Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 15:27, курсовая работа
Целью работы является ознакомление с проблемами формирования и развития такого важного элемента интеграции, как МТК, подходами, регулирующими их функционирование на национальном уровне, а также описание роли транспортных коридоров в построении общего транспортного пространства СНГ.
Введение …………………………………………………………………. ..3
1. Международные транспортные коридоры: состояние и перспективы развития Содружества ………………………………….5
2. Организационно-правовое обеспечение и некоторые итоги развития международных транспортных коридоров в государствах – участниках СНГ .....................................................................................13
3. Потенциал транспортных коридоров и формирование общего транспортного пространства СНГ ………………………………….....24
Заключение ……………………………………………………………......29
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 26 сентября 2006 года утверждены: Программа развития морского транспорта на 2006–2012 годы и Программа развития судоходства и обеспечения безопасности на внутренних водных путях на 2007–2012 годы, реализация мероприятий которых была направлена на дальнейшее развитие морских портов, сервисной инфраструктуры, оснащение национального морского торгового флота новыми современными судами, совершенствование нормативно-правовой базы, а также подготовку и переподготовку кадров в отрасли морского транспорта.
Особое значение для республики имеет порт Актау, выступающий в качестве основного узла МТК «ТРАСЕКА» и являющийся единственным национальным морским торговым портом, работающим по международным стандартам. На территории порта установлен режим специальной экономической зоны. В настоящее время порт Актау ежегодно способен перерабатывать в среднем около 10 млн т нефтеналивных грузов и 1,5 млн т сухих грузов.
Вместе с тем объемы перевалки грузов в этом порту уже достигли предельного уровня, что предопределило начало реализации проекта «Расширение порта Актау в северном направлении», направленного на увеличение мощности обработки грузов в 2 раза.
В настоящее время в Казахстане осуществляется подготовка национальной стратегии развития МТК.
В Республике Молдова вопросы развития МТК рассматриваются в рамках Концепции формирования и развития национальной сети международных транспортных коридоров Республики Молдова, утвержденной постановлением Правительства Республики Молдова в 2002 году.
За прошедшие 10 лет в рамках Программы определены «главные критерии» выбора национальных транспортных коммуникаций для включения в состав МТК. Формируемые маршруты соответствуют техническим параметрам европейских соглашений, заключенных под эгидой ЕЭК ООН: «О международных автомагистралях» от 15 ноября 1975 года, «О международных магистральных железнодорожных линиях» от 31 мая 1985 года, «О важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах» от 1 января 1991 года, «О важнейших внутренних водных путях международного значения» от 19 января 1996 года.
В свою очередь, развитие участков МТК на территории республики осуществляется с максимальным использованием существующих транспортных сетей, имеющих значительные резервы провозной способности.
В Российской Федерации целостное видение перспектив развития МТК сосредоточено прежде всего в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, в которой, в частности, определено: «… что интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны предполагает, прежде всего, … выработку комплекса мероприятий по улучшению технических и технологических параметров международных транспортных коридоров, включая вопросы взаимодействия с таможенными, пограничными и другими государственными контрольными органами, планирования их развития и согласования в рамках международного сотрудничества по транспортным коридорам».
В подразделе «Транспортные коридоры и региональные особенности развития опорной транспортной сети» стратегии отмечено, что транспортные коридоры, в полосе которых размещены коммуникации опорной транспортной сети, стыкуются с международными транспортными коридорами европейской и азиатской транспортных сетей.
Наличие существенных региональных различий в развитии опорной транспортной сети предполагает дифференцированный подход к ее развитию. Например, для европейской части России приоритетами являются модернизация и комплексное развитие транспортной сети, в том числе в полосе основных МТК СНГ, повышение пропускной способности автодорожной сети, ликвидация «узких мест» на подходах к крупным городам и транспортным узлам, согласованная модернизация портов и железнодорожных подходов к ним. Для Сибири и Дальнего Востока основной же задачей является формирование опорной транспортной сети, создание коммуникаций (прежде всего железнодорожных линий), обеспечивающих освоение природных ресурсов, развитие местной сети, обеспечивающей связь населенных пунктов с опорной транспортной сетью.
Важнейшей составной частью опорной транспортной сети являются пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, к основным направлениям развития которых относятся: оптимизация их количества и размещения на коммуникациях различных видов транспорта; модернизация и увеличение пропускной способности наиболее загруженных и ликвидация малодеятельных пунктов; разработка и внедрение современных технологий, обеспечивающих максимальную скорость выполнения необходимых процедур при пересечении людьми, грузами и транспортными средствами государственной границы России.
В настоящее время в России действует Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». В соответствии с ее положениями осуществляется концентрация финансовых и организационных усилий по развитию существующих транспортных коридоров, созданию альтернативных маршрутов для ускорения движения грузов и пассажиров, строительству скоростных автомагистралей, специализации железнодорожных линий для организации пассажирского и грузового движения, устранение разрывов и «узких мест» на основных направлениях МТК и их ответвлениях.
В целях решения этих задач в приоритетном порядке реализуются следующие проекты:
комплексное развитие инфраструктуры МТК «Транссиб» в направлении Европа – Российская Федерация – Япония с ответвлениями на Республику Казахстан, Монголию и Китай;
комплексное развитие инфраструктуры МТК «Север – Юг» по направлению Северная Европа – Российская Федерация – Иран – Индия с ответвлениями на Кавказ – Персидский залив и Центральную Азию.
Задача сбалансированного и эффективного развития МТК включает также реализацию инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры и логистических технологий (создание мультимодальных транспортных узлов и межрегиональных логистических центров) в комплексных транспортных узлах на базе крупных морских портов, аэропортов-хабов и приграничных железнодорожных узлов.
Согласно названной Федеральной целевой программе мероприятия по развитию объектов транспортно-логистической инфраструктуры МТК финансируются на из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Так, выделение на развитие Мурманского транспортного узла выделено 117 391,9 млн рублей, транспортного узла Восточный – Находка, интегрированного в международный транспортный коридор Транссиб – 111 963,5 млн рублей. На развитие Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра, предназначенного для обслуживания международных грузопотоков по коридорам «Запад – Восток» и «Север – Юг»,–11 579,9 млн рублей.
Процессы развития МТК имеют место также в Республике Узбекистан и Туркменистане.
В этих государствах проводится работа по развитию международных транспортных магистралей. Так, в Республике Узбекистан завершается реализация проектов по обеспечению надежного и безопасного движения высокоскоростных пассажирских поездов на участке Ташкент – Самарканд. В целях развития Узбекской национальной автомагистрали в 2012 году осуществлено строительство и реконструкция 517 км автодорог, 2 крупных транспортных развязок, 544 пог. м мостов и путепроводов.
В Туркменистане основное внимание уделяется развитию международной железнодорожной инфраструктуры по маршруту Новый Узень – Гызылгая – Берекет – Этрек – Гурген (Турменистан, Республика Казахстан с выходом на Иран) на направлении МТК «Север – Юг».
Основой государственной политики Украины в области МТК является Концепция создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров в Украине до 2015 года, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины в 1997 году.
За время ее действия много сделано по развитию национальной сети МТК, улучшению состояния транспортной инфраструктуры и приведению ее в соответствие нормам и стандартам ЕС, увеличению ее пропускной способности, совершенствованию технологии международных и транзитных перевозок, привлечению дополнительных транзитных потоков стран Европы и Азии.
В прошлом году успешно завершена реализация Программы развития национальной сети международных транспортных коридоров в Украине 2006–2012 годов, которая выступала в качестве механизма реализации второго этапа названной Концепции.
В ходе ее реализации: проведена модернизация инфраструктуры; получили развитие комбинированные и контрейлерные перевозки; оптимизировано применение единых тарифов; улучшилась организация продвижения грузопотоков внешнеторговых и транзитных грузов за счет концентрации и маршрутизации; улучшилось взаимодействие видов транспорта в транспортных узлах, развитие интермодальных систем международных перевозок; сформировано единое информационное поле для перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей, экспедиторов, органов государственного контроля на границах.
Реализован комплекс мероприятий, направленных на развитие сети и инфраструктуры МТК Украины, который включает, в частности:
реконструкцию участков автомагистралей Киев – Мыла (МТК № 3); Мукачево – Ужгород (МТК № 5); Кипти – Глухов – Бачевск, Киев – Васильков, в обход г. Одессы (МТК № 3);
строительство автомобильных дорог Львов – Краковец и Львов – Броды (МТК № 3) на основе концессий и государственно – частного партнерства.
В перспективе планируется также завершить: строительство (восстановление) глубоководного судоходного канала Дунай – Черное море (МТК № 7), строительство и реконструкцию причалов в речных портах, реконструкцию судоходных шлюзов и волнозащитных сооружений и конструкций на р. Днепр, строительство Бескидского тоннеля на МТК № 5.
Учитывая, что в Украине особое место занимают вопросы развития морских торговых портов, в рамках Программы осуществлялось совершенствование действующих и строительство новых современных высокотехнологических специализированных перегрузочных комплексов, оптимизация технологии перегрузки традиционных грузов, модернизация железнодорожно-автомобильных путей и других портовых объектов.
Интересен также опыт украинской стороны по созданию условий для увеличения пропускной способности и грузооборота Одесского морского торгового порта, являющегося одной из ключевых транспортно-распределительных точек МТК № 7, 9, а также «ТРАСЕКА». В рамках Концепции развития ДП «Одесский морской торговый порт» на период 2006 – 2010 годов реализованы 8 инвестиционных проектов общей стоимостью около 1,5 млрд долларов США, что позволило увеличить пропускную способность порта до 36 млн т грузов в год и создать дополнительно около
2 тыс. рабочих мест.
В Украине также действует подпрограмма по комплексному развитию пунктов пропуска (пунктов контроля) на государственной границе. Государственной таможенной службой, Пограничной службой и другими заинтересованными ведомствами совместно с Украинской железной дорогой проводится совместная работа по упрощению порядка пересечения государственной границы путем организации размещения всех контролирующих служб в пунктах пропуска через государственную границу по принципу «единого офиса».
В целях расширения пропускной способности и повышения качества проведения пограничных и таможенных процедур в период 2007–2011 годов реконструированы, в том числе автомобильные пункты пропуска: Косыны, Городище (МТК № 5), Бачевск, Новые Яриловичи, Платоново (МТК № 9).
Еще одной формой обеспечения развития национальных участков МТК СНГ являются национальные проекты, в основе которых, как правило, лежит реализация потенциала государственно-частного партнерства.
В наибольшей степени такой подход (фактически связанный с предоставлением инвестиционных преференций международными финансовыми институтами) получил распространение в государствах Содружества Центральной Азии и Закавказья, которые являются участниками Программы ТРАСЕКА и МТК «Южный».
Отдельно следует упомянуть реализацию проектов национального и двустороннего форматов в рамках Программы ТРАСЕКА. К таким проектам, в частности, относится: строительство контейнерных терминалов в г. Бухаре (Республика Узбекистан), г. Баку (Азербайджанская Республика) и г. Туркменбаши (Туркменистан); развитие контейнерных услуг между портами Баку и Туркменбаши; создание центра по экспорту хлопка в г. Бухаре; развитие интермодальных перевозок (все государства – участники СНГ).
Очевидный интерес для государств представляют также такие региональные проекты, как «Гармонизация пограничных процедур», «Единая политика обложения транзитной таможенной пошлиной и тарифы», «Общая юридическая база для транзитных перевозок», выполняемые в рамках Программы «ТРАСЕКА».
Осуществляемая работа по формированию национальных участков МТК СНГ и созданию условий для их согласованного развития – даже с учетом имеющихся проблем – является объективным доказательством тех возможностей, которые предоставляет региональная система транспортных коридоров для построения общего транспортного пространства СНГ.
3. Потенциал транспортных коридоров и формирование
общего транспортного пространства СНГ
Одной из стратегических задач транспортной интеграции в Содружестве является построение общего транспортного пространства СНГ, определенного Соглашением о принципах формирования общего транспортного пространства и взаимодействия государств – участников СНГ в области транспортной политики от 10 октября 1997 года.
В этой связи необходимо отметить следующее.
Анализ современного состояния и особенностей формирования МТК СНГ, концептуальных и программных подходов по развитию национальных коридорных участков, а также реальных результатов, достигнутых в вопросах формирования опорной транспортной инфраструктуры в полосе МТК СНГ, дает основание говорить о наличии сложившейся сетевой структуры МТК по видам транспорта, охватывающей на стратегически перспективных транспортных «плечах» территории государств – участников СНГ.