Международный опыт функционирования контрактных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 01:33, реферат

Описание работы

Для целей обеспечения государственных нужд во многих зарубежных странах используются технологии управления единым циклом планирования, размещения и исполнения государственных контрактов (контрактные системы). Характерными особенностями национальных контрактных систем является широкое применение методик планирования обеспечения государственных нужд, мониторинга цен, библиотек типовых контрактов, механизмов контроля исполнения контрактов, процедур оценки результатов исполнения государственных контрактов, специализированных информационных ресурсов управления контрактными системами.

Файлы: 1 файл

международный опыт функционирования контракт системы на примере США.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Служба по государственным  закупкам создана на основании Статьи 3 Кодекса госзакупок Декретом правительства  № 2009-300 от 17 марта 2009 года под эгидой объединенного Министерства экономики  и бюджета.

Стратегию работы Службы вырабатывает Ориентационный Совет. Он определяет основные направления политики государственных закупок и анализирует результаты. В состав Ориентационного совета входят по одному представителю Государственного Совета, Счетной палаты и Генеральной финансовой инспекции, из числа которых постановлением Министра экономики и бюджета назначается президент Совета. В состав Совета также входят два парламентария (от Национальной ассамблеи и Сената), по одному представителю министерств экономики, бюджета, обороны, внутренних дел, устойчивого развития, а также представитель малых и средних предприятий. Члены Ориентационного совета назначаются министром бюджета сроком на 5 лет. Совет собирается минимум три раза в год.

Перед Службой поставлены стратегические задачи: (1) осуществить в течение 3-х ближайших лет экономию по текущим закупкам для государственных нужд в 10%; (2) развивать экологически- и социально- ответственные закупки и (3) облегчить доступ к госзаказу малых предприятий.

Оперативное руководство  Службой осуществляет Комитет по закупкам, который собирается 4 раза в год.

Служба по государственным  закупкам определяет и практически  реализует стратегию (централизованно  размещает госзаказы) по текущим  закупкам для нужд различных ведомств. К текущим государственным закупкам относится:

- движимое имущество (мебель, предметы обстановки), канцелярские принадлежности, офисное оборудование;

- информационно-вычислительная техника и программы постоянных запоминающих устройств, встроенные программы;

- пакеты прикладных программ и сопутствующие услуги;

- оборудование и услуги связи;

- служебный транспорт для перевозки людей и грузов;

- благоустройство территории, поддержание санитарно-технического оборудования;

- неспециализированные транспортные средства, топливо и горюче-смазочные материалы;

- материалы и услуги для выполнения печатных работ, экспедиционные услуги; оплата почтовыми марками; доставка, газет, журналов;

- электро-, тепло- и водо- снабжение;

- финансовые, страховые и банковские услуги, за исключением предусмотренных в ст.3 Кодекса госзакупок.

При этом перечень текущих  закупок может быть изменен или  дополнен постановлением объединенного  Министерства экономики и бюджета.

Служба по государственным  закупкам обеспечивает проведение экономически наиболее выгодных закупок, соблюдающих задачи устойчивого и социального развития и способствующих наиболее широкому доступу малых и средних предприятий к государственным закупкам.

С этой целью Служба по государственным закупкам:

- определяет уровень потребностей заказчика;

- разрабатывает стратегию закупок на основе анализа рынка;

- заключает любые виды контрактов по закупкам для нужд органов государственной власти;

- делегирует, в случае необходимости, право заключения сделки иным структурам;

- обеспечивает успешную реализацию контрактов, которые она заключила или заключает.

Кроме того, Служба по государственным  закупкам вводит в действие и эксплуатирует  информационную систему, позволяющую  отслеживать текущие закупки государства, потребности в проведении закупок, осуществлять наблюдение за совершенными закупками, а также оценивать полученные результаты. На Службу по государственным закупкам возложены функции по надзору за тем, чтобы осуществляемые закупки были учтены в бюджетной, финансовой системах государства и при бухгалтерском учёте государственных финансовых операций. С этой целью Служба по государственным закупкам имеет право доступа ко всей информации по контрактам, финансовому и бухгалтерскому учёту государственных финансовых операций, заключенной государственными службами по покупке имущества, выполнению работ и услуг, кроме информации, относящейся к секретам национальной обороны. Эта информация предоставляется Службе по государственным закупкам по ее запросу.

Кроме того, Служба по государственным закупкам предоставляет указанную выше информацию соответствующим службам государства, а также участвует в определении политики обучения всех участников государственных закупок, распространяет лучший опыт проведения закупок среди государственных заказчиков. Эта структура сопровождает групп по изучению рынков, которые разрабатывают справочники и техническую спецификацию, используемую при заключении государственных контрактов, и вносит предложения по улучшению и успешному проведению госзакупок.

Информационное обеспечение  контрактной системы Франции осуществляет Информационный центр государственных закупок, созданный 14 ноября 2005 года при Министре экономики в соответствии с постановлением Правительства Франции от 10 ноября 2005 года. Функции генерального секретариата в данном комитете осуществляет Дирекция по юридическим вопросам.

Объединяя всех участников государственных закупок Информационный центр выполняет три основные функции:

- сбор и обработка финансовых, бухгалтерских и экономических показателей, касающихся госзакупок, что позволяет лучше управлять процессом, осуществлять экономию государственных средств, соблюдать прозрачность сделок и правила конкуренции;

- экономический анализ собираемой информации;

- оценка качества организации закупочных процессов и взаимное обсуждение всеми участниками технических и экономических аспектов проведения госзакупок в ходе рабочих коллоквиумов и семинаров.

Информационный центр  государственных закупок ежегодно публикует информацию о заключенных  и реализуемых контрактах. При  этом экономическая регистрация (учет) государственных закупок предусмотрена статьей 131 Кодекса госзакупок и декретом по его применению №2006-1071 от 28 августа 2006 года. Постановление от 11 декабря 2006 года ввело в действие поправку, касающуюся сбора данных по контрактам выше 90 000 евро (без НДС). Постановление от 22 октября 2007 года дополнило эту меру необходимостью сбора экономических показателей по контрактам, заключенным на суммы между 4000 евро и 90 000 евро (без НДС).

Во Франции регистрируются и учитываются:

- сделки государственных учреждений, осуществляемые в соответствии с Кодексом госзакупок и текстами Европарламента (директива 2004\17);

- контракты, заключенные в соответствии с декретом о некоторых сделках  для нужд обороны;

- контракты, заключенные некоторыми государственными или частными лицами, и не подпадающие под статьи Кодекса госзакупок;

- некоторые концессионные договоры в соответствии со специальными документами, иные контракты.

Регистрация определяется и через установления перечня  покупателей, чьи контракты подпадают в Информационный центр государственных закупок. В их числе: органы государственной власти, административно-территориальные образования, государственные административные учреждения национального и территориального уровня, структуры, подлежащие экономическому и финансовому контролю государства.

Для контрактов на сумму  выше 90 000 евро (без НДС) данные получают опосредованно - из справочной карточки, обязательно размещаемой государственным покупателем в ходе нотификации контракта, дополнительного соглашения, или специального договора субподряда и передаваемой инспектору Казначейства по платежным поручениям, или, в некоторых случаях направляемой непосредственно в ОЕАР. Для контрактов на сумму от 4 000 до 90 000 евро (без НДС) постановлением объединенного Министерства экономики и финансов от  
22 октября 2007 года введена анкета, которую заполняет репрезентативная выборка государственных покупателей. Она определяется ежегодно методом случайной выборки. Так, например, в 2008 году анкетирование коснулось немногим более 6 900 государственных заказчиков, имеющих контракты от 4 000 до 90 000 евро. Большинство из тех, кто попал в репрезентативную выборку INSEE будут в ней только 1 год. Начиная с 2010 года периметр анкетирования изменится и в нем примут участие так называемые «малые закупки», к числу которых относятся контракты от 20 000 до 90 000 евро. Необходимость представлять статистические данные (статистические обязательства) касаются только контрактов на суммы выше 90 000 евро и тех госзакупщиков, которые попали в ежегодную выборку.

В 2009 году началось реформирование действующей информационной системы. Был запущен проект, цели которого: дематериализация (переведение в  электронный формат) учета и значительное улучшение количества и качества собираемых данных о государственных закупок. Эта будущая информационная система будет использовать, главным образом, данные бухгалтерского учета. Первый этап проекта направлен на анализ государственных потребностей и способов их обеспечения.

1 Такого рода документы не имеют устоявшегося названия и по-разному именуются в различных министерствах и ведомствах: PFP – Preliminary Forecast Plan (предварительный прогнозный план) в Министерстве иностранных дел США или CMP – Contract Management Plan (план управления проектом) в Министерстве энергетики США. Для целей данного документа используется термин «прогнозный план закупок».

2 Часть 7.104 (а) FAR.

3 Для проектов на сумму более 7 млн. долл. для Министерства обороны США, 5 млн. долл. для НАСА и Министерства энергетики США, 2 млн. долл. для прочих министерств и ведомств составление прогнозных планов является обязательным по федеральному закону о закупках. Министерства самостоятельно устанавливают, какие проекты внутри министерств требуют аналогичной процедуры. Как правило, это проекты на сумму более 100 тыс. долл. США.

4 Директива Министерства обороны США «О системе планирования, программирования и бюджетирования (PPBS)» №7045.14 от 22 мая 1984г.

5 FAAPS – Forecast Advance Acquisition Plan System. Доступен по адресу http://fido.gov/doc/aap/default.asp.

6 См., например, Меморандум Министерства торговли США «Инструкции по составлению плана предварительных закупок на 2010 фискальный год» от 9 марта 2009г.

7 Memorandum for the Chief Acqusition officers // Office of management and Budget. October 29, 2009.

8 Memorandum for the Chief Acqusition officers // Office of management and Budget. July 29, 2009.

9 Аналог целевой программы в Российской Федерации.

10 Infrastructure procurement: delivering long-term value. HM Treasury. March 2008.

11 PRINCE2 – правительством Франции, OGC Gateway, ITIL – Правительством Дании, Правительство КНР- ITIL


Информация о работе Международный опыт функционирования контрактных систем