Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:33, реферат
Для целей обеспечения государственных нужд во многих зарубежных странах используются технологии управления единым циклом планирования, размещения и исполнения государственных контрактов (контрактные системы). Характерными особенностями национальных контрактных систем является широкое применение методик планирования обеспечения государственных нужд, мониторинга цен, библиотек типовых контрактов, механизмов контроля исполнения контрактов, процедур оценки результатов исполнения государственных контрактов, специализированных информационных ресурсов управления контрактными системами.
Используется унифицированные формы государственных контрактов, каждая из которых должна включать в себя следующие части:
Федеральный контракт в американской практике выполняет более широкий спектр функций в сравнении с обычным представлением о таком документе. Помимо стандартных разделов, в него включаются положения экономической, промышленной, внешнеторговой политики федерального правительства. Например, это могут быть положения трудового законодательства, касающиеся распорядка трудового дня, равного права на труд, ограничения приобретения комплектующих в отдельных странах, обязательства приобретения отдельных комплектующих и материалов, необходимых для изготовления изделий по государственному контракту централизованно в рамках Администрации общего обслуживания США.
Таким образом, федеральная
контрактная система США
Мониторинг государственных контрактов
Акт «Об Офисе государственного заказа США», принятый 1974 году, потребовал от Административно-бюджетного управления создать систему сбора информации о федеральных государственных контрактах. Федеральный банк данных о государственных контрактах был создан в 1978 году. Пользователями информации из банка данных является Конгресс, Счетная палата США, исполнительные органы государственной власти, а также широкая общественность. Модернизация программно-аппаратной структуры Федерального банка данных о государственных контрактах была проведена в 2003 году. По ее результатам Web-сайт Федерального банка данных позволяет генерировать как стандартные отчеты, а также конструировать свои отчеты, выбирая наиболее интересные пользователю отчетные показатели.
Текущие тенденции развития ФКС США
В настоящее время в США проводится реформа ФКС, основными направлениями которой являются:
Первое, сокращение использования контрактов с возмещением затрат (как наиболее подверженных рискам увеличения сметной стоимости). В соответствии с Инструктивным письмом Административно-бюджетного управления США в большинстве случаев должен применяться государственный контракт с фиксированными ценами. В то же время, в тех случаях, когда специфика закупаемого товара, работы, услуги, изделия обуславливает высокий уровень неопределенности, несомненной является целесообразность использования контракта с последующей компенсацией затрат. Однако, в настоящее время государственные заказчики применяют такой тип контракта и для закупок стандартной продукции, что недопустимо.
Второе, привлечение потенциальных исполнителей на основе извещений о заинтересованности, к формированию технических требований.
Третье, использование механизма конкурентных переговоров в целях проведения предварительного due diligence (комплексной экспертизы) проекта, для выполнения которого планируется заключение государственного контракта.
Четвертое, проведение закупок комплексных услуг в отличие от закупки составляющих работ и сырья. При этом орган исполнительной власти должен провести анализ с целью разграничения в технических требованиях стандартизируемой и нестандартизируемой продукции с целью снижения уровня неопределенности и диверсификации типов контрактов, используемых для достижения задач проекта/программы. Например, если ведомство реализует сложный проект, необходимо выделить стадию предпроектных работ (контракт с компенсацией затрат (так называемый контракт оплаты времени и материалов), разработки проекта (контракт затраты-плюс-премия) и серийное производство (контракт с фиксированной ценой). При этом, необходимо отметить, что наилучшей альтернативой является реализация такого проекта в рамках единого гибридного государственного контракта7.
Пятое, определение уровня неопределенности на базе формализованных методик и использование контрактов с возмещением затрат только в случае высокого уровня неопределенности. В случае использования такого типа контракта предусматривается формирование рабочей группы органа исполнительной власти, состоящей из контрактного офицера, менеджера проекта, технического заказчика работы в целях разработки формализованной системы стимулов, обеспечивающих экономию затрат и повышение качества предоставляемых товаров, работ и услуг.
Шестое, отслеживание результатов деятельности и репутационной истории подрядчика посредством создания соответствующей информационной среды. Для этого создана автоматизированная информационная система мониторинга предыдущей результативности поставщиков, определены должностные лица, ответственные за ведение ведомственных учетных систем мониторинга результативности деятельности подрядчиков. Начиная с 1 февраля 2010 года, Офис государственного заказа США проводит регулярные оценки степени соблюдения правил ведения ведомственного сегмента информационной системы результативности подрядчиков8.
Реализуется также комплекс мероприятий, направленных на отбор подрядчиков, способных предоставлять наиболее качественные товары, работы, услуги, для чего проверятся прошлая деятельность подрядчиков перед подписанием нового контракта с ним.
Целью контрактной системы Великобритании является сопровождение планирования, размещения и исполнения государственного контракта на протяжении всего его жизненного цикла. Особенностями контрактной системы Великобритании являются:
централизованный характер, который состоит в наделении специально уполномоченного органа исполнительной власти (Управление по делам государства, подведомственное Казначейству (Office of Government Commerce – OGC)) полномочиями по предварительной оценке необходимости и рисков, связанных с решением отраслевого органа исполнительной власти разместить государственный заказ. В силу централизованного характера национальной контрактной системы Великобритании ключевую роль в ней играет Управление по делам государства, далее описывается работа этой организации;
«сервисный» характер контрактной системы, в которой Управление по делам государства не только уполномочено на проведение единой государственной политики в области государственного заказа, но и призвано оказывать отраслевым органам исполнительной власти услуги по отбору проектов, сопровождение процесса размещения государственного заказа, управлению контрактами.
Функционал Управления разбит на три бизнес-единицы:
«Программы и проекты»;
«Государственные закупки»;
«Государственное имущество».
Функциями бизнес-единицы «Программы и проекты» являются:
- оценка программ и проектов;
- методическое и нормативное правовое обеспечение процедур разработки и реализации программ и проектов;
- реализация общенациональных программ подготовки проект-менеджеров, занятых в государственном секторе;
- подготовка отчётов о результативности исполнения государственных контрактов9;
- обеспечение распространения лучшей практики по управлению программами и проектами;
- ведение реестра рисков исполнения государственных контрактов;
Функциями бизнес-единицы «Государственные закупки» являются:
-классификация государственных нужд;
централизованное размещение закупок стандартной продукции заранее определенной номенклатуры;
- организация совместных закупок различных органов исполнительной власти Великобритании с целью достижения экономии на масштабе;
- проведение общенациональных программ обучения специалистов отраслевых органов исполнительной власти, ответственных за размещение государственного заказа;
- нормативно-правовое и методическое обеспечение процедур размещения государственного заказа;
- оценка степени зрелости процессов размещения государственного заказа в отраслевых органах исполнительной власти;
- методическое обеспечение государственных заказчиков, ведение библиотек типовых государственных контрактов.
В 2008 году общий размер расходов на государственный заказ составил 204 млрд. фунтов стерлингов. В настоящее время проведена классификация государственных нужд стоимостью 110 млрд. ф. ст. К апрелю 2010 года поставлена задача провести классификацию не менее 80% общих средств, направляемых на государственный заказ. Такая постановка задачи позволит всем государственным организациям категорировать их расходы на должном уровне детализации.
В рамках национальной контрактной системы Великобритании централизованно закупаются стандартные товары и услуги. Реализована т.н. схема централизации по принципу «закупки третьим лицом». Например, группа по закупке энергетических ресурсов, созданная на базе министерства обороны Великобритании, обеспечивает более 85% от общего объема приобретаемой электроэнергии во всем общественном секторе, достигая существенного снижения цен. В соответствие с годовым отчетом Управления по делам государства, «закупка третьим лицом» энергоресурсов, продуктов питания, транспортных услуг, программного обеспечения, строительных услуг позволила сэкономить в 2008 году 1,4 млрд. фунтов стерлингов. К марту 2011 года поставлена задача централизованно размещать не менее 80% от общего размера средств, направляемых на закупку стандартных товаров, работ и услуг.
Оценка качества процессов размещения государственного заказа в отраслевых органах исполнительной власти осуществляется в рамках подготовки ежегодных «Обзоров зрелости процессов обеспечения государственных нужд органа исполнительной власти». Целью проведения таких обзоров является идентификация резервов улучшения процедур и процессов обеспечения государственных нужд на уровне департаментов и исполнительных агентств.
По результатам проведенных «
Функциями бизнес-единицы «Государственное имущество» являются:
- ведение электронного регистра государственной собственности;
- проведение национальной программы рационализации использования государственного имущества;
- оценка эффективности
Объединение в рамках
одного органа исполнительной власти
трех ключевых бизнес-процессов, касающихся
обеспечения государственных
Управление по делам государства реализует следующие функции, существенным образом влияющие на эффективность удовлетворения государственных нужд:
- обоснование и мониторинг государственных контрактов;
- разработка рекомендаций по использованию библиотеки государственных контрактов;
- управление крупнейшими
Обоснование и мониторинг государственных контрактов. В качестве ключевой технологии мониторинга Управление по делам государства применяет так называемую схему многоступенчатой фильтрации заказов до момента их утверждения (OGC Gateway process). Каждый государственный контракт рассматривается в рамках данной модели на всех этапах его жизненного цикла:
- обоснование необходимости государственного контракта;
- стратегия снабжения;
- стратегия размещения;
- организационная схема исполнения государственных контрактов;
- проекты договоров, технических заданий;
- результаты этапов исполнения государственных контрактов;
- результаты исполнения государственных контрактов;
- результаты эксплуатации созданных объектов.
Система мониторинга основана на классификации государственных контрактов на следующие группы:
Информация о работе Международный опыт функционирования контрактных систем