Международные положения по аудиторской практике (IAPS) Положения по международной аудиторской практике появляются с целью предоставления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 07:54, контрольная работа

Описание работы

1.Международные положения по аудиторской практике (IAPS)
Положения по международной аудиторской практике появляются с целью предоставления аудиторам практической помощи в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики. Данные положения не имеют силы стандартов.
В настоящее время Советом по МСУА выделены четыре группы практических положений по международным аудиторским стандартам.
1.Положения по международной аудиторской практик

Файлы: 1 файл

жа мса.docx

— 148.47 Кб (Скачать файл)

 

В разделе «Использование МАПК» перечислены основные шаги, которые необходимо предпринять  аудитору при использовании МАПК:

 

установить цели применения МАПК;

определить содержание файлов субъекта и порядок доступа к  ним;

определить специфические  файлы и базы данных, подлежащих тестированию;

понять взаимоотношения  между таблицами данных в тех  случаях, когда база данных подлежит проверке;

определить специальные  тесты или процедуры и соответствующие  операции и сальдо, на которые было оказано влияние;

договориться с пользователями или (в случае необходимости) специалистами  подразделения ИТ о предоставлении копий соответствующих файлов и  таблиц базы данных, которые должны быть «остановлены» в определенный момент и на определенную дату;

установить выходные требования;

назначить сотрудников, которые  могут принимать участие в  разработке и применении МАПК;

уточнить оценки затрат и  выгод;

убедиться, что использование  МАПК надлежащим образом контролируется и документируется;

организовать административную работу, включая необходимую квалификацию и компьютерные устройства;

сверить данные, которые используются для МАПК, с бухгалтерскими записями;

выполнить программное приложение МАПК;

оценить результаты.

Специальные процедуры, необходимые  для контроля за использованием МАПК, зависят от конкретного применяемого приложения. При определении средств  контроля аудитор должен рассмотреть  необходимость: утверждения технических  характеристик и проведения обзорной проверки работы, проводимой с использованием МАПК; проверки общих средств субъекта, которые могут способствовать целостности  МАПК; обеспечения соответствующей  интеграции полученных аудитором в  рамках аудита результатов в общий  процесс аудита.

 

Процедуры, проводимые аудитором  в целях контроля за применением  аудиторских программ, могут включать в себя:

 

участие в разработке и  тестировании МАПК;

проверку кодирования  программ для обеспечения соответствия подробным программным характеристикам;

обращение аудитора к специалистам субъекта по компьютерным системам с  просьбой ознакомиться с инструкцией  по операционной системе и удостовериться в том, что программное обеспечение  может быть инсталлировано в компьютерной системе субъекта;

апробирование аудиторского программного обеспечения на небольших  тестовых файлах до его запуска для  работы с файлами основных данных;

обеспечение использования  правильных файлов, например, посредством  проверки с помощью внешнего доказательства, такого, как контрольные итоговые данные, которые ведутся пользователем;

получение доказательства того, что аудиторское программное  обеспечение действует как запланировано, например, путем анализа выходящей  и контрольной информации;

принятие соответствующих  мер безопасности для защиты от манипуляций  с файлами данных субъекта.

Рабочие документы должны содержать достаточную документацию для описания применения МАПК, в  частности: планирование (цели МАПК; рассмотрение необходимости использования конкретных МАПК; используемые средства контроля; специалисты, сроки и затраты); осуществление (подготовка МАПК и тестирование процедур и средств контроля: информация о тестах, проведенных с помощью МАПК; информация о вводных данных, обработке и результатах; соответствующая техническая информация о бухгалтерской системе субъекта, такая, как расположение компьютерных файлов); аудиторские доказательства (полученные результаты; описание проведенной аудиторской работы в отношении результатов; аудиторские выводы); прочее (рекомендации руководству субъекта).

 

В разделе «Использование МАПК в среде ИТ малого субъекта»  описаны особенности ИТ среды  малого субъекта, а именно то, что:

 

уровень общих средств  контроля может быть таким, что аудитору придется в меньшей степени полагаться на систему внутреннего контроля (это приведет к более значительной роли детальных тестов операций и  сальдо, а также аналитических  процедур обзорной проверки; применению аудиторских процедур в целях  обеспечения правильного функционирования МАПК и обоснованности данных субъекта);

в случаях, когда обрабатываются небольшие объемы данных, использование  некомпьютеризованных методов может  оказаться более экономичным;

аудитор может не получить достаточной технической помощи от субъекта, что делает использование  МАПК невозможным;

определенные пакетные программы  могут не работать на небольших компьютерах, что ограничивает выбор аудитора в отношении МАПК. Однако файлы  с данными субъекта можно скопировать  и обработать на подходящем компьютере.

Российским аналогом ПМАП 1009 является ПСАД «Проведение аудита с помощью компьютеров», цель которого состоит в определении особенностей проведения аудита с применением  компьютеров.

 

В этом стандарте нашли  отражение общие требования по применению компьютеров при проведении аудита. При проведении аудита с использованием компьютеров сохраняются цель и  основные элементы методологии аудита. Использование аудитором компьютера возможно как в случае ведения  бухгалтерского учета экономическим  субъектом вручную, так и при  использовании средств автоматизации  бухгалтерского учета. В первом случае аудитор должен решить проблему наличия  необходимого программного обеспечения  для анализа базы данных бухгалтерских  записей по всем учитываемым хозяйственным  операциям или по итоговым записям  бухгалтерских регистров. Если у  экономического субъекта весь бухгалтерский  учет или отдельные его участки  автоматизированы, наличие в распоряжении аудитора базы учетных данных экономического субъекта (отдельных ее компьютерных файлов) позволяет применять для  ее анализа эффективные методы современных  ИТ.

 

Аудиторской организации  целесообразно вести постоянную работу по освоению новых ИТ автоматизации  аудиторской деятельности.

 

Информационное обеспечение  аудита с применением компьютеров  обычно имеет два источника:

 

данные бухгалтерского учета  экономического субъекта на бумажных носителях или в виде базы данных бухгалтерии;

нормативно-справочную базу и систему форм рабочей документации аудитора.

Возможность использования  базы данных экономического субъекта или отдельных ее массивов должна быть обеспечена путем:

 

отражения в договоре о  проведении аудита согласия экономического субъекта на использование базы данных или ее фрагментов, а при необходимости  также состава, формы и срока  предоставления аудитору для анализа  базы данных или ее фрагментов;

включения при необходимости  в систему аудита с применением  компьютеров блока, обеспечивающего  конвертацию (преобразование) базы данных экономического субъекта в данные, обработка которых возможна средствами программного обеспечения, используемого  аудитором.

Аудитор может использовать для анализа не саму базу данных (или фрагменты рабочей базы данных), а ее копию, предварительно убедившись в соответствии копии оригиналу  или сделав копию базы данных самостоятельно. Нормативно-справочные данные системы, используемой аудитором для проведения аудита, должны соответствовать проверяемому периоду. Аудитор должен обеспечить конфиденциальность как полученной информации, так и информации, сформированной в ходе аудиторских процедур, а  также ее защиту от несанкционированного доступа.

 

Программные средства системы, используемой аудитором при проведении аудита, должны обеспечивать:

 

анализ содержания формируемой  в бухгалтерии экономического субъекта базы данных, если таковая существует и доступна;

контроль показателей, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета  экономического субъекта;

тестирование алгоритмов, применяемых в автоматизированной системе бухгалтерского учета;

контроль соответствия показателей, содержащихся в формах бухгалтерской  отчетности, данным бухгалтерских регистров  или базы данных, формируемой в  бухгалтерии при обработке первичных  документов;

использование возможностей поисково-справочных информационных систем в области нормативных и законодательных  актов, регламентирующих бухгалтерский  учет и аудит в Российской Федерации;

формирование аудиторской  документации (рабочей и итоговой).

Основные задачи эксперта (специалиста) заключаются в оказании помощи аудитору при проведении проверки с использованием компьютера в части:

 

конвертирования данных экономического субъекта в форму, доступную для  обработки в компьютерной и программной  системе, используемой аудитором;

выполнения нестандартных  процедур анализа;

тестирования системы, применяемой  аудитором;

формирования на компьютере необходимых аудитору рабочих аудиторских  документов.

Аудитор должен иметь достаточное  представление о компьютерной системе  ведения учета и подготовки отчетности экономического субъекта в целом, с  тем чтобы планировать, регулировать и контролировать работу эксперта (специалиста), сохраняя при этом главенствующее положение. При использовании работы эксперта аудитор должен следовать требованиям, установленным ПСАД «Использование работы эксперта».

 

Особенности планирования аудита с применением компьютеров заключаются  в необходимости учесть:

 

наличие в аудиторской  организации необходимого обеспечения (информационного, программного, технического) как для проведения аудита, так  и для оказания сопутствующих  аудиту услуг с применением компьютеров;

дату начала аудиторской  проверки, которая должна соответствовать  дате предоставления аудитору данных в виде, согласованном с экономическим  субъектом;

факт привлечения к  работе экспертов в области ИТ;

знания, опыт и квалификацию аудитора в области ИТ;

целесообразность использования  тестов, проводимых без компьютеров;

эффективность применения компьютера при проведении аудита.

Для планирования аудита с  использованием компьютеров важно  оценить систему КОД экономического субъекта, изучив следующие моменты:

 

особенности информационного, программного и технического обеспечения  экономического субъекта;

особенности организационной  формы обработки данных у экономического субъекта;

разделы и участки учета, функционирующие в среде КОД;

способ передачи данных (с  использованием каналов связи, через  внешние носители (например, дискеты), ввод данных с клавиатуры);

особенности обеспечения  архивирования и хранения данных;

особенности размещения (являются рабочие места локальными или  объединены в сеть).

В стандарте указано также  на необходимость соблюдения аудитором  требований ПСАД № 5 «Аудиторские доказательства», ПСАД «Аналитические процедуры» и ПСАД № 2«Документирование аудита» и  на целесообразность иметь в аудиторской  организации внутрифирменные стандарты, регламентирующие применение компьютеров  при проведении аудита на этапах планирования; проведения аудита, включая сбор и  отражение аудиторских доказательств; подготовки отчета аудитора.

 

Эффективность аудиторских  процедур может быть повышена благодаря  использованию компьютеров в  ходе аудита при получении и оценке некоторых аудиторских доказательств  в тех случаях, когда:

 

проверяются большие однородные массивы данных по участкам и операциям  бухгалтерского учета;

проверяемый экономический  субъект использует унифицированную  стандартную систему оформления бухгалтерских операций;

имеется и используется информационно-поисковая  система для расшифровки и  подтверждения наличия соответствующих  первичных документов, регистров  бухгалтерского учета;

имеется и используется автоматизированная система контроля исполнения утвержденного  регламента решения соответствующих  учетных задач.

Применение компьютеров  позволяет аудитору провести следующие  процедуры:

 

тестирование операций и  остатков по счетам в компьютерной базе данных;

аналитические процедуры  для выявления отклонений от обычно принятых параметров в компьютерной базе данных;

тестирование базы данных проверяемого экономического субъекта;

тестирование информационного, математического, программного и технического обеспечения проверяемого экономического субъекта.

Процедуры, выполняемые аудитором  при использовании компьютеров  для контроля, могут включать в  себя:

 

контроль последовательности проверяемых данных, которые проходят несколько этапов обработки;

контроль предварительных  данных;

прогнозирование и планирование результатов проверки данных и сопоставление  их с контрольными данными для  отдельных операций и в целом  по видам деятельности;

подтверждение работоспособности  и соответствия современным требованиям  программного и аппаратного обеспечения  работы аудитора при проведении аудита с применением компьютера;

подтверждение соответствия компьютерного обеспечения проверяемого экономического субъекта действующему законодательству;

подтверждение использования  компьютеров у проверяемого экономического субъекта в период проведения аудита.

При выполнении машинно-ориентированных  процедур руководитель аудиторской  проверки (или лицо, которому он это  поручил) должен обеспечить контроль за работой персонала, имеющего специальные  знания и навыки работы в условиях КОД, и другим персоналом, занятым  в аудите.

 

Проведение аудитором  машинно-ориентированных процедур в отношении копий компьютерных файлов допускается при условии, что аудитор имеет достаточную  уверенность в том, что эти  копии действительно полностью  соответствуют оригиналам файлов экономического субъекта. Аудитор может проводить  машинно-ориентированные процедуры  в отношении компьютерных файлов, полученных от третьего лица, осуществляющего  по договору КОД экономического субъекта.

Информация о работе Международные положения по аудиторской практике (IAPS) Положения по международной аудиторской практике появляются с целью предоставления