Международные стратегические альянсы авиакомпаний (МСА)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ перспектив членства российских авиакомпаний в международных стратегических альянсах.
Для выполнения данной цели был поставлен ряд задач:
Изучить существующие международные стратегические альянсы авиакомпаний (МСА)
Выявить положительные и отрицательные стороны членства в МСА
Проанализировать проблемы, с которыми сталкиваются авиакомпании РФ при вступлении в МСА
Проанализировать перспективы вступления авиакомпаний РФ в различные МСА

Содержание работы

Введение 3

Глава 1. Международные стратегические альянсы авиакомпаний (МСА) 5
1.1. Причины создания стратегических альянсов авиакомпаний 5
1.2.Существующие международные стратегические альянсы авиакомпаний, их история и представители 11
1.2.1. Star Alliance 11
1.2.2. Sky Team 13
1.2.3. Oneworld 15

Глава 2. Положительные и отрицательные стороны членства в стратегических альянсах авиакомпаний 17
2.1. Положительные стороны 17
2.2. Отрицательные стороны 19

Глава 3. Вступление авиакомпаний России в МСА 21
3.1. Целесообразность вступления авиакомпаний России в МСА 21
3.2. Перспективы вступления авиакомпаний РФ в различные МСА 23
3.3. Конкурентоспособность авиакомпаний России. 24
3.4. Меры по развитию авиаиндустрии в РФ. 30

Заключение 38
Список использованной литературы 43

Файлы: 1 файл

itogovaya_kursovaya - копия.docx

— 551.05 Кб (Скачать файл)

На текущий момент пассажиро- и товарообмен между Европой и Азией осуществляется достаточно активно. В среднем за последние два года по евроазиатскому маршруту перевозилось около 16% (2,8 млн тонн) всех международных авиагрузов и более 5% (почти 29 млн человек) пассажиров ежегодно.

Для сравнения, объем международных  авиаперевозок российских компаний по итогам 2011 года был в 7,5 раз меньше, а пассажиров — меньше в 2,5 раза. Это лишний раз доказывает тот факт, что российский рынок авиаперевозок сейчас действует неэффективно, и отечественные авиакомпании теряют пассажиро- и грузопотоки.

Причина 3. Потенциал развития российского сектора авиаперевозок.

Основой создания и последующего развития российского рынка авиаперевозок  была советская гражданская авиация. По объему пассажиро— и грузообороту она могла конкурировать с любым национальным рынком европейских стран и составляла почти 2/3 американского рынка.

В наследство от СССР российский рынок авиаперевозок получил  около семи тысяч самолетов и вертолетов, развитую авиаинфраструктуру (общее количество аэропортов по всей стране в 1992 году было около 1300) и профессиональные кадры. Несмотря на то, что этот ресурсный потенциал за последние 18 лет использовался нерационально, до сих пор в секторе авиаперевозок остается квалифицированный кадровый состав (в том числе и летный), устаревший авиапарк, система управления воздушным движением и инфраструктура.

На основании изложенного  выше, можно утверждать, что России необходимо расширять свое присутствие на евразийском рынке в среднесрочной перспективе. Отдельные транзитные перевозки по направлению Европа-Азия осуществляются российскими авиакомпаниями уже сегодня. В этом направлении работает «Аэрофлот», «Сибирь» и др. Однако для того, чтобы деятельность перевозчиков была эффективной, не хватает инфраструктуры.

В мире с этой целью создаются  хабы — пересадочные узлы, обеспечивающие трансфер пассажиров, багажа и груза за наиболее оптимальное время по отношению к конкурентам. Среди ведущих мировых транспортных узлов можно назвать хабы в Лондоне, Франкфурте, Париже. В них регулярно осуществляются стыковки по евразийским маршрутам. Время стыковок в этих узлах около 45 минут.

Такая схема очень удобна и реальные проекты организации  стыковочных маршрутов через Москву уже обсуждались на правительственном уровне. В конце 80-х годов британская компания British Airways и советское правительство начали реализацию проекта «Россия», в соответствии с которым планировалось образовать в России новую международную авиакомпанию. Она собирала бы пассажиров в Европе, летела бы в Москву, а потом в Азию. К сожалению, этот проект так и остался на бумаге.

Строительство инфраструктуры хаба — дорогостоящий проект. Для  организации транзитного узла (хаба) нужен хороший аэропорт и хорошая базовая авиакомпания. Плюс надо решить организационные сложности. Самая простая из них — это виза. Ведь для того, чтобы прилететь в нашу страну или из нашей страны куда-нибудь улететь, нужно иметь визу.

На Западе проекты по сооружению хабов финансируют либо авиакомпании, либо региональные органы власти. При этом местные администрации очень сильно заинтересованы в развитии транспортных узлов.

В отличие от бизнеса авиаперевозок, рентабельность которого традиционно низкая (3%-4%), хабы дают значительные доходы в бюджеты всех уровней за счет смежных отраслей, туризма. По самым приблизительным подсчетам отдача от такого проекта будет огромна. Создание одного хаба, например, в Москве может дать прирост в 7-10 млн пассажиров в год, а с учетом сети региональных узлов — в 12 млн человек (то есть почти половина всех российских перевозок). Но и это не предел.

3.4. Меры по развитию авиаиндустрии в РФ.

В настоящее время в РФ осуществляется целый комплекс мер, направленных на развитие российской транспортной инфраструктуры и конкурентоспособности российских поставщиков транспортных услуг, в  том числе, для того, чтобы реализовать  возможности России как качественного  интермодального перевозчика грузов между Европой и Азией.

Для определения направлений деятельности в 2005 году была принята Транспортная стратегия Российской Федерации  на период до 2020 года.  Проект транспортной стратегии Российской Федерации  разработан в соответствии с поручениями  Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации.

Стратегия гласит:

  1. Воздушный транспорт имеет особое значение для Российской Федерации как средство обеспечения дальних магистральных пассажирских сообщений. Воздушный транспорт безальтернативно развивается как средство сообщения в регионах, лишенных средств наземного транспорта.
  2. Перспективы развития рынка авиаперевозок связаны с консолидацией бизнеса, структуризацией, повышением эффективности и финансовой стабильности авиакомпаний. Основным инструментом, стимулирующим этот процесс, будет являться ужесточение контроля требований к эксплуатируемым воздушным судам и авиакомпаниям.
  3. В соответствии с международной практикой и национальными особенностями развития отрасли будет пересмотрена нормативная база воздушных перевозок.
  4. Важным условием повышения стабильности отрасли является участие Российских авиакомпаний в глобальных международных альянсах.
  5. Важнейшими направлениями работы по повышению конкурентоспособности российских перевозчиков на международном рынке авиаперевозок являются:
    1. защита российского рынка авиаперевозок от нерегулируемого проникновения на него иностранных авиакомпаний;
    2. предотвращение недобросовестной конкуренции российских авиакомпаний между собой, развитие их коммерческого сотрудничества, вступления в альянсы между собой и с иностранными партнерами;
    3. создание эффективной государственной системы контроля за деятельностью российских авиакомпаний на международных рынках авиаперевозок и иностранных авиаперевозчиков в России;
  6. Сеть аэропортов России должна быть в перспективе перестроена на основе создания базовых аэропортов: крупных пересадочных узлов  (хабов) и региональных  аэропортов.

 

Что же было сделано  на практике в период с 2005 по 2010 гг?

Консолидация. Авиаактивы “Ростехнологий” акционируют в течение 2010 года, а затем объединят с “Аэрофлотом”, который за счет этого сможет увеличить число перевозимых пассажиров в РФ, усилит интерес к перелетам вообще, улучшит показатели безопасности полетов и качество обслуживания пассажиров. Премьер-министр Владимир Путин ранее согласился с предложением Минтранса РФ акционировать в 2010 году ГТК "Россия", "Кавминводы-авиа", "Оренбургские авиалинии", а затем вместе с "Владивосток-авиа", "Саратовскими авиалиниями" и "Сахалинскими авиатрассами" объединить их с "Аэрофлотом". Министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что доля "Аэрофлота" на внутренних перевозках в РФ при объединении с шестью авиакомпаниями "Ростехнологий" вырастет до 40-50% с нынешних 25%.

ООО «Аэрофлот - Финанс» (100% дочернее общество ОАО «Аэрофлот  – российские авиалинии») выкупило у частного акционера 49% акций ЗАО  «Нордавиа - региональные авиалинии» (Нордавиа - одна из крупнейших российских авиакомпаний в Северо-Западном федеральном округе. Собственная маршрутная сеть охватывает 16 субъектов Российской Федерации, где проживает более 35% населения страны. Ежедневно авиакомпания выполняет более 60 рейсов, из них совместно с Аэрофлотом по договору код-шеринг 50 рейсов. Нордавиа является членом Европейской ассоциации региональных перевозчиков (ERA). По итогам 2009 года авиакомпания перевезла около 1,1 миллиона (1 096 160) пассажиров. В 2010 году планируется перевезти 1,5 миллиона пассажиров.)

На первый взгляд такое  крупное слияние пугает, так как  очень похоже на начало образования  монополии. Однако это не так. Все  эти шесть авиакомпаний находятся  на грани банкротства, и у них  не было другого выхода. Тем не менее, крупным Российским перевозчикам, таким  как "Сибирь", "ЮТэйр" и "Трансаэро" опасаться нечего. Они по-прежнему будут занимать свою нишу на рынке. И губительной конкуренции между этими крупными фирмами и Аэрофлотом ожидать не стоит.

Нормативная база воздушных перевозок.

За период с 2005 года Минтрансом России был подготовлен ряд законодательных  и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность гражданской авиации.

  1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 641-р утверждена Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации. Во исполнение указанного распоряжения Минтрансом России разработан и выполняется План мероприятий по реализации Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации.
  2. Одним из основных документов, определяющих дальнейшее развитие гражданской авиации, является распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р, утвердившее Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, предусматривающую обеспечение сбалансированного развития всей инфраструктуры воздушного транспорта - наземной авиатранспортной инфраструктуры, системы топливообеспечения полетов гражданской авиации, инфраструктуры технического обслуживания и ремонта воздушных судов, аэронавигационного обслуживания и метеорологического обеспечения полетов воздушных судов, системы авиационно-космического спасания, медицинского обеспечения полетов и неавиационного бизнеса в аэропортах, дальнейшее развитие инфраструктуры аэронавигационной системы России путем строительства новых и реконструкции действующих объектов.
  3. В сфере регулирования авиационных тарифов решаются следующие задачи:
    1. ограничение предельных уровней тарифов в целях обеспечения доступности услуг для большинства потенциальных потребителей, недопущения кратковременной реализации авиатранспортных и аэронавигационных услуг ниже себестоимости с целью получения конкурентных преимуществ (демпинга) и долгосрочного применения заниженных цен, заведомо исключающих возможность качественного обслуживания и обеспечения требований безопасности воздушной перевозки или предоставления авиационных услуг;
    2. обеспечение ценовой прозрачности рынка (за счет расширения практики применения принципа объявленного тарифа);
    3. обеспечение разумной стабильности тарифов в интересах пользователей авиатранспортных услуг;
    4. поэтапное сокращение сферы ценового регулирования и расширение механизмов рыночного ценообразования;
    5. переход к осуществлению уведомительного (регистрационного) принципа установления тарифов на услуги операторов на конкурентных сегментах рынка.
  4. Минтрансом России завершается подготовка проекта распоряжения Правительства Российской Федерации «О подготовке пшютов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации из числа штурманов и бортинженеров, увольняемых в случае реорганизации авиакомпаний» (проект распоряжения проходит согласование). Предполагается переподготовка 556 авиационных специалистов из числа штурманов и бортинженеров, предложенных авиакомпаниями в качестве кандидатов на пилотов. На первом этапе в 2010 году предлагается осуществить переподготовку 100 человек.
  5. Происходящая интеграция гражданской авиации России в мировую систему гражданской авиации, настоятельно требует приведения в соответствие национального законодательства России с международными стандартами, прежде всего со стандартами ИКАО. В этих целях в настоящее время осуществляется научно-исследовательская работа по теме: «Разработка концепции внесения изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации», предполагающая научное обоснование концепции изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования воздушного законодательства Российской Федерации и его гармонизации со стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО, что создаст существенный задел для укрепления позиций Российской Федерации при выборе приоритетов в развитии международной гражданской авиации и явится одной из важных составляющих эффективного социально-экономического развития Российской Федерации.
  6. Нормативно-правовое регулирование антикризисных мер в отрасли
    1. План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, утвержденный Правительством Российской Федерации от 06 ноября 2008 г. № 4863-П13, определяет авиаперевозки как приоритетную отрасль экономики для кредитования коммерческими банками, использующими различные формы государственной поддержки.
    2. В целях расширения возможностей для кредитования принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2008 г. № 964 «О порядке предоставления из федерального бюджета в 2008-2009 годах субсидий коммерческим банкам на возмещение затрат и недополученных доходов<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; f

Информация о работе Международные стратегические альянсы авиакомпаний (МСА)