Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:29, курсовая работа
Цель работы - анализ перспектив членства российских авиакомпаний в международных стратегических альянсах.
Для выполнения данной цели был поставлен ряд задач:
Изучить существующие международные стратегические альянсы авиакомпаний (МСА)
Выявить положительные и отрицательные стороны членства в МСА
Проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются авиакомпании РФ при вступлении в МСА
Проанализировать перспективы вступления авиакомпаний РФ в различные МСА
Введение 3
Глава 1. Международные стратегические альянсы авиакомпаний (МСА) 5
1.1. Причины создания стратегических альянсов авиакомпаний 5
1.2.Существующие международные стратегические альянсы авиакомпаний, их история и представители 11
1.2.1. Star Alliance 11
1.2.2. Sky Team 13
1.2.3. Oneworld 15
Глава 2. Положительные и отрицательные стороны членства в стратегических альянсах авиакомпаний 17
2.1. Положительные стороны 17
2.2. Отрицательные стороны 19
Глава 3. Вступление авиакомпаний России в МСА 21
3.1. Целесообразность вступления авиакомпаний России в МСА 21
3.2. Перспективы вступления авиакомпаний РФ в различные МСА 23
3.3. Конкурентоспособность авиакомпаний России. 24
3.4. Меры по развитию авиаиндустрии в РФ. 30
Заключение 38
Список использованной литературы 43
На текущий момент пассажиро- и товарообмен между Европой и Азией осуществляется достаточно активно. В среднем за последние два года по евроазиатскому маршруту перевозилось около 16% (2,8 млн тонн) всех международных авиагрузов и более 5% (почти 29 млн человек) пассажиров ежегодно.
Для сравнения, объем международных авиаперевозок российских компаний по итогам 2011 года был в 7,5 раз меньше, а пассажиров — меньше в 2,5 раза. Это лишний раз доказывает тот факт, что российский рынок авиаперевозок сейчас действует неэффективно, и отечественные авиакомпании теряют пассажиро- и грузопотоки.
Причина 3. Потенциал развития российского сектора авиаперевозок.
Основой создания и последующего
развития российского рынка
В наследство от СССР российский рынок авиаперевозок получил около семи тысяч самолетов и вертолетов, развитую авиаинфраструктуру (общее количество аэропортов по всей стране в 1992 году было около 1300) и профессиональные кадры. Несмотря на то, что этот ресурсный потенциал за последние 18 лет использовался нерационально, до сих пор в секторе авиаперевозок остается квалифицированный кадровый состав (в том числе и летный), устаревший авиапарк, система управления воздушным движением и инфраструктура.
На основании изложенного выше, можно утверждать, что России необходимо расширять свое присутствие на евразийском рынке в среднесрочной перспективе. Отдельные транзитные перевозки по направлению Европа-Азия осуществляются российскими авиакомпаниями уже сегодня. В этом направлении работает «Аэрофлот», «Сибирь» и др. Однако для того, чтобы деятельность перевозчиков была эффективной, не хватает инфраструктуры.
В мире с этой целью создаются хабы — пересадочные узлы, обеспечивающие трансфер пассажиров, багажа и груза за наиболее оптимальное время по отношению к конкурентам. Среди ведущих мировых транспортных узлов можно назвать хабы в Лондоне, Франкфурте, Париже. В них регулярно осуществляются стыковки по евразийским маршрутам. Время стыковок в этих узлах около 45 минут.
Такая схема очень удобна и реальные проекты организации стыковочных маршрутов через Москву уже обсуждались на правительственном уровне. В конце 80-х годов британская компания British Airways и советское правительство начали реализацию проекта «Россия», в соответствии с которым планировалось образовать в России новую международную авиакомпанию. Она собирала бы пассажиров в Европе, летела бы в Москву, а потом в Азию. К сожалению, этот проект так и остался на бумаге.
Строительство инфраструктуры хаба — дорогостоящий проект. Для организации транзитного узла (хаба) нужен хороший аэропорт и хорошая базовая авиакомпания. Плюс надо решить организационные сложности. Самая простая из них — это виза. Ведь для того, чтобы прилететь в нашу страну или из нашей страны куда-нибудь улететь, нужно иметь визу.
На Западе проекты по сооружению хабов финансируют либо авиакомпании, либо региональные органы власти. При этом местные администрации очень сильно заинтересованы в развитии транспортных узлов.
В отличие от бизнеса авиаперевозок, рентабельность которого традиционно низкая (3%-4%), хабы дают значительные доходы в бюджеты всех уровней за счет смежных отраслей, туризма. По самым приблизительным подсчетам отдача от такого проекта будет огромна. Создание одного хаба, например, в Москве может дать прирост в 7-10 млн пассажиров в год, а с учетом сети региональных узлов — в 12 млн человек (то есть почти половина всех российских перевозок). Но и это не предел.
В настоящее время в РФ осуществляется
целый комплекс мер, направленных на
развитие российской транспортной инфраструктуры
и конкурентоспособности
Для определения направлений
Стратегия гласит:
Что же было сделано на практике в период с 2005 по 2010 гг?
Консолидация. Авиаактивы “Ростехнологий” акционируют в течение 2010 года, а затем объединят с “Аэрофлотом”, который за счет этого сможет увеличить число перевозимых пассажиров в РФ, усилит интерес к перелетам вообще, улучшит показатели безопасности полетов и качество обслуживания пассажиров. Премьер-министр Владимир Путин ранее согласился с предложением Минтранса РФ акционировать в 2010 году ГТК "Россия", "Кавминводы-авиа", "Оренбургские авиалинии", а затем вместе с "Владивосток-авиа", "Саратовскими авиалиниями" и "Сахалинскими авиатрассами" объединить их с "Аэрофлотом". Министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что доля "Аэрофлота" на внутренних перевозках в РФ при объединении с шестью авиакомпаниями "Ростехнологий" вырастет до 40-50% с нынешних 25%.
ООО «Аэрофлот - Финанс» (100% дочернее общество ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии») выкупило у частного акционера 49% акций ЗАО «Нордавиа - региональные авиалинии» (Нордавиа - одна из крупнейших российских авиакомпаний в Северо-Западном федеральном округе. Собственная маршрутная сеть охватывает 16 субъектов Российской Федерации, где проживает более 35% населения страны. Ежедневно авиакомпания выполняет более 60 рейсов, из них совместно с Аэрофлотом по договору код-шеринг 50 рейсов. Нордавиа является членом Европейской ассоциации региональных перевозчиков (ERA). По итогам 2009 года авиакомпания перевезла около 1,1 миллиона (1 096 160) пассажиров. В 2010 году планируется перевезти 1,5 миллиона пассажиров.)
На первый взгляд такое крупное слияние пугает, так как очень похоже на начало образования монополии. Однако это не так. Все эти шесть авиакомпаний находятся на грани банкротства, и у них не было другого выхода. Тем не менее, крупным Российским перевозчикам, таким как "Сибирь", "ЮТэйр" и "Трансаэро" опасаться нечего. Они по-прежнему будут занимать свою нишу на рынке. И губительной конкуренции между этими крупными фирмами и Аэрофлотом ожидать не стоит.
Нормативная база воздушных перевозок.
За период с 2005 года Минтрансом
России был подготовлен ряд
Информация о работе Международные стратегические альянсы авиакомпаний (МСА)