Международные положения по аудиторской практике (IAPS) Положения по международной аудиторской практике появляются с целью предоставления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 07:54, контрольная работа

Описание работы

1.Международные положения по аудиторской практике (IAPS)
Положения по международной аудиторской практике появляются с целью предоставления аудиторам практической помощи в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики. Данные положения не имеют силы стандартов.
В настоящее время Советом по МСУА выделены четыре группы практических положений по международным аудиторским стандартам.
1.Положения по международной аудиторской практик

Файлы: 1 файл

жа мса.docx

— 148.47 Кб (Скачать файл)

2.Процедуры межбанковского подтверждения

 

Инструкции по межбанковским  процедурам подтверждения для внешних  независимых аудиторов, а также  таких сотрудников банков, как  внутренние аудиторы и инспекторы, приведены в ПМАП 1000 «Процедуры межбанковского подтверждения». ПМАП 1000 не имеет российского  аналога. В нем указывается, что  при аудите финансовой отчетности банков и связанной с ней информации особое внимание уделяется запросу  о подтверждении непосредственно  со стороны других банков в отношении  остатков по счетам и других сумм, фигурирующих в балансе, а также иной информации, которая может быть и не отражена в самом балансе, но раскрыта в  примечаниях к отчетности. Отмечено, что забалансовые статьи, требующие  подтверждения, включают в себя такие  статьи, как гарантии, форвардные обязательства  по покупке или продаже, обязательства  по обратной покупке опционов, соглашения о зачете. Объясняется, что этот вид  аудиторских доказательств ценен, поскольку они поступают непосредственно  от независимого источника и обеспечивают большую уверенность в достоверности, нежели те, которые были получены исключительно  на основе собственных учетных записей  банка.

 

В разделе «Необходимость подтверждения» подчеркивается роль межбанковского подтверждения как важного механизма  контроля для руководства банков за проведением операций с частными лицами или группами финансовых институтов; отмечается, что требование банковского  подтверждения возникает в связи  с необходимостью для руководства  банка и его аудиторов подтвердить  финансовые и деловые взаимоотношения  между: банком и другими банками  в этой же стране; банком и другими  банками в других странах; банком и его небанковскими клиентами.

 

В разделе «Использование запросов о подтверждении» указано, что аудитор должен выбрать наиболее подходящий способ для подтверждения  другим банком остатков или другой информации. Аудитору нужно решить, у какого банка или банков запросить  подтверждение, с учетом таких вопросов, как размер остатков, объем деятельности, степень надежности внутреннего  контроля, а также уровень существенности в контексте финансовой отчетности. Запросы о подтверждении отдельных  операций могут быть либо элементом  тестирования системы внутреннего  контроля банка, либо средством подтверждения  сумм в финансовой отчетности банка  на какую-либо дату. Аудитор должен определить, какой из следующих способов наиболее подходит для подтверждения  другим банком остатков или иной информации: указать сумму и иную информацию и попросить подтверждения их точности и полноты; запросить расшифровку  сумм остатков и другие сведения, которые  затем могут быть сопоставлены с  записями проверяемого банка. Важно  получить ответы на все запросы. Отклонением  от принятой практики является просьба  направлять ответ только в том  случае, если предоставленная в запросе  информация неверна или неполна.

 

В разделе «Подготовка  и рассылка запросов и получение  ответов» рассмотрен порядок отправления  аудитором запроса о подтверждении. Указано, что лучше направлять запросы  о подтверждении в головной офис банка, чем в подразделение, у  которого предположительно находится финансовая и другая полезная информация. Ответственность по контролю за содержанием запросов о подтверждении и их рассылкой возлагается на аудитора. Тем не менее запрос должен быть авторизован запрашивающим банком. Ответы должны быть направлены непосредственно аудитору, и для удобства к запросу должен быть приложен конверт с надписанным адресом.

 

В разделе «Содержание  запросов о подтверждении» отмечено, что форма и содержание письма с запросом о подтверждении зависят  от цели такового, местной практики и учетных процедур запрашиваемого банка, например от интенсивности применения электронной обработки информации. Запрос о подтверждении должен быть четким и сжатым, так чтобы он мог быть беспрепятственно понят  подтверждающим банком.

 

Письма-запросы, касающиеся различных аспектов межбанковских  взаимоотношений, могут быть направлены несколько раз в течение года. Наиболее часто у банка запрашивается  информация о суммах «к оплате» или  «к получению» по текущим, депозитным, ссудным и другим счетам. В письме-запросе  должны быть приведены описание счета, номер и вид валюты счета. Рекомендуется  также запросить информацию о  нулевых остатках на корреспондентских  счетах и о корреспондентских  счетах, которые были закрыты в  течение 12 месяцев до выбранной даты подтверждения. Запрашивающий банк может попросить подтвердить  не только суммы по счетам, но и другую информацию, которая может быть полезной, такую, как сроки погашения кредитов и процентные ставки, информацию о  неиспользованных кредитных ресурсах, гарантиях, кредитных линиях.

 

Указано, что важная часть  банковской деятельности связана с  контролем за операциями, обычно называемыми  забалансовыми. Соответственно банк и  его аудиторы чаще всего запрашивают  подтверждения условных обязательств, вытекающих из таких обязательств, как предоставление гарантий, поручительств, соглашений о намерениях, обязательств по векселям, в том числе по собственным  акцептованным векселям и индоссаментам. Предоставленная или запрашиваемая  информация должна содержать описание характера условных обязательств, их валюту и суммы. Кроме того, нужно  запрашивать подтверждение соглашений об обратной покупке и обратной продаже  активов и непогашенных опционов на соответствующую дату. В таком  подтверждении должен быть описан актив, предусмотренный соглашением, указаны  дата поставки актива и условия, на которых поставка была проведена. Другая категория информации, для которой  зачастую требуется независимое  подтверждение надату, отличную от даты совершения операции, включает в  себя форвардные контракты по иностранной  валюте, драгоценным металлам, ценным бумагам и другие нереализованные  контракты. Запрос должен содержать  информацию об условиях каждого контракта, в том числе его номер, дату исполнения, срок выплаты или дату поставки актива, цену, по которой была заключена сделка, валюту и сумму  контракта на покупку и продажу  запрашивающему банку. В связи с  тем что банки часто предоставляют  клиентам депозитарные услуги по хранению ценных бумаг и других ценностей, запрос может содержать просьбу  к банку подтвердить хранение таких ценностей на определенную дату. Подтверждение должно включать в себя описание ценностей и характер всех обременении или иных прав на данные ценности.

 

В приложении приведен глоссарий, в котором даются определения  некоторых терминов, использованных в ПМАП 1000: «обеспечение», «условные  обязательства», «закладная», «зачет», «опцион», «соглашение об обратной продаже (обратной покупке)», «депозитарные  услуги», «кредитная линия (резервный  кредит)».

 

В России аудиторскими стандартами  по банковскому аудиту занимается Центральный  банк Российской Федерации. Стандартизация работы аудиторов в этом направлении  находится на начальной стадии.

 

Взаимодействие инспекторов  по банковскому надзору и внешних  аудиторов

 

Требования к взаимодействию внешних аудиторов и органов, контролирующих работу банков, установлены  ПМАП 1004 «Взаимодействие инспекторов  по банковскому надзору и внешних  аудиторов», не имеющим российского  аналога. В ПМАП отмечено, что во многих аспектах интересы инспектора и аудитора аналогичны, хотя объекты  их внимания могут различаться. Инспектор, которого в первую очередь должна интересовать стабильность банка с  точки зрения защиты интересов вкладчиков, проверяет его настоящую и  будущую жизнеспособность, используя  финансовую отчетность для оценки развития его деятельности. Аудитора же в  первую очередь интересует отчетность о финансовом положении банка  и результатах его операций, поэтому  аудитор также рассматривает  способность банка вести непрерывную  деятельность для подтверждения  допущения о непрерывной деятельности, на основе которого подготавливается финансовая отчетность.

 

В разделе «Обязанности руководства  банка» сказано, что основные обязанности  по ведению бизнеса в банке  возложены на совет директоров и  руководство, назначенное им. В эти  обязанности входит обеспечение:

 

профессиональной компетентности тех, кто решает стоящие перед  банком задачи, и наличия специалистов с соответствующим опытом, занимающих ключевые позиции;

наличия и функционирования надлежащих систем контроля;

надлежащей осмотрительности при проведении операций банка, в  том числе создания достаточных  резервов для покрытия убытков соблюдения законодательных и нормативных  актов, включая директивы, касающиеся платежеспособности и ликвидности;

необходимой защиты не только акционеров, но и вкладчиков и других кредиторов.

Ответственность за подготовку финансовой отчетности согласно местному законодательству несет руководство  банка, которое также должно обеспечить аудитора, проверяющего эту отчетность и составляющего отчет по ней, всей необходимой информацией, которая может существенно влиять на финансовую отчетность и, следовательно, на мнение аудитора. Руководство обычно несет ответственность за организацию и эффективную работу подразделения внутреннего аудита в банке, определяемого его размерами и характером операций, а также за принятие своевременных и надлежащих мер по исправлению недостатков, обнаруженных сотрудниками этого подразделения. Надзор за деятельностью банков, осуществляемый центральными банками или другими официальными органами, и поведение аудита банковской финансовой отчетности независимыми аудиторами ни в коей мере не уменьшают ответственность руководства.

 

В разделе «Функции инспектора по банковскому надзору» говорится, что законодательно определенной функцией обычно является защита интересов банковских вкладчиков. Наряду с этими функциями  инспектор выполняет более широкие  обязанности по обеспечению устойчивости и стабильности банковской системы, а в некоторых странах надзор также может вестись для обеспечения  соблюдения монетарной и валютной политики. Наиболее важными полномочиями большинства  органов надзора являются право  выдать разрешение или лицензию субъекту на ведение банковской деятельности и право отозвать подобную лицензию. Для того чтобы получить и сохранить  лицензию на ведение банковской деятельности, субъекты должны соблюдать определенные потенциальные требования. Приведем основные общие требования для большинства  систем:

 

лица, осуществляющие контроль и управляющие деятельностью  банка, должны быть честными и заслуживать  доверия, а также должны обладать соответствующей квалификацией  и опытом;

банк должен иметь достаточный  капитал, чтобы обеспечивать покрытие рисков, присущих данному бизнесу  вследствие его характера и размера;

банк должен иметь достаточную  ликвидность на случай оттока денежных средств.

Цель этих требований состоит  в создании условий, обеспечивающих надлежащее ведение бизнеса руководством банка и создание им достаточных  финансовых ресурсов для преодоления  неблагоприятных обстоятельств  и защиты вкладчиков от потерь. Несоблюдение банком различных условий и требований дает инспектору основание рассмотреть  вопрос об отзыве лицензии, но следствием отзыва лицензии может стать не только прекращение деятельности, но и процедура  банкротства, т.е. отзыв лицензии обычно является крайней мерой, к которой  прибегают тогда, когда становится ясно, что нет другой возможности  исправить положение.

 

Инспектор тоже стремится  взять под контроль и ограничить сферы возникновения банковских рисков, таких, как риск ликвидности, риск, связанный с привлечением средств, процентный риск, инвестиционный риск, риск, связанный с курсом валюты, и риск по внебалансовым статьям. Инспектор придает большое значение хорошо продуманной организационной  структуре банков и работе эффективных  информационных систем и систем контроля в целях управления риском. Задачей  инспектора является также обеспечение  наличия бухгалтерских записей, ведущихся надлежащим образом, и  соблюдения стандартных бухгалтерских  процедур в целях: эффективного осуществления  всей банковской деятельности; наличия  у руководства необходимой базы данных для проведения мониторинга, контроля и планирования различных потенциальных рисков; снижения вероятности мошенничества со стороны работников, руководства и клиентов. Системы надзора используют в основном такие методы, как проверки на местах, сбор и анализ регулярных отчетов и прочих статистических данных.

 

В разделе «Роль внешнего аудитора банка» указано, что основная цель проведения аудита банка внешним  аудитором — выражение им мнения о том, отражает ли опубликованная финансовая отчетность банка «достоверно объективно» (или «представлена ли она объективно») финансовое положение банка и  результаты его деятельности за отчетный период. Для того чтобы обеспечить достаточную уверенность в том, что информация, содержащаяся в исходных бухгалтерских записях, и данные из других источников являются надежной и достаточной основой для  подготовки финансовой отчетности, а  также в том, что соответствующая  информация представлена должным образом  в финансовой отчетности, аудитор  изучает и оценивает системы  бухгалтерского учета и внутреннего  контроля, на данные которых он будет  полагаться; тестирует работу систем контроля в целях определения  характера, объема и сроков других аудиторских  процедур; проводит такие тесты, запросы  и другие проверочные процедуры  учетных операций и сальдо счетов, которые он считает уместными  в данных обстоятельствах.

 

При проведении аудита банка  независимый аудитор признает, что  в связи с некоторыми аспектами  деятельности у банка могут возникнуть особые проблемы, например:

 

банк хранит значительные денежные средства, включая наличные средства и обращающиеся финансовые инструменты, физическая безопасность которых должна быть обеспечена. Это  относится к хранению и переводу денег, что делает банк уязвимым с  точки зрения незаконного присвоения средств или мошенничества. Таким  образом, банку нужно разработать  формальные операционные процедуры, жесткую  систему внутреннего контроля и  четко ограничить полномочия отдельных  лиц;

банк осуществляет большое  число разнообразных операций, отличающихся в том числе по объему обрабатываемых сумм. Это обстоятельство требует  сложных систем бухгалтерского учета  и внутреннего контроля, а также  широкого использования электронной  обработки данных;

во многих странах банки  обычно ведут деятельность через  сеть филиалов и отделений с широкой  географией местонахождения. Это обязательно  влечет за собой значительную децентрализацию  руководства и рассредоточение  функций учета и контроля, что  в свою очередь затрудняет применение единых операционных приемов и учетных  систем, в частности когда сеть филиалов простирается за пределы национальных границ;

банки часто берут на себя значительные обязательства, не связанные  с непосредственным переводом денежных средств. Такие операции, которые  обычно называются внебалансовыми, могут  не потребовать непосредственных бухгалтерских  проводок, и, следовательно, неотражение  их в учете трудно обнаружить;

Информация о работе Международные положения по аудиторской практике (IAPS) Положения по международной аудиторской практике появляются с целью предоставления