Международные стратегические альянсы авиакомпаний (МСА)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ перспектив членства российских авиакомпаний в международных стратегических альянсах.
Для выполнения данной цели был поставлен ряд задач:
Изучить существующие международные стратегические альянсы авиакомпаний (МСА)
Выявить положительные и отрицательные стороны членства в МСА
Проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются авиакомпании РФ при вступлении в МСА
Проанализировать перспективы вступления авиакомпаний РФ в различные МСА

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Международные стратегические альянсы авиакомпаний (МСА) 5
1.1. Причины создания стратегических альянсов авиакомпаний 5
1.2.Существующие международные стратегические альянсы авиакомпаний, их история и представители 11
1.2.1. Star Alliance 11
1.2.2. Sky Team 13
1.2.3. Oneworld 15

Глава 2. Положительные и отрицательные стороны членства в стратегических альянсах авиакомпаний 17
2.1. Положительные стороны 17
2.2. Отрицательные стороны 19

Глава 3. Вступление авиакомпаний России в МСА 21
3.1. Целесообразность вступления авиакомпаний России в МСА 21
3.2. Перспективы вступления авиакомпаний РФ в различные МСА 23
3.3. Конкурентоспособность авиакомпаний России. 24
3.4. Меры по развитию авиаиндустрии в РФ. 30

Заключение 38
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

itogovaya_kursovaya - копия.docx

— 551.05 Кб (Скачать файл)

1.2.1 Star Alliance

14 мая 1997 года авиакомпании  «Lufthansa German Airlines», «United Airlines», «Scandinavian Airlines System», «Air Canada» и  «Thai Airways International Public Company Limited» официально объявили о формировании Star Alliance, международного объединения авиаперевозчиков. 25 октября 1997, авиакомпания «Varig Brazillian Airlines» стала новым членом Star Alliance. Объединение шести авиаперевозчиков ознаменовало формирование сильнейшего в истории коммерческой авиации альянса, имеющего самую широкую зону покрытия на шести континентах. Star Alliance—крупнейший и наиболее представительный авиационный альянс в мире.

История формирования альянса

1997— Альянс был создан  авиакомпаниями Air Canada,  Lufthansa, Scandinavian Airlines System, Thai Airways International, и United Airlines. Varig Brazillian Airlines вступил в альянс.

1999— Ansett Australia, All Nippon Airways и Air New Zealand вступили в альянс.

2000— Singapore Airlines, BMI, Mexicana и группа Austrian Airlines, включая Austrian Airlines, Tyrolean Airways и Lauda Air вошли в альянс

2001— Ansett Australia стала банкротом

2003— Asiana Airlines, LOT Polish Airlines и Spanair вошли в альянс

2004— US Airways вошли в альянс. Mexicana вышла из альянса. Adria Airways, Croatia Airlines и Blue1 стали региональными членами альянса

2005— TAP Portugal вошла в альянс. После слияния с US Airways под именем US Airways America West Airlines вошли в альянс в связи с членством в альянсе US Airways

2006— Swiss International Air Lines и South African Airways вошли в альянс

2007— Varig Brazillian Airlines вышел из альянса 31 января. Air China и Shanghai Airlines вошли в альянс 12 декабря

2008— Turkish Airlines войшли в альянс с 1 апреля, EgyptAir вошла в альянс в июле

2009— Continental Airlines перешла в Star Alliance из конкурирующего альянса SkyTeam 24 октября

2010 — TAM Airlines, крупнейшая авиакомпания Бразилии, вошла в альянс 13 мая. Затем 30 июня в альянс вошла греческая Aegean Airlines. В связи со слиянием с China Eastern Airlines (готовящейся к вступлению в SkyTeam), 31 октября альянс покинула Shanghai Airlines

2011 — Ethiopian Airlines вошла в альянс 13 декабря

2012 — Continental Airlines перестала существование, слившись с United Airlines. 27 января Spanair объявил о банкротстве. 20 апреля bmi перешла в конкурирующий альянс oneworld в качестве компании, аффилированной сBritish Airways. 21 июня в альянс вошли Avianca, TACA Airlines и Copa Airlines. 30 ноября в альянс вошла авиакомпания Shenzhen Airlines

 

Членство  в альянсе

На 22 июня 2012 года Star Alliance насчитывает в своем составе 28 авиакомпании полноправных членов и 2 авиакомпании региональных членов и является крупнейшим в мире. Альянс начал развивать «региональную» концепцию в 2004 году, и это помогло Star Alliance выйти на региональные рынки с участием меньших перевозчиков. Региональные члены Star Alliance должны пользоваться поддержкой полноправного члена Star Alliance.

Цифры

Члены Star Alliance сегодня совершают более 16 тыс. рейсов ежедневно в 1290 аэропортов 189 стран, используя флот 4070 самолётов. Участники альянса перевозят более 607,5 миллиона пассажиров. Штат перевозчиков Star Alliance составляет в общей сложности 440 тыс. пилотов, стюардесс и работников других профессий.

Создание Star Alliance было вехой в истории авиакомпаний и способствовало созданию альянсов-конкурентов SkyTeam и Oneworld.

1.2.2 Sky Team


22 июня 2000 г четыре авиакомпании, Aeroméxico, Air France, Delta Air Lines, и Korean Air, представляющие 4 континента образовывают Sky Team Alliance - второй по величине альянс авиаперевозчиков после Star Alliance.

 С 14 апреля 2006 года в SkyTeam входит Аэрофлот. Таким образом, SkyTeam был первым международным альянсом, который включил в свой состав российскую авиакомпанию.

История формирования альянса

2000— Aeroméxico, Air France, Delta Air Lines, и Korean Air образовывают SkyTeam alliance 22 июня.

2001— CSA Czech Airlines (в марте) и Alitalia (27 июля) вступают в альянс.

2004— 13 сентября присоединяются Continental Airlines, KLM Royal Dutch Airlines и Northwest Airlines. Их одновременное вступление стало крупнейшим в истории альянса. После этого SkyTeam опережает Oneworld и становится вторым по величине альянсом.

2005— Несмотря на то, что CSA обещала помочь Malév Hungarian Airlines стать партнёром альянса, Malév решила вступить в Oneworld.

2006— Аэрофлот вступил в Альянс. Компании Middle East Airlines предложено стать партнёром альянса.

2007— Air Europa, Copa Airlines, Kenya Airways 1 сентября становятся партнёрами альянса. China Southern Airlines вступает в SkyTeam 15 ноября и становится 11-м полноправным членом и первым перевозчиком из материковой части Китая, вступившим во всемирный авиаальянс.

2008— Continental Airlines объявляет о намерении перейти в Star Alliance.

2009 — Continental Airlines и Copa Airlines официально вышли из состава альянса Sky Team 25 октября 2009 года

2010 — Vietnam Airlines (10 июня) и TAROM (25 июня) вступили в альянс

2010 — объявлено о вступлении в альянс авиакомпании China Airlines(Тайвань) в середине 2011 года

2011 — China Eastern Airlines и ее дочерняя авиакомпания Shanghai Airlines вступили в альянс SkyTeam 21 июня 2011 года

2011 — China Airlines вступает в альянс SkyTeam 28 сентября 2011 года

2012 — Saudi Arabian Airlines вступает в альянс SkyTeam 29 мая 2012 года

2012 — Middle East Airlines вступает в альянс SkyTeam 28 июня 2012 года

2012 — Aerolíneas Argentinas вступает в альянс SkyTeam 3 сентября (29 августа (противоречивые данные, даже в пресс-релизе SkyTeam)) 2012 года

Членство  в альянсе

На июнь 2012 года SkyTeam Alliance объединяет  16 авиакомпаний с четырёх континентов, а также предполагает включение еще 4 будущих членов.

Цифры

Члены SkyTeam сегодня совершают более 13 тыс. рейсов по 958 направлениям в 173 страны мира. Участники альянса перевозят более 506 миллионов пассажиров, используя флот 3661 самолетов. Штат перевозчиков SkyTeam  составляет в общей сложности 316 тыс. пилотов, стюардесс и работников других профессий. 


1.2.3 Oneworld

Oneworld— третий крупнейший авиационный альянс в мире—после Star Alliance и SkyTeam. Альянс Oneworld был создан авиакомпаниями American Airlines, British Airways, Canadian Airlines, Cathay Pacific и Qantas Airways.

Авиакомпании-члены альянса  и их подразделения отличаются высокой  степенью сотрудничества в планировании, продаже билетов, программах лояльности, стыковках рейсов, кодшеринге, совместном использовании терминалов аэропортов, что сокращает затраты и позволяет обмениваться опытом.

Oneworld— единственный авиационный альянс, который имеет полный охват Австралии (Qantas).

История формирования альянса

1998— Альянс Oneworld был создан авиакомпаниями American Airlines, British Airways, Canadian Airlines, Cathay Pacific и Qantas Airways.

1999— Oneworld начал операционную деятельность с 1 февраля. Iberia и Finnair в этом году присоединились к альянсу.

2000— Aer Lingus и LanChile (сегодня известна как LAN Airlines) вошли в альянс. После периода финансовых трудностей член-основатель Oneworld Canadian Airlines вышла из альянса в связи со слиянием с Air Canada, членом Star Alliance.

2003—2004— Swiss International Air Lines приняла приглашение на вступление в альянс в сентябре 2003, однако в июне 2004 года Swiss вышла из альянса.

2005— 17 октября Royal Jordanian приняли предложение о вступлении в Oneworld. 25 октября, Japan Airlines подали заявку о вступлении в Oneworld. 22 ноября, Malév принял предложение о вступлении в альянс.

2006— Japan Airlines подписали меморандум о взаимопонимании с Oneworld. После дополнительных переговоров авиакомпания вошла в альянс.

2007— 1 апреля Japan Airlines, Royal Jordanian и Malév стали полноправными членами альянса; пять аффилированных компаний с Japan Airlines и две аффилированные компании LAN Airlines, LAN Ecuador и LAN Argentina вступили в Oneworld. В этот же день Aer Lingus вышел из альянса. 1 ноября Dragonair вступил в альянс как аффилированная компания (как дочернее предприятие Cathay Pacific)

2009— Mexicana Airlines стала полноправным членом альянса

2010 — 15 ноября авиакомпания S7 Airlines официально стала первой российской авиакомпанией, полноправным членом этого альянса

2012 — 20 марта авиакомпания Air Berlin стала полноправным участником этого альянса

Членство  в альянсе

На июнь 2012 года альянс Oneworld объединяет 13 авиакомпаний полноправных членов.

Цифры

Члены Oneworld сегодня совершают около 8,5тыс. рейсов ежедневно по 727 направлениям в 150 стран мира, используя флот 2453 самолётов. Участники альянса перевозят более 323 миллионов пассажиров в год. Штат перевозчиков Oneworld составляет в общей сложности 292 тыс. пилотов, стюардесс и работников других профессий.

 

Глава 2. Положительные и отрицательные стороны членства в стратегических альянсах авиакомпаний

2.1 Положительные стороны

Термин "альянс" обычно используется для обозначения кооперации между авиакомпаниями, которые решили интегрировать свои "Hub-and-Spoke" системы (рис. 1).

"Point to Point"

"Hub and Spoke"

Международные


                                                                                                альянсы

Рис. 1. Модели маршрутов

Схема работы этой системы  такова. По внутренним маршрутам - "спицам" - пассажиров из разных пунктов собирают в центральном транспортном авиаузле. После этого их распределяют по внутренним и международным "спицам", соединяющим  этот авиаузел с другими подобными  авиаузлами. Из других авиаузлов пассажиров, наконец, развозят по внутренним маршрутам. В настоящее время альянсам принадлежит  более половины мирового рынка пассажирских авиаперевозок.

С точки зрения создания альянсов авиакомпаний следует выделить следующие преимущества альянсов:

  1. Возможность расширения сети маршрутов и сокращения нерентабельных линий
  2. Значительное улучшение качества продукта авиакомпании за счет использования дополнительных возможностей расписания партнера
  3. Оптимизация стыковок и увеличение трансферного потока
  4. Всестороннее улучшение предоставляемого сервиса
  5. Дополнительная прибыль от расширения совместного присутствия на рынках авиаперевозок
  6. Расширение сети продаж, координация тарифной политики
  7. Более эффективное использование парка воздушных судов
  8. Совместное использование аэропортовых услуг, проведение маркетинга и минимизация издержек
  9. Внедрение у себя передовых разработок и новаций партнера
  10. Возможность децентрализовать маршруты и разгрузить собственные аэропорты (hubs)
  11. Отмеченные преимущества способствуют снижению затрат авиакомпаний, увеличению доходов и, следовательно, позволяют значительно повысить рентабельность бизнеса всех участников альянса.

Однако привести конкретные цифры оказалось проблематично, так как в мире продолжаются дебаты по поводу того, как измерить эффект повышения доходов членов альянса  от участия в нем, тем более, что  альянсы крайне неохотно обнародуют свои конкретные оценки. Большинство  их в отношении пользы альянсов являются достаточно неопределенными. Наиболее смелые эксперты утверждают, что за счет объединения доходы участников вырастают на 5-7%.

В "oneworld" заявляют, что за период деятельности альянса (с 1999 г.) было получено около $2 млрд. добавленной стоимости, хотя первоначальные ожидания прибыльности альянса оказались неоправданно завышенными. "SkyTeam" разработал программу разделения доходов для своей сети трансатлантических маршрутов, позволяющую скоординировать действия четырех его членов, которые совершают эти перевозки. По некоторым оценкам, с помощью только этой программы каждый ее участник может повысить доходы на $100 млн. в год уже в течение первых нескольких лет.

 

2.2 Отрицательные стороны

 Стать членом альянса  не всегда оказывается просто. Вхождение авиакомпании в альянс  означает, что компания соглашается  на все правила, существующие  внутри альянса. Например, в рамках  альянса Oneworld существует всемирная тарифная сеть "Oneworld ", производится обмен идентификационными кодами, а также взаимозачет полетных миль для постоянных пассажиров, недавно введена Единая система бронирования билетов. Необходимое условие членства в альянсе - предоставление полного пакета льгот и услуг, предусмотренных данным объединением перевозчиков. Поэтому авиакомпании финская "Finnair" и испанская "Iberia", решившие вступить в "Oneworld", должны были провести работы по наладке систем слаженных телекоммуникаций, а также переподготовку персонала в соответствии с требованиями альянса.

Утверждать, что участие  в глобальных альянсах — это панацея  от всех превратностей судьбы не стоит.  Взять хотя бы пример с Qualifier Group, который прекратил существование, хотя в него входили более десятка вполне жизнеспособных перевозчиков. Но как только харизматический лидер — Swissair пошел ко дну, альянс развалился.

Существует несколько  причин неудач стратегических альянсов. Некоторые из наиболее распространенных причин приведены ниже:

  1. Неспособность понять и адаптироваться к новому стилю менеджмента
  2. Неумение изучить и понять культурные различия между организациями и людьми
  3. Недостаток доверия к лидеру и компаньонам
  4. Отход от стратегических целей
  5. Операционные и географические накладки

Информация о работе Международные стратегические альянсы авиакомпаний (МСА)