Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:27, курсовая работа
Целью работы является ознакомление с проблемами формирования и развития такого важного элемента интеграции, как МТК, подходами, регулирующими их функционирование на национальном уровне, а также описание роли транспортных коридоров в построении общего транспортного пространства СНГ.
Введение …………………………………………………………………. ..3
1. Международные транспортные коридоры: состояние и перспективы развития Содружества ………………………………….5
2. Организационно-правовое обеспечение и некоторые итоги развития международных транспортных коридоров в государствах – участниках СНГ .....................................................................................13
3. Потенциал транспортных коридоров и формирование общего транспортного пространства СНГ ………………………………….....24
Заключение ……………………………………………………………......29
Подключение территорий, находящихся вне зоны ее обслуживания, может осуществляться в том числе на основе использования соответствующих ответвлений МТК СНГ. Участие в международных проектах по согласованному развитию евроазиатских наземных транспортных коридоров, являющихся основой МТК СНГ, 18 основных железнодорожных направлений МТК СНГ и сети международных автомобильных дорог СНГ объективно вовлекает государства – участники СНГ и их хозяйствующие субъекты в транснациональные процессы интеграции.
Одним из важных направлений этой деятельности является формирование транснациональных предприятий, обеспечивающих согласованное функционирование и развитие международных транспортных соединений и прежде всего «Север – Юг» и «ТРАСЕКА».
Рассмотренные выше положения позволяют говорить о потенциально высоких интегративных возможностях МТК СНГ, обусловленных такими их свойствами, как целостность, направленность, а также довольно высокая структурированность.
При выполнении соответствующих правовых условий это создает предпосылки для использования сетевой структуры МТК СНГ в качестве зоны беспрепятственной транспортировки, в рамках которой обеспечивалось бы сокращение (ликвидация) различного рода барьеров в международном (транзитном) сообщении.
Признанный международной правовой статус МТК СНГ также значительно усиливает координирующий потенциал этого института при решении вопросов формирования общего транспортного пространства СНГ (далее – ОТП СНГ).
Подписание в 2003 году государствами – участниками СНГ Меморандума о сотрудничестве государств – участников СНГ в области международных транспортных коридоров и планомерная реализация его положений подтвердило их заинтересованность в согласованной работе по данной тематике. Напомним, что одним из ключевых положений этого документа является норма о создании условий для развития конкретных участков транспортных коридоров путем «образования заинтересованными Сторонами постоянно действующих координирующих и управляющих структур».
Приоритетные направления сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года, утвержденные главами правительств в 2008 году, определили формирование и развитие МТК СНГ в качестве одного из ключевых стратегических сегментов региональной интеграции на транспорте и обозначили необходимость создания координирующего органа в данной сфере.
Свое развитие последний тезис получил в Соглашении о согласованном развитии международных транспортных коридоров, проходящих по территории государств – участников СНГ, от 20 ноября 2009 года.
В этом документе наряду с другими важными положениями, регулирующими развитие МТК СНГ, было определена необходимость формирования Координационного комитета транспортных коридоров СНГ. Эта структура призвана, в частности, координировать работу компетентных органов государств – участников и органов отраслевого сотрудничества СНГ по согласованному развитию МТК СНГ; реализовывать совместные практические действия, в том числе финансового порядка и проекты по функционированию МТК СНГ; проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов и предложений по регулированию развития МТК СНГ; создавать условия для привлечения инвестиций на развитие МТК СНГ.
Деятельность названного Комитета, сформированного в 2012 году, постепенно развивается. Уже состоялось два его заседания; очередное запланировано в октябре 2013 года в г. Минске.
В условиях функционирования на постсоветском пространстве наряду с СНГ Таможенного союза и Союзного государства одной из значимых задач является обеспечение комплексного подхода к развитию региональных объединительных процессов в транспортной сфере, имея в виду прежде всего необходимость их согласованности. Это позволит с учетом особенностей транспортного сотрудничества в каждом из региональных блоков более полно согласовывать их интересы в межрегиональном (например, ЕС – СНГ или Таможенного союза – ШОС) аспекте, а также лучше проработать реализацию отдельных направлений транспортного сотрудничества. При этом, в частности, субрегиональные «транспортные площадки» Содружества могут рассматриваться в качестве взаимодополняющей (например, в рамках конкретных международных транспортных проектов и программ) компоненты транспортной интеграции Содружества в целом.
В данном контексте сеть МТК СНГ, учитывая ее расположение (в большей или меньшей степени) на территориях всех государств – участников СНГ может играть роль системообразующей вертикали, которая увязывает построение, в частности, ОТП СНГ, Единого транспортного пространства Таможенного союза, а также по ряду элементов и Объединенной транспортной системы Союзного государства с развитием в перспективе на европейском (ЕС) направлении. Правовой основой этого тезиса является то, что функционирование и развитие МТК СНГ регулируется с учетом «действующих международных правовых норм в этой области и гармонизированных с ними национальных правовых актов и межгосударственных соглашений».
Учитывая, что в зоне тяготения к МТК концентрируются крупные грузопотоки и осуществляется скоординированное взаимодействие различных видов транспорта, обеспечивающих качественные перевозки грузов на транзитных направлениях с высоким уровнем сервисного обслуживания клиентуры на основе единого сопроводительного документа, сквозной тарифной ставки и при полной ответственности экспедитора (оператора) за весь перевозочный процесс, нельзя еще раз не отметить значение МТК СНГ для реализации транзитного потенциала Содружества.
В государствах – участниках СНГ основной объем транзитных грузов на направлениях МТК перевозится предприятиями железнодорожного и автомобильного транспорта. При формировании ОТП СНГ это предопределяет важность актуализации транспортно-распределительного обеспечения транзитных перевозок грузов на 18 согласованных железнодорожных коридорных направлениях в части прежде всего их календарного планирования, отправительской маршрутизации, организации технологических маршрутов, укрупнения групп вагонов в адрес одного получателя, систематизации планирования и учета простоя вагонов.
Потенциал МТК СНГ, реализация которого базируется на согласованных межгосударственных подходах к развитию транспортной инфраструктуры названных видов транспорта, а также тот факт, что его транспортно-инфраструктурная составляющая преимущественно находится в собственности государств, являются весомыми предпосылками для осуществления эффективного межгосударственного регулирования построения ОТП СПГ.
Эффективное использование МТК СНГ способно привести к значительному мультипликативному эффекту, который будет проявляться в активизации формирования зоны свободной торговли государств – участников СНГ, развитии топливно-энергетического комплекса, информационных и телематических систем, привлечении инвестиций.
Ощутимым может быть влияние транспортных коридоров и на развитие приграничного сотрудничества. Оно состоит в переходе при осуществлении международного транспортного процесса от доминирования контрольной к коммуникативной и фильтрующей функций. В этом смысле на ряде направлений уже сегодня прорабатываются, в частности, вопросы, связанные с созданием условий, способствующих сокращению сроков прохождения экспортно-импортных и транзитных грузов через приграничную территорию государств, совместного отслеживания весовых параметров автотранспортных средств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ состояния и направлений развития международных транспортных магистралей железнодорожного, автомобильного и водного видов транспорта в СНГ позволяет говорить о наличии в регионе сложившейся структуры МТК.
В настоящее время она включает транспортные маршруты, размещенные в полосе четырех евроазиатских наземных транспортных коридоров, сопряженных с панъевропейскими транспортными коридорами, а также иные, не совпадающие с названными коридорами, международные транспортные соединения, входящие в том числе в 18 основных железнодорожных направлений и сеть международных автомобильных дорог СНГ.
Деятельность государств, направленная на развитие национальных участков МТК СНГ, основана на применении концепции и стратегий развития этого направления, а также в использовании программно-целевых подходов. При этом практически во всех государствах – участниках СНГ в той или иной мере решаются вопросы развития международной транспортной инфраструктуры, на направлениях МТК СНГ.
В ходе дальнейшей работы по развитию МТК СНГ целесообразно сосредоточиться на реализации следующих направлений.
В области правового обеспечения: гармонизация нормативно-правовой базы государств – участников СНГ с нормами и принципами международного права, создающих правовые условия для согласованного развития МТК СНГ; создание правовых условий для согласованного устранения барьеров при осуществлении международных перевозок на МТК СНГ; сотрудничество с международными организациями, деятельность которых связана с вопросами организации международных перевозок и функционированием МТК СНГ.
При решении вопросов развития инфраструктурного, финансового и технологического обеспечения важно акцентировать внимание в том числе на разработке согласованных рекомендаций по приоритетности развития инфраструктуры МТК СНГ, повышении эффективности ее использования и инвестиционной привлекательности отдельных проектов; создании условий для снятия барьеров при осуществлении международных перевозок на МТК СНГ; внедрении систем и устройств для повышения безопасности движения транспортных средств; формировании согласованных транспортно-технологических схем доставки грузов и развитии комбинированных перевозок грузов.
В области организации перевозочного процесса и информационно-коммуникационных технологий на МТК СНГ следует сосредоточиться на развитии транспортной логистики, реализации в межгосударственных стандартах единой системы электронного документооборота, обеспечении информационной и коммерческой безопасности транспортных операторов, осуществляющих свою деятельность на МТК СНГ.
Департамент экономического сотрудничества