ, ФКЗ и ФЗ) и подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, а также акты, принимаемые органами субъектов РФ и должностными лицами в пределах их компетенции);
• по предмету регулирования источники экологического права делятся на общие (регулируют не только экологические отношения, но и другие отрасли общественных отношений, это Конституция РФ, УК РФ, КоАП РФ) и специальные (полностью посвящены регулированию только экологических отношений, это ФЗ об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, об особо охраняемых природных территориях);
• по субъекту нормотворческой деятельности.
В зависимости от юридической силы нормативно-правовых актов источники экологического права подразделяются на законы и подзаконные акты.
Конституция РФ, согласно ч. 1 ст. 15, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В ее положениях закреплены различные формы собственности на землю и другие природные ресурсы (ст. 9), право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду (ст. 42), обязанность каждого сохранять природу, бережно относится к ее богатствам (ст. 58). Положениями ст. 72 Конституции РФ природоохранное законодательство отнесено к предмету совместного ведения РФ и субъектов РФ. Из этого следует основополагающий принцип формирования российского законодательства, в том числе экологического законодательства, в соответствии с которым законы и правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Нормы Конституции РФ можно разбить на две группы:
К первой относятся ст. 9, 36, 42, 58, 72; ко второй — ст. 1, 2, 7, 8, 17—19, 45, 57.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В числе законов, не отнесенных к разряду конституционных, высшей юридической силой обладают кодифицированные нормативно-правовые акты.
В сфере природопользования
действуют следующие
Земельный кодекс РФ2, Лесной кодекс РФ3, Водный кодекс РФ4, Воздушный кодекс РФ5, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации6, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях7;
и федеральные законы:
– ФЗ от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
– ФЗ от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
– ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
– ФЗ от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
– ФЗ от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»;
В сфере правовой охраны окружающей среды правовое значение кодифицированного акта имеет ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ.
Данный Закон:
-определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
-регулирует отношения
в сфере взаимодействия
-содержит понятия, являющиеся
основными понятиями
-установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.
-определил методы
Данные нормативные акты содержат основную по объему, самую важную часть правовых норм, регулирующих определенную сферу отношений. В кодексах формулируются определения отдельных категорий, используемых в данной отрасли законодательства, закрепляются принципы регулирования соответствующей сферы отношений, а также нормы непосредственного действия.
На основе и во исполнение кодифицированных актов принимаются отраслевые законы, регулирующие более узкую группу отношений. Такие нормативные акты не должны противоречить кодифицированным актам.
Статьи Закона РФ «Об охране
окружающей среды» конкретизированы в
следующих нормативных актах: ФЗ
«Об экологической экспертизе»8
Самостоятельное место в системе источников права занимают Указы Президента РФ. Президент России, являясь в соответствии со ст. 80 Конституции РФ гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, вправе принимать меры по обеспечению независимости и целостности государства, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Такие меры Президент полномочен принимать не только «на основе законов»; что является главной формулой подзаконного акта, но и в отсутствие законов.
Следующим звеном в иерархической системе нормативных актов являются подзаконные акты. К их числу относятся постановления Правительства РФ и акты федеральных органов исполнительной власти.
Наиболее значимые Постановления Правительства РФ в области охраны окружающей среды можно отнести: от 19 февраля 1996 г. № 158 «О Красной книге Российской Федерации»; от 7 декабря 2001 г. № 860 «О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002–2010 годы)»».
В соответствии со своей компетенцией Правительство РФ издает постановления по вопросам государственного экологического контроля, государственного учета природных ресурсов, о предоставлении и изъятии природных объектов, о порядке и условиях лицензирования природопользования.
Ведомственные и межведомственные
нормативно-правовые акты издаются государственными
органами, которые осуществляют контроль
в сфере использования
В зависимости от субъекта нормотворческой деятельности источники экологического права подразделяются на федеральные законы и иные нормативные акты субъектов РФ.
По вопросам природопользования и охраны природной среды все субъекты РФ принимают законодательные и иные нормативно-правовые акты с учетом федеральных законов, поскольку регулирование данных отношений в соответствии со ст. 72 Конституции РФ составляет предмет совместного ведения РФ и субъектов РФ.
В соответствии с данным положением некоторые субъекты РФ приняли кодифицированные законодательные акты по вопросам использования и охраны природной среды. Например, в Карелии принят Земельный кодекс и т.д.