Международные транспортные коридоры – ключевой элемент транспортной инфраструктуры СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:27, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является ознакомление с проблемами формирования и развития такого важного элемента интеграции, как МТК, подходами, регулирующими их функционирование на национальном уровне, а также описание роли транспортных коридоров в построении общего транспортного пространства СНГ.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………. ..3
1. Международные транспортные коридоры: состояние и перспективы развития Содружества ………………………………….5
2. Организационно-правовое обеспечение и некоторые итоги развития международных транспортных коридоров в государствах – участниках СНГ .....................................................................................13
3. Потенциал транспортных коридоров и формирование общего транспортного пространства СНГ ………………………………….....24
Заключение ……………………………………………………………......29

Файлы: 1 файл

Транспорт СНГ.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Имеющееся недофинансирование содержания, ремонта и реконструкции мостов не позволяет не только достичь нормативного состояния сооружений сети, но и в некоторых случаях даже обеспечить безопасный проезд по ним. Одним из путей решения данной проблемы является включение в национальные программы по ремонту и реконструкции мостовых сооружений  в качестве приоритетных объектов, мосты, находящиеся именно на международных автомобильных дорогах МТК СНГ.

Инфраструктура  внутреннего водного транспорта

В функционировании и развитии МТК СНГ немаловажную роль играет инфраструктура внутренних водных путей России, основу которой составляет Единая глубоководная система европейской части России, отнесенная в соответствии с Европейским соглашением о важнейших внутренних водных путях международного значения  к разряду магистральных внутренних водных путей. В нее входят реки Нижний Дон, Кама, Волга, Свирь, Нева, Ладожское, Онежское и Белое озера и связывающие их судоходные каналы  Волго-Балтийский, Волго-Донской и канал им. Москвы, соединяющие Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное моря. По данным Федерального агентства морского и речного транспорта (Российская Федерация), в последние годы Единая глубоководная система обеспечивает товарооборот с 44 странами мира, при этом по экспорту объем составляет около 15,2 млн т, по импорту – около 1 млн т.

Одними из ее основных элементов являются два искусственных межбассейновых соединения: Волго-Балтийский водный путь на севере и Волго-Донской судоходный канал – на юге. По данным направлениям грузопоток постоянно увеличивается.

Необходимо подчеркнуть, что эта воднотранспортная конфигурация преимущественно совпадает с направлениями  МТК № 2, 5, 7, 9, «Север – Юг» и «ТРАСЕКА». Также она имеет немаловажное значение в обеспечении функционирования Транссиба при осуществлении международных транзитных перевозок в смешанном сообщении на широтном направлении Запад – Восток.

Для государств – участников СНГ особый интерес представляет возможность совместного использования Южного воднотранспортного коридора Единой глубоководной системы, который является частью МТК

№ 9 и интермодальной трансъевропейской сети и проходит по р. Нижний Дон, Волго-Донскому каналу и р. Волга. Он соединяет международные морские бассейны (Каспийский, Азово-Черноморский, Средиземноморский), внутренние водные пути Европы (р. Дунай и его межбассейновые соединения), обеспечивает взаимодействие с МТК № 2, 5, 7 и «ТРАСЕКА». При этом устьевые порты Азов, Ростов, Астрахань способны обеспечивать круглогодичную работу транспортного флота.

На данном направлении  на участке Волгоград – Азов в  перспективе до 2015 года прогнозируется увеличение грузопотоков до 20 млн т. При комплексном подходе на трассе Южного воднотранспортного коридора возможна также организация контейнерных перевозок транзитных грузов  на маршруте Европа – Азия.

Вместе с тем, по оценке экспертов Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ, использование инфраструктуры внутренних водных путей России явно недостаточно учитывается при формировании и развитии МТК СНГ, имея в виду предоставляемые ею возможности в освоении различных схем перевозок, как в смешанном, так и в прямом сообщениях.

При этом мощность российской воднотранспортной системы в настоящее время используется не более чем на 30 %. Судоходные сооружения на внутренних водных путях, входящих в МТК «Север – Юг» и его ответвления, имеют значительные резервы пропускных способностей. Однако техническое состояние некоторых из них неудовлетворительно и требует выполнения реконструкции (модернизации). Речь, в частности, идет об исчерпании пропускной способности Волго-Донского канала и Волго-Балтийского водного пути, а также о высокой изношенности оборудования в речных и устьевых портах.

Инициативы государств – участников СНГ, направленные на согласованное использование национальных водных путей, меры, предпринимаемые Россией в соответствии с Концепцией развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, одобренной Правительством Российской Федерации (распоряжение от 3 июля 2003 года № 909-р), по созданию условий для поэтапного открытия национальных внутренних водных путей для прохода судов под флагом иностранного государства, по их развитию и модернизации, позволяют говорить о наличии определенных перспектив в части формирования региональной системы судоходства формата «река – море».

Наряду с железнодорожным и автодорожным инфраструктурными сегментами она может рассматриваться в качестве еще одной предпосылки эффективного использования и диверсификации  МТК СНГ.

Следует отметить, что  основные грузопотоки экспортно-импортных  и транзитных перевозок на территориях государств – участников СНГ концентрируются по осям Запад – Восток и Север – Юг и в основном совпадают с главными направлениями межрегиональных перевозок на национальном уровне. Объекты опорной транспортной сети различных видов транспорта государств – участников СНГ, входящие в МТК СНГ, совмещают функции внутренних и международных коммуникаций, обеспечивают крайне важные для стран сообщения.

2.  Организационно-правовое обеспечение и некоторые итоги

развития  МТК в государствах – участниках СНГ

 

Одним из ключевых условий  совершенствования региональной структуры  МТК СНГ является развитие национальных участков транспортных коридоров. В государствах – участниках СНГ имеет место различная практика регулирования этой сферы.

Наиболее успешно  вопросы развития национальных участков МТК СНГ решаются в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Российской Федерации и Украине. Большинство этих государств являются ведущими «игроками» на интеграционном транспортном поле Содружества. Они имеют наиболее развитую  транспортно-коммуникационную структуру, а также обладают наиболее серьезным управленческим потенциалом в части обеспечения функционирования национальных участков МТК СНГ.

Рассмотрим  реализуемые названными государствами ключевые подходы к  построению национальных коридорных участков, основу которых составляют концептуальные (стратегические) и программно-целевые подходы.

В Азербайджанской Республике мероприятия по реконструкции автомобильных дорог, входящих в структуру Программы «ТРАСЕКА», включены в комплексную программу развития национальной транспортной системы.

В Республике Беларусь проблематика МТК СНГ рассматривается, в частности, в рамках развития отдельных видов транспорта в Концепции развития железнодорожных пунктов пропуска на государственной границе,  утвержденной  постановлением  Совета Министров Республики Беларусь от 15 октября 2005 года.

В соответствии с ее положениями  ведутся обустройство и  модернизация железнодорожных пунктов пропуска с определением приоритетов решения задач на ряде стратегических участков. При этом особое внимание уделяется наиболее проблемным на сегодняшний день участкам – пунктам пропуска «Гудогай» и «Тереховка»  МТК № 9 в части прежде всего дальнейшего организации выполнения технического, коммерческого, таможенного, пограничного, фитосанитарного и ветеринарного видов контроля в период 2008–2013 годов.

Исходя из положений Программы развития Белорусской железной дороги до 2010 года и Комплексной программы развития приграничной инфраструктуры, были реализованы меры по улучшению организационных, эксплуатационных, технических, экологических аспектов железнодорожных транзитных перевозок и развития приграничной инфраструктуры. Целью проводимой работы являлось  создание экономичной, надежно работающей системы железнодорожного транспорта, функционирующей (с учетом транзитных преимуществ ее территории) на направлениях МТК СНГ, позволяющих повысить его конкурентоспособность и привлечь дополнительные объемы перевозок, повысить финансовую отдачу от перевозочной деятельности.

В 2007–2012 годах на ряде железнодорожных участков МТК Беларуси были   проведены следующие работы.

На полигоне Осиновка – Минск – Брест МТК № 2 – осуществлена модернизация оборудования подстанций с внедрением  необслуживаемого и мало обслуживаемого оборудования, а также контактной сети под скоростное движение, в том числе в рамках организации скоростного движения поездов на участке Брест – Минск – Красное. На полигоне Езерище – Витебск –Могилев – Жлобин – Гомель – Терюха МТК № 9 начата его поэтапная электрификация на участке Жлобин – Гомель, а также осуществлена прокладка оптико-волоконных линий на участках Витебск – Орша – Могилев и Гомель –Терюха. 

Отличительной особенностью Белорусской железной дороги является ее расположение на стыке железных дорог разной ширины колеи, что служит определяющим фактором в организации транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом и развитии необходимой инфраструктуры для оказания различных услуг грузовладельцам.

На белорусско-польской границе (направление МТК № 2) в  Брестском железнодорожном узле сосредоточены основные мощности перегрузочной инфраструктуры, которые позволяют обеспечить гибкую систему обработки транзитных грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона в Западную Европу с использованием различных схем перевозки. При этом перегрузочные мощности имеют стабильные резервы  для увеличения объемов перевозок на 60-70 %. 

В рамках упомянутой Программы  реализованы также мероприятия, направленные на совершенствование таможенного оформления грузов на входных передаточных станциях: сокращение простоя вагонов, отцепленных от поездов, для таможенного, карантинного и иных видов досмотра; упрощение процедуры получения разрешений на транзит по территории Белоруссии отходов производства и потребления. 

В реализуемой в республике программе «Дороги Беларуси» на 2006–2015 годы предусмотрено дальнейшее развитие автомобильных дорог на маршрутах МТК СНГ и прежде всего модернизация автомобильной дороги М1/ЕЗО МТК № 2  в  целях доведения ее параметров до международных стандартов в соответствии с требованиями европейского Соглашения о международных автомагистралях и Протокола о международных автомобильных дорогах СНГ от 11 сентября 1998 года. В частности, предполагается в приоритетном порядке усовершенствовать систему содержания дороги и оснастить эксплуатационные организации мобильной высокопроизводительной техникой.

Проведенные белорусскими специалистами исследования показывают, что для приведения входящих в МТК № 9 и его ответвления дорог и дорожных сооружений в соответствие с требованиями к международным автомагистралям необходимо выполнить комплекс работ по обеспечению требуемой ровности и шероховатости дорожного покрытия, обустройству дорог световозвращающими  элементами,  дорожными знаками и разметкой, повышению несущей способности и увеличению габаритов мостов и путепроводов. На наиболее загруженных участках дорог требуется их расширение до 4 или 6 полос движения, строительство обходов населенных пунктов, путепроводов на пересечении с железными дорогами. По предварительным расчетам, ориентировочная стоимость этих работ составляет более 320 млн долларов США.

Программа предусматривает также выполнение работ по развитию автомобильных дорог на подъездах к пограничным переходам на границах с Литовской Республикой и Украиной, стоимость которых составляет около 7,3 млн долларов США.

Поддержанию в надлежащем состоянии этих важнейших международных транспортных магистралей постоянно уделяется самое серьезное внимание со стороны правительства и дорожной администрации страны. Например, на ремонт и содержание дорог, входящих в МТК № 9, ежегодно направляется около 6 млн долларов США.

В обеспечении  развития МТК СНГ особое место  занимают наработки, сделанные в Республике Казахстан.

Так, в целях  дальнейшего развития и укрепления международной автодорожной инфраструктуры в стране была реализована Программа развития автодорожной отрасли Казахстана на 2006–2012 годы. Она, в частности,  была направлена на восстановление шести участков автомобильных дорог (Ташкент – Шымкент – Тараз – Бишкек – Алматы –Хоргос; Шымкент – Кзыл-орда – Актобинск – Уральск – Самара; Алматы –Караганда – Астана – Петропавловск; Астрахань – Атырау – Актау – граница Туркменистана; Омск – Павлодар – Семипалатинск – Майкапшагай; Астана –Костанай – Челябинск), входящих в МТК СНГ. В соответствии с Программой техническое состояние названных автодорог приведено в соответствие с современными транспортными нагрузками – 13 т на ось, а также осуществлен перевод автодорог международного значения во 2-ю техническую категорию. Кроме того, проведена реконструкция аварийных мостов и путепроводов, не отвечавших требованиям в части габаритов и грузоподъемности.

Общий объем освоенных в рамках данной Программы составляет 1 283 млрд тенге, включая 830 млрд тенге – на дороги республиканского значения, 271 млрд тенге – на дороги местного значения и 182 млрд тенге, привлеченных на принципах государственно-частного партнерства.

В Казахстане ведется работа по созданию транспортно-логистических центров, которые, к примеру, на узловых станциях позволят решить проблему организации ритмичного потока грузов для равномерной загрузки перерабатывающих мощностей.

По данным Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, в настоящее время в стране на пути следования автотранспортных средств на маршрутах МТК дислоцируются в среднем до 24 постов транспортного контроля, примерно половина из которых расположена непосредственно на государственной границе с сопредельными государствами. По итогам проведения контроля всеми государственными органами перевозчику выдается единый документ – талон прохождения контроля, наличие которого освобождает перевозчика от повторного контроля при следовании по ее территории.

Информация о работе Международные транспортные коридоры – ключевой элемент транспортной инфраструктуры СНГ